Подкаст №310. Тромбонист Джей Джей Джонсон

0
Jazz.Ru Podcast

В начале февраля в истории джаза есть грустная дата: девять лет назад ушёл из жизни самый популярный тромбонист в джазовой истории — Джей Джей Джонсон (J.J.Johnson). Год назад, когда отмечалось 85-летие со дня рождения Джей Джея, ваш покорный слуга — редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков — выпустил подкаст (небольшую сетевую радиопередачу), посвящённый памяти тромбониста. Предлагаю переслушать этот подкаст — ведь там звучат примеры игры Джей Джей Джонсона! — а в качестве дополнения к слушанию прочитать текст подкаста.

J.J.Johnson
J.J.Johnson

Читать текст подкаста:
22 января 2009 года исполнилось бы 85 лет одному из величайших тромбонистов в джазовой истории, которого мы знаем под именем Джей Джей Джонсон.

Джеймс Луис Джонсон родился в Индианаполисе в 1924 году. Семья его не была особенно музыкальной. Музыка пришла в жизнь будущего великого тромбониста в первой половине 30-х, когда маленький Джей Джей (так, по первым буквам имени и фамилии, его называли с детства) учился игре на фортепиано у церковной органистки в методистской церкви. С 14 лет он играл в школьном оркестре на тромбоне. Когда Джонсону исполнилось 18, он был уже достаточно искушённым музыкантом — искушённым настолько, что он уехал из родительского дома, чтобы играть в различных джазовых и ритм-н-блюзовых оркестрах, где его ценили не только как крепкого «секционного» музыканта, но и как солиста, потому что Джей Джей обладал развитым импровизационным мышлением и, главное, отличной техникой игры, позволявшей ему невероятно «скорострельное» по тем временам звукоизвлечение, и гибким, подвижным звуком. Все эти качества закономерно привели его в лагерь бибоперов, молодых джазменов нового поколения, разрабатывавших новый импровизационный язык и достигавших огромных высот инструментального мастерства. Вот фрагмент классической записи величайшей звезды бибопа, альт-саксофониста Чарли Паркера, сделанной в декабре 1947 года. Паркеру здесь 27 лет, а Джей Джей Джонсону 23, они так и солируют подряд: после темы звучит саксофонное соло Паркера, а затем соло на тромбоне Джей Джей Джонсона. Тема называется «Crazeology».

В 1953 г. Джонсон на время бросил музыкальный бизнес, так как заработки его решительно не устраивали. Работа чертёжника в оборонной компании, казалось, оплачивалась гораздо лучше. Только год спустя тромбонист вернулся к полной занятости в музыкальном исполнительстве, собрав совместный ансамбль с другим тромбонистом, по имени Кей Уиндинг; их группа получила название Jay & Kai и просуществовала два года. Именно в результате успешных гастролей с этим ансамблем Джей Джей не то чтобы разбогател, но впервые купил себе автомобиль.

Записи Джей Джей Джонсона конца 50-х — основа его музыкантской репутации и, наверное, вершина его исполнительской карьеры. Слушаем фрагмент его пьесы «Blue Trombone» с альбома «The Trombone Master», записанного в мае 1957 г. Томми Флэнеген — фортепиано, Пол Чэмберс — контрабас, Макс Роуч — барабаны, Джей Джей Джонсон — тромбон.

Интересы Джей Джей Джонсона всегда были несколько шире чистого джаза. Он много занимался композицией в духе так называемого «третьего течения», то есть соединения классики и джаза, а в начале 70-х переехал в Голливуд и на 17 лет полностью ушёл в мир музыки для кино и телевидения, изредка выступая с заезжавшими в Калифорнию коллегами-джазменами. Удивительный феномен: хотя Джонсон в этот период почти не играл, любовь слушателей к нему была так велика, что его имя год за годом оказывалось во главе списка лучших джазовых вокалистов в опросе читателей журнала «Даун Бит». Недолгий камбэк случился в конце 80-х, когда Джей Джей вернулся в родной Индианаполис и было начал опять записываться и гастролировать, но тяжёлая болезнь жены на несколько лет снова увела его со сцены. В начале 90-х произошёл его второй камбэк, продлившийся пять лет. В 96-м Джей Джей Джонсон снова удалился от активного исполнительства и в основном занимался композицией и освоением новых музыкальных технологий дома в Индианаполисе. Но тут болезнь подкралась к нему самому. Музыкант несколько вёл тяжёлую битву с онкологическим заболеванием. Лечение шло с переменным успехом, но постепенно рак начал одолевать. 4 февраля 2001 года 74-летний музыкант не вынес продолжения борьбы: Джей Джей Джонсон застрелился у себя дома в Индианаполисе.

В память о выдающемся тромбонисте слушаем его игру в записи одного из важнейших композиторов «третьего течения», Джорджа Расселла. Оркестр Расселла играет его сочинение 1964 года «Stratusphunk». Солисты: альт-саксофон — Оливер Нелсон, тромбон — Джей Джей Джонсон.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяРецензии: Эберхард Вебер, Торд Густавсен
Следующая статьяArt Splash: новый проект Алекса Ростоцкого
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.