Гитарист Хёрб Эллис (1921-2010). Биографический очерк и подкаст

2
Jazz.Ru Podcast

Вечером 28 марта 2010 в своём доме в Лос-Анджелесе умер на 89 году жизни один из классиков джазовой гитары 1950-60-х гг. — Херб Эллис. Он уже много лет не выступал: у него была болезнь Альцгеймера.

Вершина творчества Херба Эллиса — безусловно, участие в трио пианиста Оскара Питерсона с 1952 по 1958 годы. Вот одна из сохранившихся съёмок этого периода: трио играет «A Gal In Gallico» на фестивале North Sea в Нидерландах. Рэй Браун — контрабас, Оскар Питерсон — фортепиано, Херб Эллис — гитара, заменяющая заодно и ударные инструменты.

httpv://www.youtube.com/watch?v=qkO20y6Y5yg

Herb Ellis
Херб Эллис (фото: Кирилл Мошков, 1999)

Фотография справа неспроста так ужасна: автор этих строк сделал её на плёночную мыльницу на фестивале Лайонела Хэмптона в штате Айдахо в США 11 лет назад — увы, доступных цифровых фотоапаратов тогда просто не существовало! Зато это собственноручно сделанный снимок — персональный опыт слушания одного из величайших гитаристов джазового мэйнстрима. На этом опыте основан и подкаст, посвящённый Эллису, который автор записал и опубликовал в августе прошлого года, когда гитаристу исполнялось 88 лет.

Читаем и слушаем подкаст

4 августа 2009 года исполняется 88 лет одному из самых примечательных гитаристов в джазовой истории. Его зовут Херб Эллис, и он до наших дней живёт тихой жизнью пенсионера в провинциальном Арканзасе, куда он переехал ещё 20 лет назад, чтобы удалиться от суеты и шума Лос-Анджелеса.

Я должен сознаться, я испытываю особые чувства к игре Херба Эллиса не потому, чтобы его игра нравилась мне больше, чем, скажем, искусство Джо Пасса, Гранта Грина, Уэса Монтгомери или Барни Кессела. Просто из всех перечисленных титанов классической джазовой гитары 1950-60-х гг. Херб Эллис — единственный, кого мне довелось слушать живьём. Было это ровно 10 лет назад на крупнейшем джазовом фестивале северо-запада США, фестивале Лайонела Хэмптона в штате Айдахо. В тот год Херб Эллис играл на фестивале в составе хауз-бэнда, то есть штатной ритм-секции, которая сопровождала выступления большинства звёздных солистов — хэдлайнеров фестиваля. Но и сама ритм-секция была вполне звёздной: так, за роялем был 80-летний тогда Хэнк Джонс, а на гитаре — Эллис, которому тогда было 78 лет. Несмотря на возраст, игра замечательного гитариста и тогда звучала так же сдержанно, мудро и плотно, как и полувеком раньше, когда, собственно, Херб Эллис и достиг почти всего, чего достиг.

В 1952 году 30-летний Херб Эллис, уже известный благодаря выступлениям в оркестре Джимми Дорси и затем в трио Soft Winds, становится участником трио пианиста Оскара Питерсона вместе с контрабасистом Рэем Брауном. Эллис был в трио единственным белым, что вызывало в те годы определённые сложности; в частности, афроамериканские музыканты глухо ворчали в адрес Питерсона, что он мог бы взять в своё трио настоящего джазмена, а не какого-то белого. Впрочем, ворчание постепенно затихло, потому что никто не мог всерьёз сказать, что Херб Эллис — не настоящий джазмен. Напротив, именно его игра в значительной степени определила звучание традиционной джазовой гитары, особенно её ритмическую роль, и именно этот состав трио Оскара Питерсона, просуществовавший с 1952-го по 1958 год, считается безусловно лучшим и самым интересным. Роль Эллиса в трио была так велика, что, когда в 58-м он покинул ансамбль, Питерсон не стал брать вместо него другого гитариста, а заменил его барабанщиком.

Работая у Питерсона, Херб Эллис записывался с массой других джазовых звёзд, что и неудивительно: поскольку сыгранность и почти телепатическое взаимопонимание трио Питерсон-Браун-Эллис высоко ценились, продюсер Норман Грэнц постоянно использовал их как аккомпаниаторов для звёзд своего лейбла Verve. Игра этого трио в составе сопровождающего ансамбля звучит на альбомах саксофонистов Бена Уэбстера и Стэна Гетца, трубачей Диззи Гиллеспи и Роя Элдриджа и даже на записях Эллы Фицджералд и Луи Армстронга, спродюсированных Норманом Грэнцем. Мало того, Грэнц постоянно занимал трио Питерсона на гастролях своей антрепризы «Джаз в филармонии», так что неудивительно, что после ухода из трио Питерсона Эллис продолжал записываться, в том числе как лидер, для того же самого лейбла. Мы сейчас послушаем фрагмент его самого известного альбома на Verve, первого, выпущенного им после ухода от Питерсона в 1958 г. В записи принял участие контрабасист трио Питерсона, Рэй Браун; кроме того, мы слышим здесь игру тенориста Стэна Гетца, трубача Роя Элдриджа и барабанщика Стэна Леви. Альбом назывался «Nothing But the Blues» и действительно не содержал ничего, кроме блюзов; в форме блюза написан и этот старинный джазовый стандарт «Tin Roof Blues».

Вся дальнейшая работа Херба Эллиса целиком и полностью основана на его достижениях 1950-х годов, но на протяжении всех последующих десятилетий, не придумывая уже ничего нового и, собственно, не развиваясь, Эллис остаётся образцом настоящего, подлинно джазового вкуса в игре на электрогитаре. Он гастролировал с Эллой Фицджералд, записывался в ансамблях с другими великими джазовыми гитаристами (например, Барни Кесселом, Чарли Бёрдом и Джо Пассом) и выпускал собственные альбомы на лейбле Concord, но практически всегда продолжал играть то, чего от него ожидали — то, что он играл и десять, и двадцать, и тридцать, и сорок лет назад; не больше, но и не меньше.

Несколько особняком в его дискографии стоит его совместный альбом с саксофонистом Джимми Джуффри, выпущенный на Verve в 1959 году. «Herb Ellis Meets Jimmy Giuffre» — отличный пример того, как супертрадиционный музыкант с радостью и взаимным творческим интересом играет с музыкантом, репутация которого основана, напротив, на отказе от шаблонов и поиске новых созвучий. Тут для записи тоже собран мощный состав: кроме Джуффри, на саксофонах играют Арт Пеппер и Бад Шэнк, на фортепиано — Лу Леви, контрабас — Джо Мондрагон, барабаны — Стэн Леви. На гитаре Херб Эллис. Забавная пьеска, открывающая альбом — «Goose Grease».
СЛУШАТЬ ПОДКАСТ:

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяДжазовый подкаст №423: пианистка Сатоко Фудзии
Следующая статья«Джазовая весна» в Санкт-Петербурге
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

2 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Мир праху его. Он прожил длинную и творчески насыщенную жизнь. В память о нём я переслушаю альбом Oscar Peterson Hello Herbie (MPS Records) — эпизодическое воссоединение выдающегося пианиста и выдающегося гитариста в 1969 году.

  2. Прекрасный музыкальный сюжет, три замечательных музыканта, которых теперь, увы, уже нет с нами. Но вместе они создали столько первоклассной музыки, оставили такое богатое музыкальное наследие, что поводов вспомнить об этом легендарном ансамбле, в котором были только звезды, будет предостаточно. А Херб Эллис безусловно вошел в число тех музыкантов, которых заслуженно называют легендами джаза. Буквально несколько дней назад, не зная, что он умер, смотрел концерт, где он играет вместе с такими же китами джаза — Чарли Бердом и Тэлом Фэрлоу, и еще подумал, а жив ли Херб Эллис? Оказалось, что уже нет. Печально. В память о нем устрою себе сегодня вечер джаза с Нербом Эллисом.

Добавить комментарий для Алексей Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.