Российский тур Мауши Аднет и Brazil Bossa-Nova Quartet

Читаем РЕПОРТАЖ с московского концерта тура (25.05.2010)!

Посольство Бразилии в Москве представляет 

BRAZIL BOSSA-NOVA QUARTET 
посвящение Антонио Жобиму

Brazil Bossa-Nova Quartet
Brazil Bossa-Nova Quartet

 Мауша Аднет (Maucha Adnet) — вокал
Хелио Альвес (Helio Alves) — фортепиано
Дудука да Фонсека (Duduka da Fonseca) — перкуссия
Арк Овруцкий (Ark Ovrutski) — контрабас, электробас

 25 мая — Московский международный Дом музыки (Театральный зал), тел. 730-1011  
ЗАКАЗ БИЛЕТОВ

а также:
26 мая — Тверская филармония
27 мая — Екатеринбургская филармония
28 мая — Тюменская филармония

Первое, что мы обычно представляем себе при словах «бразильская музыка» — это босса-нова. Горячая и пряная, но одновременно нежная и изящная, она — коктейль из множества ингредиентов. Происхождение названия «bossa nova» (буквально bossa — «шишка», «холмик», «горб»; nova — «новый») связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «bossa», которое означало примерно то же, что русское словечко «фишка»: особенность, яркая черта. Таким образом, название жанра следует понимать не буквально («новый горб» или «новая шишка»), а по существу: «новая фишка», «новый стиль». Босса-нова появилась в Рио-де-Жанейро, в районе Ипанема — месте обитания обеспеченных людей. Первоначально босса-нова была смесью традиционных ритмов бразильской самбы и классического американского джаза; её исполняли в акустическом звучании (гитара, контрабас, скромные ударные) на вечеринках и домашних концертах для образованной публики. Вскоре, однако, босса-нова перестала быть лишь «музыкой для избранных» и зазвучала в клубах, арт-кафе и просто на улицах бразильских городов. Босса-нову часто ошибочно считают афро-бразильской традицией, тогда как это относительно недавний жанр, созданный в 1950-х преимущественно белыми музыкантами и поэтами. Целая плеяда талантливых авторов, среди которых особенно выделялись Антонио Карлос Жобим (псевдоним — «Том Жобим»), Луис Бонфа, Жуан Жилберту и Баден Пауэлл, быстро добилась всеобщего признания

Antonio Carlos Jobim
Antonio Carlos Jobim

Имя человека, сделавшего этот стиль известным во всем мире — Антонио Карлос Жобим (Antonio Carlos Jobim). Совмещая в своих песнях элементы американского кул-джаза, с одной стороны, и самбы, чоро, байяу и других стилей бразильской музыки — с другой, он прославил босса-нову далеко за пределами своей страны. Родившись и прожив жизнь в Рио-де-Жанейро, где его именем теперь назван аэропорт, Жобим заслужил признание как один из наиболее влиятельных композиторов XX века.

Первой грамзаписью босса-новы считается песня «Довольно грустить» («Chega de Saudade», 1958), сочинённая Жобимом и исполненная Жуаном Жилберту. Первым настоящим хитом, благодаря которому босса-нова переступила национальные границы, была всемирно известная ныне «Девушка из Ипанемы» («Garota de Ipanema») Тома Жобима и текстовика Винисиуша ди Мораиша. Мировыми хитами стали также песни «Безрассудство» («Insensatez») и «Корковадо» («Corcovado») — не в последнюю очередь благодаря американскому саксофонисту Стэну Гетцу, который впервые вывез Жобима, Жуана Жилберту и его жену Аструд в США, и продюсеру Криду Тейлору, который сделал ставшие классическими записи Стэна Гетца с Жобимом и супругами Жилберту. Уже в 1962 году им рукоплескал нью-йоркский Карнеги-холл. В это же время грампластинки с записями босса-новы появились и в Европе. Нельзя переоценить и роль Фрэнка Синатры в деле популяризации боссановы в Америке. Приехав в Лос-Анджелес, Том Жобим начал выступать с Синатрой, который полюбил петь джазовые стандарты в манере босса-новы. Поворотным моментом в мировом признании босса новы можно считать записанный в Голливуде альбом «Francis Albert Sinatra & Antonio Carlos Jobim» (1967).

К началу 1970-х годов босса-нова стала визитной карточкой бразильской поп-музыки, и даже в наши дни, когда художественные вкусы значительно изменились, не утратила своего значения международной эстрадной классики, о чём свидетельствует постоянный интерес к ней в различных странах мира.

ДАЛЕЕ: участники квартета, фото, музыка

Мауша Аднет

Maucha Adnet
Мауша Аднет

Певица родилась в Рио-де-Жанейро и начала свою певческую карьеру в 15 лет как одна из вокалисток группы Céu da Boca. С 1978 по 1984 коллектив издал два альбома, вышедших на лейбле Polygram. После этого целых десять лет, вплоть до кончины Жобима в 1994-м, госпожа Аднет выступала, гастролировала и записывалась с великим испонителем и композитором и его Banda Nova. Ее голос можно услышать на альбомах «Passarim» (Polygram, Verve,1987), «Antonio Brasileiro» (Sony Music, 1995, GRAMMY), Tom Jobim Inédito» (BMG-Ariola,1995) и Rio Revisited» Antonio Carlos Jobim / Gal Costa (Polygram, Verve, 1987). Мауша ездила с Жобимом по Бразилии, США, Японии, Израилю и Европе, работала с такими известными артистами, как Dorival Caymmi, Chico Buarque, Dori Caymmi, Caetano Veloso, Toninho Horta, Mario Adnet, Joyce, Nara Leão, Cesar Camargo Mariano, Charlie Byrd, Gil Goldstein, Emily Remler, Rob Mounsey, Othelo Molineaux, Trio da Paz, Herry Allen, Duduka Da Fonseca, Slide Hampton. Мауша также была приглашена как сесионный музыкант для записи получившего премию «Грэмми» альбома «Into the Sun»трубача Рэнди Бреккера. Постоянным местом жительства певицы уже много лет является Нью-Йорк, где она регулярно выступает не только со своим бэндом, но и с Клаудио Родити, Хэрби Мэнном, Оскаром Каштру-Невешем, Элиан Элиас, Марком Джонсоном, Слайдом Хэмптоном, Рэнди Бреккером и др. В мае 2002-го она была приглашенной вокалисткой на выступлениях джаз-оркестра Линкольн-Центра под руководством Уинтона Марсалиса и перкуссиониста Сиро Баптиста в зале Alice Tully Hall.В память о своем друге и учителе Мауша выпустила диск «Songs I Learned From Jobim» (Venus Records, Japan).

Мауша выступает с Trio da Paz на сцене Dizzy’s Club Coca Cola в Линкольн-центре:

Хелио Альвес

Хелио родился в Сан-Пауло и начал брать уроки игры на фортепиано с 6 лет. Исполняя поначалу классическую и популярную музыку, он постепенно перешел к джазу. Альвес переехал в Бостон, учился в Berklee College of Music, который он закончил в 1990-м. В Бостоне он познакомился с трубачом родом из Бразилии — Клаудио Родити, который посоветовал 24-х летнему пианисту отправиться в Нью-Йорк, что Хелио и сделал в 1993-м. С тех пор исполнитель и композитор получил признание как сайдмен, играя с такими музыкантами, как Джо Хендерсон, Йо-Йо Ма, Пакито Д`Ривера, Гато Барбьери, Дэйв Сэмюэлс, Аирто Морейра, Флора Пурим, Оскар Каштру-Невеш. Альвес записал два альбома с Клаудио Родити: «Samba Manhattan Style» (1995) и «Double Standards» (1997), а также появился на альбоме Родити «Brazilliance X4» (Resonance, 2009). С 1995 по 1997 годы Хелио активно гастролировал с квартетом великого саксофониста Джо Хендерсона Double Rainbow Quartet, исполняя музыку Антонио Карлоса Жобима, и записался на выигравшем «Грэмми» альбоме «Joe Henderson Big Band» (Verve, 1996). У него обширнейшая дискография в качестве сайдмена, причём многие альбомы с его участием номинировались на «Грэмми». У Хелио есть три сольных альбома: «Trios» (Reservoir Music, 1998), «Portrait in Black & White» (Reservoir Music, 2004), и «It’s Clear» (Reservoir Music, 2009).

Хелио аккомпанирует Мауше Аднет на фестивале Umbria Jazz в Италии, 2008:

Дудука да Фонсека

Duduka da Fonseca
Дудука да Фонсека

Уроженец Рио-де-Жанейро, Дудка да Фонсека начал играть на барабанах в 13-летнем возрасте, а в 15 уже появился на телевидении и стал записываться с известными бразильскими музыкантами. В 1975 Дудука переехал в Нью-Йорк, учавствуя во множестве бразильских джазовых коллективов. Один из них — Brazilian Express — появился на канале National PBS. Его New York Samba Band выступала в Blue Note, Fat Tuesday’s и Village Gate,а также во многих других американских клубах. В проекте The Brazilian Jazz All Stars принимали участие артисты Bob Mintzer, Eliane Elias и Randy Brecker. Дудука — один из участников Trio da Paz, которое номинировалось как лучшая новая латин-джазовая группа 1993-го и получила премию Jazz Awards за лучший альбом в стиле бразильского джаза в 2002-м («Partido Out», Malandro Records). Дудука выступал и записывался с такими исполнителями, как Antonio Carlos Jobim, Astrud Gilberto, Herbie Mann, Claudio Roditi, Joanne Brackeen, Eddie Gomez, John Scofield, Joe Henderson, Gerry Mulligan, Jorge Dalto, Dom Salvador, Toshiko Akiyoshi, Lee Konitz, Phil Woods, Emily Remler, Nana Vasconcelos, Nancy Wilson, Slide Hampton, Kenny Barron, Tom Harrell, Wayne Shorter и многими другими. С 1984 года Да Фонсека является преподавателем курса Drummer’s Collective в Нью-Йорке, даёт мастер-классы и частные уроки. Он также проводил мастер-классы в Европе, Японии и Бразилии. Его авторству принадлежит учебный курс «Brazilian Rhythms for Drumset» (состоящий из книги и диска) выпущенный Manhattan Music/Warner Bros. Publications. Для записи своего первого сольного альбома «Samba Jazz Fantasia» (Malandro Records) в 2003-м Дудука да Фонсека пригласил множество звезд современной джазовой сцены. Пластинка номинировалась на «Грэмми» как лучший альбом латин-джаза 2003-го года.

Арк Овруцкий

Ark Ovrutski
Ark Ovrutski

Бэндлидер, контрабасист и композитор, лауреат джазовых фестивалей, участник и создатель многих международных джазовых проектов, в период обучения в РАМ им. Гнесиных Аркадий работал в таких коллективах, как оркестр «Современник» п/у Анатолия Кролла, джазовый квартет «Зелёная Волна» п/у Александра Осейчука. В середине 90-х работал в Польше, играя с известными польскими джазменами (Збигнев Намысловский, Казимеж Йонкинш, Йоахим Менцель, Петр Барон, Петр Войтасик), в 2003-м стажировался в летней джазовой школе Бёркли, в 2005-м — в Нью-Йоркской школе Джона Патитуччи, а с 2007 года учится в аспирантуре Университета им. Ратгерса (Нью-Джерси) по классу контрабаса у профессора Майка Ричмонда (Mike Richmond) и по классу композиции и аранжировки у Стэнли Коуэлла (Stanley Cowell). За последние четыре года Аркадий Овруцкий спродюсировал более тридцати международных проектов, в которых участвовали Curtis Fuller, Carmen Lundy, Mark Soskin, Steve Williams, Lary Willis, Javon Jackson, JD Walter, Duduka da Fonseca, Gregory Porter, Patience Higgins, Gerald Hayes, Michael Borstal, Cynthia Scott, Ryan Cohen Quartet. Среди музыкантов, игравших в ARK SuperFunk Collective, до последнего времени являюшегося основным проектом контрабасиста, — Джим Ротонди, Джо Форд, Фрэнк Лэйси, Уилл Боулвар, Ронни Баррадж, Нил Смит, Куинси Дэвис, Джереми Клемонс. Начиная с 2005 года, Арк Овруцкий постоянно сотрудничает в Нью-Йорке с бразильскими музыкантами. С Дудукой Да Фонсека они гастролируют вместе начиная с 2007 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *