In Memoriam. Пианист Хэнк Джонс (1918-2010)

4
Hank Jones

16 мая в Нью-Йорке умер на 92 году жизни легендарный джазовый пианист Хэнк Джонс, старший из трёх знаменитых братьев Джонс. Средним братом был трубач и бэндлидер Тэд Джонс — помните Thad Jones / Mel Lewis Big Band, ведущий джазовый оркестр 70-х? Младшим — барабанщик Элвин Джонс, игравший в квартете саксофониста Джона Колтрейна, одном из важнейших джазовых ансамблей 60-х. Сам Хэнк не имел настолько громкой славы, как его младшие (и ушедшие из жизни намного раньше) братья, но в его послужном списке была и работа с Чарли Паркером в рамках ангажемента Нормана Грэнца «Джаз в филармонии», и аккомпаниаторство у Эллы Фицджералд в 1948-53 годах, и многолетняя (1959-1975) служба в оркестре телекомпании CBS, где в легендарном «Шоу Эда Салливана» Хэнк Джонс играл с такими титанами американской эстрады, как, скажем, Фрэнк Синатра.

Родом Хэнк, как и его братья, из Мичигана (из окрестностей Детройта). В городке Понтиак его отец, по воскресеньям — диакон баптистской церкви, а по рабочим дням — инспектор на лесопилке, построил своей семье трёхэтажный кирпичный дом, где и выросли будущие джазовые звёзды братья Джонс — Хэнк, Тед и Элвин, под присмотром матери и двух старших сестёр, которые, кстати, тоже учились игре на фортепиано. Оттуда Хэнк уехал в Нью-Йорк в 1944 г., когда ему было 26. В Нью-Йорке и началась его карьера, в которой было сотрудничество с самыми разнообразными по стилистике выдающимися джазовыми и эстрадными звёздами — в силу того, что Хэнк Джонс не был замкнут стилистически и всегда был равно готов играть и головоломный бибоп, и более доступную и популярную музыку. Хэнк играл в оркестрах Арти Шоу и Бенни Гудмана, записывался с Лестером Янгом, Уэсом Монтгомери и Кэннонболлом Эддерли, был некоторое время штатным пианистом фирмы грамзаписи Savoy, появляясь на записи почти всех её артистов, а 19 мая 1962 аккомпанировал на рояле Мэрилин Монро, которая в вашингтонском Белом доме пела «Happy Birthday, Mr. President» Джону Фицджералду Кеннеди.

С середины 1970-х Хэнк постоянно работал в Нью-Йорке (первоначально в клубе Village Vanguard) с собственным трио, которое именовалось ни больше, ни меньше — Great Jazz Trio. В разные годы в его состав входили контрабасисты Бастер Уильямс, Рон Картер, Эдди Гомес, барабанщики Тони Уильямс, Эл Фостер и Джимми Кобб — то есть состав был действительно Great.

Hank Jones
Hank Jones (фото публикуется впервые)

В 1990-2000-е, когда внимание к Хэнку было вновь привлечено уже хотя бы в силу его возраста и огромного опыта, как-то вдруг опять выяснилось, что он — пианист удивительных качеств. Но только качества эти лежали не в том направлении, в котором развиваются многие пианисты («быстрее, выше, сильнее»). Хэнк Джонс был музыкантом совершенно противоположных устремлений. Он, кажется, еле касался клавиатуры: у него было деликатное, изящное туше и старомодно-изысканная фразировка, буквально дышащая мудростью более чем полувекового опыта. Этому музыканту уже ничего никому не надо было доказывать — на своих поздних записях он просто играет (действительно очень просто: за такой кажущейся простотой — колоссальное знание стиля и репертуара, естественным образом исключающее погоню за внешними эффектами). И оказывался всё время там и тогда, где и когда это нужно ансамблю и играемой им музыке. Слушаем фрагмент альбома тромбониста Стива Дэйвиса «Eloquence», в котором на рояле играл Хэнк Джонс — и играл так, что любому вдвое и даже втрое более молодому музыканту было бы не то что не стыдно, а завидно. Запись была сделана в 2007 г., когда Хэнк отпраздновал своё 89-летие. Тема Чарли Паркера «Yardbird Suite». Тромбон — Стив Дэйвис, контрабас — Нат Ривз, барабаны — Джо Фарнсуорт, за роялем Хэнк Джонс (СЛУШАЕМ В ПОДКАСТЕ В КОНЦЕ ЭТОЙ ПУБЛИКАЦИИ)

Хэнк Джонс на вручении Jazz Awards-2009
Хэнк Джонс на вручении Jazz Awards-2009

Поразительная творческая форма, в которой Джонс-старший находился в возрасте 80-90 лет, подчёркивалась поразительной чисто физической формой. Летом 2009 года 90-летний Хэнк, уже получив «Грэмми» за «Вклад в течение жизни», принимал в Нью-Йорке авторитетную профессиональную премию Jazz Award. «Полный Джаз» написал тогда в своём 427 выпуске:

Принимая пластмассовую пирамидку (материальное воплощение премии), он сказал, что это «достойное завершение начального этапа его карьеры и хороший стимул впредь работать лучше». Прямая спина, ясная речь, мудрая усмешка — как-то даже и не сомневаешься, что старина Хэнк способен поработать ещё, и отнюдь не хуже, чем раньше.

Не могу не внести личную ноту. Меня подвели к Хэнку Джонсу познакомиться несколько лет назад на фестивале имени Лайонела Хэмптона в городке Москоу, штат Айдахо. У меня в руках был фотоаппарат, Хэнк захотел сфотографироваться за сценой с русскими музыкантами, которые выступали на фестивале; я поднял аппарат и тут же, приглашая перейти на более освещённое место, опустил со словами «Тут слишком темно». «Темно? Ты имеешь в виду меня?» — моментально захохотал пианист. Все говорят, что чувство юмора у него было отменное. Потом мы встречались там с Хэнком ещё два раза, и всякий раз он говорил: «мне хотелось бы выступить в России». Жаль, Хэнк, что этого так и не случилось.

Хэнк Джонс и русские
Хэнк Джонс и русские стажёры программы «Открытый мир» на фестивале имени Лайонела Хэмптона в Айдахо, 2006 (слева направо: Александр Папий, Олег Остапчук, Хэнк, Пётр Востоков. И правда, слишком темно!)

Слушаем фрагмент одного из последних сольных альбомов Хэнка Джонса, «For My Father», записанного для лейбла Justin Time в 2004 году, когда пианисту было 86. На барабанах — Деннис Макрел, за контрабасом — Джордж Мраз. Звучит пьеса Хэролда Мэйберна «Милость Божия» («Grace of God»).

Hank Jones, Roberta Gambarini
Хэнк Джонс проходит партитуру с вокалисткой Робертой Гамбарини, 2006 (публикуется впервые)

Видеобонус: саксофонист Джо Ловано и пианист Хэнк Джонс выступают дуэтом в Амстердаме в концертном зале Bimhuis, 2007 год.

Последнее фото Хэнка Джонса в коллекции автора: Хэнк садится в такси возле нью-йоркского клуба Jazz Standard в июне 2009 г.

Hank Jones (фото: Кирилл Мошков, 2009)
Hank Jones (фото: Кирилл Мошков, 2009)
реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяДжазовый подкаст №432: дуэт Steve Reid & Kieran Hebden
Следующая статьяФестиваль степа «Компас» в Санкт-Петербурге
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

4 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Удивительный был человек. Вот и закончилась легендарная династия Джонсов…
    R.I.P.

  2. Грустное известие…Спасибо ему за Всё для нас…

    Спасибо Тебе за Твои слова…Послушал подкаст…
    Удачи тебе! Буду заходить к Тебе почаще.

  3. Удивительное явление представляют собой эти нестареющие джазмены, которые в столь преклонном возрасте продолжают играть до последних дней своих, и как играть! Сразу вспомнил еще одного противостоящего времени — Сонни Роллинса. Очень жаль, что уходят такие потрясающие музыканты, как Хэнк Джонс. Хорошие музыкальные фрагменты в память о нем. Действительно, легкость игры (возможно кажущаяся) и изящность фразировки потрясают. И как аккомпаниатор он, наверное, был первостатейный. А в видеофрагменте, где Джонс играет дуэтом с Ловано — сразу и не скажешь, кто из них моложе. Да, легендарная династия Джонсов закончилась, но зато сколько замечательной музыки, созданной ими, осталось — слушайте и наслаждайтесь.

Добавить комментарий для Николай Шиенок Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.