Вышло первое в России пособие по современной импровизации

Нахум Переферкович NP

Роман Столяр. «Современная импровизация. Практический курс для фортепиано: учебное пособие»
(СПб, «Планета Музыки», 2010, 160 стр.)

Клик - заказать книгу!Это небольшое по формату и объёму издание не есть ещё одна книга «Как научиться импровизировать джаз и блюз» — такими книгами рынок инструкционной литературы буквально перенасыщен, и в них авторы зачастую списывают советы один у другого. Не стоит заблуждаться: несмотря на небольшой объём книги, она наполнена весомыми идеями, и поэтому её надо читать медленно, вдумчиво и маленькими дозами.
Если кто-то думает, что в книге в основном говорится о джазовой импровизации — ошибается: джаз только упоминается в конце в «Кратком экскурсе в историю импровизационной музыки» — вместе с описанием традиций импровизации в индийской музыке и музыке барокко. Эту книгу следовало бы назвать «Технологии импровизации в стилях музыки XX века» — именно об этих технологиях и об этом периоде музыки тут идет речь.

Фактически Роман Столяр своей книгой вошёл в никем не занятую нишу в разделе, именуемом «импров» (improv), где существует очень мало инструкционной литературы, в основном статьи, стенограммы и видеоуроки — результат практики, которая, как видно, ещё требует обобщений. Однако в качестве профессионального композитора, с одной стороны, профессионального концертного импровизатора — с другой, преподавателя джазовой гармонии, импровизации, композиции — с третьей и академического ф-но с четвёртой — Столяр разбрасывает свои дидактические сети гораздо шире, чем, скажем, Джеффри Агрелл, выпустивший свою книгу «500+ Improvisation Games for Classical Musicians» на 354 страницах формата A4. Именно поэтому книгу Столяра необходимо изучать маленькими порциями.
Читая эту книгу, интересующийся свободной (и не только джазовой!) импровизацией современного стиля получает ясный ответ на собственные вопросы и интуитивные подозрения по поводу академических канонов импровизации (а что не по канонам — неправильно: как сказал своему ученику мой коллега- педагог по саксофону — «Ты играешь красиво, но неправильно!»)
Роман Столяр своей книгой открывает российским музыкантам, желающим научиться свободной импровизации, дверь в настоящую свободу. Открывает, но не вводит; точнее, ведёт — но в сторону технологии.Исполнители должны войти сами — это и есть слабость книжных изданий. Ясно, что эта работа основана на материалах практических занятий по импровизации со студентами; её автор не теоретик, но в первую очередь практик. И всё же возникает вопрос: есть обилие технологии, но где же сама музыка, где эмоции, образность? Является ли свободная импровизация в видении автора «музыкой в себе» или «звуками в себе»? Неужто импровизация есть холодный интеллектуальный процесс (судя по видео- и аудиозаписям, сам Столяр совершенно не выглядит холодным интеллектуалом) комбинирования тех или иных звуков, созвучий и ритмов?
То, что привлекает в свободной импровизации — возможность спонтанно обнародовать свой внутренний мир и свои ощущения в настоящий момент; в отличие от музыкально- исполнительского спектакля, который разыгрывает пианист, скажем, по подробному сценарию Шопена, включая и эмоциональный.
ДАЛЕЕ: важные моменты, разбор ключевых положений, ссылки на приобретение книги!
Автор этих строк, тоже профессиональный импровизатор и педагог по импровизации, в своё время посетил театральное училище, где наблюдал за уроками театральной импровизации; почерпнутые идеи были настолько интересны и значительны, что вошли в собственную методику преподавания в академических рамках. Главное тут было — заданная начальная ситуация: жизненная, бытовая или эмоциональная.
Проигрывая нотные примеры в книге, интересующийся новичок-читатель невольно задаст вопросы: а почему именно такой порядок звуков? На чём основан выбор ритмического рисунка, интервалики мелодической линии или её формы? Эти вопросы возникают уже с первых примеров импровизации на одном звуке; объяснения и тут в технологическом плане: разнообразить и менять динамику, акценты, штрихи; но с чем же это увязать — с комбинированием? Тут следует учиться у маленьких детей, вообще не умеющих играть на фортепиано, но пытающихся выразить себя одним указательным пальцем на одной клавише.Они-то как раз о теории, по счастливому стечению обстоятельств, не имеют ни малейшего понятия… Кстати, свободная импровизация на музыкальном инструменте является мощным средством в психологической работе с аутистами и умственно отсталыми детьми и взрослыми, иногда только таким путем способными выражать себя и контактировать с окружающими.
Первые две главы книги буквально перегружены массами важных идей; и если читать с обычной скоростью, то можно просто их проскочить.Вот примеры: в начале первой главы написано «…наиболее сложные импровизационные системы — индийская рага, азербайджанский мугам, фламенко и т.п. — сложились именно в традиционных обществах.Однако все существующие импровизационные системы предполагают ряд правил и канонов, ограничивающих инициативу импровизатора. В традиционных культурах эти ограничения подкреплены сакральным назначением музыки; в то же время в наши дни существуют импровизационные системы, которые не прибегают к сакральности вовсе — как, к примеру, джаз, который также является довольно сложной системой импровизирования» (стр.13). Далее автор пишет о двояком влиянии стилевых факторов в импровизации — с одной стороны, организующем и ясно определяющем рамки стиля, с другой стороны — препятствующем и даже сопротивляющемся свободному выходу из этих рамок. Однако только таким образом и происходит стилевая эволюция.
Тут что ни предложение, или даже полпредложения — другая идея, новая для читателя и требующая какого-то углубления и расширения. Материал первых двух глав — уже полкниги, если не больше; и всё стремительно движется к «мясу»: главе 3 об импровизации на одном звуке (имеется в виду — на одной многократно повторяемой ноте). Можно рассматривать это как конспектный стиль, однако в качестве читателя хотелось более распространенного изложения.

В книге фигурируют и спорные (иногда — весьма) высказывания автора; например, на стр. 14 автор пишет, что «в современной свободной импровизации исполнители, как правило, пытаются избегать явных внешних влияний, освободиться от стилевых ограничений». Выйти за рамки конкретного стиля — это понятно; однако избегать внешних влияний? Это вообще по-человечески возможно? Как раз наоборот: во время спонтанной импровизации что-то происходит в публике, что моментально влияет на ход самой импровизации. Вот в этом и вся красота! Something’s happened!
Или еще пример (стр. 19): «В освоении различного рода оппозиций, использования их потенциала для построения полноценной импровизационной пьесы и состоит по существу процесс обучения импровизации».
Разве именно в этом суть процесса обучения импровизации? Технология должна служить чувству и мысли; по мнению автора статьи, у технологии, даже самой изощрённой, в процессе свободной импровизации нет большого смысла, если за ней не стоит чувство или мысль. Звуки требуется как-то увязать изначально с личностью импровизатора (например, с родным языком), а технология даёт средства для более пластичного самовыражения.
Вдобавок стоило бы порекомендовать сменить несколько режущий слух термин «оппозиции» на более соответствующие «противостояния», «антагонизмы» — по крайней мере, у этих слов меньше политических коннотаций…
Чего очень и очень не хватает в книге — так это диска, хотя бы аудио, с записями примеров (может, и самого автора, но во всяком случае — его студентов). Было бы очень интересно и поучительно услышать.

В конце концов, в России впервые вышло пособие по свободной импровизации, которому, если судить по личной информированности автора статьи по поводу методической и учебной литературы об импровизации, нет аналога на Западе. Вывод отсюда — срочно перевести на английский язык. Автор статьи лично проверил (сегодня через интернет это просто) — у книги будет спрос и за рубежом.
Ясно, что в следующих изданиях (надо надеяться, что они будут) недочёты, или даже опечатки (на стр.39 прямо над примером 35 написано «натуральный мажор» вместо «мелодический») будут исправлены; будут и дополнения, расширения и углубления — как и требует тема обучения свободной импровизации.

Книга горячо рекомендуется всем тем, кто ищет новые музыкальные и технологические идеи, кто любит думать, кто хочет быть нестандартным; и тем, кто еще способен взволноваться от открытия для себя новых музыкальных Америк!

ПРИОБРЕСТИ КНИГУ В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ
ПРИОБРЕСТИ КНИГУ ЧЕРЕЗ «ДОМ КНИГИ НА НОВОМ АРБАТЕ»

Вышло первое в России пособие по современной импровизации: 3 комментария

  1. «Оппозиция» — как раз традиционное и нейтральное научное слово. Скажем, оппозиция «глухой — звонкий согласный» в лингвистике. «Противостояния» будут выглядеть неловкой попыткой русификации, а «антагонизмы» вообще не в кассу.

    1. Нажмите на изображение обложки пособия в тексте статьи, попадёте в интернет-магазин издательства. Ну и, на всякий случай, обращу Ваше внимание на последние две строки материала, который Вы прочитали:
      ПРИОБРЕСТИ КНИГУ В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ
      ПРИОБРЕСТИ КНИГУ ЧЕРЕЗ «ДОМ КНИГИ НА НОВОМ АРБАТЕ»
      Там ссылки :)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *