Фотограф Герман Леонард (1923-2010)

6
Константин Волков KW

14 августа в Лос-Анджелесе скончался на 88-м году жизни Герман Леонард (Herman Leonard), один из самых известных джазовых фотографов, документировавших бурную историю джаза 1940-1950-х гг. Многие работы Леонарда стали свого рода «иконами» джазовой мифологии, идеальными визуальными образами, по которым мы представляем себе золотой век джаза. На этой фотографии Леонард сидит на фоне самой, наверное, известной своей фотографии — запечатлённого в 1948 г. изображения саксофониста Декстера Гордона, задумчиво курящего на сцене одного из нью-йоркских джаз-клубов.

Herman Leonard (by Douglas Kirkland)
Herman Leonard (by Douglas Kirkland)
Billie Holiday (by Herman Leonard)
Billie Holiday (by Herman Leonard)

Не менее известен и его портрет певицы Билли Холидей, считающийся классическим изображением великой вокалистки.

Герман Леонард родился в 1923 г. в Аллентауне (Пенсильвания), в девятилетнем возрасте случайно увидел, как старший брат в фотографической «тёмной комнате» проявляет фотографии, и чудо возникновения застывшего образа времени на фотобумаге навсегда очаровало его. Он получил высшее образование по фотографии в единственном тогда университете США, предлагавшем такую специализацию (Университет Огайо), причём его обучение было прервано на два года — в 1943-1945 годах Герман служил анестезиологом в полевом госпитале на американско-японском фронте в Бирме. Завершив образование в 1947, Леонард с 1948 г. работал фотографом в Нью-Йорке. Он легко договаривался с владельцами джаз-клубов, чтобы ему позволяли снимать репетиции музыкантов, взамен снабжая клубы бесплатными фотографиями для афиш. «Мне хотелось создать визуальный дневник того, что я слышал в клубах, — писал позднее Леонард. — Я хотел, чтобы люди видели, как именно рождается музыка». И это, безусловно, удалось: сотни его снимков, хранящихся ныне в Музее американской истории Смитсоновского института в Вашингтоне, стали золотым фондом джазового фото.
ДАЛЕЕ: история жизни Леонарда, ураган «Катрина», планы визита в Россию и…
Переехав в 1956 г. в Париж, Леонард время от времени снимал музыкантов и там, но только изредка — он занялся более широким спектром фотографии, снимал рекламу, моду, фоторепортажи. Только в середине 1980-х он вернулся к своим старым джазовым негативам, из которых собрал свой первый фотоальбом — «The Eye of Jazz». В 1988-89 годах состоялись первые выставки его джазовых фотографий — сначала в Лондоне, где выставку посетили более 10 000 человек, а затем в США.

Charlie Parker (by Herman Leonard)
Charlie Parker (by Herman Leonard)

Вторая книга фотографий Германа Леонарда, «Jazz Memories», вышла в 1995 г., когда фотограф уже три года жил в Нью-Орлеане, куда перевёз свою студию и архив. Рубеж веков — время широкого признания заслуг Леонарда: в 2000-м Ассоциация джазовых журналистов вручила ему премию Jazz Award в фотокатегории, а в 2004-м старейший в мире джазовый журнал DownBeat наградил Германа премией «За заслуги в течение жизни».

В 2005 г. дом Германа Леонарда в Нью-Орлеане был разрушен ураганом «Катрина», и хранившаяся в доме коллекция из 8000 фотоотпечатков погибла. По счастью, уцелели негативы, хранившиеся в нью-орлеанском Музее искусства Юга имени Огдена. После наводнения Леонард был вынужден переехать в Лос-Анджелес и построить там жизнь заново — что было не так уж и просто в 82 года. Тем не менее, в 2006 г. вышел третий, самый полный альбом фотографий Леонарда — «Jazz, Giants and Journeys», в который вошли фотографии не только джазменов, но и других знаменитостей, а также его путевые съёмки. В 2008 г. Леонард оказался первым фотографом, получившим грант на сохранение и архивирование своей коллекции снимков от фонда премии «Грэмми», благодаря чему в течение года он смог, при помощи небольшого штата сотрудников своей фирмы Herman Leonard Photography, оцифровать, каталогизировать и надёжно архивировать всю свою коллекцию джазовых негативов — почти 60 тысяч кадров.

Герман Леонард
Герман Леонард

На лето 2009 г. планировался приезд Германа Леонарда в Санкт-Петербург, и его компания даже вела с редакцией «Джаз.Ру» переговоры об эксклюзивном освещении визита легендарного джазового фотографа в Россию, но фестиваль, на который его приглашали почётным гостем, был отменён из-за мирового экономического спада, и Леонард так и не посетил нашу страну.

Он активно работал до последних месяцев жизни, участвовал в подготовке первого исследования своего творческого наследия — изданной в 2010 году Университетом Миссисипи книги «The Jazz Image: Seeing Music through Herman Leonard’s Photography» и готовил к изданию материалы своего четвёртого фотоальбома, «Jazz», который должен выйти в свет в ноябре этого года и будет содержать ряд ранее не публиковавшихся фотографий, обнаруженных Германом при оцифровке коллекции негативов.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяДжазовый подкаст №447: памяти Эбби Линкольн
Следующая статьяДжазовый подкаст №448: постмодернизм и гитарист Джон Скотт
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

6 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Константин Волков, эти сведения несомненно интересны.Но они наверняка есть в т ой же Википедии. Может есть какое-то интервью с этим выдающимся человеком? Вот это было бы действительно интересно!
    С уважением, Ирина Р.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.