Рецензии: март 2011, часть 1

Юрий Льноградский IL

«Джаз.Ру» представляет небольшие рецензии («микровпечатления») на альбомы иностранных джазовых музыкантов, вышедшие в последние месяцы. Редакция готова принимать как пресс-релизы о выходе новых альбомов, так и сами альбомы на рецензию от любых российских и зарубежных издателей.
Связаться с редакцией

Yarone Levy — «Blue And Yellow»

Yarone Levy Rec, 2010

Дебютный сольный альбом американского гитариста Ярона Леви — хороший пример того, как следует вступать на давно изученные земли: в меру почтительно, в меру радостно, в меру оригинально. Школа, полученная музыкантом у смут-джазовых классиков вроде Дейва Коза, чувствуется и в звукорежиссуре альбома, и в его собственно музыкальном содержании: если кому-то это и покажется безликим, то никто не сможет отрицать, что сделано со вкусом. Смут-джаза как такового тут нет: это хороший микс современного развлекательного джаза, ритм-энд-блюза, баллад, порой даже софт-рока и прочих недурных стилей, которые развлекают здоровую и состоятельную аудиторию, не сваливаясь в пошлость. Пойдёт ли Леви в собственном творчестве далеко — во многом зависит от того, какая чаша весов перевесит: его явное личное стремление делать любимую музыку без фальши или с очевидностью предсказуемые хорошие финансовые результаты продаж альбома. А гитарист он и правда очень неплохой..

ДАЛЕЕ: ещё пять новых альбомов!

Food — «Quiet Inlet»

ECM, 2010

Food — проект, выстроенный вокруг саксофониста Иэна Бэллами и барабанщика Томаса Стрёнена; вполне типичный для ECM эмбиент, за холодностью и хрупкостью которого просматривается нешуточная сдерживаемая энергия. Дуэт дополняют австрийский гитарист и электронщик Кристиан Феннеш и не нуждающийся в рекомендациях трубач Нильс-Петтер Молвер — и вот именно таким, без баса, составом музыканты накручивают медитативные полотна вокруг ритмов Стрёнена. Томас тут едва ли не более заметен, чем именитые духовики: он использует не только стандартную установку, но и множество высоко звучащих перкуссий и колокольчиков, которые придают музыке неповторимый «ледяной» привкус, переносят её из привычной атмосферы концертного зала или студии в самый что ни на есть сказочный замок Снежной Королевы, под прозрачными сводами которого даже беспроигрышная и хорошо знакомая всем труба Молвера приобретает какое-то новое звучание. Словом, отличный диск, который порадует и вдумчивых ценителей ECM, и поклонников умной фоновой музыки..

Jeff Platz Quartet — «Panoramic»

Skycap, 2010


Современный джаз с элементами авангарда — музыка, которой уже давно никого не удивишь. Поэтому остаётся либо ограничиваться расхожими фразами вроде «музыканты делают своё дело честно и с душой», либо искать каких-то совсем уж специфических музыковедческих нюансов и рассуждать об онтологии дуализма и квинтэссенции парадигмы. Попробуем обойтись без обеих очевидных крайностей: квартет под предводительством гитариста Джеффа Платца, состоящий из малоизвестных музыкантов (хотя духовик Дэниел Картер и выделен на обложке специально), играет очень неплохую авторскую музыку и временами демонстрирует находки, которые делают работу однозначно не безликой: например, басовый рифф в пьесе «Hippity Bippity» заслуживает того, чтобы послушать «Panoramic» хотя бы единожды, а уже потом делать стратегические выводы. Ну, а честно ли они делают своё дело… да конечно, честно. Как же ещё?

Chris Montague, Kit Downes & Joshua Blackmore — «Troyka»

Edition Records, 2009


«Troyka», не скрою, дожидалась у меня своей очереди на рецензию так долго в первую очередь потому, что к тому моменту продукция Edition Records начала казаться однообразной. Оказалось — это было неудачное для лейбла стечение обстоятельств. Трио Монтегю, Даунса и Блэкмора к парадигме «британского мэйнстрима» не имеет ни малейшего отношения: ритмы — ломаные, звучание — джем-бэндовое, инструментальный состав — джем-бэндовый (гитара, орган и ударные, соответственно), гармонии — мрачные и тяжеловесные, мелодика — агрессивная и жёсткая. Звучит «Тройка» так, что вспоминается скорее появление Emerson, Lake & Palmer в конце 1960-х, чем какие-то аналоги на современной сцене. В музыке с отчётливым привкусом рок-авангарда британцы всё-таки всегда были посильнее Нового Света, и здесь это проявляется в полной мере: авторский материал трио — отличный микс прог-рока, современного джаза и местами даже эмбиента, к которому просто-таки просится какой-нибудь узнаваемый вокал, чтобы естественной средой обитания коллектива стали не клубы, а стадионы. Хотя, впрочем, и без вокала всё совершенно нормально, а Джошуа Блэкмор так и вовсе замечателен со своим бескомпромиссным и тяжеловесным барабанным почерком.

Joris Vanvinckenroye — «BASta!»

HomeRecords, 2009


Бельгийский контрабасист Йорис Ванвинкенройе как минимум пол-балла своей оценки зарабатывает уже тем, что не меняет фамилию; а остальные три — тем, что, обратившись к мега-популярному нынче поветрию записывать альбомы соло с использованием процессоров и loop-машин, на известную долю процента сумел сохранить оригинальность и не превратить весь альбом в бесконечно закольцованный кусок малоинтересного материала. Стоит сказать прямо, что история знает куда более интересных контрабасистов, которым удавалось записывать альбомы соло без всяких loop’ов (навскидку приходят на ум, например, Дейв Холланд, Глен Мур, Мирослав Витоуш и т.п.) и именно концертировать в качестве сольных басистов с несколько более заметными достижениями на выходе (например, Роберт Блэк). Но! У Ванвинкенройе есть свои преимущества: он выходец не столько из джазовой музыки, сколько из неоклассической (что накладывает заметный отпечаток на стилистику альбома); заметная, если не основная часть его аранжировок предполагает использование смычка, а не пальцев правой руки (что очевидным образом влияет на звучание); пьесы, наконец, он играет авторские (что далеко не редкость, но никогда ещё не оказывалось минусом). Так что «баста» ли это или всё ещё впереди — вопрос открытый. Скорее всё-таки не «баста».

Bruno Tocanne — «4 New Dreams!»

IMR, 2010


Первый релиз нового лейбла, Instant Music Records, основанного при непосредственном участии Брюно Токанна — известного французского барабанщика, продюсера и популяризатора современной импровизационной музыки. На сей раз Токанн, в личном словаре которого слово «dreams» явно занимает какое-то особое место и и потому включается им в название новых проектов почти обязательно, представляет аудитории квартет с канадцем Майклом Бэйтсом (контрабас), французом Реми Годийя (труба) и швейцарцем Самуэлем Блейзером (тромбон). Состав, что и говорить, недурной — как инструментально, так и по именам, если всерьёз поинтересоваться творческими биографиями музыкантов. На диске двенадцать авторских пьес (отметились все четверо), выдерживающих разный баланс между композицией и импровизацией, представляющих энергетику в диапазоне от вдумчивой и негромкой до отчаянной и бешеной, но так или иначе грамотно уложенных в осмысленную , как говорят артиллеристы, «серию»: всё направлено в одну точку, и специфика каждой конкретной пьесы работает на суммарный результат. Токанн с товарищами более чем убедительно показывает, что запоминаемость мелодии не является обязательным признаком понятия «современный джаз», а отсутствие этой запоминаемости не является признаком понятия «авангард». В «Четырёх новых мечтах» найдётся и вполне бибоповый блуждающий бас, и неоклассические переклички духовых, и «шум и ярость» ансамблевой импровизации, но в любом случае — это остаётся интересно и музыкально. Словом, как писали в аннотациях на серьёзные книжки советских времён — «для специалистов, а также широкого круга интересующихся джазом».

Рецензии: март 2011, часть 1: 6 комментариев

  1. Уважаемая редакция! Разъясните, пожалуйста, значение словосочетания «квинтэссенция парадигмы» или хотя бы причину, по которой указанное словосочетание-паразит всё чаще появляется в текстах ув. муз. критика Ю. Льноградского? Спасибо:-)

    1. Редакция считает, что в наше трудное непростое время квинтэссенция парадигмы стоит кругом стеною. Выйдешь из дома — а там квинтэссенция стоит. Поэтому ув.муз.критик в данном случае выполняет свой долг — отражает окружающую действительность. Мы же зеркала, не более того. Ну а уж что кривоватые — так ведь и парадигма, простите, не очень гладкая.

  2. Товарищи, мужественно переносите встречу с квинтэссенциями парадигмы! Российские учёные доказали, что ядовитые квинтэссенции парадигмы, жившие в наших широтах уж 400 лет как вымерли.

    1. Российские также доказывали (и небезуспешно), что Россия — родина слонов.

      Вот если б британские…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *