Рецензии: март 2011, часть 2

Юрий Льноградский IL

«Джаз.Ру» представляет небольшие рецензии («микровпечатления») на альбомы иностранных джазовых музыкантов, вышедшие в последние месяцы. Редакция готова принимать как пресс-релизы о выходе новых альбомов, так и сами альбомы на рецензию от любых российских и зарубежных издателей.
Связаться с редакцией

Joe De Rose & Amici — «Sounds For The Soul»

First Orbit Sounds, 2010

Группа, возглавляемая барабанщиком, играющая нечто опасно близкое к smooth-джазу и исполняющая почти исключительно его авторский материал — чего тут следует опасаться в первую очередь? Безликости. В случае с Джо де Роузом, к счастью, опасения не оправдываются. Гитарист Христо Витчев и пианист Вебер Иаго, которые помогают ему с композицией и аранжировками, уводят музыку из той самой опасной близости к smooth в более ёмкое contemporary, соло Витчева и саксофониста Дэнна Зинна убедительны и осмысленны, сам де Роуз показывает в девяти треках альбома достаточно разнообразную динамику — и, как результат, в первые строки персонального рейтинга эта запись у слушателя встанет вряд ли, но его маленькой аудиофильского счастья не испортит точно и скрасит не один вечер, когда ситуация будет требовать чего-то в меру лёгкого, в меру умного, в меру мэйнстримового и в меру популярного.

ДАЛЕЕ: ещё пять новых альбомов!

Marc Ribot — «Silent Movies»

PI Records, 2010

Идея писать музыку к немому кино (а также арт-хаусу и «несуществующим фильмам») всё больше овладевает умами современных импровизаторов — видимо, в наш мультимедийный век это выглядит по-настоящему современным языком. И хорошо в этом в первую очередь то, что, несмотря на все концепции, эту музыку можно (и нужно) по-прежнему слушать именно как музыку, не пытаясь найти обязательного отображения в конкретном аккорде конкретного движения локтя на экране. Одинокая гитара Марка Рибо (лишь изредка наложенная сама на себя) — совершенно идеальный инструмент для создания тонкой настроенческой музыки, и именно в этом ключе и надо воспринимать альбом. К чёрту озвучку кино задним числом — Билл Фризелл и Гоблин в этой области уже, думается, сказали всё, что нужно, со всех мыслимых ракурсов. А вот личное мастерство и личное настроение Марка Рибо, собственное, авторское, в диапазоне от меланхолического и спотыкающегося «Delancey Waltz» до заковыристо драйвового «Fat Man Blues» — это и есть то, ради чего этот альбом ещё не раз будет взят с полки. И то, что Рибо на сей раз не ушёл в диссонансах и неочевидностях дальше пары осознанных ученических огрехов в звукоизвлечении, добавляет альбому дополнительной прелести и делает его интересным в первую очередь не поклонникам Джона Зорна или Леонида Фёдорова, а тем, кто неровно дышит к сольным работам того же Фризелла и Ральфа Таунера.

Jose James & Jef Neve — «For All We Know»

Verve, 2010

Ни вокалиста Хосе Джеймса, ни пианиста Джефа Неве широко известными не назовёшь. Их автобиографии тоже вряд ли заставят поверить, что именно к ним сегодня надо присматриваться в первую очередь (скорее эти автобиографии чем-то по-доброму позабавят — Джеймс, например, называет своими главными ориентирами Джона Колтрейна и… Марвина Гэя). Впрочем, какие их годы?.. Записанный дуэтом альбом — искренний и старательный экскурс в область самой что ни на есть сентиментальной джазовой баллады, который просто не надо слушать без горящих свечей и истомившейся спутницы. На первый взгляд это собрание стандартов («Lush Life», «Embraceable You», «Body And Soul» и т.п.) — однозначная попытка сделать простой беспроигрышный ход; и на первый же взгляд Неве — пианист ничем не выделяющийся из широких масс других пианистов, а Джеймс — обычный сладкоголосый красавчик, нарочито подпускающий в своё исполнение мягкой гнусавости. Однако после десятка прослушиваний в альбоме обнаруживается-таки настоящая искренность, которая у этих конкретных парней — вот именно такая, пусть неочевидная и в чём-то знакомая, но своя. До Джонни Хартмана или Сэмми Дэйвиса Джеймсу, безусловно, далеко. Но если предположить, что именно с этой работы вы начнёте знакомство с балладными джазовыми альбомами «for lovers», то совсем не факт, что со временем дойдёте до Хартмана и Дэйвиса. Многие и в Хосе Джеймсе найдут достаточно, чтобы получать свой кайф.

Stanton Moore — «Groove Alchemy»

Hudson Music, 2010

Альбом известного барабанщика выпущен сразу в трёх ипостасях — CD, CD c приложением книги-учебника и DVD (распространяемого с автографом). Стэнтон Мур, работая в составе трио (клавишные и гитара), обращается к наследию барабанщиков эпохи зарождения фанка и демонстрирует разные грани этой музыки — порой вполне современные, порой отчётливо старомодные, вплоть до некоторой музыкальной эксцентрики. Альбом несколько прямолинеен и вряд ли станет жемчужиной коллекции, но его пульсирующая энергетика и абсолютная точность и (простите за невольный каламбур) сочность барабанной составляющей делает «Groove Alchemy» достаточно привлекательным..

Phronesis — «Alive»

Edition Records, 2009

Трио, в котором за главного — контрабасист Джаспер Хёйби, наводит на недвусмысленные параллели с трио контрабасиста Авишая Коэна: не упомянуть это сходство нельзя ещё и потому, что на барабанах у Phronesis — «коэновский» барабанщик, Марк Джулиана, и его работа с Хёйби и пианистом Айво Нимом, по большому счёту, весьма мало отличается от того, что он делал с Коэном. Современный джаз, непростая и прихотливая мелодика, асимметричная полиритмия, многоэтажная гармония, выведенный на передний план контрабас (там, где Хёйби стабильно играет шестнадцатыми, представителям старой школы иногда хватило бы просто паузы), постоянно уплывающее в сторону новой академической музыки фортепиано… «Alive», как следует из названия, записан вживую, и, наверное, именно вживую этот состав наиболее хорош, так как не может не быть особой магии в том, что эта многослойная музыка рождается на твоих глазах. А в записи — нет, конечно же, это не клон Авишая Коэна и не клон многих других аналогичных ансамблей, которые тоже не клоны Авишая Коэна, но это и не безусловное откровение. Это просто хорошее фортепианное трио, музыку в котором пишет и тон в котором задаёт контрабасист, и любопытно в этом трио ещё и то, что оно, пожалуй, не так уж близко к стандартам современного британского мэйнстрима, как можно бы было опасаться: есть в нём какой-то здоровый космополитизм, явно не в последнюю очередь обусловленный и Марком Джулианой, и самим Джаспером Хёйби — сегодняшним лондонцем, но датчанином по происхождению.

Kaulakau — «In Fabula»

Discmedi, 2010

Каталонский квартет, в котором традиционные контрабас и ударные соседствуют с шалмеем (старинным предшественником гобоя) и колёсной лирой — уже неплохо. Ударные при этом расцвечиваются регулярным использованием кахона и прочей национальной перкуссии, а шалмей — применением электронного процессора. Словом, «этно-джаз» в полный рост, с тем дополнением, что музыканты всё-таки не играют в сверхпопулярную нынче стилистику, а действительно всерьёз копают свою собственную траншею. «Лирист» Марк Эхэа — вообще заслуживающий отдельного разговора персонаж, умудряющийся чисто технически выжимать из своего инструмента такое, что делает диск интересным даже в отрыве от собственно содержания. В остальном же получившаяся траншея ощутимо проигрывает тому, что удаётся делать каталонцам на живых концертах: ударные Энрико Канады несколько бесцветны, шалмей Жорди Молины временами лишнего режет слух, контрабас Франко Молинари… стоп. Вот с контрабасом как раз всё хорошо, и это хороший повод вернуться к оценке альбома, а не его соответствия концертному исполнению: умный и оригинальный материал, сыгранный большими мастерами своего дела, явно имеющими что сказать и в импровизации, и в демонстрации каталонского музыкального наследия. А концерты — они в России, мягко говоря, не очень часты. Так что диск — как минимум хороший повод услышать что-то новое.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *