Валентин Парнах, первопроходец отечественного джаза: премьера документального фильма

30
Валентин Парнах с сыном Александром
Валентин Парнах с сыном Александром

27 июля в Таганроге (Молодёжный центр, Петровская, 89) проходит премьера документального фильма «Валентин Парнах: не здесь и не теперь».

Говорит автор фильма, режиссёр Михаил Басов:

Всю жизнь Валентин Яковлевич Парнах (1891-1951) стремился стать неким узлом, в котором переплетались бы, на первый взгляд, несовместимые вещи: джаз и средневековая испано-португальская поэзия, слово и танец, древние культуры и машинизированная жизнь ХХ века… 27 июля исполняется 120 лет со дня рождения этого поэта, переводчика, танцора, основателя первого джаз-бэнда в России. В этот день я хотел бы представить наш фильм об этом замечательном человеке в его родном городе. В работе мы использовали документы, черновики, фотографии, которые нам любезно предоставил сын поэта — Александр Валентинович Парнах. Музыку к фильму написал и исполнил композитор Роман Столяр.

О фигуре Валентина Парнаха довольно много написано: его «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр — джаз-банд Валентина Парнаха» впервые выступил в Москве 1 октября 1922 г., что дало возможность исследователю истории советского джаза Алексею Баташёву в своей эпохальной монографии «Советский джаз» (1972) объявить именно эту дату днём рождения отечественного джаза.

ДАЛЕЕ: продолжение истории Валентина Парнаха, ВИДЕО — трейлер фильма!

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Именно Парнах в 1922 г. написал и опубликовал первые на русском языке небольшие теоретические заметки о джазе, вместе с его стихами и переводами воспроизведённые в 2000 г. в книге «Валентин Парнах. Жирафовидный истукан» (М., «Гилея»). Уже в 1990-е гг. в книге «Джазовые силуэты»  покойный ныне Аркадий Петров опубликовал много ценных подробностей о полумифическом оркестре Парнаха, которые сообщил ему бывший пианист «Первого эксцентрического оркестра» — Евгений Габрилович, впоследствии прославленный драматург и сценарист. Однако фильм о Парнахе сделан впервые, и это ценный подарок и к 120-летию со дня рождения первопроходца, и к грядущему в 2012 г. 90-летию российского джаза.

Кадр из фильма: дом и аптека Якова Парноха - отца Валентина Парнаха - в Таганроге
Кадр из фильма: дом и аптека Якова Парноха - отца Валентина Парнаха - в Таганроге

ВИДЕО: трейлер фильма «Валентин Парнах: не здесь и не теперь»
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=Fqn99cRcYdc]

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяMontreux Jazz Festival №45: пять лучших концертов
Следующая статьяДжазовый подкаст №506: саксофонист Фрэнк Фостер (1928-2011)
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

30 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. снимать документальное кино про джазменов — дело благородное. только куда потом эти фильмы деваются? наверняка по цт его не покажут. может быть как обычно — только один раз в три часа ночи. и на двд не купишь, даже если захочешь.

    музыка в трейлере грустная, прям защемило.

    • Может быть, удастся организовать показ фильма в Москве и Петербурге, так что следите за анонсами.

      Музыка к трейлеру — моя интерпретация мелодии Габриэля Форе «Колыбели»; это единственная «чужая» мелодия, использованная в фильме.

  2. Должно быть фильм получился интересный, если учесть удивительную судьбу этого исключительно одаренного человека, который успешно сочетал в своем творчестве музыку, танцы, поэзию и о котором мы, к сожалению, знаем совсем немного. Хотелось бы посмотреть, но где это можно сделать непонятно.

  3. когда я слышу звуки — то понимаю почему и отчего.
    легко произносится твое имя — звонко перекатывается на языке и колокольчиком слетает с губ …
    жаль, ты не слышишь!
    тихая улыбка, смех, весёлый хохот…
    жаль, не слышу я!
    пульс, бит, ритм, просто стук, непослушные кудри …

    когда я слышу звуки — исчезаю…

  4. Согласен с предыдущими ораторами.Куда деваются фильмы,куда деваются записи,порою лучшие записи,чем в альбомах?Помню еще был юношей и изредка появлялись фрагменты джаза из «КМ»,впечатление до сих пор,затем целый концерт в прямом телеэфире(нагло оборванный)с джаз-фестиваля Таллин 67………..
    В 80-е были записаны на радио и звучали в эфире великолепные миниатюры Левиновского :»Немного детства»,»Олимпийское спокойствие» ,»Прощание с летом»…,которые не были изданы на пластинках. Куда все девалось? Архивы Гостелерадио и т.п.? Вот и докопайтесь до истины,уважаемые г-н Мошков и коллектив Джаз.ру.

  5. Это замечательно,не понятно только — при чем тут специалисты из США,при всем к ним уважении.Неужели и здесь без них никак? Бедные мы,бедные…

    • Всё очень просто: у нас нет опыта создания подобных проектов, а у них — есть, и они готовы помочь.

    • я думаю это из-за того что американам их правительство денег платит за продвижение исконно американского джазового искусства во всем мире. а у нас в россии два с половиной энтузиаста за бесплатно впрягающиеся во все что только можно и на собственный страх и риск затыкающие своими задницами все пробоины во всем что касается организационных процессов в джазовом сообществе. как всегда пятилетку в четыре года тремя дураками в две смены, только в отличие от цитируемого оригинала еще и совсем без зарплаты.
      не в обиду вам будет сказано, но ведь и вы постопочтенный эндрюс комментарием раньше не выразили желания бежать спасать российский джаз, а вместо этого указали что мол коллективу джаз ру хорошо бы приготовить свои задницы для затыкания еще и этой дыры в мироздании — искать исчезнувшие архивы

      • Ув.Насу Таэко ,когда пишете,то всегда взвешивайте.Когда этот сайт создавался,то и мой скромный труд был включен в контент и,возможно,доныне в нем пребывает.И я горд именно тем,что он был посвящен развитию джаза в российской провинции в 50 х- 80х,а американцы и без нас знают свою историю.ИМХО.

        • ув.эндрюс, мой спич был про то, что при задействовании настолько скромных сил, насколько это возможно сейчас в россии, все равно кто будет оказывать содействие — хоть американец, хоть эскимос. лишь бы помогал. потому что ни денег ни энтузиастов нет. честь вам и хвала за вклад в контент на заре джазюру. но время идет, архивы продолжают накапливаться и исчезать прямо сейчас. и каковы бы ни были ваши заслуги в прошлом ваше содействие было бы намного полезнее чем ценные указания работникам джазру чем бы им еще заняться
          это только мое мнение. что думает само джаз.ру я не знаю, но по логике наверное должно ыб со мной согласиться

          • Насу Таэко, оно ыб тут всё рыдает от счастья — хоть кто-то посочувствовал :)
            P.S. Любите Куросаву? ;-)

        • Ув. Andrews, а мы смотрим, Вы любите указывать людям, что им делать, а чего не делать ;-)

          Американцы свою-то историю, конечно, знают. А вот мы нашу — не очень. Сможете построить исследовательский центр с нуля, без опыта и методической помощи? Вперёд. Садимся с попкорном смотреть, как у Вас получится. А потом тоже начнём Вам подсказывать в императивной форме, чем Вам стоит заняться ;-)

          • Ув.Джаз ру,а Вы делаете радикальные выводы на мой счет из одной фразы? В общем-то я больше отвечал ув.японцу,а Ваши трудности я понял без адвокатов,которые только сгустили тучи над Вашим «бедным и безнадежным» существованием.
            Интересно,что А.Н.Баташев читал этим америкосам лекции по истории джаза в их унивеситетах;получается,что в «его времена»(дай Бог ему здоровья) мы знали больше,чем сейчас? Или пришли другие времена -пришли другие имена?

            • Да Вы знаете, я тоже читал «этим америкосам» лекции по истории советского джаза. Библиотека Конгресса США, Университет Нью-Йорка, Колумбийский Университет, Университет Новой Школы и даже Университет Айдахо… Для популярных обзорных лекций даже моих познаний вполне достаточно, хотя, в отличие от А.Н., я пока не писал книг об истории советского джаза (уже вышедшие мои книги пока что посвящены другим темам).
              Но для создания исследовательского центра нужны совсем другие знания и умения. Нужны не столько контент-эксперты — их-то у нас лопатой греби. Нужен профессиональный архивист со знанием стандартов и процедур. Среди нас такого архивиста пока нет, точнее — уже нет, т.к. Г.Бахчиев, профессиональный архивист, уже 14 лет как умер. Нужен опыт работы со специфическими музыкальными коллекциями, методика построения специфически музыкального архива и формирования специфического для этой тематики исследовательского процесса.
              Работая над проектом Центра, я с ознакомительными целями посетил несколько ведущих американских джазовых исследовательских центров — в Ратгерсе, в Чикаго, в Вашингтоне — и убедился, что изобретать велосипед в деле, в котором он уже лет 50 как изобретён, не нужно, его нужно просто качественно воспроизвести. Вы, видимо, путаете именно контент-экспертизу и профессиональное архивное дело. С контент-эеспертами у нас всё в порядке. А вот исследовательский центр никто из нас пока не организовывал, и честь и хвала нашему коллеге из Вашингтона, что нашёл время и возможность приехать к нам и провести очень качественные, очень полезные консультации.
              Не понимаю, кстати, Вашего пренебрежения «этими америкосами». Напомню, что джаз вообще-то из Америки происходит. Нужно обладать каким-то очень причудливым складом ума, чтобы любить джаз, но отрицать Америку ;-) КМ

              • Ув.Джаз ру,он же КМ! Вы начали за здравие,а кончили заупокой.С удовольствим читал Ваше подробное объяснение,но в подсознинии сидела мысль — неужели Вы по мне не проедетесь в конце? Увы…
                Бог в помощь.

  6. чтоб это не выглядело плевком в вечность — я например готово посильно способствовать джазру в сборе информации для архива ну и вообще чем бог послал. давайте подтягивайтесь джазофилы

  7. Вчера премьера фильма состоялась.
    Хотелось бы поблагодарить Кирилла Мошкова и портал jazz.ru за поддержку.

    • Михаил, это наша работа!
      Держите нас в курсе — мы хотели бы увидеть фильм и как-то поспособствовать его дальнейшему продвижению. КМ

  8. Вчера смотрели «Парнаха» Михаила Басова. Читайте: слушали сонату Бетховена/сюиту Грига/пение Каллас (и т.д.)
    Авторское определение жанра несколько суховато: скорее, это не фильм-эссе, а фильм-стихотворение, фильм-поэма, фильм-песня, фильм-танец или, если угодно, — поэтическое эссе.
    Составленная из множества прозрачных слоев картинка, будто пеленой, покрывает точный тонкий музыкальный остов памятника, отлитого из голосов невидимых ораторов, памятника яркому, но далекому (недопрославленному) Валентину Яковлевичу Парнаху.
    Главные тональности фильма — Родины-Языка-Памяти, похожи на руки, долженствующие, наконец, открыть изваяние публике. Но, к счастью (пусть будет у каждого свой Парнах), застывают в миллиметре от тайны, от сбывающейся мечты, от идеала, от света, что увидим не здесь и не теперь.

    Спасибо за Фильм!

    • Спасибо, Антон, за эмоциональный отзыв! Если так дело пойдет дальше, то я , чего доброго, начну говорить как Даниил Хармс: «Послушайте, друзья! Нельзя же в самом деле передо мной так преклоняться. Я такой же, как и вы все, только лучше.»
      Шучу-шучу! :)))

  9. Эссе о Страннике

    Насколько мне известно, это первый фильм о жизни и творчестве Валентина Парнаха (27.07.1891, Таганрог – 29.01.1951, Москва) – уникальной личности – поэте, переводчике, музыканте, танцоре и хореографе, родоначальнике российского джаза.

    Автору документального фильма «Валентин Парнах: не здесь и не теперь» Михаилу Басову, благодаря превосходной музыке Романа Столяра, удалось создать оригинальное произведение. Это не традиционный «байопик» со скучноватым перечислением фактов (хотя и они сами по себе интересны – родившийся в Таганроге Валентин Парнах странствовал по свету в поисках неуловимого идеала, а в круг его знакомых, друзей входили П.Пикассо, Ф.Пикабиа, В.Меерхольд, И.Эренбург, Л.Утесов, Г.Козинhttp://jazzru.wordpress.com/2011/07/27/parnakh-documentary/#comment-form-guestцев и др.; он прекрасно писал по-французски и входил в круг парижских поэтов-авангардистов 1920-х). Перед нами своего рода попытка рассказать о Валентине Парнахе в элегическом стиле, синтезирующем поэзию и джаз, основанная на глубоком проникновении в суть творчества Мастера.

    На этом пути были сделаны своего рода открытия – например, неизвестное прежде даже киноведам участие Валентина Парнаха в фильме Г.Александрова «Веселые ребята». В.Парнах сыграл в «Веселых ребятах» эпизодическую роль джазового музыканта, и скриншоты, выделенные М.Басовым, позволяют нам четко рассмотреть эти уникальные кадры.

    В фильме «Валентин Парнах: не здесь и не теперь» использованы автобиографическая повесть Валентина Парнаха «Пансион «Мобер», документы из архива его сына — Александра Валентиновича Парнаха и иные материалы, что позволило М.Басову отразить философские искания Мастера, его разноликий творческий мир. Документальные кадры, снятые в родовом гнезде Парнаха в Таганроге (в этом двухэтажном особняке прошло детство и его знаменитых сестер – поэтесс Софии Парнок и Елизаветы Тараховской), органично смонтированы с кадрами хроники, с фрагментами из фильмов Ф.Леже, М.Рея, Р.Клера, Д.Вертова, Ж.Виго, Э.Деслава, Е.Славинского, П.Лени, со старинными фотографиями, рисунками (среди них замечательный портрет Валентина Парнаха работы Пабло Пикассо), плюс использование анимации и видео-арта.

    Последнее, впрочем, не удивительно, так как до своего полнометражного дебюта в документальном кино режиссер и сценарист Михаил Басов получил известность в кругах ценителей видео-арта своими двух-трех минутными миниатюрами, с успехом демонстрировавшимися на нескольких международных фестивалях.

    Александр Федоров

    • Александр, нам кажется, что это эссе не стоит хоронить среди комментариев к новости, а имеет смысл опубликовать как отдельную рецензию. Вы согласны?

Добавить комментарий для Насу Таэко Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.