14-й «Джаз в саду Эрмитаж»: заметки об открытии московского джазового сезона

Анна Филипьева,
редактор «Джаз.Ру»
фоторепортаж: Павел Корбут

Для многих столичных любителей джазовой музыки ежегодно проходящий в конце августа фестиваль «Джаз в саду Эрмитаж» олицетворяет бодрый старт нового сезона. Лето катится к закату, но погода пока ещё позволяет совмещать музыкальные удовольствия с прогулками на свежем воздухе, пока осенние дожди и ветры не загнали джазофилов средней полосы до весны внимать чарующим звукам в отапливаемых помещениях.

«Джаз в саду Эрмитаж»: аудитория
«Джаз в саду Эрмитаж»: аудитория

За годы существования фестиваль сплотил вокруг себя сообщество людей, которые каждый раз приходят послушать музыку, пообщаться и, что называется, людей посмотреть и себя показать. В первую очередь это, конечно, все поколения российских джазовых музыкантов, начиная джазменами-«шестидесятниками» и кончая молодыми музыкантами — как уже известными слушателю, так и теми, кто только собирается покорять Москву и пришёл сюда осмотреться.

«Джаз в саду Эрмитаж»: аудитория
«Джаз в саду Эрмитаж»: аудитория

Да, пожалуй, лучшего места, чем сад Эрмитаж в дни фестиваля, для этого и не придумаешь: гуляешь, по дорожкам, а навстречу тебе одно за одним движутся лица со страниц трудов Владимира Борисовича Фейертага по истории отечественного джаза, а то — ба! — и сам автор неспешно проплывёт мимо с загадочной улыбкой. А после концерта в саду можно пойти в клуб и поучаствовать в джеме.
ДАЛЕЕ: подробный репортаж с фестиваля, обширный фотоотчёт работы Павла Корбута!

Дождь? Какой дождь?
Дождь? Какой дождь?

Но не стоит думать, что круг постоянных посетителей фестиваля узок и недосягаем. Вовсе нет! Как раз особенность его в том, что фестиваль естественным образом сам создаёт себе почитателей, которые приходят с улицы в буквальном смысле этого слова. Автор этих строк, волею случая припозднившийся к началу концерта первого дня, сам был свидетелем того, как несколько случайных прохожих, проходя по Успенскому переулку, откуда за пределами парка лучше всего слышна музыка с фестивальной сцены, заинтересованно покрутили головами в поисках источника звука и, обнаружив его, направились к билетной кассе. Кстати, указанный выше звук в тот момент производила группа Hit Size Тиграна Григоряна, и был он весел, танцевален и действительно достаточно завлекателен и интригующ для того, чтобы заставить случайного человека на улице задуматься о смене дислокации в пользу сада Эрмитаж.

Евгений Лебедев, Хагай Коэн-Мило, Ли Фиш: World Trio
Евгений Лебедев, Хагай Коэн-Мило, Ли Фиш: World Trio

Очень сильные впечатления оставило выступление World Trio пианиста Евгения Лебедева. От этой музыки веяло одновременно романтикой арт-рока, лиризмом песен Стинга и аллюзиями рыцарских романов. И, тем не менее, это был стопроцентный современный джаз, причём джаз прежде всего фортепианный, и не только потому, что лидерство Евгения было очевидно, но и потому, что именно его мастерская фортепианная игра первым делом обращала на себя внимание.

Евгений Лебедев: World Trio
Евгений Лебедев: World Trio

Недавний выпускник колледжа Бёркли может играть и деликатно, и мощно, напористо, при этом филигранность извлекаемых им звуков никуда не девается.

Хагай Коэн-Мило и Ли Фиш
Хагай Коэн-Мило и Ли Фиш

Интересно прозвучала пьеса, написанная для контрабасиста трио Хаггая Коэна Мило, в которой отчётливо прослеживалось влияние его всемирно известного соотечественника и коллеги — Авишая Коэна. Впрочем, на слух автора этих строк пьеса, сыгранная Word Trio, прозвучала глубже и выразительнее, чем произведения именитого контрабасиста.

Андрей Боднарчук
Андрей Боднарчук

Ансамбль Made in France гитариста Андрея Боднарчука показал подвижную и довольно эклектичную программу. Участие прославленного электробасиста Доминика ДиПьяццы и артистичного барабанщика Феликса Сабаль-Леко сделало этот сет особенно интересным, хотя до конца разобраться в художественном послании автора музыки не удалось.

Dominic DiPiazza
Dominic DiPiazza
Felix Sabal-Leco
Felix Sabal-Leco

А завершило вечер выступление московского ансамбля живущего в Нью-Йорке трубача Валерия Пономарёва. По сути и по звучанию этот коллектив, состоящий из молодых музыкантов, чьи имена, несмотря на молодой (по джазовым меркам) возраст, уже на слуху, правильно было бы назвать скорее микро-оркестром, чем ансамблем. Мясистая духовая пачка и мощные, ударные аранжировки мэйнстримового толка, исполненные со знанием дела, и, естественно, фирменный манхэттенский свинг лишний раз подчеркнули высоту набранного Пономарёвым за 38 лет в Нью-Йорке уровня.

«Московские посланцы джаза»
«Московские посланцы джаза»

Предсказуемо, но в этом и заключается концепция: недаром ансамбль называется «Московские посланцы джаза», подчёркивая неизменную для Валерия Михайловича преемственность с Art Blakey Jazz Messengers, в составе которых он работал в конце 1970-х. Что ни говори, а для приверженцев мэйнстрима это весьма приятная предсказуемость.

«Московские посланцы джаза»
«Московские посланцы джаза»

Второй день фестиваля, как и первый, открылся выступлением ансамбля, балансирующего на грани джаза и более популярных музыкальных направлений. На этот раз выступал московский Jazz Dance Orchestra. Не секрет, что многие популярные мелодии, появившиеся в прошлом столетии, давно уже пополнили собой список джазовых стандартов. Этот процесс продолжается, и вполне вероятно, что лет через пятьдесят произведения Стинга или Боба Марли станут считаться классическими джазовыми темами. Jazz Dance Orchestra трубача Вадима Зайдина решил внести свою посильную лепту в эту тенденцию и показал программу, состоящую из располагающих к совершению ритмических телодвижений аранжировок популярной музыки преимущественно конца двадцатого века. Причём часто выбор падал на весьма неочевидные композиции вроде песен из репертуара диско-групп Modern Talking или Ace of Base. Что-то джазифицировалось лучше, что-то хуже, но делу поднятия слушательского тонуса состав поспособствовал вполне.

Artur Dutkiewicz
Artur Dutkiewicz

Выступающий вслед за ними состав польского пианиста Артура Дуткевича в некоторой степени продолжил ту же мысль. В некоторой — да не вполне. В качестве отправной точки он выбрал творчество гитариста Джими Хендрикса, а это далеко не поп-музыка.

Artur Dutkiewicz
Artur Dutkiewicz

Специфика исходного материала такова, что сыграть его средне не представляется возможным. Его можно либо полностью переосмыслить и исполнить очень интересно — если талант позволит, конечно — либо заковать себя в рамки оригинала и тем обречь на скучное звукоподражательство.

Artur Dutkiewicz Trio
Artur Dutkiewicz Trio

Польский ансамбль продемонстрировал как раз первый вариант: полное переосмысление в совокупности со стилистической, ритмической и мелодической свободой. Фортепианные джазовые прочтения гитарного блюз-рока оказались не тенью оригинала, а самостоятельным музыкальным миром, миром не Хендрикса, но Дуткевича.

Алина Ростоцкая, Полина Зизак, Ирина Родилес
Алина Ростоцкая, Полина Зизак, Ирина Родилес

Появление на российской сцене следующего ансамбля ещё некоторое время назад было просто невозможно в силу плачевного состояния, в котором пребывала отечественная джазовая вокальная школа. Но времена меняются, на помощь энтузиастам старшего поколения приходят молодые певцы, которые любят и хотят исполнять джаз, и понимают, что для этого нужно потрудиться далеко не только над вокальной техникой. И вот один из результатов.

Алина Ростоцкая, Полина Зизак, Ирина Родилес
Алина Ростоцкая, Полина Зизак, Ирина Родилес

Три ярких солистки Ирина Родилес, Алина Ростоцкая и Полина Зизак (намеренно пишем «солистки», а не «вокалистки», потому что вокалисток у нас много, а вот с настоящими солистками всегда было напряжённо), каждая из которых обладает собственным стилем, ярким образом и мыслями, и — что уж мелочиться — достаточной харизмой для того, чтобы держать зал на своих сольных выступлениях, но при этом способные к художественному взаимодействию на сцене со своими коллегами. Было приятно и послушать, и посмотреть.

Полина Зизак
Полина Зизак
Алина Ростоцкая
Алина Ростоцкая

Хэдлайнером субботнего концерта выступил американский тенор-саксофонист Чико Фримен с московским составом. В свои 62 года музыкант находится в отличной форме. Яркий, мощный звук, с которым он играючи управляется и которому грех не позавидовать, был уже достаточен для возбуждения положительных эмоций среди слушателей.

Chico Freeman
Chico Freeman

Добавить к этому фирменную мелодическую составляющую — и вот вам, пожалуйте, все тридцать три эстетических удовольствия.

Яков Окунь
Яков Окунь

Не последнюю роль сыграл пианист Яков Окунь, который загнул такое соло, что ведущий концерта Владимир Борисович Фейертаг появился из-за кулис и нацелил полный интереса взор на его прыгающие по клавиатуре пальцы (Чико выступал вместе с трио Окуня, который в последние годы стал самым востребованным российским партнёром для гастролирующих звёзд американского мэйнстрима).

В.Б.Фейертаг прислушивается
В.Б.Фейертаг прислушивается
Прислушался и Чико Фримен
Прислушался и Чико Фримен

Воскресенье выдалось холодным и, несмотря на отсутствие дождя, довольно-таки промозглым. Тем не менее к началу концерта большая часть стульчиков перед сценой оказалась занята утеплившейся по такому случаю публикой.

Оркестр им. Олега Лундстрема
Оркестр им. Олега Лундстрема

Ударное начало концерта было положено Оркестром имени Олега Лундстрема с приглашённым финским кларнетистом Антти Сарпила, который исполнил с прославленным биг-бэндом программу, посвящённую музыке Бенни Гудмана. Нужно ли говорить, что оркестр «жахнул»? В общем, даже как-то неудобно делать это снова, потому как иного развития событий автор этих строк при нынешнем руководителе, Борисе Фрумкине, не припоминает.

Борис Фрумкин
Борис Фрумкин

Оркестр Лундстрема — это брэнд, и он держит марку. Справедливости ради хочется заметить, что приглашение финского солиста — это, конечно, понятный фестивальный маркетинговый ход, но штатные кларнетисты оркестра Иван Волков и Олег Грымов играют пьесы Гудмана ничуть не хуже.

Antti Sarpila
Antti Sarpila

Танцевально-молодёжную составляющую вечера в этот раз публике явил ансамбль «Маримба Плюс». Он же добавил и отсутствовавшего до этого момента этно-джазового колорита. Много ли джаза было в этом выступлении? Об этом можно спорить. Нельзя сказать, что его не было совсем.

«Маримба Плюс» с вокалисткой Таис Урумидис
«Маримба Плюс» с вокалисткой Таис Урумидис

Публике в любом случае понравилось, и она не преминула выразить своё удовлетворение и лидеру коллектива маримбафонисту Льву Слепнеру лично. В частности, некий слушатель в годах выразил ему своё одобрение фразой: «Молодец, хорошо долбил!»

«Маримба Плюс» - Лев Слепнер
«Маримба Плюс» — Лев Слепнер

Не менее энергичную музыку, хотя и более традиционного свойства, предложил вниманию публики ансамбль братьев Дмитрия и Александра Брилей. Правда, их сет как-то неожиданно завершился буквально на полуслове.

Bril Brothers
Bril Brothers

В финале фестиваля, как это не раз уже бывало в «Эрмитаж», на сцене появилась американская вокалистка — маститая Сэнди Паттон в сопровождении трио российского барабанщика Евгения Рябого.

Sandy Patton
Sandy Patton

Сэнди, последние 18 лет преподающая вокал в Бернской джазовой школе в Швейцарии, сочетает глубокое знание джазовой вокальной традиции и благородную, сдержанную подачу: от неё не услышишь шаблонов дешёвого шоуменства, которые, что греха таить, иногда встречаются у заезжих певиц.

Sandy Patton + Eugene Ryaboy Trio
Sandy Patton + Eugene Ryaboy Trio

Этим прикосновением к чистой, незамутнённой традиции афроамериканского вокала и завершился 14-й «Джаз в саду Эрмитаж», давший старт очередному, 89-му московскому джазовому сезону: в следующем августе, Бог даст, уже 15-й «Эрмитаж» будет открывать сезон 90-летия российского джаза.

Фестивальный джем: Яков Окунь, Макар Новиков, Чико Фримен, Феликс Сабаль-Леко
Фестивальный джем: Яков Окунь, Макар Новиков, Чико Фримен, Феликс Сабаль-Леко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *