Фестиваль молодых исполнителей«Гнесин-Джаз»: первый прошёл

Анна Иванова LK

В Москве завершился I международный джазовый фестиваль молодых исполнителей «Gnesin-Jazz» («Гнесин-Джаз»)

Фестиваль прошел своего рода марафоном: за три дня с 9 по 11 декабря было проведено четыре больших концерта, в ходе которых почти четыре десятка участников (солисты, ансамбли и оркестры) продемонстрировали свои умения зрителям и компетентному жюри. В состав последнего вошли весьма значимые для российского джаза персоны: представители профессуры РАМ им. Гнесиных Анатолий Кролл, Игорь Бриль, Александр Осейчук, Максим Пиганов, Юрий Чугунов, а также заведующий кафедрой эстрадно-джазовой музыки Ростовской государственной консерватории им. Рахманинова Пётр Назаретов и валторнист Аркадий Шилклопер в качестве специального гостя.

зал РАМ им. Гнесиных

Состав участников абсолютно соответствовал названию фестиваля — настолько часто среди выступающих встречались студенты или выпускники Академии им. Гнесиных. Надо признаться, подобная «расстановка сил» вкупе с непринужденной, почти домашней атмосферой, когда члены жюри лично знакомы с большинством конкурсантов, периодически вызывала стойкое ощущение некоего дружественного внутриакадемического праздника, что вряд ли может соответствовать изначально заявленному международному статусу. Однако можно предположить, что причиной подобного несоответствия послужил именно пилотный характер фестиваля, ведь первый опыт — общеизвестно — крайне редко оказывается безукоризненным, а пробовать что-то новое «на своих», согласитесь, всегда удобнее.

При этом сами музыканты в большинстве своем показали отнюдь не пионерский уровень мастерства. Безусловно, нельзя не признать, что не всем молодым джазистам удалось оторваться от сугубо техничного, школьного исполнения, и некоторые выступления скорее походили на сдачу экзамена по исполнительскому мастерству. Однако при этом многие конкурсанты продемонстрировали совершенно зрелое, осознанное, профессиональное отношение к музыке, предполагающее не только безупречное владение всем необходимым инструментарием и стилистикой, но и способность перейти на сцене от простого исполнительства к настоящему творчеству.
ДАЛЕЕ: продолжение репортажа, ЛАУРЕАТЫ

Одной из главных тенденций фестиваля стало особое внимание организаторов к биг-бэндам. В конкурсной программе было представлено шесть больших оркестров, что для любой московской (да и российской, наверное) площадки сегодня является чем-то из ряда вон выходящим, ведь на современной гастрольной сцене практически безраздельно властвуют ансамбли. Бытует мнение, что это объясняется логикой развития самой музыки: оркестры связывают в первую очередь со «старым» джазом начала-середины прошлого века, и потому зачастую считается, что они уже безвозвратно устарели. Но кажется, что некоторые молодежные биг-бэнды, выступившие на фестивале, вполне могут претендовать на опровержение этого мнения.

Конечно, не обошлось без привычного оркестрового свинга; конечно, не раз звучали темы Эллингтона, Хендерсона и других мэтров. Но примечательно, что традиционное исполнение нередко весьма успешно сочеталось с неожиданными интерпретациями и смелыми репертуарными решениями. Так, например, биг-бэнд «Премиум Брасс» Алексея Ковалёва и Юрия Щукарёва блестяще исполнил пьесу басиста Джако Пасториуса «The Chicken» в оригинальной фьюжн-аранжировке, в которой хорошо знакомые оркестровые риффы, благодаря чётко расставленным штрихам и значительной доле юмора в исполнении, совершенно непринужденно чередовались с электронными клавишными и гитарными соло.

В ансамблевой номинации, несмотря на то, что подавляющее большинство молодых джазменов отдавало предпочтение проверенным временем стандартам, стремление к оригинальности исполнения все же прослеживалось весьма отчётливо. Исполнители старались продемонстрировать собственные версии известных тем, некоторые из музыкантов представили авторские произведения. Наиболее интересные аранжировки и композиции жюри награждало дипломами в специальной номинации «Лучшая аранжировка».

В частности, диплом в этой номинации получила пианистка Джаз-квартета Ростовской государственной консерватории Ольга Резниченко за уникальную аранжировку нескольких пьес их цикла «Картинки с выставки» Мусоргского. Пьесы русского композитора в исполнении ансамбля превратились в единое, полное драматизма произведение, исполненное в стилистике фри-джаза и фьюжна с тревожными, динамичными фортепианными импровизациями, электронным сопровождением синтезатора (пианистка играла сразу на двух инструментах) и неторопливыми, задумчивыми гитарными соло.

Дипломом за оригинальную аранжировку была также награждена тромбонистка секстета гнесинского класса Александра Осейчука — Алевтина Полякова. Представляя собственную версию пьесы Коула Портера «In the Still of the Night», Алевтина и музыканты секстета легко и мастерски играли с ритмикой, свободно и непринужденно чередовали лирично-размеренное звучание темы с мягкой, слаженной полифонией солирующих тромбона и двух саксофонов и быстрый, энергичный, насыщенный сочным звуком свинг импровизаций.

Тенор-саксофонист Азат Баязитов, уже завоевавший титул победителя на недавно прошедшем в Москве конкурсе саксофонистов, на «Гнесин-Джазе» получил диплом за лучшую авторскую композицию. Азат показал очень выдержанное исполнение, тонкое чувство стиля, легкий, даже игривый, но при этом уверенный и зрелый звук.

В свою очередь, дерзкое, тяжелое, даже несколько максималистское звучание продемонстрировали исполнительницы ансамбля «Танслу», сыграв авторскую композицию солистки Зоряны Фархутдиновой, также награжденной дипломом за композиторское мастерство. Народные татарские мотивы в пьесе «Яблоневый сад» Зоряна сумела соединить с искусным вокалом и скэтом, неистовой, практически исступленной ритмикой и резкими, пронзительными саксофонными соло.

Секстет Владимира Сидорковича Peek-A-Boo открывал концерт победителей фестиваля, представляя немногочисленную номинацию молодых исполнителей вокального джаза и став единственным вокальным ансамблем, получившим звание лауреата. Нужно отметить, что коллективу удалось подтвердить это звание не только по-настоящему артистичным исполнением, но и первоклассной вокальной техникой: секстет стал единственным ансамблем a cappella на фестивале.

А единственным более или менее зарубежным коллективом стал фолк-джаз-ансамбль «Сазген-сазы» из Казахстана. Коллектив оказался своего рода экзотичным биг-бэндом: музыканты вышли на сцену в национальных костюмах и с народными инструментами. Видимо, даже искушенной аудитории пришлось по вкусу необычное звучание казахских версий стандарта «Caravan» и интермедии «Полет Шмеля» — зал встретил ансамбль овациями и даже вызывал на бис.

Прошедший фестиваль наглядно продемонстрировал: молодые джазовые музыканты амбициозны, способны и готовы развиваться. Поэтому хочется верить, что следующий фестиваль существенно расширит свою географию и сможет открыть для слушателей новые имена из самых разных российских городов. А молодому поколению исполнителей даст новый серьёзный стимул исследовать джазовую музыку и искать в ней собственные способы самовыражения.

Фестиваль молодых исполнителей«Гнесин-Джаз»: первый прошёл: 2 комментария

  1. В положении о конкурсе не было написано о том, что в конкурсе могут принимать участия только студенты Гнесинской Академии. Я лично отсылал заявку на участие в конкурсе и мне было отказано в связи с »большим объем поданных заявок и результаты рейтингового голосования Отборочной комиссии » Очень жаль, что подобного рода конкурсы проходят у нас в «непринужденной, почти домашней атмосфере» ..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *