Премьера Kiev Big Band: «назад в будущее»

6
Ольга Кизлова,
Киев
Фото: Александр Зубко
OK

9 января в киевском культурно-образовательном центре «Мастер Класс», где несколько лет регулярно происходят концерты, подготовленные продюсерским центром Jazz In Kiev, состоялся дебют молодого оркестра. Новорожденный коллектив назвали Kiev Big Band. В прошлом Киев не был большим джазовым центром; правда, в городе периодически возникали и разваливались джазовые биг-бэнды — например, оркестр «Дніпро» Гиви Гачечиладзе, существовавший с 1964 по 1968 гг. Сегодня в столице постоянно работает фактически один профессиональный биг-бэнд — в цирке. Но он очень занят своими прямыми обязанностями и на концертную эстраду выходит редко.
Инициаторами нового начинания стали, как это ни парадоксально, не украинцы, а двое англичан: Мик Лэйк (менеджер) и Питер Дэйвис (продюсер). Именно они, потусовавшись на наших джазовых концертах, сообразили, что в Киеве немало музыкантов, не отстающих по уровню от западных коллег, и что собрать в украинской столице хороший большой классический состав — не проблема. Художественное руководство новорожденным было поручено двум известным украинским музыкантам: это молодой трубач Деннис Аду и маститый тенор-саксофонист Дмитрий «Бобин» Александров.

Kiev Big Band (в центре кадра - «Бобин» Александров)
Kiev Big Band (в центре кадра - «Бобин» Александров)

Как известно, история джаза развивалась, по сравнению с историей академической музыки, молниеносно: она насчитывает немногим более столетия. Роль в джазе больших оркестров, возникших в 20-е годы прошлого века, можно сравнить со значением симфонических оркестров в академической музыке. В наше время звучание такого состава приносит радость возращения в пору классического джаза, переносит в эпоху свинга, а также дает возможность послушать современный оркестровый джаз. Одновременно киевский концерт доставил удовольствие общения с замечательными украинскими музыкантами, показавшими свое коллективное оркестровое и сольное импровизационное мастерство на материале разных лет. Прозвучали композиции Каунта Бэйси, Тэда Джонса, Сэмми Нестико, Боба Брукмайера, Фрэнка Лэйси и Гордона Гудвина.
ДАЛЕЕ: подробности об оркестре Kiev Big Band, прямая речь участников, репортаж с дебютного концерта, ВИДЕО

Старт оказался стремительным, репетиционный период занял всего месяц, а результат получился убедительным и ярким. На сцену вышли семнадцать музыкантов. Саксофонисты Артем Менделенко, Дмитрий Бобин Александров, Станислав Зубков, Виктор Павелко и Григорий Паршин; трубачи Деннис Аду, Сергей Сидоренко, Александр Телепнев и Ярослав Мелконян; тромбонисты Денис Ефременко, Александр Чаркин, Николай Блошкин и Кирилл Погудин. Плюс четверо участников ритм-секции: пианист Алексей Саранчин, ритм-гитарист Даниил Зверхановский, Андрей Арнаутов на контрабасе и Павел Галицкий на барабанах.

Деннис Аду
Деннис Аду

Концерт вышел добротным, по-рождественски радостным и светлым. Большое впечатление произвели эмоциональность, почти идеальная интонация, напористые аккордовые «пачки», хорошая ритмическая основа. Правда, акцентировка была порой прямодушной. Но это — дело наживное и поправимое. Было сыграно немало отличных соло. Трудно даже сказать, чей «выход» был ярче.

Участники события ответили на наши вопросы.

Сегодняшний дебют патронировало агентство Jazz In Kiev. Каков его конкретный вклад?

Алексей Коган, ведущий концерта (радиожурналист и продюсер):

Мы договорились с «Мастер Классом», чтобы не было аренды, а весь сбор ушел в оркестр. Афиша сделана за счет Jazz In Kiev, я провёл концерт, Виктор Овчинников — записал, Юрий Руднев организовал рекламу. Владимир Каминский, решающий многие вопросы организации проектов агентства Jazz In Kiev, наставляет коллег на такой деловой подход, что плохо работать не получается. Мы относимся к концерту Хэрби Хэнкока и к выступлению Kiev Big Band’а с одинаковой ответственностью. У этого оркестра может быть неплохое будущее. Мы решили их поддержать ещё и потому, что, посетив одну репетицию, я увидел, с каким удовольствием ребята на неё пришли, как играют! Пока есть этот порыв, его нужно поддерживать. Перефразируя известного пианиста Петра Пашкова, замечу: «столица европейского государства без биг-бэнда — это жлобство». Сегодня мы переступили барьер, несмотря на — дальше подставляете любые наши общегосударственные сложности — политические, экономические, социальные и т.д. Как известно, нет пророка в своем отечестве — и на наших музыкантов первыми обратили внимание британцы, работающие в Киеве, большое им за то спасибо. Я на концерте сказал: «От смешанных браков рождаются талантливые дети», подразумевая возникновение этого оркестра от союза британских организаторов и украинских музыкантов.

Саксофонист Дмитрий «Бобин» Александров:

Мерилом отношений являются финансы. Мы собрались в оркестр благодаря тому, что Питер Дэйвис нашел небольшое финансирование нашей работы. Я бы хотел, чтобы мы стали постоянным профессиональным коллективом. Пока это произошло в рамках подготовки к этому конкретному концерту. А дальше будем идти «step by step». Важную роль сыграл институт Глиэра: огромное спасибо ректору Александру Злотнику, проректору Юрию Зильберману. Они предоставили помещение, пульты, барабаны, комбики и пр. Музыканты были собраны «по цыганской почте» — не по блату или кумовству, а как результат опроса, по тому авторитету, который имеют в среде коллег наши участники.

Трубач Деннис Аду:

Моя задача состояла в подготовке оркестра в музыкальном плане. Репертуар подобрал из того, что часто слушаю, хорошо знаю и люблю. С учетом всего разнообразия стилистики, хронологии и аранжировок обширного репертуара для такого состава. Потенциал оркестра велик. Если будем постоянно репетировать, результаты будут огромные.

Залогом постоянной работы может быть определенная материальная база, не так ли?

Деннис Аду:

Она нужна обязательно. Поскольку играют не начинающие, а уже известные профессиональные артисты, они не станут работать на голом энтузиазме.

ВИДЕО: Kiev Big Band «A Few Good Men» (Gordon Goodwin)
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=kqeX0U4scPw]

Kiev Big Band «Basie Straight Ahead» (Count Basie)
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=W-AipFxYCRY]

реклама на джаз.ру

6 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. В оркестре есть немало известных музыкантов. Хотелось бы услышать оркестр в живую, чтобы что-то сказать определенное. Хотелось бы также, чтобы у оркестра была стабильность и будущее (гастроли, записи в студии и т.д.)

    • Как-раз смотрел видео клипы оркестра в конце репортажа Ольги,когда увидел Ваш комментарий.На видео не достаточно слышно,как оркестр играет?Поясните,я не профессионал,могу чего то не понимать!

  2. Жалко, что без спонсоров этот Big Band перестанет существовать, музыканты не будут ходить на репетиции бесплатно.

    Перефразируя пианиста Петра Пашкова, замечу: «столица европейского государства без биг-бэнда — это жлобство».

  3. Да и не только столица… У себя в краевом центре (Красноярск) я как-то со сцены высказал такое суждение: «Признаком крупного культурного центра должны считаться наличие оперного театра, метрополитена, футбольной команды высшей лиги, симфонического оркестра и биг бэнда». Зал меня поддержал аплодисментами. Браво, киевляне!

  4. 16 марта в киевском клубе Sullivan room на Прорезной состоится второй концерт оркестра Kiev Big Band. Обещана новая программа и танцевальная музыка.

  5. Молодец, Ольга! Хорошую статью написали. Но вот комментарий Роберта Анчиполовского меня удивил…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.