Джазовые лауреаты Grammy-2012: даже не представляют

1
Кирилл Мошков,
главный редактор «Джаз.Ру»
CM

В декабре минувшего года «Полный джаз» опубликовал аннотированный список джазовых номинантов  на премию Grammy, которую ежегодно вручает в США Национальная Академия звукозаписи (NARAS) — профессиональная организация, объединяющая несколько тысяч профессионалов музыкального бизнеса. 12 февраля в Лос-Анджелесе в ходе 54-й ежегодной церемонии вручения «Грэмми» были объявлены имена лауреатов премии за 2011 год.

GrammyВ декабрьском материале мы отмечали, что главная новость «Грэмми»-2012 — это сокращение количества номинаций. Чисто джазовых номинаций теперь не шесть, а четыре: пропали категории «Альбом современного джаза» и «Альбом латин-джаза», остались только «Лучшее импровизационное соло», «Лучший вокальный джазовый альбом», «Лучший инструментальный джазовый альбом» и «Лучший альбом оркестрового джаза». Мало того, в вокальных номинациях певцы и певицы теперь соревнуются в одной категории. Впрочем, хотя в раздел «Джаз» эти категории и не включены, «Лучшая инструментальная аранжировка» и «Лучшая инструментальная композиция» могут на практике тоже считаться джазовыми номинациями, потому что из года в год основное количество номинантов в этих категориях представляет именно джазовый сегмент американской музыкальной индустрии.
После вчерашнего объявления итогов нужно признать, что изменение количества номинаций стало не только единственной новостью в номинациях, но и единственным сюрпризом в джазовой части «Грэмми». Исторически джазовые номинации самые «заслуженные» — в джазовых категориях золотые граммофончики вручают все 54 года, наряду с категориями в области академического искусства, тогда как другие виды музыки (рок, поп и т.п.) подключались позже. Но в последние, как минимум, 10-15 лет джазовые номинации также и наименее «сенсационные». Теоретически, «Грэмми» должны получать музыканты, снискавшие наибольшее уважение деятелей музыкальной индустрии по результатам творческой деятельности за истекший год. Но что именно представляют нынешние джазовые «Грэмми» — сказать очень сложно.

Почему, например, в вокальной категории «Грэмми» получила яркая, разнообразная, но никоим образом не являющаяся результатом усилий одного вокалиста сборная солянка «The Mosaic Project», вышедшая вообще-то под именем барабанщицы Терри Линн Каррингтон (с участием чуть ли не полувзвода приглашённых вокалистов), а не блестящие, стильные и цельные альбомы Курта Эллинга, Каррин Аллисон и особенно Тирни Саттон? Почему 70-летний ветеран Чик Кориа увёз с церемонии целых две награды — неужели только потому, что он в прошлом году отметил юбилей?
Допустим, победу его соло в пьесе «Five Hundred Miles High» с концертного двойного альбома «Forever» в целом можно понять — это сильная работа, и соревновавшиеся с ней в номинации «Лучшее инструментальное соло» импровизации Рэнди Бреккера, Рона Картера, Фреда Хёрша или Сонни Роллинза действительно все находятся примерно в одной весовой категории. Но действительно ли эта же самая запись с участием Кориа, альбом его трио с басистом Стэнли Кларком и барабанщиком Ленни Уайтом, так уж значительно и неопровержимо сильнее других номинантов в категории «Лучший джазовый инструментальный альбом» — записей Джо Ловано, тех же Сонни Роллинза и Фреда Хёрша, а также молодого Джералда Клэйтона? Или наоборот…
Кстати, неужели «Грэмми» в джазовой области непременно должны получать именно почтенные старцы? Если уж Джералд Клэйтон, которому нет и 30, попал в список номинантов (не будем выяснять, насколько обоснованно), то почему нельзя поощрить молодого музыканта, которому предстоит представлять эту музыку на сценах следующих десятилетий — неужели 70-летний Кориа был бы сильно расстроен, если бы теперь у него было не 18 граммофончиков, а всего 17? (До 12 февраля он был 16-кратным лауреатом «Грэмми»).

В общем, как это было все последние годы, результаты Grammy в джазовом направлении оставляют какое-то саднящее, досадливое чувство: с одной стороны, всё математически правильно, все номинанты прекрасны, все лауреаты — действительно крупные величины. Но, с другой стороны, мы же знаем, что джаз в его нынешнем виде на самом деле не настолько однообразен и уныл, чтобы одни и те же люди из года в год получали высшую награду профессиональной ассоциации индустрии грамзаписи в одних и тех же номинациях, да ещё и не в одной за раз, при том, что их теперь всего четыре! (да и было всего шесть). Мы знаем, что в джазе появляются новые имена, выходят новаторские и яркие работы, и часть этих работ даже попадает в номинации, но почему же тогда они так редко отмечаются собственно премией? Джазовые номинации (вместе с блюзом, этникой, госпелз, академической музыкой, комедийными записями, пластинками разговорного жанра и техническими номинациями) давно уже не попадают в телетрансляции церемонии Grammy, да и вручаются не в ходе основной церемонии вечером, а в ходе «предварительной церемонии» днём. И, глядя на списки лауреатов, вполне можно — увы! — понять, почему.
Остаётся с сожалением констатировать, что «Грэмми» в своём нынешнем виде совершенно не отражает реальной ситуации с джазом — ни как видом музыкального искусства, ни как отраслью музыкальной индустрии. И если в отдельные годы джазмены всё же попадали в фокус внимания более широкой аудитории благодаря Grammy (как это случилось в 2011-м, когда «Лучшим новым артистом» всей музыкальной индустрии США внезапно стала джазовая контрабасистка Эсперанса Сполдинг, или в 2008-м, когда пианист Хэрби Хэнкок стал лауреатом в «главной» номинации — «Альбом года»), то в нынешнем году не случилось и этого.

Два года назад, комментируя итоги Grammy-2010, я написал:

«Грэмми» — по крайней мере, в отношении джаза — всё меньше может считаться голосом профессионального сообщества, ценящего не цифры продаж, а художественные достижения. Статут премии всё ещё формулирует критерии отбора именно так (имеют значение только художественные качества, а не продажи), но разглядеть критерии, по которым голосующие члены Академии (их около 16 тысяч; непосредственно в джазовых категориях голосуют около 2500 человек) в действительности делают выбор между теми или иными записями в объективно устаревших номинациях, объединяющих зачастую художественно противоположные, несравнимые явления, — становится с каждым годом всё труднее.

Могу только подписаться под этими словами ещё раз, теперь уже с полной уверенностью. Список номинаций изменился, а вот принцип — увы, нет.
ДАЛЕЕ: полный список джазовых музыкантов — лауреатов Grammy за 2011 год

Лучшее импровизационное джазовое соло

  • «500 Miles High» — пианист Чик Кориа (с альбома трио Corea, Clarke & White «Forever», Concord Records)

Лучший джазовый вокальный альбом

  • «The Mosaic Project» — Терри Лин Кэррингтон и гости (Concord Jazz)

Лучший инструментальный джазовый альбом

  • «Forever» — трио Corea, Clarke & White (Concord Records)

Лучший альбом большого джазового состава

  • «The Good Feeling» — Christian McBride Big Band (Mack Avenue Records)

Теперь «наши люди» в категориях вне джазового жанрового «поля»:

Лучшая инструментальная композиция

  • «Life In Eleven» — авторы Бэла Флек и Ховард Леви (Béla Fleck & The Flecktones, из «Rocket Science», eOne Music)

Лучшая инструментальная аранжировка

  • «Rhapsody In Blue» — аранжировка Гордона Гудвина (Gordon Goodwin’s Big Phat Band, трек с альбома «That’s How We Roll», Telarc International

В «популярной» категории 6 («Лучшее дуэтное или групповое исполнение поп-музыки») победила запись ветерана «традиционной эстрады», имеющего богатый поп-джазовый опыт — нестареющего Тони Беннетта, который был номинирован вместе с покойной ныне Эми Уайнхаус за дуэтное исполнение джазового стандарта «Body And Soul» с альбома «Duets II» (Columbia Records). Этот же альбом получил золотой граммофончик и в категории 11 («Лучший вокальный альбом традиционной эстрады»).

В 29-й категории («Лучший альбом нью-эйдж») победил фьюжн-гитарист Пэт Мэтини с альбомом «What’s It All About» от лейбла Nonesuch.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяСаксофонист Джеймс Картер в Москве: впечатления
Следующая статьяСаксофонист Петер Брётцманн: прямая речь
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Бела Флек немного уравновешивает общую ситуацию. А ответ на вопрос «отражает — не отражает» наверное, можно найти в несколько иной плоскости. Номинация — это не столько зеркало, сколько инструмент рыночного регулирования. И с этой точки зрения — задает вполне определенные ориентиры для продвижения продукции и ее сбыта. В такой проекции все как раз логично.

Добавить комментарий для Андрей Соловьев Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.