Джазовая победа Юрия Маркина (к 70-летию)

4
21 февраля 2012 исполнилось 70 лет Юрию Маркину. В джазовый мир он вошёл в 1960-е как контрабасист лучших московских джазовых составов. В 80-90-е Маркин предстал как пианист, автор джазовых обработок русской музыкальной классики. К рубежу веков раскрылся как сильный джазовый композитор, хотя, по ряду причин, востребованный гораздо менее широко, чем заслуживает его музыка. Известен он и как один из важнейших джазовых педагогов российской столицы.
В бумажном №1 журнала «Джаз.Ру» за 2012 г. вышло обширное интервью с Юрием Маркиным. А «Полный Джаз» — электронная версия «Джаз.Ру» — отмечает юбилей композитора публикацией очерка о нём, который прислал нам его коллега — московский джазовый композитор Олег Степурко.

Олег Степурко
фото: Павел Корбут
OS

Значительные события в мире искусства миром часто поначалу не замечены. Прошло немало лет, пока получили признание шедевры Баха, Мусоргского, Прокофьева. Так же неприметно, без помпы, прошло 70-летие Юрия Маркина. И лишь музыканты, которые всегда идут на один шаг впереди публики, осознали, что произошло.
Наконец мы смогли услышать ответ на тот вызов, который бросил Новый Свет всему миру рождением блюза, джаза и рок-н-ролла. В этих жанрах страна Мусоргского Чайковского и Прокофьева пока не смогла создать ничего, что смогло бы сравняться с шедеврами Дюка Эллингтона, «Битлз» и Эндрю Ллойд Вебера.

Юрий Маркин
Юрий Маркин

Конечно, можно назвать объективные причины: Это и «железный занавес», оторвавший музыкантов от мировой культуры, и коммунистический идеологический пресс, погубивший столько талантов. Но, наверное, главная причина — это то, о чём говорил академик Борис Асафьев: «синтаксис языка создаёт музыкальную речь». В новых ритмических жанрах нет шедевров ни на одном языке, кроме английского. Ибо блюз, из которого произошли джаз и рок, — это прежде всего песенная форма, и поэтому так плоско звучит джаз на любом языке, кроме английского. И у нас мало кто верил в возможность появления джазовых композиций «по-русски».
Но вот в течение нескольких лет в 1990-е и начале 2000-х композитор Юрий Маркин показал цикл джазовых опер в «Джаз-Арт клубе», президент которого Александр Эйдельман обладает поразительным чутьём на музыкальные открытия. И стало очевидно, что Юрию Маркину первому удалось создать «русскоязычный джаз». Причём, если на родине джаза пение осмысленных текстов вылилось в форму миниатюры с вариациями, то Маркин это сделал в крупной форме. Им написано и поставлено 12 одноактных джазовых опер.
ДАЛЕЕ: продолжение истории Юрия Маркина, много фото, ВИДЕО!

Из тех, которые мне удалось услышать, больше всего мне запомнились «Епифанские шлюзы» по мотивам повести Андрея Платонова, «Мастер и Маргарита» по роману Михаила Булгакова и «Саксофонист» по рассказу Хулио Кортасара, посвящённому Чарли Паркеру.

Невероятно, но в этих произведениях соединилась джазовая энергетика и интонация русской речи. Наверное, такой синтез получился потому, что Юрий Маркин написал все либретто сам (действующие лица его опер поют прозу чаще всего именно прозой, а не версифицированными строчками). Кроме композиторского дара, он обладает ещё и незаурядными литературными способностями. Кроме того, Юрий Маркин, ученик Родиона Щедрина по классу композиции, очень тонко чувствует крупную форму, и все номера каждой «оперы» работают на одну идею и создают фантастически яркий образ и динамику, которая захватывает зрителя и не отпускает до последнего звука.
ВИДЕО: фрагменты оперы Юрия Маркина «Саксофонист», концертная постановка 1998
httpv://www.youtube.com/watch?v=LHnSnEq9L64

«Бал Воланда» из оперы Юрия Маркина «Пилат», концертная постановка 1998
httpv://www.youtube.com/watch?v=o_PsUv6HpP4

Вообще этот человек чем-то напоминает героев эпохи Возрождения с их уникальными синтетическими талантами. Так, кроме композиции и литературы (а у Маркина несколько циклов рассказав, повесть и роман), Юрий Иванович много лет занимается живописью. Цикл его картин маслом опубликовала в своей книге «Мастера российского джаза» Наталья Нагибина.
Этот человек обладает большой творческой гравитацией, и в его орбиту попадает много талантливых молодых музыкантов. Поразительно, но все оперные постановки он осуществил с группой энтузиастов, увлечённых идеями Маркина; они участвовали в постановках практически бесплатно.

Юрий Маркин на сцене Большого зала Консерватории, 1999
Юрий Маркин на сцене Большого зала Консерватории, 1999

Вообще нашему джазовому образованию повезло, что такие музыканты, как Юрий Маркин, Юрий Чугунов, Михаил Есаков в годы «застоя» были отрезаны от сцены из-за негласного запрета на джаз и были вынуждены уйти в педагогику. В результате мы имеем целый букет джазовых учебников, которые лично я ставлю выше американских, ибо те написаны слабыми музыкантами, которые не смогли попасть на сцену. А американские звёзды, в отличие от наших, играют на сцене, и им некогда заниматься музыкальной наукой.

обложкаУдивительно сильный по глубине проникновения в идиомы джаза, учебник Маркина по импровизации был издан Юрием Козыревым в Колледже импровизационной музыки, а потом заново выпущен издателем Михаилом Диковым. Можно вспомнить о выполненных Маркиным транскрипциях джазовых стандартов, опубликованных нотным издательством Рудольфа Ясемчика.

Полтора десятилетия назад Юру Маркина постигло несчастье: после обширного инсульта у него парализовало левую руку. Но он смог научиться играть на рояле одной правой рукой, парадоксальным образом исполняя сразу две линии, мелодическую и гармоническую (он называет это «стиль One Hand Piano»). Больше того, его игра одной рукой стала ещё интереснее.

ВИДЕО: Юрий Маркин и его трио — «Foothold»
httpv://www.youtube.com/watch?v=HPk2IYCf3o0

Когда он перестал доказывать, что он не только композитор, но и ещё клавишник, тогда его мелодические линии стали интонационно отточены до остроты бритвы и, как у Майлса Дэйвиса, несут необычайную смысловую нагрузку. Он написал «одноручный» концерт, который лично меня потряс своими музыкальными открытиями и фантастическим переплетением джазовой энергетики и полифонических приёмов из арсенала академической музыки.

обложкаМаркин написал также цикл джазовых сонат, где джаз обрел новую жизнь в крупной форме. Кроме того, у Юры написано несколько симфоний для биг-бэнда и симфонического оркестра. Плодовитость Юры беспримерна, я не могу назвать отечественного композитора, который мог написать столько музыки за такой короткий срок. Например, недавно при финансовой поддержке Виктора Лившица была издана его школа аранжировки для биг-бэнда (огромный кирпич — почти 500 страниц). А усилиями Михаила Дикова — сонаты, учебник импровизации и авторские пьесы Маркина.

Отдельно можно сказать о том, как Маркин решил проблему с джазовым репертуаром. Он заменил американские джазовые стандарты русской классикой, сделав потрясающие обработки оперной классики Бородина и цикла «Времена года» Чайковского. «Спрямив» квадрат до восьмитакта и заменив в импровизации оригинальные гармонии на джазовые цепочки II-V-I, Юра первый в нашей стране издал «Словарь джазовых фраз 2-5-1».

Часто судьба посылает великим людям человека, который сможет сохранить их творчество. Таким ангелом хранителем была Н.Я.Мандельштам, сохранившая рукописи мужа. И Юре Бог послал чудесную жену, Ксюшу, которая снимала все его концерты; я верю, что придёт время, когда её труд оценят потомки и воздадут должное её выдающемуся супругу. Многие ролики, снятые Ксюшей, размещены в YouTube.

Оркестр Колледжа на Ордынке играет «Полночные колокола» Юрия Маркина
httpv://www.youtube.com/watch?v=eIeRvxQVpkU

Сейчас, по разным причинам, Ксюша уехала в Германию, и многие бытовые вещи стали для Юры трудновыполнимы. Но и здесь сказалось джазовое братство — Алик Эйдельман приехал к Юре, починил сломавшийся телефон, в морозы помог заклеить окна.

Юрий Маркин, несмотря на жизненные трудности, не сдаётся и продолжает жить напряжённой творческой жизнью. Вот почему я закончу этот очерк пожеланием юбиляру «Многая лета».

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяБарабанщик Олег Бутман и пианистка Наталья Смирнова представляют свой новый альбом
Следующая статьяДжазовый подкаст №543: лидер польской джазовой сцены Збигнев Намысловский
Олег Степурко
Известный джазовый композитор, трубач и педагог. Выпускник Московской консерватории. Лауреат международных джазовых фестивалей. Заслуженный артист России, член Союза композиторов России. Родился 4 декабря 1946 года в Москве. Музыкой начал заниматься в ансамбле В.С. Локтева, где в оркестре играл вместе с Анатолием Герасимовым. Серьёзно джазом увлёкся в консерваторском училище («Мерзляковке») и тогда же начал брать уроки у Германа Лукьянова. Первое же знакомство с джазом состоялось в биг-бэнде п/у Д. Браславского. Автора первого отечественного учебника по джазовой аранжировке. Участвовал в джаз-рок-группе Виталия Клейнота, целом ряде биг-бэндов, джаз-группе «Каданс» п/у Германа Лукьянова (1983-86), участник, затем руководитель группы «Jazz-контакт» (с 1986). С 1981 преподаёт в Государственном музыкальном училище эстрадного и джазового искусства (ГМУЭДИ, «Ордынка»). Автор учебников «Трубач в джазе», «Блюз - Джаз - Рок», «Джаз на трубе», «Скэт импровизация». Постоянно выступает как джазовый журналист и блогер.

4 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Спасибо за интересный и информативный текст.Качество записей оставляет желать лучшего.В Саксофонисте играют так себе,особенно саксофонист,хотя это и Киселев,если не ошибаюсь.
    Дай Бог здоровья Маркину!

  2. Здравствуйте! Не могли бы Вы сказать, как связаться с Юрием Ивановичем Маркиным.Мне хотелось бы проконсультироваться с ним по вопросам обучения джазу. Спасибо.

    • Евгения, связаться с Юрием Ивановичем несложно, его контакты есть на всех литературных серверах (типа proza.ru), где он размещает свои многочисленные сочинения.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.