Хэрби Хэнкок: «Мне нравится делать ошибки. Только так получается настоящая музыка»

Яна Кобзева
фото: music design spb
YK

Ранее в Полном Джазе 2.0:
Пианист Хэрби Хэнкок в Доме Музыки: серьёзный джаз и народный праздник (репортаж из Москвы)
Джазовый подкаст: Herbie Hancock (с фрагментом интервью)

19 мая в Петербурге в Михайловском театре состоялся концерт Хэрби Хэнкока и Ди Ди Бриджуотер. По крайней мере, так было заявлено в афишах, что вызвало безумный ажиотаж. Билеты были раскуплены за неделю до события. На самом же деле Институт джаза им. Телониуса Монка представлял талантливую молодежь в составе Thelonious Monk Institute of Jazz Quintet, к которым в качестве очень специальных гостей на радость всем нам присоединялись великий пианист Хэрби Хэнкок и великая вокалистка Ди Ди Бриджуотер.
Светская публика изящно заполнила зал театра, в то время как местные любители джаза в предвкушении события гордо заняли свои места в оркестровой яме, и вот концерт начался. Первые две композиции прозвучали в исполнении молодёжного состава, и только потом под шквал аплодисментов на сцену вышел великолепный Хэрби. Красивый человек красиво улыбнулся и предварил свой «Дынный остров» («Cantaloupe Island») краткой речью о любимых студентах и Международном дне джаза, который впредь будет отмечаться 30 апреля. Под бурные овации зазвучали первые звуки легендарной темы, но явить настоящее чудо с молодыми, пусть даже талантливыми музыкантами у мэтра не получилось — оказывается, даже безупречный Хэнкок нуждается в правильных партнёрах. Основной сцепки с барабанщиком не произошло, да и система, когда все участники играют по одному квадрату, не располагала к творческому прорыву. Неискушённая публика ликовала, но те, кто знает, как это должно быть на самом деле, лишь грустно вздохнули.

Herbie Hancock
Herbie Hancock

Но чудо всё же произошло, когда на сцене остались лишь двое: Хэрби и Ди Ди. Изысканно исполненная «My Funny Valentine» продемонстрировала поистине высочайшее мастерство, и в первую очередь умение слушать партнёра по сцене. Казалось, что эти двое творят какие-то очень простые и вместе с тем недоступные вещи. Предельная музыкальная концентрация, с одной стороны, и искрящаяся свобода счастья музыкального взаимопроникновения — с другой заставили публику на несколько минут затаить дыхание. Именно такого подарка мы и ждали!
ДАЛЕЕ: продолжение репортажа с концерта и эксклюзивный отчёт о мастер-классе Хэнкока и Ди Ди в Петербурге!

Далее большая часть концерта проходила без участия Хэнкока, и чтобы по-настоящему завести публику, Ди Ди Бриджуотер взяла всё в свои руки. Она энергетически связала музыкантов воедино и выдала сногсшибательный результат. Нужно признать, что в этом ей очень помогла вторая вокалистка Лиза Хенри. Полюбившаяся нашим питерским певицам молодая победительница Конкурса имени Телониуса Монка 1994 года легко превращала свои соло в настоящее шоу. Зал ревел от восторга. На пике эмоций Ди Ди тщетно пыталась завлечь Хэрби снова на сцену и сыграть «All of Me», но он появился позднее, чтобы исполнить сольную композицию. И, наверное, она получилась бы потрясающей, если бы не рояль — выходит, не все «Стейнвеи» идеальны. Очевидно, что с таким партнёром трудно было раскрыться до конца.

В общем и целом можно сказать, что концерт в том формате, в котором изначально задумывался Институтом им. Телониуса Монка, удался. Есть чему поучиться и порадоваться. Талантливые молодые музыканты в сопровождении звёзд выступают на лучших площадках мира, до отказа заполненных благодарной публикой. Я вдруг представила российский вариант такого концерта — звёзды российского джаза в сопровождении наших молодых талантов на каком-нибудь европейском фестивале при поддержке Российского министерства культуры. Используя американский опыт, на афише можно оставить только одну-две фамилии, чтобы не отпугнуть слушателей. Вполне, знаете, такой интересный концерт мог бы получиться. И главное — полезный! Но это так, отступление, а 19-го, выйдя из театра после концерта, мы все ещё продолжали чего-то ждать, и, как оказалось, не напрасно.

Настоящий сюрприз нас ожидал на следующий день. 20 мая, в воскресенье днём, состоялся мастер-класс в Эрмитажном театре. Петербургскую музыкальную молодежь на правах преподавателя представлял Андрей Кондаков. Выступили три состава из музыкального колледжа им. Мусоргского и Санкт-Петербургского Университета культуры и искусств: Jazz Philharmonic Big Band под управлением Сергея Богданова и Кирилла Бубякина с пианисткой Диной Синеглазовой, квартет шестнадцатилетнего пианиста Николая Мороза и ансамбль пианистки Светланы Маринченко при участии флейтистки Екатерины Чистохиной. Отрадно, что мероприятие смогли посетить и учащиеся других музыкальных учебных заведений города, преподаватели, музыканты и просто продвинутая молодёжь.

Российские и американские участники мастер-класса
Российские и американские участники мастер-класса

После утреннего тура по музею и приятного ланча в эрмитажном кафе американская делегация плавно проследовала в театр, чтобы послушать наших студентов и поделиться ценными рекомендациями. Нужно сказать, что основное пожелание американской стороны по жёсткому возрастному ограничению публики — только музыканты до 25 лет как на сцене, так и в зале — поставило организаторов акции в достаточно узкие рамки. Кроме того, представители Института для более плодотворного мастер-класса попросили сократить выступление наших ребят до 20 минут (в результате каждый состав сыграл только по одной композиции). Мы спорить не стали, для нас главным было расположить Хэнкока к общению с аудиторией, и это нам удалось! Вероятно, день был просто хорошим, или стены старейшего театра располагали к тесному контакту, а может, правильный рояль сыграл свою решающую роль, но мастер-класс получился просто незабываемым! Хэнкок много говорил и делал это с удовольствием. Все его советы и пожелания сводились в большей степени к философским категориям. Хэрби уже многие годы исповедует буддизм и потому воспринимает все процессы как единое целое. Начал он с заявления, что просто обожает ошибки, что именно в них вся соль, что это есть путь настоящего творчества и от души пожелал нашей молодёжи не быть такими академичными. Он сказал, что научил его этому Майлс Дэйвис, который постоянно нарушал устоявшиеся нормы. Следующим его напутствием стало пожелание раствориться в партнёрах по сцене, слушать и чувствовать их, как самого себя, только тогда возможно получить творческий результат. А если ты находишься на сцене, и тебе это не нравится или даже приносит мучение — помни, что это твоя вина. Каждое замечание вызывало бурную реакцию зала, как будто ребята получали именно то, что им было очень и очень нужно.

Dee Dee Bridgewater
Dee Dee Bridgewater

Потом Ди Ди говорила о том, как важно найти свой собственный голос, перестать быть просто хорошо обученным имитатором, после чего Хэнкок торжественно произнёс, что главное — не какой ты музыкант, а какой ты человек! Настоящий артист играет сердцем, а не руками или другими частями тела. А во время игры нужно постоянно присутствовать на сцене и ни в коем случае не уноситься мыслями куда-то ещё, только тогда происходит магия. На все технические вопросы он отвечал односложно, что нужно слушать и слышать. А ещё он божественно исполнил «Maiden Voyage». Он не играл на рояле, он играл с роялем, и как бы раздвигая пространство, увлек всех нас в невероятное путешествие. Даже его молодые партнёры в этот раз играли как-то по-особому. Никто не считал, сколько квадратов ему играть. Наконец-то мы получили то, чего так ждали! Нужно сказать, что американская молодёжь довольно быстро спелась с нашими ребятами, и уже в ночи они устроили горячий совместный джем в новом местечке под названием The Hat, что на улице Белинского.

Прошло несколько дней, а мы все до сих пор находимся под сильнейшим впечатлением от визита мастера, как будто ангел спустился с небес и благословил нас на правильные дела. «Нужно хорошо понимать и чувствовать своё место в этом мире и значение тех людей, которые находятся рядом с вами», — сказал он в заключение. Его простые советы кажутся такими сложными в исполнении, но ведь главное поверить в это всем сердцем, и тогда у вас есть шанс стать Хэрби Хэнкоком.

Слева - Андрей Кондаков, справа - Ди Ди Бриджуотер и Хэрби Хэнкок
Слева - Андрей Кондаков, справа - Ди Ди Бриджуотер и Хэрби Хэнкок

В заключение хотелось бы отметить технических партнеров, которые помогли организаторам обеспечить непростой райдер практически на одном лишь энтузиазме — это компания UST, сеть магазинов «Музторг» и «Зона Звука» (Yamaha).

 

Хэрби Хэнкок: «Мне нравится делать ошибки. Только так получается настоящая музыка»: 1 комментарий

  1. интересно, а американцы попросили сократить выступление ленинградских студентов до 20 минут после очень, по их словам интересного, концерта московских студентов?! или нам просто польстили? )

Добавить комментарий для Виолетта Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *