Пианист Малгру Миллер (1955-2013)

3

NEW: слушать музыку Малгру Миллера в 622 выпуске Джазового подкаста

Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
CM

inmemoriamЗа последние несколько дней по интернету несколько раз успел разнестись слух о том, что выдающийся джазовый пианист Малгру Миллер (Mulgrew Miller) ушёл из жизни. Кажется, никого из джазовых звёзд ещё не хоронили столько раз. Но несколько часов назад новость, к сожалению, подтвердилась: проведя почти неделю в реанимации, Миллер скончался ранним утром 29 мая по Восточному времени США в больнице Лехай-Вэлли в Пенсильвании, так и не придя в сознание после обширного инсульта, который он перенёс 22 мая.

Mulgrew Miller (Томск, Россия, 26 апреля 2013)
Mulgrew Miller (Томск, Россия, 26 апреля 2013)

Музыканту было всего 57 лет. В детстве он, как и многие другие афроамериканские музыканты, играл в ансамбле, сопровождавшем церковные службы, а в старших классах средней школы заинтересовался джазом после того, как увидел по телевидению Оскара Питерсона. Многие качества игры Миллера явно были унаследованы им от Питерсона — филигранная техника, мощный свинг и глубокая укоренённость в музыкальном языке блюза, прежде всего.

На большой джазовой сцене Малргу Миллер дебютировал в 1980 г. как аккомпаниатор певицы Бетти Картер. В 1981-83 годах он играл в ансамбле трубача Вуди Шоу, но подлинная известность пришла к нему в середине 80-х, когда он на протяжении почти четырёх лет (1983-86) был участником одного из самых известных ансамблей в истории джаза — Art Blakey Jazz Messengers, а затем — акустических трио и квинтета барабанщика Тони Уильямса, с которыми записал семь альбомов (1986-94). В этот период он начал выпускать и собственные альбомы (первоначально в основном на Landmark Records, затем на Novus и на уважаемом независимом лейбле MAXJAZZ, где в 2002-2007 гг. у него вышло пять сильных альбомов, записанных в составе трио (Деррик Ходж — бас, Карим Риггинс или Родни Грин — барабаны). Последней прижизненной сольной пластинкой Миллера оказался альбом «Solo» (Socadisc Records, 2010), а в 2012-м вышел альбом «Grew’s Tune» (Stunt Records), где Малгру и его авторская музыка представлены в биг-бэндовом контексте с датским оркестром Klüvers Big Band, но он очень много записывался в ансамблях других музыкантов — саксофониста Кенни Гарретта (три альбома), трубача Уолласа Рони (три альбома), саксофониста Джо Ловано, трубача Алекса Сипягина, вибрафониста Уоррена Вулфа-мл., контрабасиста Рона Картера и др.

Малгру Миллер дважды выступал в России — в московском клубе «Союз Композиторов» в 2009 г. и буквально за месяц до смерти — на Томском международном джазовом фестивале в Сибири (именно там была сделана фотография в начале этого материала) в трио с барабанщиком Дарреллом Грином и томским контрабасистом Асхатом Сайфуллиным. Однако он выступал с российскими музыкантами и вне России: так, в феврале 2002 г. он и гитарист Бакки Пиццарелли сопровождали выступление петербургского мультиинструменталиста Давида Голощёкина на фестивале им. Лайонела Хэмптона в США.

Малгру Миллер, Бакки Пиццарелли и Давид Голощёкин (США, 2002). Фото: Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»
Малгру Миллер, Бакки Пиццарелли и Давид Голощёкин (США, 2002). Фото: Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»

В последнее десятилетие Малгру Миллер был главой джазовой программы музыкального факультета Университета им. Уильяма Патерсона в городе Уэйн, штат Нью-Джерси (в 20 милях от центра Нью-Йорка). В ноябре 2011 года музыкант, страдавший гипертонией, перенёс микроинсульт; после этого он принял решение изменить образ жизни, перешёл на вегетарианскую диету, заметно сбросил вес и стал меньше гастролировать, чтобы уменьшить негативные эффекты авиаперелётов. Тем неожиданнее оказался обширный инсульт, случившийся с Малгру неделю назад. Его коллега и заместитель по университету Паттерсона, д-р Дэвид Дэмси, пишет, что после инсульта потерявшего сознание музыканта немедленно доставили в местную больницу, а оттуда вертолётом — в медицинский центр Лехай-Вэлли, известный своим блестящим нейрохирургическим отделением. Шестеро суток врачи боролись за его жизнь, но остановить кровотечение и восстановить функции мозга так и не удалось…
ВИДЕО: Mulgrew Miller Trio 2008 — «I Hear A Rhapsody» (Ira Coleman — b, Mark Johnson — dr)
httpv://www.youtube.com/watch?v=0f0v2uT3ONA

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяНовое на видеоканале «Джаз.Ру»: май 2013
Следующая статьяРадио России: анонс программ «Бесконечное приближение» на июнь
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

3 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Печально, что уходят выдающиеся музыканты в сравнительно не глубоком возрасте. Уже в Томске на фестивале чувствовалось, что он не вполне здоров, но игра его произвела на местных любителей джаза большое впечатление. Недаром организаторы дали ему возможность выступить в двух сетах. Эта фотография, которую сделал мой брат на фестивале, возможно последняя или одна из. Сколько ещё предстоит пережить потерь, пока сам живой. Грустно, ребята.

  2. Господи,ну почему же ты забираешь лучших,да еще так рано……? Спасибо этому блистательному музыканту за все,что он сделал при своей небольшой,но яркой жизни! Вечная и светлая память этому великому человеку и музыканту!

  3. А ещё говорят , что Бог есть . Если бы это было так , то вряд ли Он позволил бы преждевременно уйти из жизни такому выдающемуся музыканту , добрейшему , рафинированному и в высшей степени интеллигентному человеку каким был Малгру Миллер .
    В последние годы я , по ряду объективных причин , не частый гость на джазовых фестивалях . Но тут , в начале января , мне позвонил Асхат Сайфуллин и сообщил о том , что проводит в Томске фестиваль с участием М. МИЛЛЕРА и ряда других крупных джазменов и приглашает меня быть ведущим концертов фестиваля. Я без раздумий бросил всё и полетел в Томск ! Это просто чудо — принимать участие в работе мероприятия в одной команде с таким великим музыкантом !
    Несмотря на то , что он толком не оправился от предыдущего инсульта , он играл невероятно вдохновенно , он выдавал такой мощный и напряжённый свинг , что ему мог бы позавидовать любой опытный музыкант . Вообще , надо сказать , что грандиозный успех нашего апрельского фестиваля в значительной мере связан с присутствием М. МИЛЛЕРА , которое влияло на исполнителей как настоящий катализатор творческого процесса буквально на всех музыкантов , принимавших участие в концертах фестиваля. Асхат Сайфуллин сказал мне откровенно что более светлых и душевно тёплых людей, каким был М,МИЛЛЕР ,он никогда доселе не встречал. За многие годы его работы в джазе , творческие встречи с М,МИЛЛЕРОМ , совместные выступления с ним , да и просто беседы на разные темы стали самым ярким эпизодом в его жизни . Он относился к категории людей , которых при первой же встрече записываешь автоматически в близкие друзья. Лично я и Асхат Сайфуллин приносим семье М. МИЛЛЕРА искренние и глубокие соболезнования . Мы будем помнить о нём всегда .
    Борис Зайдман , Нюрнберг .

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.