Клавишник Джордж Дюк (1946-2013)

Ким Волошин
фото: Владимир Коробицын
KV

inmemoriam5 августа в Лос-Анджелесе скончался 67-летний продюсер, композитор и клавишник Джордж Дюк (George Duke), работа которого охватывала сразу несколько музыкальных направлений — фьюжн, фанк, R&B и джаз.

Как сообщила компания Concord Music Group, которая выпускала его пластинки в последние годы (на лейбле Heads Up International), Дюк умер от лейкемии. Все, кто знал музыканта, говорят, что его сильно подкосила смерть жены Корин, которая ушла из жизни почти ровно год назад, в июле 2012 (и тоже из-за онкологического заболевания). Посвящённый её памяти новый альбом Джорджа Дюка, «DreamWeaver», был выпущен на Heads Up International всего за три недели до его ухода из жизни…

George Duke (фото: Владимир Коробицын, 2008)
George Duke (фото: Владимир Коробицын, 2008)

Дюк — из того поколения музыкантов, кого к джазу привела богослужебная музыка афроамериканских протестантских церквей — госпел. Он родился в Сан-Рафаэле (Калифорния) 12 января 1946 г. Именно в церкви маленький Джордж впервые услышал, как играют на фортепиано и электрооргане, и в семилетнем возрасте начал учиться играть на рояле. К подростковому возрасту он профессионально играл джаз; ещё школьником он выступал в трио с певцом Элом Джарро. Тем не менее, высшее музыкальное образование он получил академическое, окончив в 1967 г. Консерваторию Сан-Франциско, где специализировался по тромбону, причём второй его специальностью был контрабас. К этому моменту у него уже вышла дебютная пластинка, выпущенная западногерманским лейблом Saba Entertainment (позднее ставший влиятельной фирмой грамзаписи MPS) — «The George Duke Quartet Presented by the Jazz Workshop» (1966). После окончания консерватории Дюк какое-то время играл в составе биг-бэнда Дона Эллиса и в 1969 г. случайно услышал по радио запись французского джазового скрипача Жан-Люка Понти. Услышанное произвело на Джорджа такое впечатление, что он начал разыскивать Понти через своих знакомых в музыкальном бизнесе. Продюсер лейбла Pacific Jazz Дик Бокк свёл Дюка и Понти, и в том же году они записали для британского лейбла Sunset альбом «The Jean-Luc Ponty Experience with the George Duke Trio» (в США, на лейбле Дика Бокка, вышел как «Live at The Experience»), на котором было как минимум два сильных трека — написанная Дюком пьеса «Foosh» и сочинённая Понти «Contact», где музыканты декларировали ранний джаз-рок — соединение «прямой» энергичной электрифицированной ритм-секции (сам Дюк играл в этой записи на электропиано) и столь же энергичной джазовой импровизации. В том же году Дюк и Понти вошли в состав одной из самых сильных калифорнийских рок-групп — Mothers of Invention, которой руководил уникальный гитарист Фрэнк Заппа. Хотя в гастрольном составе группы Дюк пробыл недолго, он много записывался с Фрэнком Заппой на протяжении 1970-х — его мощная игра на клавишных инструментах звучит на самых разноплановых и разностилевых альбомах Заппы («Chunga’s Revenge», саундтреке к фильму «200 Motels», интереснейшей инструментальной работе 1972 г. «Waka/Jawaka», альбомах «The Grand Wazoo», «Over-Nite Sensation» и т.д., вплоть до пластинки 1975 г. «Bongo Fury»). В это же время он записывался с Жан-Люком Понти на его сольных альбомах («Canteloupe Island» и «Electric Connection») в джаз-роковой идиоме, а с саксофонистом Кэннонболлом Эддерли — в джазовой стилистике; мало того, в те же годы он освоил и бразильскую музыку, записываясь с вокалисткой Флорой Пурим и перкуссионистом Аирто Морейра.
ДАЛЕЕ: сольная карьера Джорджа Дюка — клавишника, композитора, певца, продюсера; ВИДЕО! 

В 1974 г. впервые, после не слишком удачного дебюта 1966 года, вышли сольные записи Джорджа Дюка, где он не только играл на рояле и электропиано, но и пел — «Feel» (Verve) и выпущенный западногерманским лейблом MPS «Faces in Reflection», на котором впервые в своей карьере Дюк начал играть и на синтезаторе. А альбом 1975 года «I Love the Blues, She Heard My Cry» знаменовал ещё более полный отход от джаза как такового: в записи этой пластинки участвовал знаменитый блюзовый гитарист и певец Джонни «Гитара» Уотсон, певица Флора Пурим, фьюжн-гитарист Ли Ритенаур, а сам Дюк пел едва ли не больше, чем играл — хотя стать действительно заметным певцом ему не удалось.

В последующие годы он выпустил множество коммерчески удачных альбомов, на которых он пел и стилистика которых колебалась между R&B, фанком и фьюжн (так, альбом 1978 г. «Reach for It», вышедший на Epic, достиг 25 позиции в хит-параде журнала Billboard и получил по продажам «золотой» статус, что означало тираж в пятьсот тысяч экземпляров), но его высокая репутация в музыкальном мире продолжала основываться на его великолепной инструментальной игре. Хотя с годами стилистика сольных работ Дюка от фьюжн (например, в совместных проектах с барабанщиком Билли Кобэмом) скатилась к коммерческому соул и диско, он не оставлял и джаз: хотя Джордж долгое время почти не играл его сам, зато продюсировал многие записи собственной двоюродной сестры — джазовой певицы Дайан Ривз, начиная с 1977 г. Для этой первой работы с Ривз он пригласил басиста Стэнли Кларка, и сотрудничество получилось настолько удачным, что в следующие три десятилетия Дюк и Кларк регулярно записывались вместе и время от времени отправлялись в совместные турне, в том числе и в Россию в марте 2008 г. (с вокалистом Элом Джарро).

Тем не менее, производство пластинок для других артистов на какое-то время даже заняло в работе Дюка больше места, чем собственная музыка. Как умелый и удачливый продюсер, он в 80-е годы выпускал альбомы Барри Манилова, Смоки Робинсона, Мелиссы Манчестер, Глэдис Найт, The Pointer Sisters, вокального ансамбля Take 6 и т.п. — большинство этих работ не имело отношения к джазу ни в каком виде, но зато многие продавались сотнями тысяч экземпляров и занимали высокие места в хит-парадах.

И всё равно высокие качества Дюка-клавишника раз за разом приводили его в звукозаписывающие студии с другими артистами и продюсерами. Его игра звучит не только у Майкла Джексона (на альбоме «Off the Wall») и соул-дивы Ариты Франклин, но и у Сонни Роллинза, Эла Джарро, Фредди Хаббарда, Джорджа Бенсона и даже у Майлса Дэйвиса (на альбомах «Tutu» и «Amandla»).

Интересно, что, несмотря на всю эту титаническую деятельность в грамзаписи, Джордж Дюк несколько раз был номинирован на премию Grammy, но получил её всего один раз — за альбом Дайан Ривз «In the Moment», который он спродюсировал в 2000 г.

10 августа Джордж Дюк должен был выступить в нью-йоркском клубе B.B. King’s на 42 улице. В память о музыканте клуб решил не отменять его ангажемент, но провести концерт его памяти.

ВИДЕО: Джордж Дюк на фестивале Java Jazz (Джакарта, Индонезия, 2010)

Клавишник Джордж Дюк (1946-2013): 7 комментариев

  1. Это огромная потеря, с которой очень трудно смириться. Светлая память дорогому Джорджу Дюку…

  2. К сожалению умер великий пианист и композитор Cedar Walton . Еще одна величайшая потеря.

Добавить комментарий для Artist Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *