Второй Leo Records Festival в Москве: впечатления

Фото: Владимир Коробицын,
Андрей Ткаченко
NA

reportОт редакции. Мы пока ещё ищем технически более совершенную форму для публикации в онлайн-версии «Джаз.Ру» обширных текстов, тем более — представляющих собой последовательность фрагментов, написанных разными авторами. Сегодняшняя публикация — чемпион в этом плане: в ней собраны тексты, написанные девятью разными авторами! Редакция понимает, что не всякая птица долетит до середины Днепра не всякий читатель одолеет столь обширный отчёт о событии, но уповает на то, что а) каждый из авторов в своих небольших текстах оказался вполне лаконичен и информативен, и б) что незаурядность самого события, множество фотографий и несколько видеовключений помогут читателям с интересом воспринять это пёстрое, по-мозаичному яркое повествование.


Предисловие от продюсера

Алексей Круглов AK

С 8 по 11 августа в Москве прошел второй Leo Records Festival in Russia — фестиваль музыки артистов известной британской звукозаписывающей компании Leo Records. Компания, в каталоге которой наряду со звёздами авангардного джаза — Сесилом Тейлором, Сан Ра, Энтони Брэкстоном, Эваном Паркером — значительное место занимают и российские музыканты, начиная от основателей нового джаза в СССР — Трио Ганелина, Сергея Курёхина, джаз-группы «Архангельск» — до нынешних артистов компании. В фестивале артистов лейбла участвовал и владелец компании — Лео Фейгин, известный слушателям Русской службы Би-Би-Си под псевдонимом Алексей Леонидов.

Алексей Круглов и Лео Фейгин
Алексей Круглов и Лео Фейгин

Как и первый фестиваль, состоявшийся в феврале 2012 года в Питере, Москве и Архангельске, второй Leo Fest тоже прошёл с большим успехом. Отличие его в том, что на этот раз он проходил только в Москве. За четыре дня участники сыграли шесть концертов. Были аншлаги в клубах «Эссе», «Мастерская», в музыкальном магазине «Дом Культуры», хорошая посещаемость в лютеранском соборе Петра и Павла и в усадьбе Царицыно, где в один день прошли два концерт — в Баженовском зале и «Шатре». В рамках фестиваля была показана серия из десяти фильмов Лео Фейгина «Новая музыка из России», посвященная советским авангардистам 1980-х годов. Фильмы впервые были показаны на Четвёртом канале Би-Би-Си 23 года назад. Герои фильмов — Сергей Курёхин, Вячеслав Ганелин, джаз-группа «Архангельск», Санхо Намчылак, Валентина Пономарёва, дуэт Владимира Волкова и Вячеслава Гайворонского, группа «Оркестрион», Азиза Мустафа-Заде, Михаил Альперин и многие другие. В России, помимо Москвы, эти фильмы были уже показаны в Санкт-Петербурге, Архангельске, Иркутске.

Arkhangelsk Art Ensemble: Константин Седовин, Тимофей Дорофеев, специальный гость - Алексей Круглов, Олег Юданов, Николай Клишин
Arkhangelsk Art Ensemble: Константин Седовин, Тимофей Дорофеев, специальный гость — Алексей Круглов, Олег Юданов, Николай Клишин

Если говорить о двух фестивалях, как о тенденции, то нам удалось достичь многого. В обоих фестивалях участвовало значительное количество музыкантов экспериментального направления, живущих в России. Кто-то из музыкантов-участников первого фестиваля не смог принять участие во втором, зато добавились московская группа Goat`s Notes, фолк-мэтр Сергей Старостин, смогли приехать архангелогородцы, участвовавшие в первом фестивале, а из Иркутска — фолк-импровизаторы Евгений и Анастасия Маслобоевы. Как и на первом фестивале, многие участники второго сходились в неожиданных комбинациях в фестивальных джемах, ставших фирменной «фишкой» Leo Fest’а.
ДАЛЕЕ: рассказ о событиях фестиваля, впечатления музыкантов-участников и журналистов-свидетелей, много фото, ВИДЕО!

На открытии 8 августа в джаз-клубе «Эссе» выступили сразу все группы — правда, понемногу. В следующие дни у каждого коллектива было по одному развернутому выступлению. На открытии фестиваля выступали и гости, не являющиеся артистами Leo Records, но работающие в направлении нового джаза — дуэт Романа Столяра (рояль) и Сергея Летова (саксофоны), трио Марал Якшиева (рояль) — Алексей Чичилин (гитара) — Антон Котиков (тенор-саксофон, дудук), группа «Бром», в которую входят трое молодых импровизаторов — саксофонист Антон Пономарёв, трубач Константин Сухан и контрабасист Дмитрий Лапшин.

 «Бром»: Константин Сухан, Дмитрий Лапшин, Антон Пономарёв
«Бром»: Константин Сухан, Дмитрий Лапшин, Антон Пономарёв

9 августа в лютеранском соборе Петра и Павла блестяще прошла премьера нового дуэта московского пианиста и композитора Андрея Разина и архангелогородского барабанщика и перкуссиониста Олега Юданова. Их программа была построена на авторской музыке с обширным импровизационным элементом, музыканты играли то романтично, тонко и проникновенно, то взрывались и переходили на более экспрессивную игру.

ВИДЕО: Андрей Разин и Олег Юданов в лютеранском соборе Петра и Павла, 09.08.2013

Вместе с мастерским подходом участников дуэта к акустике храма, необыкновенными образными контрастами, чётко выстроенной драматургии действа, виртуозной техникой и использованием ими нестандартных способов игры — Андрей делает источниками звука не только клавиши, но и струны, и корпус рояля, Олег задействовал барабанный стул, необычную перкуссию и даже собственные щёки — это звучало просто потрясающе. Зрители долго не отпускали музыкантов, дуэт сыграл ещё пару композиций на бис.

ВИДЕО: Андрей Разин и Олег Юданов — бис

Чуть позже, менее чем через час, состоялся концерт в клубе «Мастерская». Вечер, как и в «Эссе», прошел при полном аншлаге. Затея с двумя концертами в один день в разных местах удалась. Благо, собор и «Мастерская» находятся рядом. Те, кто был на концерте в соборе в Старосадском переулке, смогли быстро добраться до Театрального проезда. Правда, занять место за столиком без предварительного заказа было невозможно. Лео Фейгин с семьей даже какое-то время не мог пройти — люди стояли в проходах, вокруг сцены. Открыли вечер мы с Russian Free Folk Quartet, в который вошли архангелогородский гитарист Тим Дорофеев, наши друзья из Иркутска — перкуссионист и исполнитель на необычный ударных Евгений Маслобоев, его дочь — цимбалистка и народная певица Анастасия Маслобоева, и ваш покорный слуга. За день до этого, в «Эссе», мы выступали в двух проектах — один был сыгран с «Арт Ансамблем» и один с Маслобоевыми, Сереем Старостиным и пианистом «Круглого Бенда» Ренатом Гатаулиным.

Сергей Старостин, Евгений Маслобоев, Анастасия Маслобоева
Сергей Старостин, Евгений Маслобоев, Анастасия Маслобоева

Вторым составом мы презентовали наш новый альбом на «Лео Рекордз» — «Russian Folk Songs in The Key of New Jazz», записанный более года назад (на нём играет ещё и Аркадий Шилклопер, участвовавший в первом фестивале Leo Records). На этот раз мы решили объединить северный и сибирский фольклор, и гостями нашего проекта стали архангелогородские музыканты — вокалист и флейтист Константин Седовин, контрабасист Николай Клишин и всё тот же Ренат Гатаулин. Мы также исполнили несколько авторских пьес в русском ключе, в конце решив сыграть вместо баллады свободную импровизацию. Такой был адреналин, что играть баллады в тот вечер совсем не хотелось.

Анастасия и Евгений Маслобоевы
Анастасия и Евгений Маслобоевы

Эстафету подхватил «Ансамбль Московских Композиторов» под управлением трубача Андрея Соловьёва. Музыканты представили программу искрометного атонально-риффового фанка с большими частями свободной импровизации. Эта программа была очень контрастной по отношению к тому, что музыканты играли днем ранее в «Эссе», где ансамбль сыграл удивительно прозрачную пьесу с использованием различных объектов (пишущие машинки, бумага и т.п.).

Ансамбль Московских Композиторов - эпизод с пишущими машинками
Ансамбль Московских Композиторов — эпизод с пишущими машинками

Состав группы на двух концертах немного разнился: помимо Соловьёва, в обоих концертах в составе группы играла скрипачка Мария Логофет и перкуссионист/барабанщик Владимир Глушко. Четвертый участник группы менялся — в «Эссе» играл Владимир Нелинов на звуковых объектах и перкуссии, а в «Мастерской» сыграл басист Владимир Кисляков.
Отличительной особенностью группы стало взаимодействие двух ярких солистов — Андрея Соловьёва и Марии Логофет. Труба и скрипка то играли в унисон, то рассыпались в абстрактно-импровизационные пассажи, дополняя друг друга.

Ансамбль Московских Композиторов: Андрей Соловьёв, Владимир Кисляков, Мария Логофет
Ансамбль Московских Композиторов: Андрей Соловьёв, Владимир Кисляков, Мария Логофет

Мария — постоянная участница следующего ансамбля, сыгравшего в финале концерта в «Мастерской», московской группы Goat`s Notes. Коллектив создан контрабасистом Владимиром Кудрявцевым и пианистом Григорием Сандомирским. В состав группы входят также барабанщик Пётр Талалай и кларнетист Андрей Бессонов. Заявленный в программе тромбонист Илья Вилков был в Индии и смог вернуться только через два дня после фестиваля. Музыканты потрясают энергией, резкими перепадами от прозрачной лирики до экспрессии, в их музыкальной стилистике чувствуется при этом композиторский подход Григория. Финал выступления группы поразил: полу-речитатив, полу-песня в исполнении Григория, чаепитие Марии, заключительный экспрессивный фри-штурм «а-ля Ганелин», долгие овации.

Goat's Notes
Goat’s Notes

Из концертного зала желающие посмотреть кино переместились в Театральный зал, где были показаны фильмы Лео Фейгина про Сергея Курёхина и джаз-группу «Архангельск». Посмотрели бы ещё, но многим надо было успеть до закрытия метро.

Второе Приближение: Андрей Разин, Татьяна Комова, Игорь Иванушкин
Второе Приближение: Андрей Разин, Татьяна Комова, Игорь Иванушкин

Третий день фестиваля 10 августа полностью прошел в усадьбе Царицыно. В Баженовском зале на дневном концерте сначала был показан фильм, посвященный Вячеславу Ганелину, потом на сцену вышло трио Андрея Разина «Второе приближение». Музыканты представили программу, посвященную Дейву Брубеку. Очень тонкая, проникновенная программа и совершенно новое, необычное прочтение Брубека: его известные мелодии вдруг возникали как бы намёками и тут же исчезали; и, наоборот, взятые за основу — рассыпались на глазах, преображаясь в необычные и столь неожиданные образы известных композиций джазового классика. Кстати, трио связывали с Дейвом Брубеком особые отношения. Несколько лет назад, послушав их, он восторженно писал: «Я считаю ваше трио самой восхитительной группой, услышанной мной за последнее время… Я восхищён тем, что слышу во «Втором приближении», которое черпает вдохновение в собственной музыкальной среде и рассказывает собственную историю».

Проект отца и дочери Маслобоевых в Баженовском зале
Проект отца и дочери Маслобоевых в Баженовском зале

После «Второго приближения» на сцену Баженовского зала вышли Евгений и Анастасия Маслобоевы с иркутскими музыкантами Николаем Легейдо (электроника) и Владимиром Марковым (варган). Музыканты представили программу, основанную на сибирской этнике. Евгений играл не только на обычной ударной установке, но использовал и такие звучащие объекты, как рукомойник и ведро с водой, играл на народной флейте. Программа погружала слушателей в звуковое пространство, в котором объединялись препарированные электронные звучания, цимбалы, народный вокал, необычная перкуссия, варган, струны рояля. Я был рад сыграть с ними пару пьес в качестве приглашенного гостя. А вечером в «Шатре» состоялся наш концерт с «Арт Ансамблем». Мы исполняли авторскую музыку, во втором отделении мы сыграли пару пьес на мои стихотворения, одно из которых было посвящено Олегу Юданову. Ближе к концу выступления мы вышли в зал с трещотками, захватив оттуда по пути обратно на сцену гитариста Алексея Чичилина и обозревателя «Джаз.Ру» — перкуссиониста Григория Дурново, вручив им лишние трещотки.

Публика в «Доме Культуры»
Публика в «Доме Культуры»

Завершение фестиваля неумолимо приближалось. На следующий день, 11 августа, в неправильном магазине правильной музыки «Дом Культуры» пошел весьма насыщенный день — более чем семичасовой марафон, состоявший из встречи с Лео Фейгиным, показа фильмов и джем-сешн. Все началось с семинара с участием Лео, который провели «Интеллектуальные Мастерские Виталия Булавина». Через полтора часа стартовал киносеанс с показом большинства фильмов из серии «Новая музыка из России». Были показаны серии, посвященные Сергею Курёхину, джаз-группе «Архангельск», Саинхо Намчылак и Валентине Пономарёвой, группе «Оркестрион», Владимиру Волкову и Вячеславу Гайворонскому, Вячеславу Ганелину. Третья часть вечера — заключительный джем-сешн с участниками фестиваля и приглашёнными гостями. Финальная «Квашня» Анастасии Маслобоевой ознаменовала завершение фестиваля.

Джем в «Доме Культуры»
Джем в «Доме Культуры»

Весь вечер был выдержан в достаточно демократичном ключе, дверь в магазин была открыта; не все желающие могли попасть внутрь, кто-то сидел на заборчике у входа, общался, кто-то был внутри. В общем, вечеринка удалась. После джема на стол вынесли самовар, люди долго ещё не расходились. Думаю, что лучшего завершения фестиваля не придумаешь.

Подводя итог, можно сказать, что мы добились важных результатов. Один из концертов, который мы сыграли на первом фестивале в трио с Вячеславом Ганелиным и Олегом Юдановым, тоже, как и в этот раз, был в одном из больших концертных залов — во Дворце на Яузе. То, что новый джаз звучит не только в клубах, но и в таких местах, как Лютеранский собор, усадьба Царицыно, Дворец на Яузе — говорит как о сохранении традиций выступлений новоджазовых музыкантов в больших залах, так и о новых возможностях для развития нашего направления.

Одна из главных тем, которую обсуждали во время фестиваля — создание фонда поддержки нового русского джаза. Во многих странах есть организации, поддерживающие местных импровизаторов, занимающихся новым джазом, но в России ничего такого пока нет. Надеюсь, это временное явление, и нам всё же удастся создать фонд. Но для этого нужна серьёзная поддержка.

Тем не менее, несмотря на ограниченные финансовые возможности, нам удалось провести масштабные фестивальные дни. Важно то, что мы собираемся вместе, играем. У нас в стране несколько поколений артистов Leo Records. Хочется всех объединить, несмотря на разность, встретиться, понять, кто куда идёт, чем дышит. И это удаётся. Радостно, что и на сцене происходит встреча музыкантов разных поколений, и публика собирается самая разная по интересам и возрасту.

Низкий поклон Лео Фейгину за его поддержку всех нас: его вклад в развитие русского нового джаза неоценим. Спасибо и всем тем, кто помог с анонсами, всем организаторам на местах, тем, кто поддержал приезд архангелогородских и иркутских музыкантов, всем слушателям и участникам фестиваля! Есть ощущение, что мы сделали большое дело. Теперь с новыми силами будет готовиться к следующему фестивалю, который пройдет в октябре 2014 года, в год 35-летия Leo Records.


Свидетельства участников и очевидцев

Новый формат для новой музыки

Елена Сергиевская,
музыковед
ES

Удивительно, но, оказывается, Москва до появления Leo Records Fest не имела крупного фестивального формата представления «нового джаза». Не будем обижать столицу — здесь много площадок, где звучит музыка авангарда, много ищущих, экспериментирующих музыкантов. Предоставить им возможность активного общения не только со слушателями, но и друг с другом в полном объёме может только фестиваль. Звёзды должны были сойтись определённым образом, чтобы это произошло. Рецепт таков: энергия Алексея Круглова + подвижническая деятельность Лео Фейгина. Лео знает историю российского джазового авангарда, как никто другой. Собственно, он и его лейбл — тоже составляющая часть этой истории. Без его заинтересованного внимания и поддержки, без снятых им документальных фильмов, сохранивших острое ощущение целой эпохи, без дисков, выходящих в его компании, путь нашей музыки точно был бы другим. В мою бытность в Архангельске, в годы работы в Джаз-клубе, я всё время слышала от Владимира Резицкого имя Лео. Для джаз-группы «Архангельск» он стал кем-то вроде Петра Первого, прорубившего то самое «окно в Европу».

Ветераны джаз-группы «Архангельск»: Тимофей Дорофеев, Олег Юданов
Ветераны джаз-группы «Архангельск»: Тимофей Дорофеев, Олег Юданов

Очень важными мне показались слова Лео Фейгина на пресс-конференции открытия о том, что пришло время фиксировать для истории «новый новый джаз», снимать фильмы о следующих за поколением Ганелина, Курёхина, Резицкого экспериментаторах. И просто необходимо, чтобы про Leo Records Fest не говорили «раз, два и обчёлся». Если всё получится, как задумывается (фестиваль 2014 к юбилею лейбла должен охватить «вольтовой дугой» Москву и Архангельск), современная импровизационная музыка получит мощный импульс. На концертах этого года завязывались новые связи, планировались совместные проекты. Свежий «ветер перемен», судя по наплыву публики, среди которой было немало маститых мэйнстримовых музыкантов, столице необходим.

Три достоинства «Лео Феста»

Григорий Дурново,
обозреватель «Джаз.Ру»
GD

У фестиваля много достоинств. Первое — географический охват: мы увидели артистов не только из Москвы, но и из Архангельска, Новосибирска и Иркутска (и если новосибирский пианист и композитор Роман Столяр постоянно ездит и по России, и по всему миру, то про дуэт ударника Евгения Маслобоева и певицы и цимбалистки Анастасии Маслобоевой, подозреваю, у нас мало слышали даже любители неординарной импровизационной музыки).

Андрей Разин, «Второе приближение»
Андрей Разин, «Второе приближение»

Второе — разнообразие музыкального материала. Я имею в виду даже не то, что ни один состав не был похож на другой — это тоже безусловное достоинство, но слишком уж очевидное. В данном случае я говорю о том, что даже у одних и тех же артистов, у одних и тех же ансамблей в разные дни были совершенно разные выступления. Так, «Второе приближение» в клубе «Эссе» сыграло яркий номер с фирменным для этого коллектива сочетанием виртуозности импровизаций и буффонады, а в Царицыно показало совершенно новую программу, практически без импровизирования, состоящую из неожиданных, тонких и изобретательных трактовок пьес Дэйва Брубека. (К сожалению, я не был на концерте в лютеранском соборе Петра и Павла, где лидер «Второго приближения», пианист и композитор Андрей Разин, выступил в третьей ипостаси, сыграв практически полностью импровизационный сет с архангельским барабанщиком Олегом Юдановым). Выступление Goat’s Notes в «Эссе» мне показалось отчасти традиционным и предсказуеым, во многом построенным на ироничном обыгрывании штампов; в «Мастерской» же, напротив, было множество неожиданных моментов, сочетаний тем. «Ансамбль Московских Композиторов» Андрея Соловьёва в «Эссе» показал эксцентричную, преимущественно шумовую программу с пишущими машинками и препарированным фортепиано, а в «Мастерской» музыканты сыграли уже ряд относительно старых композиций Соловьёва, в частности, времён авангардного ансамбля «Асфальт».

Третье и, возможно, важнейшее достоинство фестиваля — так сказать, демонстрация преемственности, связи между поколениями отечественной импровизационной музыки. В течение нескольких дней мы смотрели сделанные Лео Фейгиным в 1989 году по заказу Би-Би-Си фильмы о выдающихся музыкантах — Вячеславе Ганелине, Сергее Курёхине, ансамбле «Архангельск». В разные дни на разных площадках появлялись и участники «Архангельска», и саксофонист Сергей Летов, и уже упоминавшийся трубач Андрей Соловьёв, и исполнитель на народных инструментах Сергей Старостин — и рядом с ними оказывались молодые музыканты, как артисты Leo Records (Goat’s Notes или организатор фестиваля, саксофонист Алексей Круглов), так и другие (гитарист Алексей Чичилин или группа «Бром»).

Роман Столяр и Сергей Летов
Роман Столяр и Сергей Летов

Скромное очарование эклектики

Андрей Соловьёв AS

Сравнивая прошлогодний и нынешний Leo Records Fest, я, прежде всего отметил, что этим летом основной тон задавали всё-таки молодые группы и музыканты. В прошлом году главной персоной был, конечно, Вячеслав Ганелин, он задавал уровень, и вольно или невольно все участники выстраивали свои выступления с оглядкой на мэтра. В этом году «старая гвардия» занимала более скромные позиции, в выступлениях ветеранов не было той энергии и креативности, которую продемонстрировали более молодые участники.

Goat's Notes
Goat’s Notes

Несомненно, кульминацией фестиваля стали выступления очаровательно эклектичной группы Goat’s Notes. У меня нет сомнения, что именно такой тип музицирования отображает состояние сегодняшнего мировосприятия, содержит некую общую новоджазовую идею, отображающую бытие и сознание современного человека. В этом же направлении идет дерзкое трио «Бром» — они были гостями фестиваля, но им удалось точно и мощно донести смысл происходящего за счет искренней эмоциональности, которой подчас не хватает другим артистам. Молодой саксофонист Антон Котиков продемонстрировал интересную, построенную на тонких нюансах звучания программу.

Андрей Соловьёв
Андрей Соловьёв

Я сам уже не отношусь к молодым музыкантам, но пригласил в «Ансамбль Московских Композиторов» прекрасных исполнителей, которые намного моложе меня и варятся в новой среде, чутко чувствуя происходящее там. Бесценной была возможность послушать выступления прославленных музыкантов из Архангельска и Иркутска. В целом фестиваль заслуживает самой высокой оценки. Алексей Круглов и как организатор, и как музыкант сделал всё возможное, чтобы обеспечить его успех. И по тому количеству искренне заинтересованных слушателей, которые заполнили фестивальные залы, можно смело сделать вывод, что настало время для проведения мощного международного фестиваля новой музыки в Москве — с участием звезд мирового масштаба, большими и малыми площадками, мастер-классами, обсуждением и творческими лабораториями. Произойдет ли что-то подобное в будущем? Время покажет.

Точка опоры как точка роста

Александр Беляев
«Ваш досуг», редактор раздела «Концерты/клубы»
AB

Мне лично очень понравилось, что нам, россиянам, показали наших же россиян, записывающих авангардный джаз и прочее на западном лейбле. Таких оказалось немало. Но могло быть и больше — понятно, что по экономическим причинам многие не доехали. Но тут самое важное — что есть какая-то точка опоры, которая станет точкой роста, уверен. У нас всегда должен быть кто-то, кто будет пробивать стену лбом. Таким именно стал Алексей Круглов. Что прекрасно. Мне не понравилась география фестиваля: несколько площадок и так далее. Мне кажется, что такое надо делать компактнее, так и публики больше соберёшь. Но это опять-таки частности. Я не видел всех концертов. Из того, что видел, меня очаровал дуэт Маслобоевых. Участники группы «Архангельск» из одноименного города представили длинный, в двух отделениях, сет с участием Алексея Круглова.

Arkhangelsk Art Ensemble и Алексей Круглов
Arkhangelsk Art Ensemble и Алексей Круглов

Это образцовый авангардный сет был, по-моему. Европейского уровня. От приятных мелодий и чудесного сочетания флейты с саксофоном («Узоры») к «жести», диссонансам и хеппенингу. Кроме того, весь вечер не покидало чувство полнейшей уместности и адекватности авангардной импровизационной музыки нашему времени. Что весь этот откровенно некоммерческий джаз, фри + фольклор + нойз + хеппенинг — всё это созвучно текущему моменту времени. В одном из фильмов г-на Фейгина, снятого в перестройку про группу «Архангельск» — как раз такое, абсурдная игра с советскими символами, выкрикивание лозунгов, стёб… Это снова может стать трендом. Общество разъято — и музыка разъятая, кусочная, непредсказуемая…

Открытия четвёртого дня

Даниил Бурыгин
журналист
DB

Последний, четвертый день Leo Records Festival in Russia прошел в магазине «Дом Культуры». Началось закрытие со встречи с Лео Фейгиным, организованной «Интеллектуальными мастерскими Виталия Булавина», на которой основатель легендарного лейбла поделился своим опытом руководства независимой фирмой грамзаписи фактически в одиночку, без спонсорской и государственной поддержки. После этого состоялся показ фильмов «Новая музыка из России» — практически всей серии, по желанию зрителей.

После показа фильмов, по традиции, начался джем со всеми присутствующими участниками фестиваля — Алексееем Кругловым, Евгением и Анастасией Маслобоевыми, музыкантами «Арт-ансамбля» Тимом Дорофеевым и Константином Седовиным, вокалисткой Натальей Блиновой, иркутскими музыкантами Николаем Легейдо, Ириной Богатырёвой и Владимиром Марковым на варгане и других необычных инструментах, контрабасистом Владимиром Кудрявцевым, игравшем на перкуссии, гитаристом Алексеем Чичилиным, трубачом Константином Суханом и даже обозревателем «Джаз.Ру» Григорием Дурново на перкуссионных инструментах. Джем состоял из трех частей, разных по структуре, настроению и методу: импровизация на основе минималистичной темы на цимбалах Анастасии Маслобоевой, производившая такое впечатление, как будто эта импрессионистическая музыка повисла в воздухе; короткая экспрессивная импровизация, состоявшая из экстатических выкриков и перекличек между музыкантами; длинный статичный импров на основе монотонных звуковых пластов, чем-то напоминающий произведение «Thirteen harmonies» Джона Кейджа. Завершилось выступление композицией «Квашня» с альбома «Russian Folk Songs in the Key of New Jazz», недавно выпущенного на Leo Records.

Джем в магазине «Дом Культуры»
Джем в магазине «Дом Культуры»

Весь вечер двери «Дома культуры» были в буквальном смысле открыты для всех желающих. Желающих оказалось действительно много для скромных размеров помещения магазина. Однако ощущение «домашней» атмосферы сохранялось до конца вечера. Свободная импровизация на основе фольклорного материала, исполненная в этот вечер, вместе с фильмами об истории советской и российской импровизационной музыки хорошо дополняли друг друга, подталкивая на мысли о некой единой традиции. В этом свете слова Сергея Курёхина о «безумной» составляющей русской культуры, прозвучавшие в одном из фильмов, снятых Лео Фейгиным, уже не кажутся столь ироничными.

ВИДЕО: фрагмент джема четвёртого дня

Авангард меняет смысл

Александр В. Волков
музыкальный журналист
LK

Площадок у Leo-Феста было несколько, и они заполнялись. А свободная музыка у нас аншлагами совсем не избалована. Ситуация в итоге нарисовалась странная: новый авангардный джаз генетически не может быть популярным — это музыка интеллектуально агрессивная и неспокойная, неконкретная, да и просто сложная.

Вариант решения этой загадки пришел в парке «Царицыно», в выходной и жаркий день. Перед концертом внимание привлекла афиша Баженовского зала. Там преобладали фамилии типа Люлли, Перселла и Куперена. Ну, Моцарт, ну Букстехуде. Романсы. И рядом — свободный джаз! Шок? Да ничуть. По размышлению и внутреннему ощущению, эти настроения и стили — относительно сегодняшнего дня — действительно оказались парадоксально родственными. В них нет раболепства и конкретики. Это просто музыка, призвание которой — радовать душу и давать ей летать. Ведь почти любую музыку пытаются протащить через дуршлаг надуманной политичности и неправомерной программности. От милого ленинского определения «нечеловеческая» до попадания на первые кнопки ЦТ-шантана. Люди забыли, зачем она нужна, забыли, что она изначально просто есть и никому ничего не должна. А барокко, как и free — абсолютно непопсовы, их никуда не привязать и не запрячь. Эта музыка парит и творит чудо гармонии без малейшей привязки к суете. Как живое растение — сквозь асфальт, она находит свой, окружной, но, хочется думать, верный путь.

Вытекающие следствия. Фестиваль как маяк

Сергей Бондарьков,
журналист, радиоведущий
SB

Думаю, что про четыре дня концертов под флагом Leo Records здесь хорошо напишут и без меня. Я же хочу рассказать вам про концерт, технически не входивший в программу фестиваля, но ставший для меня его логическим завершением. Вернее, не так — не завершением, а следствием. Потому что фестиваль как фейерверк — сколь угодно ярко вспыхнувший, но тут же потухший и растаявший дымком — это, наверное, красиво (хотя я бы поспорил), но совершенно бесполезно. Праздник праздником, но фестиваль, мне кажется, должен играть какую-то системообразующую, навигационную, что ли, роль. Фестиваль, наверное, должен быть маяком, у которого могли бы встретиться идущие обычно разным курсом творческие силы; местом, где завязывались бы новые альянсы, где можно было бы сверить карты и договориться о вылазках на новые территории.

Так вот, через три дня после финального концерта фестиваля в «Доме культуры», группа Goat’s Notes в расширенном составе играла в «Клубе Алексея Козлова». Причем расширен этот состав был не только давними друзьями (гитарист Алексей Андреев и ударник-саксофонист Кирилл Паренчук) — по итогам фестивального концерта в «Мастерской» Goat’s Notes усилили труба Андрея Соловьёва и саксофоны Алексея Круглова и Антона Котикова. Соловьёв потом напишет у себя на Facebook: «Однако, давно в таких мощных проектах я не играл!» — и совершенно верно напишет. Концерт был убойный, с некоторым предсказуемым дисбалансом и неорганизованностью, но это же была свободная импровизация, в конце концов. Тромбон, труба, альт- и тенор-саксофоны, кларнет и две ударные установки — при такой огневой мощи неудивительно, что оркестр часто «уносило» вслед за вдруг обозначившимся простым риффом. Goat’s Notes, как и их гости, способны на гораздо более тонкую музыку, но даже в самые толстые свои моменты концерт был блестящим. А все потому что на одной сцене собралась значительная часть лучших импровизаторов Москвы — и если из этого концерта вырастет какой-то проект, то потенциал у такого проекта огромнейший.

Goat's Notes
Goat’s Notes

В общем, я к чему. Маяк — это все-таки некоторая основательная, постоянная конструкция, так что фестиваль Leo Records сейчас — это скорее сигнальная ракетница. Но если на свет этих ракет будут собираться единомышленники и что-то там такое затевать, то одна такая ракета будет стоить десяти фейерверков.

 

Четыре дня, которые сделали мир немного лучше

Михаил Митропольский,
обозреватель «Джаз.Ру», радиоведущий
MM

Нет, боюсь, что не весь мир. Второй московский фестиваль Leo Records In Russia, как и первый, прошедший в феврале прошлого года, стал большим событием. Британский лейбл, который чудом поддерживает на плаву Леонид Фейгин, человек, покинувший СССР десятки лет назад в поисках свободы, до сих пор продолжает культивировать эту свободу в своих изданиях как западной, так и российской музыки. Не исключено, что именно дух этой свободы, романтическая притягательность привлекли людей, далеких от узкой новоджазовой тусовки, на концерты фестиваля, разбросанные по разнообразным московским «точкам», не входящим в обойму подобного рода мест. Волей судьбы и усилиями одного из самых активных и щедрых на разнообразные проекты московского саксофониста Алексея Круглова слушатели перемещались из вполне мэйнстримового джазового кафе «Эссе» в центр всяческой альтернативы «Мастерскую», из лютеранского собора — в пафосный Баженовский зал в Царицыно, а оттуда — в тесное помещение магазина «Дом Культуры». И во все эти разноудаленные места, помимо любителей и почитателей импровизационного направления, ветром интереса и случайности занесло и слушателей, которые к такой музыке не привыкли, не отягощены шаблоном восприятия и оценки. Быть может, это и есть главный положительный эффект фестиваля.

Leo Feigin
Leo Feigin

Leo Records Fest обнаружил ещё одно замечательное свойство — он выявил почти забытое чувство единения и энтузиазма музыкантов, разделённых барьерами стилистики и музыкального опыта. Откровенно некоммерческий характер фестиваля не оставил выхода —основная ставка была сделана на художественные качества. В этом отношении отметились недавно дебютировавший на Leo Rec. молодой состав Goat’s Notes и опытное «Второе приближение». Первый всё больше делает ставку не на спонтанно-безответственное развитие событий, а на продуманную структуру, эффектно наполняя её импровизационным содержимым. Трио Андрея Разина, известное за рубежом как The Second Approach Trio, представило новую программу, отдавая дань покинувшему этот мир пианисту Дейву Брубеку. Программа оказалась непростой, отчасти интравертной, однако артистизм трио всё равно перевёл выступление ансамбля в разряд ярких и запоминающихся шоу.

Другое направление поиска было представлено соединением музыкантов разной направленности в единый коллектив, создающий на сцене новую реальность. Так поступили талантливые музыканты из Иркутского региона — семья Маслобоевых. Их медитативно-ворлд-музыкальная концепция была обогащена участием саксофониста Алексея Круглова и знатока русского фольклора Сергея Старостина. Плодотворным выглядело и сотрудничество Алексея Круглова с реинкарнацией знаменитого «Архангельска» — собранием музыкантов, когда-то выступавших под руководством саксофониста Владимира Резицкого. Одним из самых интересных оказался дуэт московского пианиста Андрея Разина и архангелогордца барабанщика Олега Юданова, редкий пример не только чуткого отношения музыкантов друг к другу, но и настоящего композиционного мышления в режиме текущего времени, обрамленного сводами собора Петра и Павла. Интересными выглядели сеты радикального импровизационного состава Brom, «Ансамбля московских композиторов», дуэта Романа Столяра и Сергея Летова.

Роман Столяр, Сергей Летов
Роман Столяр, Сергей Летов

На фестивале действительно было что послушать. Было бы ещё неплохо перейти от состояния удивления самим фактом существования в нашем поражённом деградацией обществе музыки, претендующей на художественные откровения, на рискованный эксперимент; музыки, которая не может опереться на шаблоны банального восприятия — к осмыслению существа дела. Хорошо бы ещё получать регулярные, адекватные оценки того, что происходит в этой области, то, что называется музыкальной критикой для людей. Ведь у нас ещё есть те, кому все это интересно услышать, кому интересно это обсудить.

Алексей Круглов: «По точкам новоджазовых сечений»

Интервью: журналист Людмила Денисенко LD

Алексей, насколько я знаю, идея проведения II фестиваля Leo Records родилась спонтанно. Но теперь решено проводить его регулярно. Он будет приурочен к определённой дате?

— Пока нет. Всё зависит от разных обстоятельств. Например, второй фестиваль мы организовали в августе, так как ещё зимой Лео Фейгин сказал, что приедет с детьми в Москву на чемпионат мира по лёгкой атлетике. Его дочка Саша занимается споротом, а Лео тренирует её. Ведь Лео ещё в СССР был мастером спорта по прыжкам в высоту. Мы и решили организовать под его приезд фестиваль. А в следующем году в октябре в Архангельске будет фестиваль Владимира Резицкого. Он стал преемником «Дней джаза» и теперь регулярно будет проходить в октябре. Тим Дорофеев, организатор фестиваля, предложил провести на нём специальный день Leo Records. Что ж, теперь будем организовывать следующий фестиваль, исходя из этого. Плюс, мне кажется, октябрь — хороший концертный месяц. Что касается регулярности проведения фестиваля, то у меня нет чёткого ответа. Наверное, есть смысл проводить фестиваль в одно и то же время. Единство места, времени и действия всегда работают. Но с другой стороны, почему бы и не менять эту традицию? Например, я вижу большие плюсы в том, что фестиваль проходил в разных местах, а не в одном большом концертном зале и клубе с джемами, как это принято делать в нашей стране. Наверное, и в этом мы нестандартны.

В основную группу фестиваля входят все российские артисты Leo Records. Другое дело, что не всех есть возможность пригласить, так как кто-то живёт за границей или в отдалённых регионах России.

По какому принципу вы приглашаете гостей? Например, в этот раз гостями были Сергей Летов, Ренат Гатаулин и даже вы.

— Мы с Ренатом были приглашёнными гостями именно фестивальных проектов. А были и гости-друзья всего фестиваля в целом, те, кто не является артистом Leo Records, но работает также в направлении нового джаза. Все вместе они сыграли в джаз-клубе «Эссе», а кое-кто ещё и поиграл на финальном джеме в магазине «Дом Культуры». Среди гостей — Роман Столяр и Сергей Летов, тот же Антон Котиков, Марал Якшиева, Алексей Чичилин, стремительно развивающаяся молодая группа «Бром». Никакого критерия, кроме оригинальности, нет. Ведь пародия и копия — путь в никуда, а оригинальность может родить что-то новое.

Марал Якшиева, Алексей Чичилин, Антон Котиков
Марал Якшиева, Алексей Чичилин, Антон Котиков

Как вы думаете, возможно ли сотрудничество музыкантов авангардного направления с традиционными музыкантами?

— Многие музыканты нового джаза пришли к этой музыке, пройдя сильные школы не только традиционного джаза, но и академической музыки. Но им неинтересно играть традиционный джаз, мэйнстрим. Всё же новый джаз или, как принято говорить, авангардный джаз — это иное мироощущение. Тут ещё ведь надо спросить у традиционных музыкантов. Нужно ли им это? Это сложный вопрос. Поэтому главный аргумент для меня тут — художественная ценность сотрудничества. Если она есть — да, мы открыты, если же её нет, то зачем тратить время на бессмысленные репетиции?

В рамках фестиваля было несколько открытий, для меня одно из главных — это дуэт Андрея Разина и Олега Юданова. Они сыграли потрясающий концерт в лютеранском соборе Петра и Павла. Это ещё и небольшой мой успех как продюсера: я предложил музыкантам сыграть в дуэте, а они с радостью согласились.

Главное, мы видим, что наша музыка, то, что мы делаем — нужно. Аншлаги в «Эссе», «Мастерской», «Доме Культуры»… Лео даже не мог какое-то время проникнуть на наш концерт в «Мастерской» — люди стояли, были сложно пробиться. На первом фестивале тоже были аншлаги. Я даже думал — ну, наверное, не сможем уже поднять планку так же высоко. Ан нет, фестиваль получился таким же насыщенным и ярким. Но так как он проходил только в Москве, он, конечно, был другим. Передвижной фестиваль и фестиваль в одном городе обладают разной атмосферой, настроениям. И оба — потрясающие.

Ренат Гатаулин, Алексей Круглов, Сергей Старостин, Анастасия Маслобоева, Евгений Маслобоев
Ренат Гатаулин, Алексей Круглов, Сергей Старостин, Анастасия Маслобоева, Евгений Маслобоев

На фестивале состоялся показ уникального 10-серийного фильма Лео Фейгина об авангардном джазе в России 80-х годов. Какова дальнейшая судьба этой киноколлекции?

— Надо продолжать это дело. Есть сейчас возможности показать эти фильмы на ТВ. Фильмы уникальны. Если говорить о показе их в рамках фестиваля, то особо интересно смотреть фильмы перед или после выступлений героев этих же фильмов. Например, когда после показа фильма о джаз-группе «Архангельск» выходят те архангелогородцы, которые сняты в фильме. Помню, какое было воодушевление у публики в Питере в ГЭЗ-21 на встрече «Лео Рекордз» и «Бомбы-Питер» в январе этого года, когда мы тоже показывали фильм про Владимира Волкова и Вячеслава Гайворонского, а после на сцену вышли герои этого фильма. Это замечательно, что фильмы приобретают популярность, людям старшего поколения хочется вспомнить то время, 80-е, а молодым — узнать о нашей новоджазовой истории не по книжкам.

Есть ли у вас идеи того, как будет выглядеть следующий фестиваль?

— Как я и сказал, мы планируем провести следующий фестиваль Leo Records в октябре 2014 года. Это будет 35-летий юбилей лейбла. Готовиться начинаем уже сейчас. В идеале хотелось бы пригласить кого-то из зарубежных артистов лейбла, сделать с ними совместные проекты. Есть идея сделать многодневный фестиваль по городам России и поехать с этим проектом за границу, так как в Германии, например, тоже будут проводиться концерты в честь юбилея компании. Но без серьёзной поддержки не обойтись. Сейчас думаем над этим. Путь организатора, да, нелёгкий, но для меня идти им, я надеюсь, и есть идти «тесными вратами». Другого не дано.

ВИДЕО: фрагмент джема четвёртого дня

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *