«Джаз по-ростовски»: десять лет, десять фестивалей, новые перспективы

Константин Волков
фото:
пресс-служба фестиваля
KW

reportРовно год назад главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков писал о девятом фестивале «Джаз по-ростовски»Девятый «Джаз по-ростовски»: впечатления и открытия», 13.12.2012) как о событии, которое фактически открыло ему воочию ростовскую джазовую сцену — важнейшую региональную джазовую сцену России. Год спустя на юбилейном, десятом фестивале замечены были новые акценты: ростовская сцена по-прежнему была достойно представлена, но теперь аудитории трёх городов Ростовской области гораздо шире была показана и общероссийская сцена, причём в весьма разных — и весьма сильных — её проявлениях.

Анатолий Кролл и «Академик-Бэнд»
Анатолий Кролл и «Академик-Бэнд», Ростов

Южная группа региональных джазовых сцен России вообще тяготеет к Ростову-на-Дону — прежде всего за счёт существования в крупнейшем южнорусском городе уникальной системы джазового образования всех трёх ступеней: от детской джазовой школы до джазового отделения в Ростовской государственной консерватории им. Рахманинова. Основу этой системы ещё три десятилетия назад заложил бэндлидер Ким Назаретов (1936-1993), харизматичный лидер джазового сообщества Ростова-на-Дону, благодаря которому в Ростовской консерватории впервые в СССР — на год раньше московского Института им. Гнесиных, ныне Российской Академии музыки, в 1982 г. — открылось джазовое отделение высшего образовательного звена. Поэтому теперь хребет ростовского джазового сообщества составляют не только люди, прошедшие легендарный биг-бэнд Кима Назаретова, но и многочисленные воспитанники созданной Кимом Аведиковичем системы джазового образования, и чем дальше, тем более явно: через 20 лет после внезапного ухода Назаретова из жизни их, среди музыкантов младше сорока, уже подавляющее большинство.

Организаторы фестиваля - Рафаиль Туишев и Игорь Гуськов
Организаторы фестиваля — Рафаиль Туишев и Игорь Гуськов

Тем важнее для города и региона проведение фестиваля, который на рубеже второго десятилетия своей истории разворачивается лицом уже не только к ростовской сцене, но и к сцене всей страны, включая таким образом ростовский джаз в российский контекст. Как и в минувшем году, успех фестиваля — результат работы множества людей, но главную роль в его проведении, безусловно, играют два основных действующих лица. Инициатива и авторское видение — это «автор-координатор» фестиваля, ветеран ростовского джазового движения Рафаиль Туишев, который ещё в 1966 г. был председателем первого в городе джаз-клуба «Радуга». Организационная база и содествие на всех этажах регионального административного механизма — это председатель фестивального оргкомитета, заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов. Но нужно отметить и роль мэра Таганрога: благодаря Владимиру Прасолову фестивальный концерт в портовом городе на берегу Азовского моря и в 2013 г. стал едва ли не лучшим в программе «Джаза по-ростовски»; а благодаря ректору Донского государственного технического университета Бесариону Месхи, ставшему в этом году заместителем председателя оргкомитета фестиваля, «Джаз по-ростовски» в этом году обрёл новую площадку — огромный и прекрасно звучащий зал только что построенного Конгресс-холла ДГТУ. Но, конечно, это всего лишь несколько имён из целой плеяды тех, кто делал фестиваль.

«Джаз по-ростовски» 2013 года открылся 15 ноября в Новочеркасске, в 40 км. от Ростова: в старинной казачьей столице это оказался первый в истории джазовый фестиваль, и интересно отметить, что музыканты нашли в городе тёплый приём и внимательную, чуткую к музыке аудиторию, пусть даже пока и не очень твёрдо знакомую с джазовым искусством.

ДАЛЕЕ: подробный рассказ о четырёх днях фестиваля в Новочеркасске, Ростове и Таганроге, много фото! 

Из-за задержек авиарейсов автобус с основным составом фестивальных артистов въехал в город только тогда, когда концерт уже шёл, но к моменту их прибытия на площадку зал уже был хорошо разогрет, так как в ожидании подкрепления на сцене самозабвенно рубился диксиленд Dixie Brothers Band, специальный гость которого — трубач и вокалист Александр Тучков, в годы работы в Италии принявший сценическое имя Луис Терца — родился именно в Новочеркасске и потому принял на себя в этот вечер буквально вал народной любви.

Артём Баденко и «Квартет молодых»
Артём Баденко и «Квартет молодых»

«Квартет молодых» из Ростовской консерватории в этот вечер выступал в не совсем обычном составе: из-за стечения неожиданных объективных обстоятельств вместо гитариста Евгения Побожего основным солистом коллектива стал специальный гость, 15-летний слушатель выпускного класса Детской джазовой школы им. Кима Назаретова — саксофонист Артём Баденко. Молодой музыкант относится к делу очень серьёзно и на сцене выложился буквально до основания, показав всё, чему научился в Джазовой школе — и, поверьте, научился он весьма многим вещам и весьма качественно. Его поддержали и, что называется, «продали» аудитории музыканты основого состава квартета: басист Максим Вострецов (выпускник Консерватории), пианист Михаил Баланов (II курс Консерватории) и самый опытный музыкант ансамбля, барабанщик Максим Кабальскис (III курс Консерватории и одновременно — преподаватель Училища искусств, «среднего этажа» ростовской кузницы джазовых кадров).

Андрей Кондаков, Новочеркасск
Андрей Кондаков, Новочеркасск

После тепло принятых сетов традиционного джаза и современного мэйнстрима было даже интересно, пойдёт ли на такую аудиторию современный авторский джаз. Пошёл на ура. Санкт-петербургское трио пианиста Андрея Кондакова попало не в самую привычную ситуацию: маленькая сцена типового ДК, громкий «роковый» звук, но главное — отсутствие рояля: Кондакову пришлось играть на электронном клавишном инструменте. Но настолько опытных музыкантов, судя по всему, трудно напугать такими условиями, тем более, что в партнёрах у Кондакова был сам Владимир Волков, кудесник контрабаса и мастер овладевать вниманием аудитории, буквально завораживая её огромным энергетическим напором и изрядным шоу: столько и так, сколько и как двигается на сцене Волков, не двигается, наверное, ни один контрабасист в мире, и это непрестанное экстатическое движение захватывает даже ту часть аудитории, которая вообще вряд ли отдаёт себе отчёт, какие ноты в слышимом ею потоке музыкальных звуков издаёт контрабас. Опытный барабанщик Гарий Багдасарьян, давний партнёр Кондакова в его «электрических» проектах, весьма уравновешенно прозвучал и в контексте тонкого, буквально телепатического взаимодействия между пианистом и контрабасистом — взаимодействия, составившего важнейшую часть звукового содержания этого проекта. Тем более, что вооружённый синтезатором Кондаков вынужден был, вместо тонких фортепианных нюансов, играть крупным мазком, широким хватом и острыми движениями, а искушённый многолетним сотрудничеством с рок-музыкантами Волков охотно и адекватно его в этом поддержал. Эмоциональный пик этого сета случился, когда Кондаков пустил в ход репертуар своего бразильского проекта и запел, предложив публике попеть с ним хором — что новочеркасская аудитория и исполнила с огромным энтузиазмом и, что характерно, с большой музыкальностью.

В финале конце

Владимир Волков, Андрей Кондаков, Новочеркасск
Владимир Волков, Андрей Кондаков, Новочеркасск

рта играл Филармонический джаз-оркестр Республики Татарстан, прилетевший на ростовский фестиваль из Казани. «Джаз.Ру» уже писал, что у оркестра теперь новый художественный руководитель — саксофонист Азат Баязитов, получивший первоклассное образование в РАМ им. Гнесиных; ветеран оркестра Анатолий Василевский продолжает работать дирижёром, но политику оркестра теперь определяет Азат, перестроивший игру биг-бэнда, прежде всего за счёт введения современной и очень сильной ритм-секции (на концертах «Джаза по-ростовски» это были пианист Андрей Руденко, контрабасист Сергей Корчагин и барабанщик Артём Юрлов). Впрочем, перестройка оркестра ещё далека от завершения, и над превращением его в идеально действующий организм ещё нужно много работать, но общее повышение градуса игры (особенно в те моменты, когда играет только ритм-секция и кто-то из молодых солистов оркестра) уже хорошо ощущается.

Михаил Баланов, Евгений Побожий, «Квартет молодых»
Михаил Баланов, Евгений Побожий, «Квартет молодых»

В точности так же, как в Новочеркасске, строился и второй концерт фестиваля — 16 ноября в Конгресс-холле ДГТУ в Ростове-на-Дону. Но это был совершенно иной концерт. Другой зал, другой звук, другие настроения, другие звучания и, соответственно, другие эстетические результаты. Диксиленд сыграл буквально несколько пьес и скромно удалился, а «Квартет молодых», напротив, вышел — как в анекдоте про «небольшое трио, всего три человека» — в составе пяти человек: основной солист ансамбля, выпускник Ростовской консерватории 2012 г. гитарист Евгений Побожий, наконец-то смог присоединиться к коллегам, но в двух (из пяти) пьесах сета с «Квартетом молодых» играл и саксофонист Артём Баденко. Для молодого музыканта это оказалось непростым испытанием, потому что, в отличие от Новочеркасска, играть нужно было не стандарты, а непростую авторскую музыку. Но с этим испытанием Артём справился на твёрдую пятёрку, а насыщенная и яркая игра Евгения Побожего и его умелое и органичное взаимодействие с партнёрами вновь сделали выступление «Квартета молодых» запоминающимся музыкальным событием.

Максим Кабальскис, «Квартет молодых»
Максим Кабальскис, «Квартет молодых»

Совершенно по-иному прозвучало и трио Андрея Кондакова. Во-первых, в зале ДГТУ Андрей наконец-то получил в своё распоряжение рояль, и неплохой рояль. Во-вторых, огромный зал, обширная сцена и совершенно иная акустика позволили главной музыкальной интриге звучания трио — взаимодействию рояля Кондакова и контрабаса Владимира Волкова — развернуться в полную мощь, ошеломляя динамикой, разнообразием и тонкостью нюансов, работающих на создание не просто причудливого и яркого звукового полотна, но полотна захватывающего, эмоционально и эстетически неотразимого. Стилистическое и идейное разнообразие материала, который пишет и реализует в этом трио Андрей Кондаков, было усилено введением в него совершенно неожиданных эпизодов — чего стоила, например, пьеса на основе главной темы из французского пародийного детективного сериала про Фантомаса, в которой Волков сыграл гомерически забавное «героическое» соло на контрабасе.

Гарий Багдасарьян, Владимир Волков, трио Андрея Кондакова
Гарий Багдасарьян, Владимир Волков, трио Андрея Кондакова

Кондаков, надо заметить, не боится ни идейных, ни стилистических контрастов, какими бы острыми они ни были. И то, как он перемежал утрированный, нарочитый «джаз-нуар» этой, с позволения сказать, «Поэмы о Фантомасе» с глубоко лиричной балладой «Зимняя песня» и с одним из главных своих «романтических» хитов — запоминающимися «Игрушками для Яны», могло бы показаться рискованным — но только не у Кондакова: для него, тем более — в партнёрстве с Волковым, эти контрасты глубоко органичны и, следовательно, совершенно естественно воспринимаются и публикой. Кондаков и его трио далеко выходят за пределы шаблонных представлений о джазовых стилях и языке импровизации — но весь фокус в том, что слушатель об этом если и задумывается, то только потом: пока музыка звучит, она захватывает аудиторию с головой.

Филармонический джаз-оркестр Республики Татарстан (дирижирует Анатолий Василевский)
Филармонический джаз-оркестр Республики Татарстан (дирижирует Анатолий Василевский)

Иначе, чем в первый день, прозвучал и Джаз-оркестр Республики Татарстан — более развёрнуто и в какой-то степени менее напряжённо. Многие из молодых солистов показали сильные соло, интересно прозвучали авторские пьесы (прежде всего «Следуя за солнцем» самого Азата Баязитова), а открывавший программу классический «April in Paris», где дирижировал Анатолий Василевский, удачно связал новый «молодёжный» этап в истории оркестра с его прежними воплощениями, вплоть до «Синтез-бэнда» 80-х, у руля которого стоял Василевский — и по партитурам из нотной библиотеки которого, кстати, до сих пор играется часть репертуара оркестра.

Концерт 17 ноября, вновь в зале ДГТУ, открыли ростовские музыканты — квинтет пианиста Альберта Кандрачьяна, отмечающего в этом году своё 60-летие. Барабанщик Сергей Аджемов, басист Николай Яковлев и гитарист Константин Негодаев формируют с Кандрачьяном весьма крепкий ансамбль, но лицом и самым ярким импровизатором этого состава хочется назвать саксофониста. Альтист Овагем Султанян получил прекрасное образование в Российской Академии музыки им. Гнесиных, стажировался в США, был солистом «Академик-бэнда» Анатолия Кролла и Оркестра им. Олега Лундстрема, выступал в возрождённой «Мелодии» в последние годы жизни Георгия Гараняна, а теперь снова регулярно работает в своём родном Ростове.

Трио Андрея Кондакова выступало и 17 ноября, но музыканты решили представить ростовской публике максимально иную, по сравнению с предыдущим вечером, программу — в частности, прозвучала пьеса Владимира Волкова, тягучим гипнотическим ритмом и сдержанностью мелодического развития напомнившая о его авторском проекте последних двух десятилетий — гитарном авант-роковом «Волковтрио». Другие пьесы — преимущественно романтически-приподнятого характера — показал и Кондаков, раскрывшись ещё не виданными на этой сцене гранями своего незаурядного мелодического дарования.

Сборный оркестровый проект ростовских музыкантов — «Ростов All Stars» — был посвящён памяти Кима Назаретова, со дня ухода которого этим летом исполнилось 20 лет. Проект возглавил дирижёр Юрий Кинус — профессор Ростовской консерватории, руководитель Муниципального джаз-оркестра Кима Назаретова, одного из двух биг-бэндов в Ростове, творчески и организационно наследующих легендарному Оркестру Кима Назаретова. Второй, кстати — это не задействованный в фестивале филармонический Джаз-оркестр им. Кима Назаретова, во главе которого стоит сын маэстро, Пётр Назаретов; и да, вы читаете между строк правильно — в ростовском джазовом сообществе, к сожалению, по-прежнему сильно заметны фракционность и размежевание, пролегающие по непонятным стороннему наблюдателю линиям потаённых разломов и конкуренций.

«Все звёзды Ростова» сыграли несколько специально подготовленных номеров, но, по всей видимости, подготовки оказалось не вполне достаточно; впрочем, запомнилось яркое звучание саксофона одного из самых ярких ростовских джазовых солистов — альтист Олег Великанов, в юности игравший в последних составах оркестра Кима Назаретова, а ныне представляющий филармонический оркестр им. Назаретова, действительно прекрасный импровизатор с огромным оркестровым опытом, вкусом и знанием стилей: недаром летом этого года он стал лауреатом прошедшего в Одессе международного конкурса импровизаторов «Мастер Джем Фест».

Анатолий Кролл
Анатолий Кролл

Во втором отделении вновь звучал оркестр, уже третий за три дня: всего их в программе 10-го «Джаза по-ростовски» было четыре. Это был только что прибывший «Академик-бэнд» из Москвы, джаз-оркестр Российской Академии музыки им. Гнесиных, которым уже 10 лет руководит народный артист РФ Анатолий Кролл. Анатолий Ошерович вывел на ростовскую сцену очередной новый состав оркестра: природа этого биг-бэнда, учебного по сути, заставляет руководителя почти полностью заменять состав каждые несколько лет, по мере того как Академию оканчивают одни оркестранты, а на их место приходят другие — по счастью, недостатка в сильных молодых инструменталистах, каждый год со всей страны приезжающих в Москву учиться на лучшем в России джазовом отделении высшего музыкального учебного заведения, Гнесинка не испытывает. Вот и сейчас в составе оркестра блеснул целый ряд совершенно новых солистов, появившихся буквально в последние месяцы — и в том числе новый, весьма многообещающий барабанщикДмитрий Сапожников, темпераментный саксофонист Антон Субботин, совсем молодой трубач (первокурсник!) Владимир Смирнов; «сверкали» и те, кого мы уже видели в составе оркестра в педыдущем сезоне — тромбонист Антон Гимазетдинов, саксофонист Виктор Геравкер и др.

Опыт Анатолия Кролла, на протяжении почти полувека готовившего самые «плотные» по игре, самые профессиональные по звучанию советские и российские биг-бэнды — легендарный Тульский оркестр в 1960-е, московский «Современник» в 70-80-е, «МКС Биг-бэнд» в 1990-е — лёг в основу созданной им системы подготовки специалистов оркестровой игры, которая позволяет быстро ввести в состав новых участников, не снижая общего уровня качества игры бэнда; а качество это у Кролла всегда очень высокое, поэтому «Академик-бэнд», хотя и студенческий по статусу, по качеству представляет собой один из самых сильных, современно и мощно звучащих профессиональных биг-бэндов в стране, и в фестивалях любого уровня участвует не то что наравне со «взрослыми» коллегами, а зачастую выше их уровня. Примерно так получилось и на ростовском фестивале: из четырёх участовавших бэндов московские «академики» прозвучали сильнее всех. Их программа была довольно обширна, но разумно сбалансирована и скучать слушателям не давала: были тут и современные «мускулистые» биг-бэндовые звучания от Роба Макконнелла и Гордона Гудвина, и репертуар «прогрессивных» бэндов 1950-60-х (аранжировки Теда Джонса, Сэмми Нэстико и т.п.), и биг-бэндовая классика 1930-х (прежде всего Эллингтон), но не «музейная», а переосмысленная в современных звучаниях. В общем, тут и развлечение максимально широкой публики, и работа на ценителей — в том числе и знатоков импровизационного мастерства: многие соло участников оркестра можно определить как угодно, но только не как «ученические».

Рафаиль Туишев, Анатолий Кролл и мэр Таганрога Владимир Прасолов открывают фестивальный концерт в ДК «Фестивальный»
Рафаиль Туишев, Анатолий Кролл и мэр Таганрога Владимир Прасолов открывают фестивальный концерт в ДК «Фестивальный»

Финальный день 10-го фестиваля проходил 18 ноября в Таганроге. В минувшем году в рамках программы фестиваля в Таганроге было сделано важное дело — открыта мемориальная доска на доме, где прошло детство первопроходца российского джаза Валентина Парнаха (1890-1951) и его сестёр, поэтесс Софии Парнок и Елизаветы Тараховской. Тогда же в фестивальной программе сыграл Таганрогский муниципальный джаз-оркестр под руководством Владимира Фомичёва. И вот прошёл год, и программу таганрогского концерта «Джаза по-ростовски» открыл именно местный оркестр — и, надо сказать, приятно удивил: он и в прошлом году, говорят, звучал неплохо, но на сей раз выступил на уже вполне профессиональном уровне, показав качественную работу секций, хороший ритм, сбалансированное плотное звучание и даже нескольких весьма достойных солистов, а кроме того — это тоже важно! — новые, белые-белые сценические костюмы. Интересный факт: в финале оркестр очень крепко и умело сыграл новейшее прочтение джазовой классики — «Sing, Sing, Sing» («Пой, пой, пой») Луи Примы, получившую в современной аранжировке Гордона Гудвина не только новое, острое и сложное звучание, но и новое название, юмористически отражающее проделанные аранжировщиком изменения — «Sing, Sang, Sung» («Пою, пел, спел»). Запомним этот момент, к которому вернёмся чуть позже.

Трио Андрея Кондакова на таганрогской сцене
Трио Андрея Кондакова на таганрогской сцене

Трио Андрея Кондакова вновь прозвучало совершенно по-иному — не так, как в Новочеркасске, и не так, как в любой из дней в Ростове. Здесь на сцене был суховатый, сдержанный звук (хотя в зале всё звучало в полную силу), и трио, приспосабливаясь к этим особенностям, заиграло с меньшей экспрессией, зато с гораздо большим количеством тонких, наверняка иногда понятных только самим музыкантам нюансов. Впрочем, и в Таганроге основой музыкальной драматургии трио оставалось взаимодействие между роялем Кондакова и контрабасом Владимира Волкова, или, в более широком смысле, между Андреем и Владимиром как таковыми. Не секрет, что у каждого сильного музыканта-импровизатора свои отношения с «музыкальным временем» — той таинственной, неуловимой и не всегда объяснимой субстанцией, которая позволяет говорить о разных ритмических и динамических качествах игры, в особенности именно у импровизаторов (а не просто исполнителей): упругости, тонкости, напористости, вязкости, рыхлости, плотности, хрупкости и т.п. — короче, позволяют ощущать индивидуальную, связанную с темпераментом и вообще свойствами личности данного конкретного музыканта манеру игры. Манера эта зависит именно от ощущения времени, т.е. от того, когда и как музыкант играет ноту — а вариантов и разных возможностей сыграть её существует, в рамках одного и того же музыкального материала, великое множество. Так вот у Кондакова и Волкова разное, но очень органично объединяющееся в некий живой организм (или конгломерат разнонаправленных устремлений) ощущение времени, и именно на этом дышащем, живом, волнующемся и мерцающем взаимодействии двух разных концепций музыкального времени строится удивительное, уникальное звучание трио Андрея Кондакова.

«Академик-Бэнд» в Таганроге
«Академик-Бэнд» в Таганроге

И, наконец, последнее отделение: «Академик-Бэнд». Московский оркестр играл практически ту же программу, что и днём раньше в Ростове, но тут пошла совершенно иная энергетика. Зал ДК «Фестивальный» (бывший «Красный котельщик») — довольно обширный, забит он был буквально битком (кстати, и это немаловажно — на концерты фестиваля уже второй год вход и в Ростове, и в Таганроге совершенно бесплатный). И, почувствовав отдачу от таганрожской публики, которой, быть может, днём раньше немного не хватило в Ростове, «академики» буквально закусили удила и, ведомые твёрдой и опытной рукой самого именитого бэндлидера страны, отработали программу так, что только дым валил. Определённую долю сдержанности и утончённости внёс только небольшой вокальный блок, который исполнила в середине программы, как и в Ростове днём раньше, нынешняя штатная солистка оркестра — Ольга Синяева.

Анатолий Кролл представляет Ольгу Синяеву таганрогской публике
Анатолий Кролл представляет Ольгу Синяеву таганрогской публике

В остальном же инструменталисты «отрывались» со страшной силой, а Анатолий Кролл, удерживая их в рамках дисциплинированного исполнения, тут же — буквально одними и теми же дирижёрскими жестами — умело «поддавал жару», накаляя игру оркестра внутри им же очерченных рамок. Короче говоря, когда дело дошло до биса — а это была звучавшая второй раз за вечер «Sing, Sing, Sing», только не в модерновом варианте, а в исконной версии 1930-х годов, с её беззастенчивым свингом и драйвовой «долбёжкой» барабанов, которую придумал ударник оркестр Бенни Гудмана — великий Джин Крупа, а восемь десятилетий спустя с полной отдачей и самозабвением воспроизвёл барабанщик «Академик-Бэнда», Дмитрий Сапожников.

Получился образцовый фестивальный концерт, который подтвердил, что и в Таганроге, как и в Ростове, есть большой потенциал для развития джазового фестивального движения. Остаётся пожелать, чтобы лицо фестиваля «Джаз по-ростовски» в новом десятилетии его работы продолжало обретать новые черты, которые окончательно выведут его из «второй лиги» региональных джазовых встреч на новый уровень — уровень джазовых фестивалей общероссийского качества, уровень, достойный столицы Юга России.

Контрабасист Владимир Волков на берегу Азовского моря в Таганроге
Контрабасист Владимир Волков на берегу Азовского моря в Таганроге

«Джаз по-ростовски»: десять лет, десять фестивалей, новые перспективы: 2 комментария

  1. Спасибо! Очень понравилось трио А.Кондакова !!! И конечно же «Академик -бэнд»прозвучал бесподобно!!! Прочитала,что вход был совершенно бесплатный А билеты на фестиваль ,в Ростове-на-Дону ,я покупала …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *