Джим Холл (1930-2013): памяти великого гитариста

Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
CM

inmemoriamКак мы уже сообщали, ранним утром 10 декабря в Нью-Йорке, у себя дома в Гринвич-Вилледж, всего через шесть дней после своего 83-го дня рождения скончался великий джазовый гитарист Джим Холл. Он умер тихо, во сне: дочь музыканта, Девра Холл-Леви (вдова знаменитого джазового импресарио Джона Леви), сообщила, что уже несколько месяцев он чувствовал себя не слишком хорошо, но не был и болен, и обследования у врачей не привели к постановке какого-либо определённого диагноза. Джейн Холл, жена гитариста, сообщила, что причиной смерти стала остановка сердца.

Jim Hall (1930-2013)
Jim Hall (1930-2013)

Джеймс Стэнли Холл родился в Баффало, на севере штата Нью-Йорк, 4 декабря 1930 г., но большую часть своего детства провёл в Кливленде, штат Огайо. Там в 10-летнем возрасте он и начал учиться играть на гитаре, а подростком уже выступал на местных сценах профессионально, но долгое время не думал о карьере музыканта — он изучал теорию музыки в Кливлендском институте музыки и хотел стать композитором, а на жизнь зарабатывать собирался преподаванием. Но, когда он получил диплом бакалавра и начал готовиться к магистерскому экзамену, тяга к сцене победила. «Я должен был попробовать работать гитаристом, — рассказывал он в интервью New York Times в 1990 г., — или эта упущенная возможность не давала бы мне покоя всю жизнь». И вместо продолжения занятий в Кливленде он уехал в Лос-Анджелес, где с головой окунулся в джаз.

Джазовая история гитариста Джима Холла — или, как принято говорить на американский манер, «его карьера в джазе» — продлилась почти шесть десятилетий: впервые в фокусе внимания джазовых критиков и слушателей он оказался 24-летним, когда в 1955 г. стал участником новаторского квинтета барабанщика Чико Хэмилтона (который, кстати, ушёл из жизни буквально только что). Квинтет этот стал последним значимым ансамблем так называемого «джаза Западного побережья» — разновидности «прохладного» джаза 50-х, развивавшейся в Калифорнии.

ВИДЕО: The Chico Hamilton Quintet: «Undecided» (1955)

Buddy Collette (ts); Jim Hall (g); Fred Katz (cello); Carson Smith (bs); Chico Hamilton (dr)

ДАЛЕЕ: продолжение истории жизни Джима Холла, множество фото и ВИДЕО! 

Джим Холл, 1960-е гг.
Джим Холл, 1960-е гг.

Работа с саксофонистом-кларнетистом Джимми Джуффри в самом известном его ансамбле, Jimmy Giuffre 3 — трио первоначально с басистом Ралфом Пена, а затем с тромбонистом Бобом Брукмайером и, наконец, с басистом Бадди Кларком — продолжила линию сдержанного, камерного звучания, столь характерного для Холла и впоследствии, и при этом сделала его уникальным мастером контрапункта, потому что именно взаимоувязанное одновременное развитие голосов ансамбля было главной особенностью этого коллектива.

ВИДЕО: Jimmy Giuffre Trio: «Careful» (1959)
Teatro Adriano, Рим, 19.06.1959

Jimmy Giuffre (cl, ts); Jim Hall (g); Buddy Clark (b)

Техника игры Холла несомненно шла от самых ранних этапов развития электрогитары как джазового инструмента, от пионера 1930-х — Чарли Крисчена, и даже раньше — от Джанго Райнхардта; но используемые им нестандартные гармонические средства, тонкое голосоведение, понимание контрапункта и постепенно развивавшийся на протяжении всей его жизни вкус ко всё более и более свободной импровизации говорили о том, что он был хорошо знаком с творческими открытиями современных академических композиторов и внимательно следил за передним краем развития джазового искусства.

ВИДЕО: Sonny Rollins & Jim Hall: The Bridge (1962)

Bob Cranshaw (b), Ben Riley (dr)

Это позволяло ему быть идеальным партнёром и ценным солистом и в «пылающем» квартете саксофониста Сонни Роллинза в 1961-62 (например, на альбоме «What’s New» или, как на этом видео, в телепередаче критика Ралфа Глизона «Jazz Casual»), и в сдержанном, романтичном ансамбле флюгельгорниста Арта Фармера (1962-64).

ВИДЕО: Art Farmer Quartet: «Sometime Ago» (1965)

Art Farmer (flh), Jim Hall (g), Steve Swallov (b), Walter Perkins (dr)

Среди самых популярных записей с участием Джима Холла были его альбомы 1959-1965 гг. в составе квартета саксофониста Пола Дезмонда (его побочного, личного проекта, отдельно от тогдашней его работы в квартете Дейва Брубека). Джим иногда упоминался на их обложках как второй лидер, иногда — как «специальный гость». В интервью известному американскому критику Дагу Рэмзи для биографической книги о Поле Дезмонде гитарист так описал свою работу с Дезмондом:

— [Игра с Полом] дала мне более глубокое уважение к мелодии. Мелодичная игра устраивала меня полностью, потому что в любом случае у меня не было такой прекрасной техники игры, как у других парней. У Пола я понял, что просто играть приятные мелодии — это нормально, и мне стало проще жить.

У меня много учеников с невероятной техникой игры. Я всегда стараюсь заставить их играть медленнее. Иногда я прошу их играть одноголосые линии, как тромбон, иногда — выбрать себе лад из трёх или четырёх нот и развивать его на протяжении всего соло — то есть я учил их всему тому, что так хорошо знал Пол Дезмонд и что, в конечном счёте, уводило их от бессмысленной демонстрации своих самцовых качеств на инструменте.

Известна история, случившаяся как раз с таким учеником Холла. Тот сыграл на занятии невероятно техничный, но бессмысленный пассаж, на что Джим тут же отреагировал, вывернув наизнанку шаблонную фразу из кинобоевиков:

— Не делай что-нибудь, сиди просто так!

ВИДЕО: Paul Desmond Quartet with Jim Hall: «Bewitched» (1963)

Paul Desmond (as), Jim Hall (g), Percy Heath (b), Connie Kay (dr)

С Биллом Эвансом, 1960-е
С Биллом Эвансом, 1960-е

Холл часто иронически говорил о том, что не обладает виртуозной техникой игры. Но в действительности техника его игры была безупречна, эталонна. Просто она не предусматривала скоростного извлечения множества нот. Главными в игре Джима всегда были не скорость и не виртуозность как таковая, а музыкальная идея, музыкальный смысл.

Невероятно сильно этот смысл проявлялся в его многочисленных совместных проектах с самыми разными партнёрами — певицей Эллой Фицджералд, саксофонистом Ли Конитцем, пианистом Биллом Эвансом, гитаристом Аттилой Цоллером, контрабасистом Роном Картером, в более поздние годы — гитаристами Пэтом Мэтини, Майком Стерном и множеством других музыкантов; на его собственных первоклассных альбомах — от его излюбленного дуэтного до квартетного форматов — с ним играли первоклассные солисты, например — на альбоме 1988 г. «These Rooms» — трубач Том Харрелл. С годами Холл ничуть не снизил активность: только за 2000-е годы он выпустил 11 сольных альбомов (в большинстве — на лейбле Telarc, а также на Artistshare и Sunnyside), не считая участия в записях других музыкантов. Интересно, что в поздние годы его игра становилась не более консервативной, как можно было бы ожидать (и как произошло со многими его современниками и ровесниками), а всё более открытой, смелой и новаторской.

ВИДЕО: Pat Metheny & Jim Hall, 2011

Christian McBride (b), Antonio Sanchez (dr)

В 2012 г. наш корреспондент Сергей Бондарьков писал о выступлении Джима Холла на фествале Valby Summer Jazz в пригороде Копенгагена — Валбю:

…Вблизи он неожиданно невысокий — раза в два ниже, чем почему-то представлялось. Спина — вопросительный знак, подсогнутые колени, палочка. Джиму Холлу 81 год. Подниматься на сцену (три ступеньки) ему бережно помогают.

В 2008 году музыкант обратился за медицинской помощью из-за сильной боли в спине. Обследование показало повреждение одного из позвонков, осложнённое инфекцией. Холла прооперировали. Он провёл в больнице три месяца, а ещё через четыре — уже появился в студии, чтобы закончить прерванную запись альбома с Биллом Фризеллом. В интервью журналу JazzTimes Фризелл рассказал об этом моменте: «Это было очень вдохновляюще. Он через столькое прошел, и после всего этого просто видеть его… Как только под его руками оказывалась гитара, к нему как будто возвращались все его силы».

Подобное преображение можно было наблюдать и в Копенгагене. Холл сел на стул, взял гитару, начал играть — и переменился. Ни следа немощи: лёгкость, точность, уверенность, тонкая сила. Звук — тот самый звук Джима Холла. Полный и сухой, как тепло нагретого камня. И тихий. В дуэте со Скоттом Колли («чудесный друг и довольно хороший контрабасист») Холл может позволить себе играть так тихо, что весь зал как будто чуть подаётся вперед, чтобы расслышать каждый нюанс. Гитарист как-то объяснял, что это даёт ему большую свободу в импровизации: смена интенсивности атаки становится ещё более сильным выразительным средством.

Джим Холл на Valby Summer Jazz, лето 2012
Джим Холл на Valby Summer Jazz, лето 2012

[…] Все движения осмыслены — во всяком случае именно это хочется слышать, зная, что гитарист старается строить свои импровизации как композиции: развивая мотив и интервальные отношения, а не просто «разукрашивая» стандарт.

И следить за этим движением, угадывать логику развития за следующим жестом — бесконечно интересно. Дело в том, что почти каждое решение Холла — это что-то неожиданное. Не в смысле какой-то нарочитой «авангардности», неких «наперекор» и «вопреки». […] Холл играет самый классический репертуар, но делает это так, что «All The Things You Are» («это любимая песня моей жены, так что я играю её довольно часто»), звучит как откровение — как сама суть этой песни без покровов стройной аранжировки. И это, повторюсь, не деконструкция и никая другая «-ция», а просто свободная речь, следствие давнего знакомства с предметом разговора… […] Говорят, фраза «Слушай и реагируй» — это неофициальный девиз Холла.

ВИДЕО: Джим Холл в дуэте с контрабасистом Скоттом Холли на Джаз-фестивале Северного Моря, лето 2012

В 2003 г., когда Джим Холл стал лауреатом ежегодной американской государственной премии в области джазовой музыки — «Мастер джаза», вручаемой Национальным фондом искусств — он говорил в интервью джазовому критику и историку джаза Терри Тичауту для Wall Street Journal:

— Я раньше играл довольно консервативно, но постепенно набрался смелости. Не то чтобы я заиграл лучше. Определённо, техника игры лучше не стала. Думаю, я просто больше ничего не боюсь! Я теперь просто «не беру в голову» и чувствую, что всё в порядке. Майлс Дэйвис был моим героем во многих смыслах, и я всегда считал его кем-то вроде Пикассо: он просто позволял себе расти. И я именно это и пытаюсь делать: позволяю себе расти, как это делают художники и писатели. Не хочу жить в прошлом…

Джим Холл продолжал выступать буквально до последних дней жизни: ещё 23 ноября он играл в зале Jazz @ Lincoln Center в Нью-Йорке в совместном концерте с гитаристами Джоном Аберкромби и Питером Бернстайном. Сорок восемь лет он был женат на Джейн, матери его дочери Девры (Девра в последние годы была менеджером отца). Ещё в начале декабря гитариста можно было видеть на улицах Гринвич-Вилледжа с собакой: если Джим был не на гастролях, он всегда сам выгуливал своего любимца, пса по имени Джанго.

Джим Холл и Джанго (фото © Peter Korchin)
Джим Холл и Джанго (фото © Peter Korchin)

Джим Холл (1930-2013): памяти великого гитариста: 3 комментария

  1. Мой любимый джазовый гитарист. Слушаю почти каждый день. Великие люди уходят тихо. Для меня он всегда будет жив…

Добавить комментарий для yury.shageev Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *