Джазовые лауреаты «Грэмми»-2014: за любую движуху, кроме голодовки!

Кирилл Мошков,
главный редактор «Джаз.Ру»
CM

infraКак мы помним, выраженную в красивых бронзовых граммофончиках премию Grammy ежегодно вручает в США Национальная Академия звукозаписи (NARAS) — организация, объединяющая несколько тысяч профессионалов музыкального бизнеса. Обычно вручение премии происходит в феврале, но в этом году дата церемонии была изменена: 26 января 2014 года в Лос-Анджелесе премия «Грэмми» была вручена в 56-й раз.

В далёком прошлом премию, первоначальное полное название которой звучало как «Gramophone Award», вручали то в Лос-Анджелесе, то в Нью-Йорке, иногда даже в Чикаго и в Нэшвилле, штат Теннесси (столице кантри-музыки); но вот уже 10 лет как церемония Grammy Awards окончательно переехала на Западное побережье, в студийно-кинематографическую столицу американского шоу-бизнеса, и напротив её площадки — концертного зала Staples Center — был построен музей «Грэмми».

Самая острая полемика вокруг Grammy, как мы помним, развернулась в 2011-2012 гг., когда на волне общего кризиса индустрии грамзаписи NARAS радикально сократила число категорий, по которым вручается премия — со 109 до 78. Организаторы преследовали благую цель отразить этим решением произошедшие перемены в индустрии: так, множество мелких жанровых категорий в области традиционного фольклора, ранее разделявшихся по этническому принципу (от польки и текс-мекс до зайдеко и музыки американских индейцев), были сведены в одну категорию «Лучший альбом региональной корневой музыки», радикально уменьшено количество «латиноамериканских» номинаций (под предлогом того, что в них практически не было конкуренции и номинировались почти каждый год одни и те же артисты), и т.д. — под раздачу заодно попало и бывшее «седьмое жанровое поле», то есть традиционно шедший седьмым разделом в списке категорий джаз. Количество джазовых категорий в 2012 г. оказалось наименьшим за всю историю — джазовых «Грэмми»-2012 было всего четыре, и список их лауреатов в полной мере отразил наступивший и в джазовой отрасли звукозаписывающей индустрии глубокий кризис, точнее — несовпадение коммерческих критериев премии «Грэмми» и реального творческого процесса в джазовом сегменте индустрии (см. «Полный джаз 2.0», материал вашего корреспондента от 12.02.2012 «Джазовые лауреаты Grammy-2012: даже не представляют», а также более широкую аналитику по этому вопросу в бумажном «Джаз.Ру» №1-2012; всю историю вопроса см. по тегу «Джаз и Grammy»).

Смиримся с тем, что в джазовом «поле», видимо, никогда уже не будет ни семь, ни шесть номинаций, как раньше; хорошо и то, что их уже не четыре — с прошлого года их всё-таки пять (как ваш корреспондент довольно ехидно написал в 2013-м, «после бурного и продолжительного скандала с битьём посуды и валянием по полу, устроенного в масс-медиа представителями латиноамериканского меньшинства, в список категорий «Грэмми» вернулась часть «латинских» номинаций — в частности, в джазовом разделе восстановлена категория «Лучший альбом латиноамериканского джаза».» Всё-таки какое-то минимальное внимание джазу уделяется, хотя вручение джазовых «Грэмми» уже давно не показывают в основном телешоу, начинающемся в семь вечера по калифорнийскому времени — джазменам, а также блюзменам, артистам госпел, академическим и фольклорным музыкантам, звукорежиссёрам, авторам статей для буклетов дисков и т.д. премию Grammy вручают в ходе «предварительной церемонии», которая начинается в четыре часа дня (глубокой ночью следующего дня по Москве) и транслируется только в интернет, но не в телеэфир.

Кроме пяти категорий бывшего «седьмого поля» — сейчас это категории с 31 по 35, — «наши» (связанные с джазом номинанты и даже лауреаты) как правило, есть и в нескольких других категориях. Предлагаю рассмотреть список номинантов разных категорий, принадлежащих к джазовому миру, а также полный список номинантов и лауреатов в джазовых категориях.

Best Improvised Jazz Solo: Wayne Shorter
Best Improvised Jazz Solo: Wayne Shorter
photo © Kristoffer Juel Poulsen, 2012

ДАЛЕЕ: джазовые номинанты и лауреаты Grammy-2014 

Джазовые категории

Категория 31. Лучшее импровизационное джазовое соло

  • Лауреат:
    «Orbits» — Уэйн Шортер (саксофон), с альбома «Without A Net» (The Wayne Shorter Quartet), Blue Note Records
  • Номинанты:
    «Don’t Run» — Теренс Бланшард (труба), с альбома «Magnetic», Blue Note Records
    «Song For Maura» — Пакито Д’Ривера (кларнет), с альбома «Song For Maura» (Paquito D’Rivera And Trio Corrente), Sunnyside Records/Paquito Records
    «Song Without Words #4: Duet» — Фред Хёрш (фортепиано), с альбома «Free Flying» (Fred Hersch And Julian Lage), Palmetto Records
    «Stadium Jazz» — Донни Маккаслин (саксофон), с альбома «Casting For Gravity», Greenleaf Music

Категория 32. Лучший джазовый вокальный альбом

Gregory Porter (live in Tallinn, 2013)
Gregory Porter (live in Tallinn, 2013)
  • Лауреат:
    «Liquid Spirit» — Грегори Портер, Blue Note Records (отметим, что этот же альбом был также номинирован во «внеджазовой» категории «Лучший альбом традиционного ритм-н-блюза», но уступил более блюзовой работе техасского поющего гитариста Гэри Кларка-мл.)
  • Номинанты:
    «The World According To Andy Bey» — Энди Бэй, HighNote Records
    «Attachments» — Лоррэйн Фэзер (Lorraine Feather), Jazzed Media
    «WomanChild» — Сесиль Маклорин Сальван (Cécile McLorin Salvant), Mack Avenue Records
    «After Blue» — Тирни Саттон (Tierney Sutton), BFM Jazz

Категория 33. Лучший инструментальный джазовый альбом

Terry Lyne Carrington
Terry Lyne Carrington
  • Лауреат
    «Money Jungle: Provocative In Blue» — барабанщица Терри Лин Каррингтон, Concord Jazz
  • Номинанты
    «Guided Tour» — The New Gary Burton Quartet, Mack Avenue Records
    «Life Forum» — пианист Джералд Клэйтон, Concord Jazz
    «Pushing The World Away» — саксофонист Кенни Гарретт, Mack Avenue Records
    «Out Here» — Christian McBride Trio, Mack Avenue Records

Категория 34. Лучший альбом большого джазового состава

  • Лауреат:
    «Night In Calisia» — трубач Рэнди Бреккер, Włodek Pawlik Trio & Kalisz Philharmonic, Summit Records
  • Номинанты:
    «Brooklyn Babylon» — Darcy James Argue’s Secret Society, New Amsterdam Records
    «Wild Beauty» — Brussels Jazz Orchestra Featuring Joe Lovano, Half Note
    «March Sublime» — Алан Фербер, Sunnyside Records
    «Intrada» — Dave Slonaker Big Band, Origin Records

Категория 35. Лучший альбом латин-джаза

  • Лауреат:
    «Song For Maura» — Paquito D’Rivera And Trio Corrente, Sunnyside Records/Paquito Records
  • Номинанты:
    «La Noche Más Larga» — Буйка, Warner Music Spain S.L.
    «Yo» — Роберто Фонсека, Concord Jazz/Montuno Producciones
    «Eggūn» — Омар Соса, Otá Records
    «Latin Jazz-Jazz Latin» — Wayne Wallace Latin Jazz Quintet, Patois Records

Джазовые и околоджазовые артисты во внеджазовых категориях

Категория 60. Лучшая инструментальная композиция

  • Лауреат:
    «Pensamientos For Solo Alto Saxophone And Chamber Orchestra» — композитор Клэр Фишер (The Clare Fischer Orchestra), с одноименного альбома, Clavo Records
  • Номинанты:
    «Bound Away» — композитор Чак Оуэн (Chuck Owen & The Jazz Surge), с альбома «River Runs: A Concerto For Jazz Guitar, Saxophone & Orchestra», Mama Records
    «California Pictures For String Quartet» — композитор Гордон Гудвин (Quartet San Francisco), с альбома «Pacific Premieres: New Works By California Composers», Violinjazz Recordings
    «Koko On The Boulevard» — композитор Скотт Хили (Scott Healy Ensemble), с альбома «Hudson City Suite», Hudson City Records
    «String Quartet No. 1: Funky Diversions In Three Parts» — композитор Винс Мендоса (Quartet San Francisco), с альбома «Pacific Premieres: New Works By California Composers», Violinjazz Recordings

Категория 61. Лучшая инструментальная аранжировка

  • Лауреат:
    «On Green Dolphin Street» — аранжировщик Гордон Гудвин (Gordon Goodwin’s Big Phat Band), Telarc International
    Номинанты (из имеющих отношение к джазу, остальных пропускаем):
    «Invitation» — аранжировщик Ким Ричмонд (The Kim Richmond Concert Jazz Orchestra), с альбома «Artistry: A Tribute To Stan Kenton», Mama Records
    «Side Hikes — A Ridge Away» — аранжировщик Чак Оуэн (Chuck Owen & The Jazz Surge), с альбома «River Runs: A Concerto For Jazz Guitar, Saxophone & Orchestra», Mama Records
    «Wild Beauty» — аранжировщик Гил Голдстайн (Brussels Jazz Orchestra Featuring Joe Lovano), Half Note

Категория 62. Лучшая инструментальная аранжировка аккомпанемента вокалу

  • Лауреат:
    «Swing Low» — аранжировщик Гил Голдстайн (Bobby McFerrin & Esperanza Spalding), Masterworks
  • Номинанты (из имеющих отношение к джазу, остальных пропускаем):
    «Let’s Fall In Love» — аранжировщик Крис Уолден (Calabria Foti Featuring Seth MacFarlane), Moco Records
    «The Moon’s A Harsh Mistress» — аранжировщик Джон Холленбек (John Hollenbeck with Kate McGarry and Theo Bleckmann), с альбома «Songs I Like A Lot», Sunnyside

Категория 65. Лучшая статья для буклета альбома

  • Лауреат:
    John Coltrane «Afro Blue Impressions (Remastered & Expanded)» — автор статьи для буклета: выдающийся чикагский джазовый критик и радиоведущий Нил Тессер, Pablo/Concord Music Group
  • Номинанты (из имеющих отношение к джазу, остальных пропускаем):
    New York Art Quartet «Call It Art 1964-1965» — автор статьи для буклета: нью-йоркский радиоведущий и историк джаза, директор джазовой радиостанции WKCR Бен Янг, Triple Point Records (этот альбом был также номинирован в 66-й категории, «Лучший исторический альбом», но лауреатом не стал)

Категория 70. Лучший звук альбома в технологии surround sound

  • Лауреатом стал впрямую не относящийся к нашей теме альбом Пола Маккартни, который, тем не менее, записывала для лейбла Eagle Rock Entertainment джазовая команда — выдающийся аудиоинженер Ал Шмитт и продюсер Томми ЛиПума.
  • Среди номинантов есть один джазовый альбом:«Sixteen Sunsets» — саксофонистка Джейн Айра Блум: мастеринг-инженер — Дарси Пропер, продюсеры — Джей Айра Блум и выдающийся джазовый звукорежиссёр Джим Андерсон, Pure Audio Records

Ну и напоследок — наши «соседи по жанру», инструментальная поп-музыка: так — наконец-то честно — называются теперь категории бывшего «современного джаза» (contemporary jazz), который даже в глазах Академии звукозаписи окончательно утерял связь с собственно джазом, кроме разве что генетических; а также «традиционная эстрада», генетически связанная с вокальным джазом.

Категория 7. Лучший альбом инструментальной поп-музыки

  • Лауреат:
    «Steppin’ Out» — трубач Херб Алперт, Shout! Factory
  • Номинанты:
    «The Beat» — Бони Джеймс, Concord Records
    «Handpicked» — Эрл Клаф (Earl Klugh), Heads Up International
    «Summer Horns» — Дейв Коз, Джералд Олбрайт, Минди Абэйр, Ричард Эллиот, Concord Records
    «Hacienda» — Jeff Lorber Fusion, Heads Up International

Категория 11. Лучший вокальный альбом традиционной эстрады

  • Лауреат:
    «To Be Loved» — Майкл Бюблэ (Michael Bublé), 143/Reprise
  • Номинанты (из имеющих отношение к джазу, остальных пропускаем):
    «Viva Duets» — Tony Bennett & Various Artists, Columbia Records

Ну, хоть так! Заметим две тенденции: сравнительно с двумя предыдущими годами выросло количество номинаций и даже лауреатов от легендарного лейбла Blue Note, который в начала 2010-х совсем было пропал с радаров — результат трудов его нового главы, знаменитого рок-продюсера Дона Уоза? И вторая:  огромное количество номинаций от Mack Avenue Records. Наверное, пора написать об этом примечательном лейбле поподробнее.

В целом — спасибо, что невзирая на глубокий кризис индустрии грамзаписи, начавшийся не вчера и даже не позавчера, джазу всё же уделяется хотя бы то внимание, которое уделяется. Как явствует из заголовка этого материала, мы вообще «за любую движуху, кроме голодовки»!

Джазовые лауреаты «Грэмми»-2014: за любую движуху, кроме голодовки!: 4 комментария

  1. Спасибо за исчерпывающую информацию! Небольшое замечание по транскрипции: Теренс Бланшар всё же француз, а в этом языке «д» в конце фамилии не читается.

    1. Владимир, это потрясающее открытие! Поздравляем Францию с вновь обретённым сыном! :))))
      На самом деле Бланшард, конечно, никакой не француз. Он родился и вырос в Нью-Орлеане. Да, его фамилия франко-креольского происхождения, но в его семье говорили только по-английски и фамилию произносили и произносят по правилам не французского, а американского английского языка. Так же, как российский фотограф Ганнушкин стал, переселившись в США, откликаться на фамилию «ГэннУшкин», а 30 годами раньше трубач ПономарЁв стал именоваться «ПономАрэв», и БланшАр стал БлАншардом, причём задолго до рождения Теренса, который БлАншардом уже родился. Не верите? Послушайте, как на первых двух секундах этого ролика Теренс произносит свою фамилию сам:
      http://www.youtube.com/watch?v=tJy708xNWpk

  2. Какие критерии, на Ваш взгляд, определяют номинантов и призеров? Что и как обнародовать, чтобы услышали и включили в претенденты?

    1. Процитирую собственные статьи по теме джаза на Grammy, за 2010 и 2012 год:

      ««Грэмми» — по крайней мере, в отношении джаза — всё меньше может считаться голосом профессионального сообщества, ценящего не цифры продаж, а художественные достижения. Статут премии всё ещё формулирует критерии отбора именно так (имеют значение только художественные качества, а не продажи), но разглядеть критерии, по которым голосующие члены Академии (их около 16 тысяч; непосредственно в джазовых категориях голосуют около 2500 человек) в действительности делают выбор между теми или иными записями в объективно устаревших номинациях, объединяющих зачастую художественно противоположные, несравнимые явления, — становится с каждым годом всё труднее.»

      «…«Грэмми» в своём нынешнем виде совершенно не отражает реальной ситуации с джазом — ни как видом музыкального искусства, ни как отраслью музыкальной индустрии.»

      На практике срабатывает комбинация как минимум двух из трёх факторов:
      — или ваш лейбл уже получал Grammy, и голосующие в джазовом «поле» 1200-1400 экспертов NARAS (все только из США) уже хорошо знают лейбл;
      — или лейбл обладает талантливой PR-службой, которая в предшествующий год сделала всё для того, чтобы ваш альбом получила в подарок для прослушивания «без обязательств» хотя бы половина экспертов (если постараться, то можно выяснить имена всех из них, хотя в открытом виде этой информации нет — но если, например, у вас на лейбле работает кто-то, кто сам входит в NARAS, то…);
      — или у вашего альбома за год были экстраординарные продажи, что возможно только для лейблов, входящих в мэйджор-компании и обладающие доступом к их дистрибуции (например, Blue Note).
      Есть и другие факторы, но если срабатывают два их этих трёх, то попадание как минимум в лонг-лист практически гарантировано; а кто попал в лонг-лист на этот год — может, если лейбл не будет зевать и профинансирует сильный релиз на следующий сезон, уже и номинацию получить.

      Хотя, как показывает практика, даже получение номинации не гарантирует ни роста продаж диска, ни контракта с влиятельным букинг-агентом, ни даже увеличения количества клубных работ (прочитайте интервью с вокалисткой Роузэнной Витро в мартовском DownBeat за прошлый год)…

      КМ

Добавить комментарий для Mike Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *