Юбилейный фестиваль Jazzkaar в Таллине: четверть века — и весь современный джаз

5
Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
(текст, фото, видео)

Юлия Сотникова (текст)
CM

reportОхватить полную программу фестиваля Jazzkaar«Джазовая радуга» — целиком может разве что только очень терпеливый рецензент, обладающий неограниченным запасом времени. Добрых полторы недели в столице Эстонии — прекрасное времяпрепровождение во второй половине апреля, когда на побережье Балтики ещё прохладно, но по преимуществу солнечно; однако в это же самое время в других странах происходит масса иных джазовых событий, так что журналистский долг призывает к перемещению с места на место. Тем не менее, усилиями двух авторов «Джаз.Ру» в этом году удалось охватить достаточно значительную часть таллинской фестивальной программы.

«Джаз.Ру» регулярно пишет о фестивале Jazzkaar уже более десяти лет, и это не случайно: мы убеждены в том, что российские ценители джаза вполне могут путешествовать на близлежащие джазовые фестивали, чтобы знакомиться с мировой джазовой сценой не только благодаря гастролям зарубежных музыкантов в нашей стране, но и в ходе так называемого джазового туризма. Джазовый туризм — это когда ценитель джаза едет в отпуск в другой город или другую страну совместить приятное с ещё более приятным, то есть — в данном случае — погулять по старинным улочкам старого Таллина, отведать в «Старой Ганзе» легендарную «утку, на которой можно сразу жениться» (Ю.Льноградский), продегустировать оба недурных местных сорта пива, а вечером отправиться за разумную цену на сильный, вполне европейского уровня джазовый фестиваль, который не весь запихнут в одни выходные, а привольно растянут на десять дней.

Вид на центр Таллина с городской телебашни
Вид на центр Таллина с городской телебашни

Приятно, что на юбилейном, 25-м фестивале «Йаццкаар» мы уже видели таких «джазовых туристов» из России — и не только из Москвы, но и, например, приехавших на своей машине из Санкт-Петербурга через Хельсинки и далее на пароме (так получается быстрее, чем через неторопливый пограничный переход в Нарве).

Как и на почти всех предыдущих фестивалях (кроме двух самых первых), программа юбилейного Jazzkaar была составлена его директором и художественным руководителем — журналисткой Эстонского радио Анне Эрм, которая и вывела фестиваль с уровня скромного локального джазового праздника в небогатой постсоветской стране на уровень крупного европейского события.

Анне Эрм и хэдлайнер фестиваля 2014 года - Пэт Мэтини (фото со страницы Jazzkaar на Facebook)
Анне Эрм и хэдлайнер фестиваля 2014 года — Пэт Мэтини (фото со страницы Jazzkaar на Facebook)

Первая из охваченных двух частей фестивальной программы пришлась на 21-23 апреля.

В обширном фойе театра NO99, где сейчас работает джаз-клуб под тем же названием, вечером 21 апреля играл французский пианист Стефан Олива. Его выступление, представленное Французским институтом в Таллине, называлось «Vaguement Godard» («Смутно — Годар») и, как явствует из названия, было посвящено образам кинофильмов Жан-Люка Годара. Оригинальные темы из фильмов Годара (Мишель Легран, Поль Мизраки, Мартиаль Соляль, Жорж Делерю и другие французские композиторы, в массе своей далеко не чуждые и джазу) причудливо смешивались с оригинальными сочинениями самого Олива, образуя изысканную и романтически-взволнованную звуковую картину, вполне кинематографичную в своей образности.

Stéphan Oliva
Stéphan Oliva

ДАЛЕЕ: продолжение фестивального репортажа, множество ФОТО и ВИДЕО! 

22 апреля основные концерты фестивальной программы проходили в «Морском павильоне» — обширном шатре в Таллинском порту, где в последние годы проводится большая часть событий «Джазовой радуги».

Jaak Sooäar, Andres Mustonen, Avishai Cohen, Taavo Remmel, Tanel Ruben
Jaak Sooäar, Andres Mustonen, Avishai Cohen, Taavo Remmel, Tanel Ruben

Израильско-американский трубач Авишай Коэн (не путать с тёзкой — поющим контрабасистом!) выступал в совместном проекте с Andres Mustonen Jazz Quartet. Неожиданное сочетание! Авишай Коэн, представитель обширной и прославленной джазовой семьи (на джазовой сцене США и Израиля хорошо известны его брат — саксофонист Юваль Коэн и сестра — кларнетистка и саксофонистка Анат Коэн), работает в хорошо разработанном в последнее десятилетие русле соединения языков «современного креативного джазового мэйнстрима» и традиционной ближневосточной музыки. Скрипач Андрес Мустонен — тоже чрезвычайно известный музыкант, по крайней мере на постсоветском пространстве: ещё в 1970-е созданный им ансамбль Hortus Musicus стоял на переднем крае движения исполнения старинной (до-классической) музыки в СССР. Как симфонический дирижёр и скрипач, Мустонен участвовал также в исполнении новейшей академической музыки, от Арво Пярта и Гии Канчели до Софьи Губайдулиной и Владимира Мартынова. Но есть у него и джазовый проект; точнее — положа руку на сердце — он удачно присоединился к крепкому, постоянно работающему трио эстонского гитариста Яака Соояара (барабанщик Танел Рубен и контрабасист Тааво Реммель), которое не раз становилось основой для подобных специальных проектов — в диапазоне приглашённых солистов от россиянина Алексея Круглова до американца Дейва Либмана. Вот эти-то четыре эстонских музыканта — Рубен, Реммель, Соояар и Мустонен — и взаимодействовали на концерте в «Морском павильоне» с Коэном, с которым очно познакомились только за два дня до концерта.

Avishai Cohen
Avishai Cohen

Звучал в основном материал, написанный Авишаем — в характерных ближневосточных ладах, густо переложенных «вокализированной» блюзовой интонацией в партиях трубы, и в не менее характерном звучании, балансирующем на грани современного джаза и классического джаз-рока 70-х. Последнее — в основном благодаря присутствию скрипки, на которой в джазовом контексте Мустонен играет очень близко к манере легендарных джаз-роковых мастеров, Жан-Люка Понти и Джерри Гудмана.

Andres Mustonen, Avishai Cohen
Andres Mustonen, Avishai Cohen

Материал аранжирован весьма красочно и разнообразно — вспоминается, например, канон (и двойной канон!) в изложении темы в «Nature’s Dance», а также роскошное гитарное соло Яака Соояара в турецкой народной мелодии «Cargah Sirto», принесённой в ансамбль Андерсом Мустоненом: ваш корреспондент отметил это соло в своих заметках как «Hava Nagila In Blue», и не без основания — ближневосточный колорит был замешан в блюзовую фактуру весьма органично.

ВИДЕО: Avishai Cohen & Andres Mustonen Jazz Quartet«Family» (написанное Авишаем посвящение его брату и сестре — Ювалю и Анат)

httpv://www.youtube.com/watch?v=hRc_tPGdKu8

Пожалуй, самое сильное впечатление оставил — и вызвал самые оживлённые дискуссии — вечерний концерт 22 апреля в Merepavillion, который дал восходящая звезда европейской джазовой сцены, норвежский саксофонист Мариус Несет.

Автор этих строк должен признать, что игра Несета завораживает. Редко случается слышать человека, который может на саксофоне всё, ну, как Дейв Мёррей или Джеймс Картер, например. А Мариус Несет действительно может на саксофоне (и на теноре, и на сопрано) всё, техника игры этого 29-летнего музыканта знает мало равных в мире. При этом он пользуется своим фантастическим контролем над инструментом совсем нетрадиционно: то, что он играет в своём квартете, безусловно происходит от джаза, но в такой же степени, если не в большей, проявляет признаки воздействия рок-музыки. Главное для Несета в его сольном проекте — не столько мелодия и гармония (которые сведены к не очень сложным попевкам и лаконичным ладовым построениям), сколько, как в роке, чётко ритмически организованный и динамически напористый тембр. То, что делает на тенор- или сопрано-саксофоне Мариус Несет, сродни тому, что делают на электрогитаре современные рок-музыканты.

Ivo Neame, Marius Neset
Ivo Neame, Marius Neset

Мариус Несет родился в посёлке Ус близ Тронхейма в Срединной Норвегии, но, как ни странно, учился не в лучшей норвежской джазовой школе, которая находится как раз в Тронхейме, а в Консерватории ритмической музыки в Копенгагене, где его наставником был легендарный британский пианист Джанго Бэйтс. Окончив консерваторию в датской столице в 2008 году, Несет выпустил дебютный альбом, который сразу привлёк внимание критики, но настоящий взлёт к европейской известности происходит у молодого саксофониста именно сейчас, после того, как у него на британском лейбле Edition Records вышли два сенсационных альбома: «Golden Xplosion» и «Birds», соответственно в 2011-м и 2013-м, а 25 апреля — то есть через три дня после выступления в Таллине — на знаменитом германском лейбле ACT должен был выйти новый альбом с музыкой Мариуса Несета, «Lion», записанный им совместно с прославленным Тронхеймским джаз-оркестром.

Надо сказать, в музыке Мариуса нет почти никаких следов того, что мы по привычке 80-90х годов прошлого века привыкли считать скандинавским джазом: протяжных звуков ледяных фьордов, меланхолии и прочей полярной ночи. Музыка Несета — маниакально напористая, лихорадочно энергичная, динамически не просто упругая, а бьющая (нет, лупяшая!) этой динамической энергией через край, как будто Несет специально, сознательно ставит перед собой и перед ансамблем задачу всякий раз постепенно добираться до крайних пределе звукового напора. Собственно, этот чётко устроенный и хорошо продуманный напор и есть главное музыкальное содержание пьес Несета. Напрасно было бы искать здесь хитовых мелодий или богатой гармонической сетки: всё это играет подчинённую роль, главное — ритмический экстаз, в который Несет контролируемо ввергает сам себя, весь ансамбль и заодно слушателей. В этом плане музыка молодой нордической звезды неожиданно оказывается сродни современной электронной музыке с её завораживающими слоями ритмических пульсаций, только у Несета нет ни единой электронной ноты, всё сыграно живьём на акустических инструментах и в сольных эпизодах представляет собой образцы несомненно талантливой современной импровизации (особенно следует отметить британского пианиста Айво Ними). Ещё одно лицо современного европейского джаза, лицо пока не очень привычное, но смотреть в это лицо исключительно интересно.

ВИДЕО: Marius Neset «Pinball», Таллин, 22.04.2014

httpv://www.youtube.com/watch?v=dJppB5SRWHk

Заметим, что выступление Несета вызвало весьма глубокие и продолжительные споры среди слышавших его: когда через полтора часа после окончания концерта ваш корреспондент закончил обсуждать его с одним из авторов «Джаз.Ру», приехавшим посмотреть фестиваль из России, и вернулся к себе в гостиницу, в фойе отеля обнаружилось ещё несколько коллег — собравшихся на фестиваль джазовых журналистов из США, Канады и стран Европы, и здесь дискуссия продолжалась все эти полтора часа и при появлении русского коллеги вспыхнула с новой силой. Победила, как говорится, дружба.

Edmar Castañeda
Edmar Castañeda

23 апреля «Мерепавильон» зазвучал совсем другими музыкальными красками: здесь выступал Эдмар Кастаньеда, живущий в США мастер игры на арфе (!) из Колумбии.

Вашему корреспонденту не впервые довелось слышать Edmar Castañeda Trio, которое сейчас представляет собой один из самых «горячих» предметов музыкального экспорта американской джазовой сцены; в ноябре прошлого года я уже видел его на фестивале в финском Тампере с тем же самым составом.

Свой инструмент, который по сложившимся за последние полвека стереотипам представляется сугубо симфоническим и при том женским (раньше-то, ещё в начале XX века, на тяжеленных арфах играли сплошь мужчины), Эдмар превратил в аналог акустической гитары. Только он удачно пользуется тем, что на арфе можно независимо извлекать звук обеими руками: левая рука его играет в основном басовые линии и аккорды, правая солирует, и всё это — на ритмической основе латиноамериканской музыки и с построением импровизационных фраз, близких к фразировке современного фламенко. Эта невероятно эклектичная смесь звучаний и ритмов осложняется тем, что в трио у Кастаньеды для уплотнения ритмики служат барабаны (Родриго Вийялон), а вот для «утолщения» звука, прошивки звуковой ткани трио длинными плавными мелодическими линиями (на которые арфа неспособна, в силу отрывистости, перкуссивности своего звучания) применён… тромбон!

Marshall Gilkes
Marshall Gilkes

Маршалл Гилкс не тянет на себя одеяло — он просто излагает тему и потом играет соло, давая лидеру отдохнуть, а во время соло арфы играет роль скорее драматургическую — создаёт своими протяжными линиями тембральный и драматургический противовсес стремительным фламенкообразным построениям арфы. А в главный бой идёт сам Кастаньеда.

Ну, я доложу вам, это нужно видеть! Он играет на арфе стоя и с чрезвычайной экспрессивностью, только что не размахивая своим гигантским инструментом. Вся ритмика в трио держится на арфе: барабаны её скорее подчёркивают, чем образуют. И вообще сила Кастаньеды — в исключительной ритмичности, невероятной ритмической точности; он почти самодостаточен — барабаны нужны ему не для ритмического, а для динамического контрапункта, усиливая (или, наоборот, уравновешивая) острейшие рисунки арфы. При этом Эдмар легко и органично общается с аудиторией, умудряясь представить либеральной европейской публике даже самые консервативные идеи так, что аудитория принимает их с одобрением. Тут надо отметить, что Кастаньеда — человек глубоко верующий и многие свои пьесы посвящает библейской тематике. Пожалуй, это именно то креативное лицо латиноамериканского джаза, которое не паразитирует (для усиления продаваемости) на выразительных средствах латинской поп-музыки: это совершенно самодостаточное, оригинальное и стопроцентно творческое импровизационное искусство, впитавшее и европейские влияния, и американскую джазовую основу, но при этом узнаваемо «своё», не имитирующее шаблонов или кумиров. Настолько оригинальных артистов с собственным ярким творческим лицом, каков Эдмар Кастаньеда, в современном джазе буквально единицы.

ВИДЕО: Edmar Castañeda Trio «Entre Cuerdas» («Между струн»), Таллин, 23.04.2014

httpv://www.youtube.com/watch?v=5UfBIUvS9n4

Финальным переживанием на Jazzkaar-2014 для автора этих строк стало выступление в джаз-клубе NO99 интереснейшего совместного проекта: прославленный американский саксофонист Грег Осби играл вместе со швейцарским фортепианным трио Vein. Неожиданное объединение! Осби олицетворяет самую «закрученную», математически сложную, но при этом основанную на афроамериканских корнях сторону «современного креативного мэйнстрима» — холодноватое головоломное направление, возникшее в 1980-е годы в Бруклине вокруг легендарного Стива Коулмана и им же названное M-Base (сокращение от определения «макроосновный массив структурированной экстемпоризации», что бы это ни значило!).

Michael Arbenz, Greg Osby
Michael Arbenz, Greg Osby

Vein, в свою очередь, олицетворяют гиперинтеллектуальный, но в то же время и эмоционально-напористый и слегка (да даже и не слегка!) саркастичный евроджаз с его опорой на рок-ритмы и академическую гармонию: близнецы Михаэль (фортепиано) и Флориан (барабаны) Арбенц и контрабасист Томан Лэнс представляют собой сейчас едва ли не самый востребованный джазовый коллектив из Швейцарии (кстати, у них буквально за пару недель до Таллина закончилось турне по России).

Трудно сказать, что у них получилось до конца органичное и стопроцентно удавшееся содружество, но, во всяком случае, они последовательно шли навстречу друг другу — что в авторском материале участников швейцарского трио (в том числе с новейшего альбома «Vote For Vein»), что в пьесах Осби (в том числе в знаменитой «Dialectical Interchange», записанной Грегом ещё в 1996 г. на альбоме «Art Forum» для Blue Note).

ВИДЕО: Greg Osby + Vein, Таллинн, 23.04.2014

httpv://www.youtube.com/watch?v=7ulXGOTu9mw

Удачным завершающим картину этих дней в Таллине мазком стал финальный номер: Анне Эрм вывела на сцену Авишая Коэна, и два американских музыканта диаметрально, космически разных направлений слились в клубе NO99 в едином джеме с европейским трио.

Vein, Avishai Cohen, Greg Osby
Vein, Avishai Cohen, Greg Osby

За два финальных дня Jazzkaar, 26 и 27 апреля, автору этих строк удалось побывать на трёх совершенно разных концертах и убедиться в том, что фестиваль представляет очень широкий спектр музыки, способной удовлетворить запросы самой капризной публики. Концерты проходили на трёх разных площадках и были несравнимы по жанровой направленности. Общим, пожалуй, было только отсутствие в залах свободных мест — каждый из исполнителей, которых мне довелось увидеть, собрал свою аудиторию в полной мере.

26 апреля в «Морском павильоне» в таллинском порту состоялся один из немногих неджазовых концертов фестиваля. «Новое фламенко» в исполнении горячих испанских девушек Las Migas растопило балтийские сердца. Простые и проникновенные мелодии, графичные фигуры традиционного танца, природное обаяние и непосредственное общение девушек с аудиторией совершенно очаровали публику. Оказывается, в Таллине довольно много поклонников испанского языка и культуры, способных по достоинству оценить всю красоту flamenco nuevo.

Las Migas
Las Migas

Вечером того же дня мне посчастливилось послушать замечательного эстонского пианиста Тыну Найссоо (Tõnu Naissoo). Этот удивительный музыкант впервые выступил на джазовом фестивале в Таллине в 1967 году, в возрасте 16 лет. В следующем году был записан его первый альбом, ставший также первым джазовым альбомом в советской Эстонии. В него вошли только авторские композиции Тыну, сына основателя эстонского джаза Уно Найссоо (1928-1980). 47 лет спустя, по просьбе организаторов фестиваля, музыкант вновь обратился к темам дебютного альбома. В маленьком Jazz Club NO99 в сопровождении басиста и барабанщика из Финляндии — Теему Окерблома и Алекси Хейнола, таких же юных, каким был он сам в 1967-м, Найссоо как будто заново сочинял забытые им самим пьесы. Эксперимент был необычайно интересен. Мелодии переживали новое рождение, темы развивались согласно новой импровизации, которая не стала ни более сложной, ни менее свободной. В ней появилось нечто, чего не было и не могло быть в самом начале — размеренность, отстранённый взгляд. Лиризм, от которого бежит молодость и к которому стремится опыт.

Это тоже музыкальный инструмент.
Это тоже музыкальный инструмент.

Завершился 25-й юбилейный Jazzkaar 27 апреля настоящим пиршеством для меломанов. Конечно, я говорю о выступлении Pat Metheny Unity Group. Просторный Nokia Concert Hall едва вместил всех желающих. На сцене — невероятные перкуссионные конструкции с подвешенными бутылками, в разной мере наполненными водой. Легендарный фьюжн-гитарист Пэт Мэтини играет акустическое вступление. В этот момент начинается волшебство. Неповторимая мелодика, столь явно отличающая Мэтини от кого бы то ни было, производит на публику завораживающий эффект. Дальше — как приятное путешествие в хорошую погоду, когда и цель ясна, и вид из окна приятный. Зеленые луга ласкают взгляд, мелодия то разливается, то звенит быстрым ручьём, то взлетает к самому солнцу мощным фонтаном, разбивающимся на тысячи радужных брызг. Невольно вспоминаешь слова из одного интервью Мэтини — «я играю ту музыку, которую хотел бы слушать».

Pat Metheny
Pat Metheny

Исполняется программа с композициями из альбома «Unity Band» (2012) в исполнении всего коллектива, а после выхода на сцену пианиста Джулио Кармасси (Guilio Carmassi) звучит новый материал, записанный в 2014-м в этом расширенном составе — «Kin». Каждый из музыкантов Unity Group сменяет несколько инструментов: саксофонист Крис Поттер — заклинатель множества духовых, Кармасси поёт, играет на клавишных всех мастей, а иногда берёт в руки трубу. У самого Мэтини, кажется, по отдельной гитаре для каждой композиции.
В завершающей части концерта Unity Group распалась на дуэты. Пэт сыграл по одной композиции с каждым из участников коллектива, и последним на сцену вышел Крис Поттер, которого Мэтини называет своим главным вдохновителем в Unity Group. Эта часть концерта была наиболее эффектной, наполненной крайне любопытными музыкальными экспериментами.

Pat Metheny Unity Band
Pat Metheny Unity Band
реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяДжазовый подкаст №677: канадский джаз Жана Дерома
Следующая статьяРадио России: анонс программ «Бесконечное приближение» на июнь
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

5 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Этот бэнд- один из лучших сегодня, демонстрирует неисчерпаемые возможности НАСТОЯЩЕГО джаза!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.