Четвёртый «Фестиваль Владимира Резицкого»: традиция и новаторство в Архангельске

Никита Мошков
Фото автора
NM

report17-19 октября в Архангельском городском культурном центре (АКГЦ) прошёл IV международный фестиваль новой джазовой музыки и современного искусства «Фестиваль Владимира Резицкого». Несмотря на то, что впервые фестиваль был проведён соратниками первопроходца архангелогородской джазовой и импровизационной сцены — создателя АКГЦ, саксофониста Владимира Резицкого — только в 2011 году, летопись джазовых фестивалей в столице российского Поморья насчитывает уже три с лишним десятка лет.

«Оркестр московских композиторов» на «Фестивале Владимира Резицкого»
«Оркестр московских композиторов» на «Фестивале Владимира Резицкого»

«Фестиваль Владимира Резицкого» представил архангелогородской публике широкий спектр импровизационной музыки — джаз, этно-джаз, фьюжн, новый джаз, фолк, новую импровизационную музыку и другие смежные жанры. Спектр импровизации и экспериментов в этом году имел не только звуковую, но и визуальную составляющую — в холле АКГЦ проходила фотовыставка «Авангард» известного московского фотографа Александра Забрина, а в Музее художественного освоения Арктики можно было наблюдать показ видео-арта Владимира Тарасова (Литва). Как и в ранее в последние годы, фестиваль провёл продюсерский центр «Архангельск-Джаз», во главе которого стоит гитарист и популяризатор джазовой музыки Тим Дорофеев. Он играл в последних составах джаз-группы «Архангельск», которую возглавлял Резицкий.

Первый день фестиваля стартовал в холле АКГЦ, где была смонтирована небольшая сцена. На ней перед первым отделением концерта выступил местный оркестр (насколько удалось понять — военный), продемонстрировав неплохую сыгранность и понимание исполняемого джазового материала. После выступления оркестра слово взял Тим Дорофеев, объявив фестиваль открытым и рассказав о программе фестиваля. Кроме того, слово было предоставлено Александру Забрину, представившему свою фотовыставку, и Владимиру Тарасову, сказавшему несколько слов о родном Архангельске и напомнившему, что в Музее художественного освоения Арктики можно увидеть его видео-инсталляции.

После приветственных слов организаторов и участников фестиваля собравшаяся толпа зрителей поспешила зайти в зал, поскольку без всяких прелюдий прозвенел сразу третий, последний звонок, извещающий о начале основной концертной программы. И лишь Владимир Тарасов, не выступающий в первый день, немного задержался в холле, обсуждая с музыкантами выступавшего оркестра какие-то самые узкопрофессиональные и тайные нюансы их исполнения.

Первый день на «Фестивале Владимира Резицкого» по традиции был отдан местным музыкантам, по традиции же ведущей концертов фестиваля стала Елена Сергиевская, а открывал концертную программу ансамбль Игоря Горькового «Акустический проект», сыгравший беспроигрышный для самого первого выступления фестиваля сет, наполненный приятными для уха почитателей аранжировками не самых «заигранных» джазовых тем и стандартов. Закономерно, что публика, от которой не требовали понимания заковыристой и непривычной музыки, но которой дали то, за чем она пришла — классический джаз — была крайне благожелательна и тепло восприняла выступление местных музыкантов.

«Акустический проект»
«Акустический проект»

ДАЛЕЕ: подробный рассказ о всех днях фестиваля, МНОГО ФОТО, видео! 

Фёдор Багрецов
Фёдор Багрецов

На смену ансамблю Игоря Горькового пришел дуэт «ББ» в составе Фёдор Багрецов — электрогитара и Алексей Барандов — барабаны. Два опытных мастера представили монументальное музыкальное полотно, сочетавшее в себе фьюжн, арт-рок и нотки восточной этники. В кульминации выступления создалось полное впечатление, что в сцену ударила молния — это световое оборудование поддержало особенно эмоциональный гитарный рифф Фёдора Багрецова.

Arkhangelsk Jazz Friends
Arkhangelsk Jazz Friends

Яркое выступление дуэта отлично разогрело слушателей перед вторым отделением, которое открывал старейший существующий джазовый состав города Arkhangelsk Jazz Friends. Друзья появились на сцене в формате квартета: Валентин Зеленов — фортепиано, Виктор Хабаров — саксофон, Николай Клишин — контрабас, а Алексей Барандов вовсе не покидал сцены, выступив и в этом коллективе в роли барабанщика.

Коллектив, в силу давнего знакомства с архангелогородскими слушателями, принимали с особенной теплотой, как давно знакомых друзей… возможно, в этом восприятии коллектива публикой кроется ещё одно смысловое измерение его названия. В любом случае, крепкая программа, состоящая, в основном, из стандартов, вполне укладывалась в концепцию «более предсказуемой музыки» предположенную в прошлом году Кириллом Мошковым.

Часть состава «Арт-Ансамбля» : Николай Клишин, Константин Седовин, Олег Юданов, Тимофей Дорофеев
Часть состава «Арт-Ансамбля» : Николай Клишин, Константин Седовин, Олег Юданов, Тимофей Дорофеев

Завершала вечер программа «Посвящение Владимиру Резицкому», подготовленная «Арт-Ансамблем» Тима Дорофеева, усиленным фольклорными вокалистками Екатериной Зориной и Надеждой Мироновой, а также режиссёром Сергеем Жигальцовым, чей видео-арт демонстрировался на интерактивном заднике сценического пространства.

Программа получилась яркой, лиричной, с органично вплетавшимися в джазовое полотно этническими мотивами, создававшими особое медитативное восприятие материала у завороженной публики. Самым эмоциональным был момент, когда весь коллектив «Арт-Ансамбля» вместе со зрителями напевал народный мотив в финале выступления. Овации слушателей стали отличным финалом дня.

Выступление «Арт-Ансамбля»
Выступление «Арт-Ансамбля»

Для меня эта программа «Арт-Ансамбля» прозвучала как тот самый аутентичный российский джаз, о возможности существования которого, его особенностях и особом пути ведутся столь мощные многолетние споры в среде отечественных любителей джазовой музыки.

ВИДЕО: «нарезка» первого дня фестиваля от портала Infa Grad

Второй день «Фестиваля Владимира Резицкого» открывала группа «Орлан» саксофониста Олега Киреева (Рустем Галиуллин — труба, Евгений Гречищев — клавиши, Рустем Каримов — ударные, Олег Янгуров — бас-гитара). Московско-уфимский коллектив представил на суд архангелогородского слушателя самобытную, динамичную, насыщенную этническими мотивами и не лишённую доли юмора программу, удивившую публику с первых минут, когда саксофонист Олег Киреев внезапно начал сет в качестве пианиста.

«Орлан»: Олег Киреев, Рустем Каримов, Рустем Галиуллин
«Орлан»: Олег Киреев, Рустем Каримов, Рустем Галиуллин

Не успел он сменить инструмент на более привычный, как пришла пора ещё одному удивлению, когда музыкант начал очередную композицию с горлового пения, предложив слушателям попробовать сделать это вместе с ним. Пространство зала АКГЦ моментально наполнилось рычанием, ворчанием и другими неожиданными звуками. Несмотря на то, что спеть как Киреев практически никто не смог, публика отлично повеселилась.

«Орлан»: Олег Янгуров, Олег Киреев
«Орлан»: Олег Янгуров, Олег Киреев

Во втором отделении субботнего концерта выступил дуэт барабанщиков Владимир Тарасов (Литва) — Олег Юданов (Архангельск). Серия потрясающих парных номеров, чередование хитроумных сольных партий; искромётный юмор, присущий обоим музыкантам-землякам (Владимир и Олег родились и состоялись как музыканты в Архангельске) — всё это привело архангелогородцев в восторг.

Олег Юданов
Олег Юданов
Владимир Тарасов
Владимир Тарасов

Во второй части сета к барабанщикам присоединились Тим Дорофеев (гитара) и московский саксофонист Алексей Круглов, ставший за годы существования фестиваля его настоящим талисманом. Алексею пришлось выступить не только в качестве саксофониста, но и в качестве декламатора собственного поэтического текста, и надо отметить, сочинения эти были весьма резонансными — в прямом смысле: в зале они породили одобрительный отклик.

Алексей Круглов, Олег Юданов
Алексей Круглов, Олег Юданов

Закрывала день московская группа Goat`s NoteS в составе: Владимир Кудрявцев — контрабас; Григорий Сандомирский — фортепиано; Мария Логофет — скрипка; Илья Вилков — тромбон, электронный говорящий петух; Пётр Талалай — ударные, электронные эффекты. В финальной части выступления к группе присоединился Алексей Круглов — саксофон.

Goat's Notes
Goat’s Notes и Алексей Круглов

Музыка Goat`s NoteS основана на спонтанной импровизации и требует несколько более высокой подготовки от слушателей, потому мнения зала разделились — кто-то «не смог» и зал покинул, ссылаясь на то, что час-то поздний и ещё ехать домой, а кого-то по молодёжному «пёрло», и такие слушатели с радостью, гиканьем, свистом и периодическими воплям: «Во дают! Давай ещё!» дослушали концерт до конца.

Goat's Notes
Goat’s Notes

Вообще говоря, выступление интересно было не только слушать, но и видеть, поскольку на сцене происходило много необычного. Главным любимцем публики с этой точки зрения стал, пожалуй, даже не харизматичный Пётр Талалай, с невозмутимым видом перемежавший игру на ударной установке с аккуратным «ковырянием» в библиотеке музыкальных эффектов планшетного компьютера, и не Мария Логофет, неизменно босиком играющая на скрипке (понимайте порядок слов так, как вам удобнее это представить), а жёлтого цвета электронный говорящий петух (думаю, что это был всё же петух), издававший самые невероятные звуки в руках тромбониста Ильи Вилкова, в свою очередь экзальтировавшего публику сочетанием жёлтых штанов и очков в толстой жёлтой оправе…

Видимо, всё же петух...
Видимо, всё же петух…

Завершил фестивальный день отличный джем в кубе «Джаз-Мастерская» под самой крышей (в прямом смысле этого слова) Музея художественного освоения Арктики.

Заключительный день фестиваля начинался раньше других — в дневной программе значился традиционный для архангелогородских джазовых фестивалей концерт «Дети в джазе», где подрастающее поколение исполнителей имеет возможность выступить на одной сцене с настоящими профессионалами, звёздами джазовой сцены.

Аккомпанирующими взрослыми в этот раз стали практически все архангелогородские музыканты, появлявшиеся на сцене в первые два дня фестиваля, а помогали им Владимир Тарасов, Алексей Круглов и человек, которому ещё только предстояло появиться на фестивальной сцене в составе Moscow Composers Orchestra — британский пианист русского происхождения Владимир Миллер.

Николай Клишин и Ян Шалагинов
Николай Клишин и Ян Шалагинов

В отличие от детского джазового конкурса на фестивале в Тихвине, на котором мне довелось побывать в 2013 году, здесь было намного меньше вокалистов, основной музыкальной специализацией участников концерт было фортепиано и инструменты, которые обычно считаются народными — балалайка и аккордеон.

Полина Воробьёва и Валерий Журавлёв
Полина Воробьёва и Валерий Журавлёв

Хотя были и исключения: кларнетист Ян Шалагинов, флейтистка Полина Воробьёва и трубач Даниил Аристов. Возможно, именно за счёт этого контраста для меня эти трое ребят показались наиболее сильными из маленьких исполнителей. Особенно удивил плотный и сильный звук Даниила — было решительно непонятно, как это у него получается в столь раннем возрасте и при столь небольшом росте.

Даниил Аристов, Олег Юданов, Алексей Круглов
Даниил Аристов, Олег Юданов, Алексей Круглов

Тем не менее, главным любимцем абсолютно всех стал Давид Литовченко, сын Николая Клишина, исполнивший под аккомпанемент Владимира Тарасова песню Владимира Высоцкого «Она была в Париже», а чуть позже с большим составом спевший песню «Мишка косолапый», увенчав её настоящим танцевальным номером.

Даниил Литовченко
Давид Литовченко

Программу третьего дня фестиваля продолжил концерт уже взрослых исполнителей, и открыл его семейный дуэт из Курска: пианист Леонид Винцкевич и саксофонист Николай Винцкевич.

Леонид Винцкевич
Леонид Винцкевич

Они представили на суд архангелогородской публике новую программу, включающую композиции с грядущего альбома. С каждой композицией горожане, такое ощущение, любили курян всё сильнее, под конец сета устроив растроганным Винцкевичам настоящую овацию — но, к сожалению, фестивальный формат не позволил им остаться на сцене «на бис».

Николай Винцкевич
Николай Винцкевич

Второе отделение концерта началось с появления на сцене вице-консула Норвегии в Мурманске Пера Юргенсона. Он появился на сцене для того, чтобы представить архангелогородцам гордость норвежской кантри/фолк-сцены — вокалистку, скрипачку и исполнительницу на национальном струнном инструменте «хардингфеле» Сигрид Молдестад и её группу.

Sigrid Moldestad Group
Sigrid Moldestad Group

Выступление Сигрид было сродни какому-то волшебству на сцене, настолько заворожена была публика. Кристальной чистоты голос в сочетании с необычно и красиво звучащим хардингфеле (род скрипки с дополнительными резонирующими струнами); близкие жителям Поморья музыкальные темы и мотивы в творчестве норвежской исполнительницы; интуитивно понятный эмоциональный посыл — всё это позволило норвежке найти потрясающий контакт с публикой.

Sigrid Moldestad
Sigrid Moldestad

Закрывал программу фестиваля коллектив Moscow Composers Orchestra: Владимир Миллер — фортепиано, Алексей Круглов — саксофон, Николай Клишин — контрабас, Олег Юданов — ударные. Оркестр композиторов вернул на сцену джазовую стилистику, исполнив программу, состоящую из авторской музыки Владимира Миллера.

Владимир Миллер
Владимир Миллер

Зрители, собравшиеся в зале АКГЦ, с интересом вслушивались в происходящее джазовое действо, а отдельного интереса заслужила пьеса, посвящённая… смерти И.В. Сталина, написанная Владимиром Миллером под впечатлением от документального фильма об этом событии.

Moscow Composers Orchestra: Николай Клишин, Алексей Круглов
Moscow Composers Orchestra: Николай Клишин, Алексей Круглов

К этому моменту на сцене уже появились, добавив разом несколько измерений в музыкальном пространстве, участники многих архангелогородских джазовых коллективов: флейтист и вокалист Константин Седовин и организатор фестиваля, гитарист Тим Дорофеев. Благодарные слушатели долго не хотели отпускать музыкантов со сцены, ведь следующего фестиваля теперь оставалось ждать целый год.

Тим Дорофеев
Тим Дорофеев

Несмотря на то, что у самых продвинутых слушателей была ещё возможность посетить финальный фестивальный джем в клубе «Джаз-Мастерская», на котором собрались практически все участники фестиваля и создавались самые неожиданные сочетания музыкантов на сцене, стало ясно — горожане ждут следующего фестиваля, ждут, по определению Тима Дорофеева, следующей «культурной инъекции».

Четвёртый «Фестиваль Владимира Резицкого»: традиция и новаторство в Архангельске: 3 комментария

  1. Ребята! Очень советую разыскать в Москве и пригласить на следующий год вокалистку Викторию Чековую. Поверьте: зто то, что вам нужно. У неё, кстати, была в своё время очень интересная программа с Романом Столяром.
    с уважением, Александр Мездриков.

  2. Очень интересно и подробно написано.Спасибо.Вопрос к уважаемой редакции.Будет- ли подобный отчёт по пятому фестивалю и если да,то когда примерно?

    1. Будет. Примерно сегодня первая часть, примерно в среду-четверг следующей недели — вторая.

Добавить комментарий для Алексей Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *