70-летие трубача Игоря Бурко. Тройной юбилей народного артиста

Наталья Риккер,
Челябинск
Фото: Евгения Маркова
Видео: Медиахолдинг ОТВ
NR

reportРоссийский джазовый трубач Игорь Бурко отпраздновал сразу три юбилея. 21 декабря в зале Челябинской государственной филармонии состоялся большой концерт, посвящённый 70-летию артиста, 55-летию его творческой деятельности и 45-летию его главного музыкального «детища» — ансамбля «Уральский диксиленд».

Насколько значимо это событие для земляков Игоря Владимировича, можно было судить не только по переполненному залу им. С.С. Прокофьева, но и по тому небывалому ажиотажу, который царил среди публики. Достаточно отметить, что билеты в кассах филармонии невозможно было купить уже за пару недель до концерта.

Игорь Бурко (фото © Евгения Маркова)
Игорь Бурко (фото © Евгения Маркова)

Внимание публики к народному артисту подогрели и местные средства массовой информации: каждый день в своём офисе Игорь Бурко встречал журналистов и с терпением именинника давал интервью о музыке, об истории ансамбля, о предстоящем празднике.

Поздравительный жанр, безусловно, стал определяющим и для самого концерта. Сколь ни пытались сам юбиляр и режиссёр вечера Алексей Лейкин вогнать его в лаконичные рамки двух стандартных отделений, концерт по своему размаху приблизился в продолжительности к известным для Челябинска меркам джазового фестиваля. Четыре полных часа в филармонии звучал традиционный джаз, горячо рукоплескала публика, и лейтмотивом этого бравурного действа были поздравления, поздравления, поздравления. Игорь — друг, Игорь — талантливый джазмен, «золотая труба России», Игорь — чудесный администратор, — говорили коллеги, друзья, представители власти, музыканты.

Фестивальное настроение, кажется, определило и музыкальную логику события. Отпраздновать вместе эти значимые даты Игорь Владимирович пригласил джазовых музыкантов из обеих культурных столиц нашей страны — Москвы и Санкт-Петербурга: ародных артистов России Анатолия Кролла и Давида Голощёкина, творческого собрата «Уральского диксиленда» — ансамбль Moscow Ragtime Band с певицей Полиной Касьяновой, гитариста Гасана Багирова и певицу Юлию Касьян, а также уфимскую певицу Ирину Остин с её постоянным составом «Уфа». Внешне — привычный (только очень сокращённый) круг известных российских джазовых артистов, которые регулярно выступают на форуме «Какой удивительный мир!» Тем паче, что фестиваль в обычный для себя первый уик-энд лета в 2014 году не проводился. А внутренне (по мысли именинника) — дорогие его сердцу друзья, с которыми он знаком многие годы и с которыми именно в этот день хотелось выступить.

Уральский Диксиленд (фото © Евгения Маркова)
Уральский Диксиленд (фото © Евгения Маркова)

ДАЛЕЕ: подробный рассказ о юбиляре и его юбилейном концерте, много фото, ВИДЕО! 

Впрочем, круг этот мог быть гораздо шире: поздравления Игорю Бурко пришли от многих видных музыкантов страны, города, области. Именно ими наполнен красочный буклет, выпущенный к знаменательной дате. Тёплые слова в адрес трубача прислали из Москвы Даниил Крамер, Игорь Бриль, Максим Пиганов, из Израиля — Леонид Пташка. Чествовали Бурко и те, кто каждый день рядом — в родном Челябинске: ректор Челябинской академии культуры и искусств Владимир Рушанин, ветеран челябинского телевидения режиссёр Леонид Пивер, заслуженные артисты России Станислав Бережнов и Ольга Парфентьева, композитор Георгий Анохин и многие-многие другие. И если бы челябинские соратники Бурко в этот день ещё и вышли на сцену, то концерт несомненно приобрёл бы эпические масштабы. Вероятно, следуя известному чеховскому изречению о краткости — сестре таланта, юбиляр из челябинских коллективов на сцену в этот день вывел только «Уральский диксиленд» и его нынешнего постоянного сценического партнёра — девичий вокальный квартет DV-Show.

Уральский Диксиленд и DV-Show (фото © Евгения Маркова)
Уральский Диксиленд и DV-Show (фото © Евгения Маркова)

Именно этот сводный ансамбль дал торжественный зачин: исполнил популярную песню Джорджа Вайса «What a Wonderful World». Так ли уж необходима именно эта мелодия для начала, с виновником торжества не стоило и спорить. Приятные ассоциации с джаз-фестивалем (как можно догадаться, это его гимн), с кумиром юности Луи Армстронгом и, наконец (чего уж тут скромничать), удивительный мир жизни и творчества самого Игоря Бурко — всё подтверждало лишь одну идею: прелюдией юбилейного вечера может быть только этот мотив. Столь же очевидной для джазмена была и кандидатура ведущего. Это Анатолий Кролл, наш знаменитый земляк, с которым Игорь Бурко дружит со школьных лет. Как сказал Анатолий Ошерович, «эта дружба, прошедшая через детство, юность и зрелый возраст, уже давно переросла в истинное родство, где породнились не только наши души и сердца, но и наши идеалы! Оба мы отдали свои жизни тому, чтобы как можно большее количество людей полюбили прекрасную джазовую музыку так, как любим её мы!»

Анатолий Кролл  (фото © Евгения Маркова)
Анатолий Кролл (фото © Евгения Маркова)

Под «прекрасной джазовой музыкой» в контексте события, в первую очередь, стоило понимать раритетное направление новоорлеанского джаза. Именно ради этой своей сердечной привязанности Игорь Бурко в далёком 1969 году создал на базе Челябинской филармонии ансамбль «Южный Урал».

Игорь Бурко, 1960-е годы (фото из архива юбиляра)
Игорь Бурко, 1960-е годы (фото из архива юбиляра)

Почти целое десятилетие диксилендовый ансамбль был замаскирован в эстрадном коллективе. Как нередко вспоминает Игорь Владимирович, джаз советские чиновники от культуры и партийное руководство любили, но предусмотрительно запрещали. Посему умелый организатор Бурко строил концертные программы хитрым образом: одно отделение отдавалось эстраде — песням, танцам, оригинальному жанру (всё это было в недрах «Южного Урала»), а второе отделение играл диксиленд.

Фестиваль «Тбилиси-78». Крайний справа - Игорь Бурко (фото из архива юбиляра)
Фестиваль «Тбилиси-78». Крайний справа — Игорь Бурко (фото из архива юбиляра)

И только лауреатство во Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в конце 70-х изменило ситуацию, и название «Уральский диксиленд» зазвучало в полный голос.

Уральский Диксиленд, 1970-е (фото из архива юбиляра)
Уральский Диксиленд, 1970-е (фото из архива юбиляра)

Позже, в 80-е, оркестр освоит столичные площадки, будет выезжать на джазовые фестивали, покажет своё искусство сначала в странах соцлагеря — Чехословакии и ГДР, а потом, после горбачёвской перестройки, после ярких выступлений в ФРГ и Голландии, на несколько лет фактически переселится в Европу. Все 90-е «Уральский диксиленд» услаждал звуками джаза публику Старого Света: жил в Голландии, с завидным постоянством концертировал во многих европейских странах, выпускал там компакт-диски. Как написал тогда один из челябинских журналистов, «Диксиленд» уехал в «добровольную творческую эмиграцию».

Но и по возвращении в родные пенаты ансамбль вовсе не был предан забвению. Первое десятилетие нового века стало романтической эпохой подъёма джаза в столице Южного Урала. И весьма заметную роль в этом сыграл тогдашний мэр Челябинска, страстный любитель джаза Вячеслав Тарасов. При его содействии и при кипучем энтузиазме Бурко, а также его друга и коллеги Стаса Бережнова, в городе был основан Муниципальный джазовый центр, зародилось и окрепло джазовое фестивальное движение — ежегодные фестивали — «Какой удивительный мир!» для взрослой публики и «Бэби-джаз» для детей. Джазовые концерты стали проходить во всех значимых залах города, публика с удовольствием внимала гастролёрам из Москвы, Петербурга и зарубежья, более того, быстро привыкла к ним. Вероятно, именно эта ностальгия по недавнему прошлому, когда в Челябинске джаз был «главнейшим из искусств», стала причиной такого эмоционального подъёма в момент приветственной речи Вячеслава Тарасова. Увидев его, зал буквально взорвался овациями. Подарив джазмену корзину роз, Вячеслав Михайлович не остался в долгу и многозначительно пообещал, что город ждёт новый ренессанс джаза.

Подробный материал о ранних годах «Уральского диксиленда» см. в журнале «Бизнес и культура»

Сила аплодисментов зашкаливала в децибелах и при появлении на сцене Бурко с его ансамблем. «Диксиленд», собранный и свежий, исполнил серию постоянных для своего нынешнего репертуара номеров — старые джазовые стандарты «I’ve Found A New Baby» Джека Палмера и Спенсера Уильямса, «Bei mir bistu shein» Шолома Секунды, «All Of Me» Джеральда Маркса и Сеймура Симмонса, «The Man I Love» Джорджа Гершвина, лирическую песню Павла Аедоницкого «Васильки», «After You’ve Gone» Тёрнера Лейтона и т.п.. — словом, то, что давно стало «визитной карточкой» коллектива. То, что позволяет эффектно показать солистов во главе с Игорем Бурко, свинговый ритм и диксилендовую вальяжность. И пусть «Диксиленд» бесконечное множество раз исполнял эти номера. Количество в данном случае давно перешло в качество. Более того, годы не сказались на звучании оркестра. Напротив, состав его заметно омолодился и обогатился новыми тембровыми красками. В диксиленде играет второй трубач Иван Пона. Впервые за последние 20 лет в оркестре появился пианист (он же баянист) Антон Бугаев. На тенор-саксофоне играет Дмитрий Перминов.

Валерий Сундарев  (фото © Евгения Маркова)
Валерий Сундарев (фото © Евгения Маркова)

К голосу гитариста Валерия Сундарева добавился вокал Кристины Рыжковской. Всем этим музыкантам нет ещё и тридцати. Новые силы уверенно скрепляет ритм-секция братьев Риккеров — контрабасиста Владимира и барабанщика Виктора.

Виктор Риккер, Владимир Риккер
Виктор Риккер, Владимир Риккер

В отличной творческой форме и «старая гвардия» — духовики Наиль Загидуллин (тромбон) и Сергей Пеньков (кларнет, альт-саксофон). Всего месяц назад, в ноябре коллектив вместе с DV-Show с большим успехом представил публике новую театрализованную программу «Весёлые ребята», посвящённую 80-летию выхода на киноэкраны страны одноимённой музыкальной комедии. Словом, высокая планка, изначально заданная оркестром, уверенно удерживается.

ВИДЕО: «Уральский диксиленд» — «All Of Me». 21.12.2014, Челябинск

Форма «рондо» с началом и финалом в исполнении «Уральского диксиленда». А внутри — выступления гостей. Группа «Ариэль», пионеры советского фолк-рока, под аккомпанемент Владимира Риккера на контрабасе a cappella (ну, почти…) исполнили русскую народную «Шумел камыш». Фольклорные мелодии в многоголосном исполнении — предмет специализации современного «Ариэля». Кстати, эта группа на год старше «Диксиленда», и наравне с хоккейной командой «Трактор» является не только предметом гордости южноуральцев, но и неким культурным достоянием региона.

«Ариэль» (фото © Евгения Маркова)
«Ариэль» (фото © Евгения Маркова)

Эстафету в музыкальной программе подхватил Анатолий Кролл с пьесой «Танец Гаучо» из кинофильма «Зимний вечер в Гаграх». Предваряя выступление и представляя своих партнёров, братьев Риккеров, мэтр с улыбкой отметил: «Мы уже имеем целый сольный концерт, если сложить всё, что мы наиграли за эти годы. Может, когда-то сыграем и больше». Задор Кролла, заводной ритм любимой многими мелодии вызвал улыбки на лицах. Областное телевидение, транслирующее весь концерт в интернет, с удовольствием показывало крупные планы улыбок, глаза «с огоньком». Кайф от латиноамериканского танца, смакуемого трио Анатолия Кролла, явно передавался залу.

Полагаю, что почти на два месяца раньше схожие эмоции испытывала и московская публика от выступления Игоря Бурко, когда он появился на фестивале Анатолия Кролла «Российские звёзды мирового джаза». «Навстречу 70-летнему юбилею!» — торжественно возвещал буклет этого форума. Тогда, 31 октября, в Светлановском зале Московского международного дома музыки состоялся шоу-парад лучших диксилендов России. И в программе с участием ансамблей Moscow Ragtime Band, Dixie Smile, «Капелла дикси», Dixie Friends чествовали будущего юбиляра.

Ирина Остин (фото © Евгения Маркова)
Ирина Остин (фото © Евгения Маркова)

А в Челябинске после музыки Кролла слушателей ожидало наслаждение иного порядка: на сцену вышла Ирина Остин со своим квартетом «Уфа». Одна из лучших отечественных вокалисток джаза, как сказал об Ирине Анатолий Кролл, на сей раз появилась в Челябинске с обновлённым составом. Теперь на саксофоне в коллективе играет молодой музыкант Азат Гайфулин, лауреат международного фестиваля-конкурса «Гнесин-джаз». Пианистка Юлия Перминова заслужила ещё большие овации, поскольку была представлена Кроллом как обладательница гран-при этого же престижного конкурса 2014 года. Современный джаз с динамичным скэтом певицы и недлинными, но весьма ёмкими по эмоциональной и смысловой целостности соло инструменталистов, поклон в сторону бопа и мелодически красивого smooth-jazz’а — уфимцы показывали высочайший уровень мастерства.

Какая песня без баяна, какой концерт без «Каравана»?.. (фото © Евгения Маркова)
Какая песня без баяна, какой концерт без «Каравана»?.. (фото © Евгения Маркова)

Точку в первом отделении поставил «Уральский диксиленд», сыгравший самую известную джазовую пьесу всех времён и народов — «Сaravan» Хуана Тизола. Для её исполнения подключились DV-Show и Ирина Остин. Доминанта узнаваемых мелодий раритетного джаза строго выдерживалась организаторами. Посему во втором отделении сцену предоставили тем, кто с честью несёт знамя традиционной музыки в столицах.

Давид Голощёкин (фото © Евгения Маркова)
Давид Голощёкин (фото © Евгения Маркова)

Сет открыл один из самых любимых челябинцами джазовых исполнителей — Давид Голощёкин. «Сегодня я только со скрипкой и флюгельгорном», — улыбаясь, предупредил мультиинструменталист коллег ещё за сценой. Во время выступления Давид Семёнович подключил к этому «скромному» арсеналу рояль.

Давид Голощёкин (фото © Евгения Маркова)
Давид Голощёкин (фото © Евгения Маркова)

Впрочем, не только исполнительские таланты питерского джазового мэтра, его способность буквально перелетать от инструмента к инструменту в пределах одной пьесы стали центром внимания. И соло Голощёкина, и соло его прекрасного гитариста Гасана Багирова, и ритм от незаменимых в этот вечер братьев Риккеров работали в большей степени на то, чтобы представить вокал Юлии Касьян, «восходящей звезды джаза в Санкт-Петербурге», как сказал о ней Давид Семёнович.

Юлия Касьян, Гасан Багиров (фото © Евгения Маркова)
Юлия Касьян, Гасан Багиров (фото © Евгения Маркова)

Диксилендовый разгул от ансамбля Moscow Ragtime Band трубача Константина Гевондяна и московской певицы с похожей фамилией, но с совершенными иными вокальными данными и сценическим образом — весёлым, бесшабашным — Полины Касьяновой подхватили череду поздравлений.

Moscow Ragtime Band (фото © Евгения Маркова)
Moscow Ragtime Band (фото © Евгения Маркова)

Легко, на одном дыхании они сыграли порцию ранних джазовых стандартов. Причём танцевали и пели уже не только Костя с Полиной. Как мог, им вторил зал — аплодисментами (хоть и не всегда в нужную долю), возгласами. Для Игоря Бурко, высоко ценящего этот коллектив, уже одно их появление в Челябинске могло бы быть отличным подарком. Но Костя рассыпался в изящных комплиментах, возвёл своего челябинского коллегу в один ранг с великими нью-орлеанцами: «Мы сыграем пьесу «Doctor Jazz». Кинг Оливер посвятил её пианисту Джелли Ролл Мортону, который всегда говорил, что джаз изобрёл именно он. Но мы знаем, кто изобрёл джаз!»

Константин Гевондян  (фото © Евгения Маркова)
Константин Гевондян (фото © Евгения Маркова)

Конечно, если соблюсти историческую точность, то джаз в Челябинске зазвучал ещё задолго до рождения Игоря Бурко. Это случилось в 1932 году, когда из Харькова в Челябинск приехал и обосновался со своим оркестром скрипач Анатолий Хайкин. И всё же в словах Кости есть доля приятной для юбиляра и его ансамбля правды. Во многом любовь Бурко к музыке, его «чугунная воля» и организаторский талант сделали Челябинск одним из джазовых центров страны.

Два диксиленда дунули вместе (фото © Евгения Маркова)
Два диксиленда дунули вместе (фото © Евгения Маркова)

Кода концерта имела аж тройную версию. (Ещё одна рифма: три юбилея — три концовки!). Финальную «The Sheik of Araby» Теда Снайдера MRB превратили в «Happy Birthday». На сцену выбежал Бурко, а затем и весь «Уральский диксиленд», чтобы двумя составами, двумя диксилендами сыграть ещё одно «программное» произведение — пьесу «When The Saints Go Marching In…». Артисты раскланялись, обнялись, и «Диксиленд» под занавес исполнил «нетленку» отечественного производства — «Дорогие мои москвичи» Исаака Дунаевского. Только у дуэта Игоря Бурко и певицы Кристины Рыжковской «наградить за внимание» решили «земляков» (впрочем, так делал и исполнитель оригинальной версии Леонид Утёсов — в зависимости от города, где он завершал концерт, в песне у него фигурировали туляки, томичи и т. п., на крайний случай — «земляки». — Ред.). Думаю, что благодаря недавней премьере театрализованного концерта «Весёлые ребята» идея эта у челябинцев получит долгую и счастливую жизнь.

Финал концерта  (фото © Евгения Маркова)
Финал концерта (фото © Евгения Маркова)

Оставим за скобками последовавший за концертом ночной джем-сешн в клубе «Лунный свет», и символичное отключение электроэнергии (из-за аварии в горэлектросетях), и симпатичные номера unplugged дуэта контрабаса и саксофона, и всеобщую детскую радость, когда свет в конце концов включили… Музыка звучала, энтузиазм не иссякал.

Дай вам Бог, Игорь Владимирович и дорогие наши диксилендовцы, ещё многая лета — звучало многоголосное эхо поздравлений. К этим словам присоединяемся и мы!

70-летие трубача Игоря Бурко. Тройной юбилей народного артиста: 3 комментария

  1. С Юбилеем, Дикселенд! С Юбилеем, Игорь! Рад видеть вас всех здоровыми и бодрыми! Заглядывайте в Сочи — площадку всегда устрою.
    Искренне ваш,
    Сергей Боголюбцев.

  2. С праздником! Это большая удача для мироздания, что родился такой человек! Так пусть оно отблагодарит юбиляра долго летием и удачей! )))

  3. С Юбилеем Игорь! Дай Бог Вам здоровья и новых творческих свершений на радость наших благодарных слушателей!

Добавить комментарий для Сергей Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *