Немецкие и российские импровизаторы на 35-й годовщине лейбла Leo Records в Берлине

7
Людмила Белова
Фото автора
LB

report28-29 декабря 2014 года в берлинском клубе B Flat прошел Leo Records Festival in Berlin, приуроченный к 35-летию британcкого лейбла «Лео Рекордс» — одной из ведущих компаний в области издания авангардного джаза. На фестивале выступили российские и немецкие музыканты Leo Records, показав целый ряд сильных программ. Музыкантов представлял глава лейбла Лео Фейгин.

Сотрудничество немецких и российских (а в прошлом — советских) музыкантов имеет давнюю историю. При всей разности музыкального языка, германские и отечественные музыканты имеют много общего. Достаточно вспомнить проекты Владимира Чекасина или Аркадия Шилклопера с музыкантами из Германии, частые приезды в нашу страну известных немецких музыкантов-авангардистов (Петер Ковальд, Петер Брётцманн, но особенно — Хайнс Гёдеке), участие артистов из Германии в отечественных фестивалях, совместные альбомы (например, диск Брётцманна, записанный в трио с архангельским перкуссионистом Николаем Юдановым и финским гитаристом Сакари Люома). Общность художественных взглядов подтвердилась и в прошлогоднем альбоме «Moscow» дуэта легенды немецкого авангарда пианиста и композитора Йоахима Кюна с ярким представителем новой волны импровизационной музыки в России Алексеем Кругловым, которого авторитетный британский журнал Jazzwise не так давно назвал «будущим джаза» (репортаж о презентации альбома см. на «Джаз.Ру»).

Gebhard Ullmann, Алексей Круглов
Gebhard Ullmann, Алексей Круглов

Идея фестиваля «Лео Рекордс» в Берлине возникла у Алексея Круглова и его немецкого коллеги, мультиинструменталиста Гебхарда Ульманна, более года назад, когда Алексей был гостем кларнетового трио Гебхарда на фестивале немецких музыкантов «Джаз осенью», который Гёте-Институт проводил в Москве в течение нескольких лет. В результате немецкие музыканты выступили на Leo Records Festival in Russia, организатором которого выступает Круглов. При поддержке Гёте-Института Улльман вместе с пианистом Семёном Набатовым и мультиинструменталистом Франком Гратковски играли на третьем фестивале в сентябре 2014 года (см. репортаж о фестивале на «Джаз.Ру»),  а российские музыканты приняли участие в фестивале в Берлине. Мне и моим друзьям удалось побывать на нескольких концертах российского фестиваля «Лео Рекордс» в Санкт-Петербурге и Москве, поэтому очень интересно было посмотреть, как фестиваль будет проходить в Берлине.

Каждый вечер в B Flat Club состоял из трёх отделений. Первый фестивальный день открыло трио организатора фестиваля Гебхарда Ульманна под названием BassX3. В составе были представлены только басовые инструменты: два контрабаса — Крис Далгрен и Оли Потрац, сам же Гебхард играл на бас-кларнете и басовой флейте. Очень тонкий и проникновенный проект, с потрясающими красками и взаимодействием двух контрабасистов.

ВИДЕО: BassX3 Гебхарда Ульманна

httpv://www.youtube.com/watch?v=kVTtwVXO6i0

ДАЛЕЕ: продолжение репортажа из Берлина, много ВИДЕО 

Мистическое настроение продолжило выступление восходящей звезды — вокалистки Альмут Кюн. То, что она творила своим голосом, просто не поддается описанию. Тут и безупречное чувство атмосферы, и контрастные образы, и невероятная техника. Безусловно, в творчестве Альмут ощущается влияние таких титанов вокальной импровизации, как Фил Минтон или Саинхо Намчылак.

ВИДЕО: Альмут Кюн

httpv://www.youtube.com/watch?v=PnufdYSZ6UI

Резкий эмоциональный поворот в созданном Альмут Кюн прозрачно-хрустальном настроении совершило выступление российско-немецко-американского состава, который был назван Russian Free Folk Quintet: Анастасия Маслобоева (вокал, цимбалы) из Иркутска, москвич Алексей Круглов, архангелогородец Тим Дорофеев (гитара) и живущие в Берлине американский контрабасист Крис Далгрен (уже выходивший в тот вечер в трио Ульманна) и барабанщик Оли Штайдл, не так давно приезжавший в Москву в ансамбле легендарного Александра фон Шлиппенбаха. Изначально планировалось выступление Russian Free Folk Quartet, в котором на перкуссии играет отец Анастасии — Евгений Маслобоев, а в качестве приглашенного гостя должен был участвовать контрабасист Владимир Кудрявцев. Но им не удалось приехать, соответственно, из Иркутска и Парижа, и Оли с Крисом влились в ансамбль так, словно музыканты нового квинтета всю жизнь играли вместе. Группа исполнила свою программу с яркими образами — местами весёлыми и разудалыми, местами печально-проникновенными, построенными на русских мотивах Севера и Сибири, включая и авторские композиции Тима Дорофеева, Евгения Маслобоева и Алексея Круглова, в финале сыграв свой «хит» — народную песню «Квашня» в аранжировке Евгения Маслобоева.

ВИДЕО: Russian Free Folk Quintet. Маслобоева — Круглов — Дорофеев — Далгрен — Штайдл

httpv://www.youtube.com/watch?v=J10sDP4KBK8

Немецкая публика была поражена преломлением русского фолка в ключе нового джаза. Музыкантов долго не хотели отпускать со сцены. Сильное впечатление — быть среди заполнивших до отказа этот знаменитый берлинский клуб чутких слушателей, открытых и готовых воспринимать новые музыкальные формы и идеи.

Второй день начался на столь же высокой эмоциональной волне, как будто между концертами не было перерыва. Первые два коллектива — квартеты. Только первый состав — это квартет саксофонистов-кларнетистов — 4 Reeds, второй — ансамбль VocColours, состоящий из вокалистов с приглашенным гостем — электронщиком Ти Джей Шреддером (настоящее имя — Штефан Тидье: Stefan Tiedje a.k.a. TJ «Terabyte Jokey» Shredder).

4 Reeds, или German-Russian Quartet, как назвал этот ансамбль со сцены Лео Фейгин, состоит из двух немецких музыкантов — Франка Гратковски и Гебхарда Ульмана и двух российских — Алексея Круглова и живущего в Брауншвейге Влада Быстрова. Музыканты играли на альт-саксофонах, кроме Гебхарда, который использовал тенор, зато Гебхард и Франк играли на бас-кларнетах, а Влад с Алексеем — на альт-кларнетах. В каждой пьесе кто-либо из музыкантов менял свой инструмент, и от этого каждая композиция озарялась все новыми звуковыми оттенками. Безусловно, не обошлось без шоу — но шоу, которое идет от самой драматургии пьесы, где театральный элемент является продолжением музыкального действа.

ВИДЕО: 4 Reeds. Гратковски — Ульманн — Круглов — Быстров 

httpv://www.youtube.com/watch?v=O90u80HMsdc

Соединение проникновенных идей с артистичными принципами, преходящими порой уже в плоскость перформанса, проявилось и в выступлении группы VocColours, которая на три четверти состоит из немецких вокалистов (Бригитте Кюппер, Гала Хуммель, Норберт Цаяц). Четвёртого вокалиста зовут Юрий Гранкин, но и он живёт в Германии (Дюссельдорф). Группа часто выступает с приглашенными гостями. На концертах в России в прошлом году участниками их проектов были российские пианисты-импровизаторы — Андрей Разин и Алексей Лапин. Каждый раз VocColours находят новые пути и образы, вдохновлённые идеями приглашённых участников программ. В этот раз электронщик ТиДжей Шреддер создавал особые пространственные пласты, органично вписывающиеся в общую драматургическую и композиционную канву вокалистов. В Берлине идеи вокального квартета вкупе с электроникой вызвали интересные образы. Мне показалось, что в какой-то момент перформанс олицетворял ощущения одиночества, задумчивости человека перед индустриальным миром, но в следующее мгновение эти ощущения внезапно разрушали сарказм и гротеск, что показало некую условность в возникновении точных ассоциаций. Арт-пространство VocColours — это постоянно меняющаяся мозаика картин, образов, состояний. То, насколько гармонично вокалисты чувствуют друг друга, откликаясь не просто на каждый звук, а на полудвижение, даже полувзмах руки одного из участников, производит на слушателя магнетическое воздействие.

ВИДЕО: VocColours + TJ Shredder

httpv://www.youtube.com/watch?v=2ytl3O9Uk44

Трио саксофониста, кларнетиста и флейтиста Франка Гратковски завершало фестиваль. В его группе — пианист Ахим Кауфман и барабанщик и перкуссионист Тони Бак. Здесь мы услышали импровизационную музыку с характерным для XXI века тонким отношением к звуку и форме. Cо временем импровизационная музыка меняется, мы можем наблюдать, как она вбирает в себя всё больше принципов академической музыки (сонорика, спектральность, микрохроматика, алеаторика, даже элементы додекафонии), становясь более тонкой, даже где-то лиричной в плане новых звучаний, но при этом оставаясь свободной, изящной и вдохновенной. Безусловно, трио Франка — яркий выразительный пример развития новоджазового языка в области новых граней; и отличное завершение фестиваля. Как и первый день, вечер вновь завершался бисом.

ВИДЕО: Трио Франка Гратковски

httpv://www.youtube.com/watch?v=5FsusWwaaxI

FLYERФестиваль прошел с большим успехом. Немецким радио была подготовлена программа с записью концертов и интервью с Лео Фейгиным. Полный зал в эти два рождественских декабрьских дня клуба B Flat Club открыли нам много нового и поразительного. Любопытно было пообщаться с нашими соотечественниками, живущими в настоящее время в Германии и оказавшимися в этот вечер среди публики. Мнение о высоком уровне организации и особой художественной значимости таких разнообразных проектов, представленных на фестивале, было общим. Когда присутствуешь на рождении таких проектов, когда происходят столь важные культурные события, понимаешь, что в мире культуры, музыки нет преград и границ. Наверное, самой символичной картиной стало долгое и тёплое общение американца Криса Далгрена и россиянина Алексея Круглова. Алексей обещал после выступления 4 Reeds подойти к нашему столику, но его настолько сильно увлекло общение с Крисом, что он обо всём забыл. Они общались вплоть до конца вечера, когда гремели последние аккорды трио Франка Гратковски. И в этом один из главных смыслов таких фестивалей — как бы политики ни старались настроить народы и людей друг против друга, настоящее искусство всегда будет объединять.

реклама на джаз.ру

7 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Уважаемые Людмила Белова и Jazz.ru !

    Спасибо Вам за позитивную оценку нашего выступления на фестивале, это очень радостно ! Для нас, VocColours, это большая честь выступить на таком фестивале рядом с такими титуловаными музыкантами. Огромное спасибо организаторам — Алексею Круглову, Гебхарду Ульману и конечно легендарному Лео Фейгину. Спасибо также Радио Берлина за фестивальную запись.

    Юра Гранкин

  2. Спасибо за замечательную статью! Радостно за наших авангардистов. Ждём четвёртого фестиваля Лео Рекордс в октябре. Юрий, надеемся, что VocColours нас вновь порадует своим приездом.

  3. Юра, спасибо тебе за потрясающее выступление и теплые слова! Очень надеюсь на продолжение и встречу в этом году! Поклон необыкновенному VocColours из Москвы! Ваш АК

  4. Alex, спасибо вам на добром слове! Фестиваль Лео Рекордс уже точно состоится с 14 и 15 октября в клубе Козлова, 16 в КЦ Дом (возможно и 17 октября сделаем в Москве), 17 и 18 — Архангельск, 19 и 20 — Питер. Причем будет много интересных событий. Оксаной Матиевской на предыдущем фестивале снят фильм о нашем авангардном джазе, сейчас состоится его презентация, лейблом Геометрия издаются фильмы Лео «Новая музыка из России», снятые около 25 лет назад, планируется также к фестиваля выпуск нескольких интересных изданий, одно из которых — записи со всех фестивалей Лео Рекордс. В общем, будет обширная программа. Приглашаем всех!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.