Трубач Кларк Терри (1920-2015)

ПРОДОЛЖЕНИЕ: подкаст с музыкой Кларка Терри

Ким Волошин KV

inmemoriam21 февраля в городе Пайн-Блафф, штат Арканзас, умер на 95-м году жизни один из последний представителей поколения золотого века джаза — трубач Кларк Терри. На протяжении своей долгой жизни он жил в Нью-Йорке (кварталы Бэйсайд и Корона в районе Куинс) и Нью-Джерси (Хауорт), но в 2006, в возрасте 85 лет, поселился вместе с женой в Арканзасе:  здесь они были ближе к детям, которые жили в Далласе (Техас), а расположенный в Пайн-Блафф Университет Арканзаса предложил трубачу возможность преподавать — что он и делал, несмотря на преклонный возраст и крайне хрупкое здоровье: он работал со студентами как старший преподаватель университетского музыкального колледжа, а кроме того, университет провёл два именных Джаз-фестиваля Кларка Терри, в которых трубач принимал участие.

Кларк Терри родился в Сент-Луисе, штат Миссури, 14 декабря 1920 г., в подростковом возрасте научился играть на трубе, с начала 40-х играл в местных джазовых клубах и в молодости повлиял на другого местного трубача, который был на пять лет младше: его звали Майлз Дэйвис, и до последних лет своей жизни Майлз называл Кларка Терри первым из своих любимых трубачей.

Clark Terry (photo © Cyril Moshkow)
Clark Terry (photo © Cyril Moshkow) Джаз-фестиваль Лайонела Хэмптона, 21 февраля 2002, Москоу, штат Айдахо

Когда Дэйвис приехал в Нью-Йорк, Кларк Терри уже прошёл оркестр Военно-морских сил США, где он провёл срочную службу во время Второй мировой войны, год проработал в биг-бэнде Чарли Барнета и с 1948 г. гастролировал с прославленным оркестром Каунта Бэйси. В 1951 г. Терри пришёл в оркестр Дюка Эллингтона, где оставался все критические для великого биг-бэнда годы — тяжёлый период середины 50-х, когда эллингтоновский оркестр оставался едва ли не единственным постоянно работающим джазовым биг-бэндом — а также стремительное возвращение Эллингтона к популярности в 1956-57 гг. Только в 1959 г. Кларк Терри покинул Эллингтона и в 1960 г. ещё успел съездить на гастроли с недолго просуществовавшим выдающимся оркестром Куинси Джонса, который тоже признавал влияние Терри на себя.

Затем Кларк Терри принял приглашение присоединиться к студийному оркестру вещательной корпорации NBC, где он стал первым в истории афроамериканским музыкантом в штате коллектива. Сначала под руководством Скитча Хендерсона, а затем Дока Северинсена оркестр телепрограммы The Tonight Show был на протяжении десяти лет одним из самых известных широкой публике музыкальных коллективов США, и все эти годы Кларк Терри оставался его участником, а в более поздние периоды регулярно появлялся на телеэкранах как специальный гость оркестра.

ВИДЕО: Кларк Терри с оркестром «Тунайт Шоу», 1980

Параллельно он работал в ансамблях с тромбонистом Джей Джей Джонсоном, пианистом Оскаром Питерсоном и другими солистами. Большим успехом пользовался его совместный ансамбль с исполнителем на вентильном тромбоне Бобом Брукмайером.
ДАЛЕЕ: продолжение биографии Кларка Терри, много ВИДЕО 

ВИДЕО: The Clark Terry Quintet With Bob Brookmeyer, 1965, в программе «625» британского телеканала ВВС

В 1960-е Кларк Терри стал всё больше применять, наряду с трубой, и флюгельгорн, обладающий более гулким, полным звуком — Майлз Дэйвис утверждал, что именно он заинтересовал Кларка этим инструментом. Настоящей страстью для него стало джазовое образование: он выступал в десятках, если не сотнях образовательных инициатив и программ, давал сотни «клиник» и мастер-классов, выступал и записывался со множеством студенческих ансамблей и оркестров, не считая двух собственных биг-бэндов: Clark Terry Big Bad Band и Clark Terry’s Young Titans of Jazz. В 1991 г. он получил звание «Мастер Джаза» от Национального фонда искусств США.

После восьмидесяти (то есть после 2001 г.) здоровье музыканта сильно пошатнулось: из-за тяжёлого диабета он больше не мог ходить, но продолжал выступать на фестивалях, появляться на общественных мероприятиях и даже снимался для телевидения.

ВИДЕО: 2007, телепрограмма «Легенды джаза» — 86-летний Кларк Терри исполняет свой коронный номер на протяжении 60 лет — скэтовую пьесу «Mumbles» («Бормотание»)

Дополнительное чтение: редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков в своём персональном блоге — об обстоятельствах, при которых в феврале 2002 г. была сделана использованная в этом материале фотография.

ПРОДОЛЖЕНИЕ: подкаст с музыкой Кларка Терри

Трубач Кларк Терри (1920-2015): 3 комментария

  1. Уходят, уходят, уходят…
    Скоро и мы, бесконечно любившие их творчество, потянемся за ними…

Добавить комментарий для Сергей Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *