Сохранение наследия: в Ереване взялись за историю армянского джаза

Армен Манукян,
собкор «Джаз.Ру» в Ереване
AM

infraНачавшаяся весна подарила армянским любителям джаза два больших и серьёзных подарка. В начале марта Левон Малхасян — ветеран армянского джаза, лидер одного из первых джаз-комбо в Армении, организатор джаз-фестивалей, концертов и один из владельцев самого крупного и престижного джаз-клуба «Малхас» — спродюсировал десятидисковую «Антологию армянского джаза». Это уже вторая продюсерская работа Малхасяна — после вышедшего несколько лет назад сборника этно-джазовых композиций в исполнении армянских коллективов, который состоял из двух дисков. Спонсором первого сборника выступил «Газпром-Армения». И вот второе сотрудничество армянского джаза с армянской «дочкой» Газпрома — «Антология армянского джаза».

«Антология армянского джаза»
«Антология армянского джаза»

Левон Малхасян занимался этим проектом почти два года: скрупулёзно собирал по архивам радио и телевидения записи пионеров джаза — Государственного джаз-оркестра Армении п\у Артемия Айвзяна, квинтета Эдуарда Багдасаряна, Степана Шакаряна, Роберта Еолчяна, Мартина Вардазаряна и других. Сколько времени он провел в архивах, сколько крови попортил их сотрудникам своими требованиями — одному ему известно. Второй этап добычи записей наступил, когда речь зашла о музыкантах, эмигрировавших из Армении (Давид Азарян, Давид Карталян, Жан-Варужан Кюрегян, Мкртич Суджян и другие). Пришлось связываться с ними или их родными и получать записи «из-за бугра». Ну и, наконец, хотя это может показаться странным — выяснилось, что достаточно трудно найти достойные записи сегодняшних молодых музыкантов. Как выяснилось, у большинства из них попросту нет ничего, что было бы записано на профессиональном уровне. Пришлось в некоторых случаях использовать концертные записи из клубов. Всего на 10 CD антологии представлены 109 композиций.

Антология разделена на следующие главы: авторы, исполнители, группы. Представлены практически все, кто когда-либо играл джаз на земле Армении. Как известно, отсчёт истории этого жанра в Армении идёт с 1938 г., когда был официально создан Государственный джаз-оркестр п/у композитора Артемия Айвазяна — на основе уже существовавшего к тому времени оркестра композитора Цолака Вартазаряна. Затем был период руководства Константина Орбеляна. По их стопам пошли многочисленные малые составы. За прошедшие десятилетия армянский джаз вырос, окреп, добился успехов и международного признания. Вот это всё и представлено на дисках.

Антология весьма оригинально оформлена. Диски упакованы в индивидуальные конверты, где в шаржированном виде изображены музыканты, композиции которых записаны на данном диске. Бокс-сет снабжён также увесистым буклетом с подробной информацией о каждой записи и многочисленными фотографиями. Информация в буклете дана на трёх языках — армянском, русском и английском. К сожалению, авторы не избежали обычной в таких случаях ошибки — редакторы и корректоры увязли в извечной проблеме, связанной с названиями произведений, написанием названий групп и т.д. При тройном переводе возникали казусы. Наверное, стоило оставить названия музыкальных тем в том же виде, в каком они и пишутся в оригинале — латиницей. Ведь это давно принятая международная практика. То же и с названиями групп.

Но в целом работу Левона Малхасяна и выпускающего армянского лейбла TM Production можно только приветствовать, а её значение для пропаганды армянской культуры трудно переоценить.

Не успели утихнуть разговоры и восторги по поводу выхода в свет Антологии, как другой ветеран армянского джаза, партнер Левона Малхасяна по трио — барабанщик Армен Тутунджян, — также с большой задержкой (работа шла около трёх лет) выпустил свою книгу «Джаз в Армении».

«Джаз в Армении»
«Джаз в Армении»

ДАЛЕЕ: подробности о книге… 

Книга представляет собой прекрасный альбом с огромным количеством фотографий, рассказывающих о становлении, развитии и сегодняшнем дне джаза в Армении. Большая часть фотографий уникальна — это архивные материалы из частных коллекций. Собственно сама книга — некая энциклопедия, рассказывающая об истории джаза буквально по годам. Стилистически книга как бы состоит из трёх частей. Хронология событий в Армении на джазовой сцене, рассказы о наиболее видных джазменах республики — и, собственно, воспоминания Армена Тутунджяна о своём пути в джазе. Будучи хорошо знакомым с автором, я могу с уверенностью утверждать, что в книге нет ни одного непроверенного или неточного факта. Все выверено до мельчайших подробностей. С этой точки зрения, книга действительно тянет на некую энциклопедию. С другой стороны, книгу правильнее было бы назвать «Моя жизнь в джазе» или что-то в этом роде, так как практически все события рассказаны от лица автора, и тут не всегда соблюдены пропорции. Читая некоторые главы, получаешь впечатление, что вся джазовая жизнь республики крутилась лишь вокруг автора и его группы — хотя, надо признать, его вклад в развитие армянского джаза действительно велик. Так или иначе, но книга нужная и полезная.

Книга прекрасно оформлена и издана армянским издательским домом «Антарес». Качество печати, дизайн, оригинальная суперобложка — настоящий подарочный вариант.

Эти два издания — аудиосборник и книга — несомненно, скоро станут раритетами и будут служить молодым поколениям музыкантов и джаз-фэнов путеводными звездами и напоминаниями о славном пути, пройденном армянским джазом за 77 лет.

Сохранение наследия: в Ереване взялись за историю армянского джаза: 3 комментария

  1. Макс — «АрмДжаз — АрмГаз» — это сборник произведений в народном стиле или же обработки действительно армянских народных мелодий в исполнении армянских джазменов. 2 СД, 11 композиций на первом, 10 на втором…. Представлены Тигран Амасян, Тайм Рипорт, Катунер, Левон Малхасян, ГосДжаз Армении, Вардан Григорян, Норайр Карташян, Татевик Оганесян…. Продюсер Левон Малхасян, лейбл TM Production

Добавить комментарий для Макс Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *