Как это было. International Jazz Day в Доме Музыки: когда свингуют даже скрипки

Елена Борисова
фото: Юрий Машков
IN

report30 апреля в Международном доме музыки в рамках празднования Международного дня джаза под эгидой ЮНЕСКО прошёл фестиваль «Все цвета московского джаза».

Немного истории

Весь мир отмечает 30 апреля Международный день джаза — праздник, который появился на свет в 2012 году по инициативе Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Главная задача праздника — межкультурный диалог на «универсальном языке свободы», широкие возможности узнать больше о джазовом искусстве, его корнях, трансформациях и влиянии. «Каждая страна на всех континентах посвящает целые сутки джазу, делясь его красотой, страстью и ценностями», говорит Посол доброй воли ЮНЕСКО по межкультурному диалогу, легендарный джазовый музыкант Хэрби Хэнкок. В праздновании Международного дня джаза принимают участие не только музыканты, но и другие деятели искусства и культуры, ученые, преподаватели, писатели, философы, фотографы, блогеры, поклонники джаза — в общем, всё джазовое сообщество. Все они с готовностью обмениваются своими идеями посредством множества творческих и образовательных проектов, в том числе мастер-классов и круглых столов, которыми руководят музыканты и преподаватели.

В Москве в этот день также проходят музыкальные мероприятия, чествующие джазовое искусство. Первопроходец празднования Дня Джаза в российской столице — народный артист РФ, продюсер, бэндлидер, руководитель оркестрового класса кафедры инструментального джазового исполнительства Российской Академии музыки им. Гнесиных Анатолий Кролл.

Анатолий Кролл
Анатолий Кролл

— В 2012 году мне никто не поручал проводить этот праздник, — вспоминает Анатолий Ошерович. — Я случайно узнал об его учреждении от Григория Эдуардовича Орджоникидзе, ответственного секретаря Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО и, как выяснилось позже, музыканта.

Когда Анатолий Кролл понял, что это не просто частная инициатива, а действительно Всемирный день джаза, он решил «без каких-либо амбиций и чемпионских мыслей» проводить его в столице России. Так на свет появился фестиваль «Все цвета московского джаза» — творческая акция, где каждый раз по-разному раскрывается вся многоликость джазовой сцены. Артисты приглашаются не хаотично, а в зависимости от доминирующей в этом году идеи фестиваля. К чести Кролла, который в силу своего статуса имеет возможность приглашать на фестиваль одних лишь звёзд российского джаза, в афише однодневного фестиваля мы видим имена не только «маститых», но и молодых талантов. Последних отбирает сам маэстро, считающий, что «джазу покорны все возрасты». И даже номера в программе выстраиваются Анатолием Ошеровичем не в произвольной последовательности, как это иногда бывает, а в соответствии с замыслом, который всегда сводится к главному: показывать разные направления джаза, обитающие в Москве.

В этом году организаторы International Jazz Day, ЮНЕСКО и Институт джаза им. Телониуса Монка, прислали специальную благодарность Анатолию Кроллу и Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО за проведение Международного дня джаза в Москве в 2015 году.

— Джаз — не только форма музыкального искусства, но и наша способность мирно взаимодействовать, сохраняя существенные различия; выражать свою индивидуальность, не забывая о том, что мы являемся частью сообщества, — подчеркивается в письме, которое для включения в буклет фестиваля довелось переводить автору этих строк. — Ваше участие в Международном дне джаза служит важным подтверждением того, что люди по-прежнему положительно воспринимают эту идею и музыку, стоящую за ней.

Пожелание удачи в проведении праздничных мероприятий в этом году (совпадающих с 70-летним юбилеем ЮНЕСКО) от столь уважаемых людей, а также появление имени Кролла в составе Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, по его словам, усилило чувство ответственности за сценическое «детище»-2015, идея которого на сей раз была сформулирована его полным названием: «Все цвета московского джаза. От блюза, кантри и до свинга!»

«Академик-Бэнд» Анатолия Кролла
«Академик-Бэнд» Анатолия Кролла

ДАЛЕЕ: подробный рассказ о фестивале в честь Международного Дня Джаза в Доме музыки 

Карнавал джаза в Доме музыки

В этом году выступления, проходившие в Московском международном Доме музыки, были поделены на блоки, и жанровая эстафета переходила от коллектива к коллективу.

— Идея фестиваля этого года заключалась в том, чтобы показать весь спектр московского джаза, и я попытался дифференцировать творческие направления внутри джаза, раскрыть достоинства каждого из них, — рассказал Анатолий Ошерович. — Кроме того, мне хотелось сделать праздник для всех направлений джаза в Москве!

И праздник, конечно, удался! Мэтры джаза играли на одной сцене с новичками, разные направления джаза чувствовали себя равнозначными партнерами, а двухтысячная аудитория, благодаря комментариям ведущего (главного редактора журнала «Джаз.Ру» Кирилла Мошкова), могла наглядно представлять себе некоторые эпизоды из истории джаза.

Григорий Орджоникидзе
Григорий Орджоникидзе

— Мы были все тронуты тёплым приемом внимательной аудитории, — поделился своими впечатлениями бас-гитарист группы «Старая Гвардия» Григорий Орджоникидзе. — В немалой степени этому способствовало личное участие маэстро Анатолия Кролла, чутко поддержавшего наше выступление своей игрой на фортепиано. За кажущейся легкостью его аккомпанемента — десятилетия беспримерного подвижничества на джазовой ниве, со времен легендарного Таллинского фестиваля 1967 года. Для нас была большая честь играть с прославленным мэтром, благодаря стараниям и творчеству которого джаз в нашем городе и в России в целом действительно живёт и процветает!

В составе «Старой Гвардии» под руководством известного рок-певца (а в этом проекте еще и барабанщика) Александра «Алика» Сикорского выступала взятая под надежное мужское крыло начинающая певица, играющая на гавайском инструменте «укулеле» Анжелика Ахмедова, а также рок-гитарист Валерий Гилюта, легендарный блюзовый музыкант Михаил Соколов (более известный просто как Петрович) и трубач Михаил Брызгалов, по совместительству — директор департамента культурного наследия Министерства культуры РФ.

— Глядя на эту группу, ещё отчетливей понимаешь, что бывших музыкантов не бывает; они крепко держат в руках инструменты, несмотря ни на какие должности, — хитро улыбается Анатолий Кролл.

Борис Плотников, Михаил Башаков
Борис Плотников, Михаил Башаков

С открывших концерт нот незабываемого дуэта губной гармоники самородка Бориса Плотникова и гитары песенника-исполнителя Михаила Башакова зрители почувствовали прилив блюзовой энергии. Затем «переходящее знамя» было передано ветеранам сцены — харизматичной кантри-группе «Кукуруза», также отразившей фольклорные истоки джазовой истории. Позитивную тональность джазового марафона поддержал ансамбль Фонда им. Олега Лундстрема Good Sound Men под руководством вибрафониста Анатолия Текучёва и его брата, саксофониста Святослава Текучёва, исполнивший запоминающиеся оригинальные композиции в современных джазовых стилях. Органное трио Владимира Нестеренко совершило с публикой космическое путешествие, по дороге познакомив её с широкими возможностями хаммонд-органа.

Good Sound Men
Good Sound Men

Хор Jazz Friends Московского колледжа импровизационной музыки под управлением Владимира Сидорковича убедительно показал в одном номере многообразие традиций джаза и его мультикультурность. Замечательный вокалист, педагог и аранжировщик продемонстрировал довольно редкое явление — хоровой джаз a cappella (т. е. без инструментального сопровождения), в котором советская песня удивительно естественным образом переплелась с песнями The Beatles и шведской группы АВВА.

Jazz Friends Владимира Сидорковича (в центре)
Jazz Friends Владимира Сидорковича (в центре)

Отдельным удовольствием было наблюдать за самим Анатолием Ошеровичем. Элегантными движениями рук он одинаково захватывающе укрощал горячую молодежь из оркестра РАМ им. Гнесиных «Академик-Бэнд» и собственный рояль — то солируя в составе квартета «Мы из джаза», то аккомпанируя «Старой Гвардии».

«Старая Гвардия»
«Старая Гвардия»

Когда на сцену вышла группа Kroll-Jazz под руководством пианиста Олега Кролла, некоторые зрители невольно заволновались. Однако отец и сын, внешне похожие как две капли воды, оказались абсолютно разными в своих сценических образах. Они лишь выиграли от того, что не побоялись выступить друг за другом: аранжированная младшим Кроллом известная рок-песня 80-х «Every Breath You Take», которую певица Нани Ева спела в пастельных тонах, стильно, изящно, с глубокой интеллигентной томностью, сменилась буйством страстей эллингтоновского «Каравана», в водоворот которых нас молниеносно погрузил Кролл-старший.

Kroll-Jazz
Kroll-Jazz

Ярким событием для зрителей стало сногсшибательное по энергетике выступление исполняющего стилизацию под ранний «горячий джаз» ансамбля The Kikipickles, созданного Константином Гевондяном (труба, вокал) и Полиной Касьяновой (вокал).

Константин Гевондян, Полина Касьянова
Константин Гевондян, Полина Касьянова

По словам самих музыкантов, секрет успеха прост: в их игре «существует собственное прочтение самых разнообразных песен и мелодий раннего джаза, а также родственных ему других «горячих» музыкальных стилей, и одновременно сочетаются ритм, мелодия, драйв и эксцентричность».

 «Академик-Бэнд» : поёт Павел Иванов
«Академик-Бэнд» : поёт Павел Иванов

Отдельно хочу упомянуть об оркестре «Академик-Бэнд» Анатолия Кролла и его солистах-вокалистах Ольге Синяевой и Павле Иванове, а также ансамбле солистов класса профессора Александра Осейчука. Когда я вижу на сцене своих студентов (автор этих строк преподаёт в Гнесинке иностранный язык), меня, конечно, переполняет чувство сопричастности к происходящему. И не только потому, что те из них, кто поёт по-английски, прилично понимают английские тексты песен и поют с хорошим произношением (хотя это тоже важно, иначе исполнители рискуют оказаться в неловком положении и быть осмеянными: не будем забывать, что родной язык джаза — английский!). Имея уникальную возможность со стороны наблюдать за тем, как развиваются наши студенты-музыканты, я вижу подчас очень разные результаты. Конкретно об этих исполнителях могу сказать с уверенностью, присущей мне как среднестатистическому зрителю: они уже сейчас могут заставить завибрировать многолюдный зал и выиграть конкуренцию с некоторыми сложившимися музыкантами!

 «Академик-Бэнд»
«Академик-Бэнд»

Оркестр Анатолия Кролла отличали потрясающая синхронность и слаженность в исполнении, каскады соло-фейерверков различных инструментов, репертуар, который разномастный зал принимал «на ура», и такая энергия, которая могла бы питать целую электростанцию! Ольга Синяева играючи околдовала зал гармоничным сочетанием чистого, свободно льющегося голоса и образа «принцессы» (не зря пару лет назад Ольгу хвалила на мастер-классе в Академии им. Гнесиных знаменитая американская джазовая певица Ди Ди Бриджуотер). Трубач Павел Иванов, не столь давно открывший в себе способности к пению, очаровал зрителей приятным голосом и достоверностью манеры исполнения песни из репертуара Нэта Кинга Коула.

Солисты Септета РАМ им. Гнесиных (класс проф. Александра Осейчука): Даниил Никитин, Павел Суязов, Антон Чекуров)
Солисты Септета РАМ им. Гнесиных (класс проф. Александра Осейчука): Даниил Никитин, Павел Суязов, Антон Чекуров)

В секстете студентов класса Александра Осейчука ведущий Кирилл Мошков (который, кстати, входил в состав жюри международного фестиваля Gnesin Jazz-2015, где ребята стали обладателями Гран-При) отметил трубача Павла Суязова. Выступила и поделившая с секстетом Гран-При пианистка и композитор Юлия Перминова, студентка профессора РАМ им. Гнесиных Игоря Бриля, увлёкшая зрителей своей тонкой, философской игрой, зовущей в мир неги и душевного покоя.

Евгений Лебедев, Антон Ревнюк (фото: архив «Джаз.Ру»)
Евгений Лебедев, Антон Ревнюк (фото: архив «Джаз.Ру»)

Проект Open Strings молодого джазового пианиста Евгения Лебедева, контрабасиста Антона Ревнюка и барабанщика Игната Кравцова, выступавших в сопровождении струнного квартета прелестниц из Московской консерватории, пленил взыскательную аудиторию своей изысканностью и виртуозностью. «Скрипки обычно не свингуют, — сказал ведущий, представляя публике музыкантов. — Но эти девушки смогли!» Евгений Лебедев соглашается и с теми, кто считает, что музыка проекта — джаз, и с теми, кто так не считает.

— Меня это не задевает, — делится своим мнением пианист. — Мы играем современную импровизационную музыку. — Сам Лебедев был очень рад приглашению сыграть на фестивале, хотя, в принципе, не любит сборные концерты. Но этот случай — особый: ведь «большая редкость встретить так много любимых музыкантов в одном месте в одно время!».

Вместо эпилога

Благодаря неисчерпаемому на выдумки автору-продюсеру фестиваля «Все цвета московского джаза» Анатолию Кроллу нам за один вечер удалось побывать в разных эпохах, соприкоснуться с множеством джазовых направлений, пережить целый диапазон настроений. Однако практика показывает, что замыслы такого уровня не всегда безопасны — в том смысле, что сложно наверняка смоделировать степень успешности такого события. И сам Анатолий Ошерович как никто другой понимает весь риск предприятия:

— Окончательный ответ всегда остается за публикой. Как бы вы ни были самовлюблены, очень сложно одновременно суметь показать все направления в джазе и угодить всем зрителям, учитывая как стилистические, так и возрастные моменты восприятия.

Одно выступление всё же объединило публику в едином порыве недопонимания. Но это было связано отнюдь не с мастерством исполнителей, а, скорее, с несоблюдением двух азбучных правил менеджмента. Во-первых, фестивали такого масштаба требуют особо взвешенного подбора репертуара. Во-вторых, существует понятие времени, отведённого на выступление, которое определяется устроителями заранее, и любое отклонение «в пользу исполнителя» может привести к сбою в четко выстроенной схеме мероприятия, где задействовано большое количество людей и ресурсов. Поэтому, если ваше выступление архи-концептуально и затянуто, появляется двойной риск уменьшить обратную связь с аудиторией…

Фестиваль, который подарил слушателям Анатолий Кролл, приближен к идее Международного дня джаза ЮНЕСКО — показать, что «джаз является органичной частью мирного решения проблем, которых в окружающем нас мире становится всё больше».

Мне представляется важным, чтобы и широкая публика, и музыканты понимали «зашифрованное» в таких мероприятиях послание: джаз — это древо с корнями и побегами, где на одном стволе мирно произрастают разные направления; джаз — это музыка, которая каждый раз создается заново, потому что существует только в реальном времени. Как представителю массового слушателя, мне кажется, что если мы не связаны жёсткой фокусировкой маркетинговой политики или образовательной программы, принудительная стилевая классификация джаза — не более чем торговая маркировка. Ведь прелесть джаза, считает Анатолий Кролл, заключается в том, что это не статичная музыка, и никто сегодня не может конкретизировать его параметры. Джаз — саморазвивающееся искусство, которое уже успело породниться со многими направлениями музыки, изначально не имевшими к нему никакого отношения, и с удовольствием продолжает смелые эксперименты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *