Вокалистка Татьяна Конькова (1946-2015)

0
Александр Эйдельман
Фото: архив «Джаз Арт клубa»
AE

inmemoriam21 мая ушла из жизни Татьяна Конькова — известная и многими любимая московская джазовая певица. В её творчестве джаз занимал особое место, потому что именно он лежал в основе её музыкального мышления, её мироощущения. Исполняя любую песню, от романса вплоть до какой-нибудь блатной, она всегда пела её с джазовой подачей, со свингом, с драйвом, заражающим публику. Люди, послушавшие певицу один раз, становились её поклонниками.

Татьяна Конькова, 2010
Татьяна Конькова, 2010

Татьяна Васильевна Конькова — коренная москвичка, родилась в столице 25 февраля 1946. В её биографии были различные этапы: и периоды бурной творческой деятельности, и моменты сознательного ухода в тень, в тишину, для лечения души. Причиной тому были непростые обстоятельства, сопровождавшие её всю жизнь, в первую очередь трагическая гибель дочери Светланы.

Татьяна Конькова в 1970-е
Татьяна Конькова в 1970-е

Вхождение в джаз произошло ещё в 60-х годах, когда Татьяна Конькова стала солисткой в оркестре Эдди Рознера. Тогда же она вышла замуж за известного джазового трубача Константина Носова. В ту пору для джазовых музыкантов было много работы, и для них были открыты двери дорогих, пафосных ресторанов и гостиниц — «Россия», «Космос», «Арбат», «Белград», «Джалтаранг» и др. Именно там с отличными джазменами работала Татьяна Конькова. Среди её партнёров на сцене были Константин Носов, Геннадий Гольштейн, Александр Пищиков, Арнольд Гороховский, Иван Юрченко, Игорь Бутман, Александр Мартиросов, Виталий Хренов, Евгений Онищенко, Анатолий Соболев, Константин Серов, Евгений Рябой, Виктор Подкорытов. Владимир Данилин, Раф Галиулин и многие другие. Работа в ресторанах всегда была отличной школой для музыкантов в плане оттачивания техники, расширения и формирования программы и хорошего ощущения зала, зрителя. Татьяна с удовольствием всю жизнь училась в этой школе, доставляя радость от исполнения слушателям и, конечно, самой себе. Она любила сцену, любила песню, она любила джаз.

Был период, когда Татьяна Конькова по приглашению уехала в Канаду и работала там в варьете и в клубах. Там она отточила свой английский, и её произношение никогда не вызывало скептической улыбки у знатоков джаза. Вернувшись в Москву, она долгое время нигде не выступала, но примерно в середине 90-х годов Татьяна вновь заблистала на сцене. Феноменальным было её выступление с трио гитариста Константина Серова на 1-м фестивале вокального джаза, ставшее для публики настоящим открытием. Единственный диск с живой записью её выступления издан под лейблом Jazz Art Club Collection.

С 1999 года Татьяна Конькова постоянно и плодотворно работала с квартетом Виталия Хренова, в который, сменяя друг друга, входили ведущие московские джазмены. Ей аплодировали, восторженно кричали, свистели в «Джаз Арт клубе», в «Последних деньгах», в «Демократии», «Джаз Тауне», «Эссе», «Петровиче», «Б2» и других клубах.

Ушла настоящая большая певица, погасла звезда, но след от неё остался. Он в нашей памяти, в памяти друзей, музыкантов, в памяти её поклонников, в немногочисленных, но ярких записях.

Спи спокойно, Татьяна Васильевна.

Ты, оставаясь всегда скромной, прожила красивую жизнь яркой, творческой личности, настоящей народной артистки, потому что тебя всегда любил народ. Вечная память.

Татьяна Конькова, 1995
Татьяна Конькова, 1995 (I фестиваль вокального джаза). Справа — Анатолий Соболев (1947-2003)

АУДИО: Татьяна Конькова «I’m A Fool To Want You»

«Джаз Арт клубе» на Беговой, 08.03.1996; Константин Серов — гитара, Анатолий Соболев — контрабас, Евгений Рябой — ударные

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяДжазовый подкаст №702: Сердитый Человек Джаза
Следующая статьяТрубач Томас Йоханссон: «Cortex — постоянный бит и общее чувство ритма»
Александр Эйдельман
Александр Эйдельман – основатель московского «Джаз Арт» Клуба, арт-директор и продюсер крупных джазовых проектов: «Фестиваля вокального джаза», «Джазового парохода», «Театра джазовой оперы», пропагандист и просветитель, автор статей и литературных произведений, посвященных джазу. Окончил Московский автомеханический институт, после которого поступил в научно-исследовательский институт НАМИ, где прошел путь от инженера до заведующего лабораторией испытаний автомобилей и агрегатов. Кандидат технических наук, автор научных статей и изобретений. Знакомство с джазом произошло еще в раннем детстве на родительской коллекции патефонных пластинок, на трофейных фильмах, на выступлениях ансамблей в фойе кинотеатров, на живых концертах биг-бэндов Эдди Рознера, Леонида Утесова. После выпускного вечера в школе, на котором всю ночь играли джазовые музыканты во главе с Виталием Клейнотом, решил пойти в вечернюю музыкальную школу по классу кларнета-саксофона. Обучаясь в институте и посещая репетиции институтского оркестра п/у Энгельса Гарасеева, а затем п/у Виктора Зельченко, окончательно влюбился в джаз, стал постоянно слушать передачи Уиллиса Коновера, собирать печатные материалы и записи. Однако, период обучения в музыкальной школе совпал с возникшим неуемным интересом к автомобилям и гонкам. Последнее увлечение оказалось сильнее, поделить время и силы между двумя страстями оказалось невозможно, для дальнейшего совершенствования надо было выбирать что-то одно. Победили автомобили. Шестидесятые – семидесятые годы были годами активного и плодотворного знакомства с мировой джазовой культурой и отечественными музыкантами. Кафе «Аэлита», «Синяя птица», «КМ», «Ритм», «Печора», знаменитые фестивали в Москворечье стали местами, где происходило знакомство с живым джазом, устанавливались личные связи с музыкантами, любителями, коллекционерами дисков и записей. Тогда начал формироваться пул единомышленников, который позволил потом создать и развивать свое собственное джазовое дело. В 1994 г. вместе с Рафом Аваковым впервые в Москве организовал джаз-клуб на Москве-реке. Раз в неделю на борту теплохода собирались музыканты, публика и в течение 6 часов наслаждались джазом и видами вечерней и ночной Москвы. В апреле 1995 г. при содействии Рафа Авакова и Льва Корецкого открыл джазовый клуб, который принципиально отличался от всего того, что было до тех пор в Москве. Клуб получил название «Джаз Арт» и в этом названии точно отразились два направления, в которых клуб работал – джаз и изобразительное искусство. Главным в клубе стал принцип «Дать возможность подняться молодым и не дать опуститься старым».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.