Фестивали уходящего лета: Вологда, XII «Блюз на веранде». Не только блюз, и не только на веранде!

0
Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
(текст, фото)
CM

reportФестиваль «Блюз на веранде» этим летом прошёл в Вологде в 12-й раз. Типичный путь небольшого фестиваля в российском областном центре: организаторы-энтузиасты — в случае Вологды это арт-директор фестиваля гитарист Виктор Колесов и продюсер Екатерина Колесова; формирование программы на личных контактах и собственных музыкантских предпочтениях, постепенный рост масштабов музыкального праздника и его известности в городе… «Джаз.Ру» уже писал о «Блюзе на веранде» (в 2010 г., например, его посетила наш корреспондент Гульнара Хаматова — см. её тогдашний репортаж, «Восьмой «Блюз на веранде»: все оттенки джаза в Вологде»). Но с тех пор прошло пять лет. Ваш корреспондент посетил XII-й «Блюз на веранде»… и понял, что вологодский музыкальный саммит в середине лета, похоже, перерастает свой изначальный формат, и при определённых условиях может состояться его превращение в фестиваль уже не городского или областного, но регионального масштаба.

Для доказательства этого тезиса давайте рассмотрим ход событий по порядку.

14 июля. Консисторский двор Вологодского кремля: открытие фестиваля.

Концерты «Блюза на веранде» в начале истории фестиваля, в 2004-2007 гг., проходили в середине лета под открытым небом (причём вход на площадку был платным), серией из 4-6 самостоятельных концертов, каждый из которых позволял отдельному коллективу показать полноценную программу. Паузы между фестивальными днями составляли от одного до нескольких дней. В те годы концерты проводились только на веранде Вологодского Дома актёра, отсюда и название.

Только с 2008 года фестиваль перешёл на более общепринятый формат нескольких сборных концертов в течение нескольких дней подряд. И вот уже несколько лет в программе фестиваля обязательно есть концерт в «кремлёвском дворике» — пространстве внутри стен Архиерейского двора XVII в., последней устоявшей до нашего времени части старинного Вологодского кремля, построенного при Иване Грозном и почти полностью разобранного — кроме Архиерейского двора — ещё в пушкинскую эпоху.

Консисторский двор Вологодского кремля: «Блюз на веранде»
Консисторский двор Вологодского кремля: «Блюз на веранде»

В Консисторском дворике город установил разборные трибуны, позволяющие комфортно рассадить перед сценой несколько сотен слушателей. На этой площадке проводится много разных концертов, не только джазовый фестиваль.

«Блюз на веранде»: публика
«Блюз на веранде»: публика

В день начала фестиваля, 14 июля, с утра над Вологдой пролился обильный дождь. Однако к середине дня, когда в кремле должен был начаться первый концерт фестиваля, выглянуло солнце, пластиковые сиденья трибун протёрли от воды, и к моменту начала трибуны были практически полны.

Вова Чё Морале
Вова Чё Морале

Первым выступил петербургский шоумен по прозвищу Вова Чё Морале и его Sweet Hot Jazz Band. Трудно назвать этого обаятельного музыкального эксцентрика джазовым вокалистом: скорее, для него поп-хиты первой половины прошлого века — повод для «яркого, ослепительного шоу», прежде всего для интерактивной игры с публикой, которая живо вовлекается в совместное выкрикивание слогов, хлопанье в ладоши, радостное кивание головами под узнаваемые мелодии золотого прошлого, улыбки, звонкий смех, море позитива, вот это всё. Кроме того, «Вова Чё» умеет играть на трубе, а его стремление стилизовать издаваемые голосом звуки в некоторое подобие бесподобного «гроула» Луи нашего Армстронга обеспечивает ему радостный приём широкой аудитории. Хороший выбор для самого первого сета фестиваля под открытым небом, когда нужно «разогреть» аудиторию, привести её в состояние готовности для выступления звезды.

Мариам и Армен Мерабовы
Мариам и Армен Мерабовы

И к выступлению звезды публика была готова. Мариам Мерабова хорошо известна вологодскому слушателю: в последние годы, благодаря дружбе с Екатериной Колесовой, она регулярно приезжает в старинный северный город, а участие Мариам в телешоу «Голос» предсказуемо сделало выдающуюся вокалистку известной далеко за пределами джазового сообщества, так что публика у неё в Вологде весьма обширная и преданная — вплоть до экзальтированных личных «фэнов», которые ходят за певицей, словно за звездой музыки поп, буквально по пятам и стремятся любыми способами привлечь её внимание.
ДАЛЕЕ: продолжение подробного рассказа о фестивале в Вологде, много ФОТО! 

Мариам и её аудитория
Мариам и её аудитория

На сей раз Мариам привезла в Вологду новый большой состав, Miraif Band Orchestra под управлением своего постоянного музыкального партнёра и спутника жизни, клавишника Армена Мерабова. Два клавишника, гитарист, перкуссия (Артур Газаров), мощная ритм-секция (опытный и универсальный электробасист Антон Горбунов плюс стремительно поднявшийся за последнюю пару лет в «топ» московских барабанщиков Игнат Кравцов) и четыре духовика, среди которых выделялись маститые саксофонисты Николай Моисеенко и Антон Залетаев — всё это позволило создать мощное, мускулистое поп-джазовое (или, скорее, бродвейское), чисто американское звучание.

Miraif Band Orchestra
Miraif Band Orchestra

Анонсы фестиваля обещали показ новой программы «Джаз на русском», но, к сожалению, по каким-то причинам показ этот не состоялся. Мариам пела набор узнаваемых джазовых стандартов и ритм-н-блюзовых хитов середины прошлого века — «What A Difference A Day Makes», «I Just Wanna Make Love To You», «Alright, Okay, You Win» и тому подобные номера. Как это было — можно увидеть в любительской съёмке исполнения боевика, написанного специально для оркестра Каунта Бэйси и его вокалиста Джо Уильямса в 1955 г. «Alright, Okay, You Win», вывешенной на сервисе YouTube (канал TheNews35:

httpv://www.youtube.com/watch?v=z2630u8gsXU

У многих фестивалей есть артист-талисман. Вологде повезло: талисман «Блюза на веранде» — великолепная вокалистка, владеющая всем арсеналом вокальной джазовой идиомы и не боящаяся выходить за её пределы. Мариам не стесняется быть близкой к аудитории — прежде всего в звуковом плане: есть в её пении что-то такое, что делает её своей почти для любого слушателя. Это то же самое качество, кстати, которое заставляет таких разных вокалистов из мира популярной музыки приглашать её в качестве бэк-вокалистки: известно, что бэк-вокал Мариам не только придаёт класс поп-проектам, но и делает их неуловимо ближе, привлекательнее для слушателей.

Армен и Мариам Мерабовы в Вологде с нашим изданием в руках
Армен и Мариам Мерабовы в Вологде с нашим изданием в руках

14 июля. «Беллажио». Вечерний концерт

Вечерний концерт планировался, как и в предшествующие годы, во дворике ресторана «Белладжио» в центре города, но дождливый день и похолодание вечером заставило перевести мероприятие под крышу, в большой круглый зал ресторана. Атмосфера от этого вряд ли изменилась, так как и во дворике ресторана слушатели обычно сидят за столиками и, слушая музыку, культурно выпивают и закусывают. Этот анахроничный способ слушать джаз (да не в ночном клубе, где столики и выпивка на них воспринимаются адекватно, а на джазовом фестивале!), идущий от «купеческих» пережитков периода дикого капитализма 1990-х гг., не даёт комфортно разместить в зале больше нескольких десятков человек (они же сидят не на креслах рядами, а вокруг довольно обширных столов…) и при этом помещает артистов с их музыкой в непрерывный гомон и гул жующих людей, звон бокалов и звяканье вилок… Но, судя по всему, не все артисты этим недовольны — а организаторам виднее, как и какую публику они хотят привлечь. Со стороны же видно, что фестиваль давно перезрел, перерос этот формат. Везде в мире показ серьёзных, интересных фестивальных программ, тем более с авторской музыкой и/или авторскими аранжировками, давно уже ушёл от показа в условиях общепита. Всё-таки ночной клуб — это одно, а фестиваль — совсем другое. И «Блюз на веранде» явно перерос рамки концертов для жующей публики.

 «Ирис Кис-Кис»
«Ирис Кис-Кис»

Ансамбль из Санкт-Петербурга, именующий себя «акустический джаз-ретро квинтет «Ирис Кис-Кис», представил в рамках вечернего концерта джазовые обработки советских эстрадных песенок 1950-60-х годов (плюс несколько джазовых стандартов). Специальным гостем ансамбля оказался выдающийся петербургский пианист Андрей Кондаков, и надо сказать, что вкус и опыт известнейшего музыканта позволили ему добавить некое новое измерение этому легкомысленно-ностальгическому репертуару. Впрочем, ностальгия тут весьма условная. Молодые музыканты адресуются к элементам культуры, которая отстоит от нас на добрых пять десятилетий и к нынешней аудитории их возраста попадает уже опосредованно: не через личный опыт родителей, а через кино, телесериалы, миксы популярных диджеев, хипстерские танцевальные вечеринки и тому подобные модные тренды-бренды, поэтому получается не столько ностальгично, сколько романтично. Присутствие в ансамбле выдающегося импровизатора на губной гармонике Макса Некрасова, его тонкое и глубокое взаимодействие как со специальным гостем — Андреем Кондаковым, так и с приехавшим в составе «Ирис Кис-Кис» опытным контрабасистом Филиппом Мещеряковым — всё это были сильные стороны вологодского концерта питерской группы.

Андрей Кондаков, Макс Некрасов
Андрей Кондаков, Макс Некрасов

В центре концертного звучания коллектива находится органичный, изящный и гибкий вокал молодой певицы Ирины Тищенко, удачно создающей привлекательный визуальный образ «под 50-е» — ну, быть может, чуть слишком театральный, но такова природа постмодернистской стилизации.

Макс Некрасов, Ирина Тищенко, Филипп Мещеряков
Макс Некрасов, Ирина Тищенко, Филипп Мещеряков

В финале вечера сцену захватили опытные архангелогородцы, New Blues Band п/у гитариста Тима Дорофеева, с истинно архангельской уверенностью долго её не отдавали и делали с публикой, что хотели. С их опытом и не удивительно. Сам Дорофеев и харизматичный вокалист Константин Седовин — ветераны архангельского джазового движения, в прошлом участники легендарной «Джаз группы Архангельск», но от её авангардного наследия этот проект очень далёк.

New Blues Band
New Blues Band

Собственно, Дорофеев создал его под свой собственный весенний фестиваль «Архангельск Блюз» (см. мой же репортаж с фестиваля 2015 г. в «Полном Джазе 2.0»). Блюз они, как ясно из названия группы, и играют — чуть иронично, чуть отстранённо, но жёстко и мощно, причём с использованием некоторых нешаблонных тембров и приёмов.

Тим Дорофеев
Тим Дорофеев

Чего стоит, например, широкое использование вокалистом Седовиным флейты, не самого распространённого в блюзе инструмента, как в тембровом миксе с саксофоном Виктора Хабарова, так и в сольной импровизации. Впрочем, для слушателей сильный вокал Седовина наверняка затмевает его незаурядное владение флейтой!

Константин Седовин
Константин Седовин

15 июля. Сад при Доме актёра им. А.В.Семёнова.

Во второй день фестиваль вернулся в свою колыбель — садик позади старинного деревянного здания Дома актёра. Дневной концерт открыл сборный состав Guitar Summit, совместный проект гитаристов Вологды и Архангельска, который регулярно выступает на различных фестивалях российского Севера. «Гитарная встреча в верхах» — состав подвижный: в него входят те, кто есть под рукой. Но неизменным ингредиентом всегда оказывается участие архангелогородца Тима Дорофеева и вологжанина Виктора Колесова, представляющих контрастные манеры и стили гитарной игры. Состав сыграл довольно обширную программу, в которой было несколько новых для «Саммита» номеров. Возможно, когда они твёрдо войдут в репертуар сборной северной России по джаз-роковой гитаре, они будут звучать ещё лучше.

Guitar Summit
Guitar Summit

Во втором отделении выступила вологодская вокалистка Вика Андреева с новым проектом, которому зачем-то дано невыразительное, никак не отвечающее специфике ансамбля английское название Sound Check. Анонс фестиваля обещал «свободную импровизацию на тему русских и авторских песен в интерпретации мастеров джаза из Вологды, Череповца, Архангельска, Санкт-Петербурга, Москвы». Известно, что хорошая импровизация должна быть тщательно подготовлена. Возможно, именно этого элемента не хватило певице и её коллективу, в котором на сцену вышли большие мастера — московский басист Антон Горбунов, архангельский саксофонист Виктор Хабаров, а в нескольких номерах — и санкт-петербургский пианист и клавишник Андрей Кондаков.

Вика Андреева и Sound Check
Вика Андреева и Sound Check

Возможно, неадекватность восприятия этого сета была обусловлена и некоторой неадекватностью самого формата мероприятия. Не думаю, что это хорошо видно тем, кто с фестивалем все эти годы и привык к нему. Но что такое сама идея джазового фестиваля? Это не тот набор стандартов, которые музыканты играют каждый вечер в порядке выполнения обычных рабочих обязанностей по развлечению клубной аудитории, усевшейся за столики культурно выпить и закусить «под джаз». Нет, это специальные программы, которые музыканты специально готовят для показа некоей более широкой, более разнородной фестивальной аудитории. И вот эта идея приходит в заметный контраст с форматом игры перед выпивающей и закусывающей аудиторией — даже в райских условиях уютного садика в историческом центре города.

Вика Андреева и Sound Check (справа Андрей Кондаков)
Вика Андреева и Sound Check (справа Андрей Кондаков)

Для полноценного «опен-эйра», то есть фестиваля под открытым небом, садик маловат. В нём не получается посадить перед сценой на стулья (или на траву, как на самых масштабных фестивалях) ту часть аудитории, которая пришла слушать музыку, — а уж за её спинами организовать зону комфорта для тех, кому важнее культурно выпить и закусить среди культурной публики. Вот и выходит, что музыканты пытаются играть специальные фестивальные программы прямо перед столиками, на которых люди уютно кушают шашлык, вкусно запивая его вином и радостно, в голос общаясь друг с другом. Включается порочный круг: чем больше выпито, тем больше хочется общаться, и тем громче голоса людей… ведь перед ними играют музыканты, которые мешают им общаться! Хотя слушатели пришли вроде бы по случаю выступления этих музыкантов…

И это не вина слушателей. Это ещё один аргумент в пользу того, что фестиваль перерастает собственный формат…

15 июля. «Белладжио». Финал фестиваля

Вечерний, финальный концерт фестиваля снова проходил в круглом зале «Белладжио» — хотя дождя не было, перетаскивать аппаратуру и выгонять слушателей в холодный вечерний сумрак никто не стал.

Вечер открыл не объявленный в афише, но от этого не менее волшебный сет дуэта пианиста Андрея Кондакова и мастера губной гармоники Максима Некрасова, состоявший главным образом из авторских пьес Андрея. Эти петербургские музыканты время от времени работают друг с другом, знают манеру и музыкальный язык друг друга и отлично друг друга чувствуют. Когда к дуэту присоединились контрабасист Филипп Мещеряков и барабанщик Степан Васильев, образовался плотный и упругий ансамбль, которому исключительно хорошо удалось передать основное свойство музыки Кондакова — её воздушную полётность, ощущение постоянного мягкого, прозрачного движения. И этому немало способствует своеобразное «инструментальное пение» (пропевание основной мелодии без слов), которым в некоторых своих пьесах пользуется Кондаков.

Андрей Кондаков, Филипп Мещеряков, Макс Некрасов, Степан Васильев
Андрей Кондаков, Филипп Мещеряков, Макс Некрасов, Степан Васильев

Вологодский саксофонист Сергей Кузнецов и его группа «СВ» представили новую фестивальную программу «Славянское этно».

Сергей Кузнецов и СВ
Сергей Кузнецов и СВ

Около двух лет назад в заметках о III фестивале Владимира Резицкого в Архангельске ваш корреспондент  так описывал впервые услышанный тогда проект Сергея Кузнецова:

…медитативный рок-импров, вогнавший публику в психоделический гипноз. […] Кузнецов пользуется почти исключительно не акустическим, а электрифицированным звучанием саксофона, пропущенного через несложные эффекты, свойственные скорее электрогитаре: у меня сложилось впечатление, что он и использовал для этого именно гитарный звуковой процессор. […] В этой сложной звуковой среде, полной призвуков, обертонов, перекличек, искажений и замираний, собственно импровизационная техника саксофониста неизбежно использует как главное выразительное средство не построение сложных виртуозных мелодических линий (они потерялись бы во множественной реверберации), не реализацию комплексных гармонических моделей (их попросту нет: развитие почти всех пьес Кузнецова представляет собой статичное модальное обыгрывание несложных, преимущественно пентатонических ладов), а темброво-динамическую импровизацию. Это настолько редкий зверь в наших краях, и Кузнецов владеет его возможностями так убедительно, что общее впечатление экзотичности и сенсационной новизны не покидает слушателя до конца сета — хотя, строго говоря, ничего особенно нового в этом нет, да и используемые средства не так чтобы чрезмерно экзотичны. Но, повторюсь, Сергей Кузнецов очень умело владеет этими средствами. При этом музыкант он достаточно харизматичный и умеет простыми попевками на саксофоне, пропущенными через гитарный «дисторшн» с выкрученным на максимум ревербератором и подхваченными умелой и настойчивой ритм-секцией, создать впечатление чего-то волшебного.

Сергей Кузнецов
Сергей Кузнецов

Что на нынешнем этапе я могу сказать о новой программе ансамбля? Базовые принципы остались прежними, но звучание стало жёстче, суше и острее. И ещё сильнее склонилось стилистически в сторону рок-импров — хотя грань между современными джазовыми стилистиками вне мэйнстрима, но всё ещё в рамках джазовой идиомы, и рок-импров тут так и не перейдена. Это любопытная новая грань современного российского — или русского? — джаза, которая, при том, что продолжает оставаться скрытой от большой российской аудитории за непроходимыми лесами русского Северо-Запада, всё так же заслуживает куда более широкой известности и в стране, и за её пределами.

«Блюз на веранде». Финальный джем
«Блюз на веранде». Финальный джем

Заключительный джем-сешн фестиваля начался широким хватом — на сцену один за другим выходили все, кто ещё оставался в Вологде: петербургские музыканты отправлялись дальше, выступать в Череповец, ваш покорный слуга торопился на поезд в Москву, в ту же ночь уезжали в противоположном направлении и музыканты из Архангельска, но джем никак не сдавался. Это и понятно: в небольшом городе, где джазовая жизнь вынужденно ограничена ежегодным фестивалем и отдельными редкими концертами, музыкантам отчаянно нужна самореализация. Интересно, как постепенно в ходе джема определилась центральная роль Виктора Колесова. Петрович, как его принято называть в вологодских музыкальных кругах, действительно важная фигура на региональной музыкальной сцене — это очевидно для тех, кто видит его на фестивальных сценах по всему Северо-Западу.

Виктор «Петрович» Колесов
Виктор «Петрович» Колесов

1 августа Петрович отметил юбилей — 60-летие. «Джаз.Ру» от всего сердца поздравляет вологодского гитариста с важной датой. Кстати, в следующем бумажном номере журнала мы планируем опубликовать интервью с Виктором Колесовым. Там-то он точно всё расскажет!

А мне остаётся подвести некий итог под виденным в Вологде.

Естественно, что музыканты больших российских регионов тяготеют друг к другу хотя бы в силу очевидных логистических преимуществ. На Северо-Западе это как-то особенно очевидно. В последние годы здесь сложился заметный круг музыкантов, которые постоянно работают друг с другом в самых разных проектов: джазменов этого круга видишь на фестивалях и в концертных программах в Вологде, Архангельске, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Рыбинске, Ярославле и т. д. Как известно, «что естественно, то не безобразно». Более того: это прекрасно! Географическая общность позволяет этим музыкантам создавать и артистическую, художественную общность — круг артистов, которые знают друг друга, сотрудничают друг с другом, привлекают друг друга в свои проекты. Но не замыкаются внутри круга, вот что важно. «Большие» имена из столиц (большие не только в региональном, но и в общенациональном масштабе) органично входят в этот круг на региональных фестивалях, что позволяет новым идеям и звучаниям постепенно проникать в те края, где, как считалось ещё каких-нибудь 10-15 лет назад, нет никакой джазовой жизни.

Свежему взгляду — а ваш корреспондент, напомню, впервые побывал в Вологде — видно, что «Блюз на веранде» уже сильно упирается в естественные ограничения привычного регионального круга музыкантов. Он перерос региональные рамки так же, как перерос формат «фестивальный джаз в общепите перед жующей публикой». Это здорово, что у фестиваля сложился привычный, «домашний» круг знакомых артистов. И этот круг вовсе не нужно разрушать или разгонять. Его нужно расширять! Это происходит в Ярославле, происходит в Архангельске, происходит в Тихвине, не говоря уж о столицах. Фестиваль в Вологде на 12-м году проведения — фестиваль совершенно зрелый, у него явно есть публика, и не стоит бояться, что публика не поймёт, если фестиваль будет продолжать расширять круг своих артистов, форм работы с аудиторией, форматов выступления… — короче, если фестиваль будет продолжать развиваться.

Поймёт. Куда ж она денется? Конечно, поймёт!

Но для дальнейшего развития фестивалю нужна помощь. Городу и области пора задуматься, что именно такие мероприятия, как «Блюз на веранде», делают Вологде позитивный имидж и внутри региона, и на федеральном уровне. Это прекрасно, что фестиваль уже 12 лет делает группа энтузиастов в порядке личной инициативы. Но не пора ли городу и области серьёзно поддержать «Блюз на веранде», уже многократно доказавший и востребованность у вологодской публики, и собственную жизнеспособность?

Мне представляется, что пора.

Тим Дорофеев и Виктор Колесов, финальный джем фестиваля
Андрей Кондаков, Тим Дорофеев и Виктор Колесов, финальный джем фестиваля
реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяII фестиваль солистов «Оркестра Московских Композиторов» — Improv Jazz 2015
Следующая статьяСборная музыкантов России и Литвы участвует в концерте «Музыка Джона Колтрейна: годы на Impulse!»
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.