Опыт участника. Вокалистка Алина Ростоцкая: Voicingers 2015, европейский взгляд на импровизационную музыку

Алина Ростоцкая
фото: пресс-служба Voicingers
AR

letterС подачи главного редактора «Джаз.Ру» Кирилла Мошкова заметка из моего личного блога с незначительными правками неожиданно выходит в «Полном Джазе 2.0». Что ж, рада поделиться впечатлениями о моём путешествии в Польшу, на конкурс Voicingers.

15 минут на такси, 45 на автобусе, три часа на поезде, потом опять 30 минут на автобусе, после — около полутора на самолёте, и наконец час на машине… Примерно столько занимает дорога в Москву из города Жоры (Żory), в котором я провела три удивительных дня в августе текущего года. Мне выпал шанс поучаствовать в международном конкурсе Voicingers в числе восьми счастливчиков (остальные были из США, Германии, Нидерландов, Италии, Литвы, Турции и Польши) — и скажу вам, это было нечто совершенно необычное.

Вообще-то конкурсы я не люблю, не понимаю соревнования в музыке. Но так или иначе, на данный момент это единственный (исключая учёбу за рубежом, что ещё сложнее в организационном плане) способ для никому не известного российского музыканта показать свою музыку за пределами Родины и наладить контакты с людьми из разных стран. И слава Богу, что такая возможность у нас есть. Помимо всего прочего, мне кажется, чем больше молодых российских музыкантов будет успешно показываться на международной сцене, тем лучше для всего музыкального сообщества в целом. Так, капля за каплей, будет формироваться в сознании людей образ российской импровизационной музыки как сильной, самобытной и интересной, а значит — в итоге будет больше шансов на какие-то международные проекты и гастроли наших музыкантов в Европе и мире.

Конкурс проходит в рамках большого многодневного фестиваля Voicingers (в этом году — 17-23 августа. Ред.), с огромным количеством мастер-классов и концертов. В полуфинале участники поют 30-минутный концерт, а в финале — две пьесы. Определяющее значение для меня имело то, что конкурс очень приветствует исполнение авторского материала. По факту, практически все участники представляли свою музыку и то, что называют «artistic vision» (художественное видение. — Ред.). Это было действительно интересно! Некоторые ребята поразили своей цельностью, зрелостью, своими идеями; у каждого можно было поучиться чему-то, и за эти три дня я услышала столько необычной музыки, сколько не слышала, может быть, за последний год! Было все: от бибопа на немецком языке до авангарда и экспериментов с электроникой. Хотя не могу не отметить, что нередко форма преобладала над содержанием, и внутри ничего не возникало, кроме «Ух ты! Как это он так делает?!».

Алина Ростоцкая на конкурсе Voicingers, Польша
Алина Ростоцкая на конкурсе Voicingers, Польша

В Польше еще со времён «лагеря социализма» очень сильная джазовая школа, и они (как и в Европе в целом) активно поощряют креативный подход, ну а такие польские музыканты, как Лешек Можджер, Анна-Мария Йопек, Анна Серафиньска, Адам Перончик, Марчин Василевски (это только из современных) и пр. — признанные во всем мире мастера импровизационной музыки, со своим лицом и стилем.

ДАЛЕЕ: продолжение рассказа о конкурсе Voicingers в Польше 

Отдельно стоит сказать об аккомпанирующих составах. Их было два, оба трио — высокого класса; да и как иначе, если нужно выучить две 30-минутных программы абсолютно незнакомой, подчас совсем непростой музыки за три часа, по полтора — на каждого участника). Мне выпало играть с Эльчином Шириновым (ф-но, Азербайджан), Мариушем Прашневским (контрабас, Дания) и Гжегожем Масловским (барабаны, Польша), и они были на высоте. Конечно, какое-то время занимает притирка, как и всегда с новыми людьми, а тем более в музыке — но ко второму дню мы действительно стали ансамблем, создавалось общее пространство на сцене. Помимо всего прочего, они очень тёплые люди, которые открыты для диалога, в том числе музыкального, очень внимательны к просьбам и ремаркам участников. Я надеюсь, что мне когда-нибудь ещё удастся поиграть с ними.

Стоит также отметить, что звук на всех концертах был просто отменным! Провинциальный маленький городок Жоры, в получасе езды от Катовице, располагает в местном Культурном Центре суперсовременным парком оборудования, а два звукорежиссёра делают свою работу на все сто, всегда открыты и дружелюбны.

Ну и, честно сказать, я впервые встречаю конкурс с такой расслабленной, домашней атмосферой. Не имеет никакого значения, участник ты, член жюри, или приехал на стажировку — после концертов все вместе возвращаются в гостиницу, вместе ужинают, общаются, нет никакого официоза, все очень открыты, после каждого конкурсного дня — джем до 5-6 утра, в общем, party hard!

Francesca Palamidessi
Francesca Palamidessi

Вы спросите, что в итоге? Отвечаю. В финале нас было четверо: каждый со своей музыкой, со своим взглядом на мир. Присудили две премии. Первую получила итальянская певица Франческа Паламидесси (Francesca Palamidessi), которая исполняла очень необычную музыку: смесь фри-джаза, электроники, импров и всего на свете. Вторая премия с Божьей помощью досталась мне. Спасибо всем за поддержку!

Честно говоря, я впервые за долгое время почувствовала себя как дома — именно в плане музыки; почувствовала, что то, что я делаю, имеет какую-то ценность. Потому что в России всё, что не является мэйнстримом — по-прежнему в андеграунде, и это надо просто принять, как факт. Мало площадок, мало фестивалей, открытых к более свободному формату, мало лейблов, заинтересованных в продвижении этого направления, и т.д. Но есть проекты и есть музыканты, которые продираются сквозь всё это и вопреки всему продолжают делать свою музыку. Сразу скажу: я очень уважаю музыкантов, которые играют джаз в его классическом понимании, я вовсе не против хорошего мэйнстрима, но я не чувствую себя в этом настоящей и правдивой настолько, чтобы заниматься этим направлением как основным. Именно поэтому я иду другим путём.

Немного обидно, конечно, что здесь, дома, часто испытываешь какую-то неловкость от того, что играешь свою музыку, ловишь снисходительные взгляды старших коллег — будто ты должна оправдываться перед кем-то в том, что любишь, пояснять, что это не джаз, а импровизационная музыка в более широком смысле слова… и т.д. А когда долгое время находишься в среде, в которой мало кто разделяет твои творческие воззрения, невольно начинаешь сомневаться. Может, я какая-то неправильная? Может, я делаю что-то не то? Так вот! Всё то. И только это, мне кажется, и нужно делать в творчестве — то, что идет изнутри, то, что тебя волнует, то, что тебе интересно.

Grzegorz Karnas
Grzegorz Karnas

Спасибо совершенно сумасшедшему и прекрасному человеку, певцу и музыканту Гжегожу Карнасу, который устроил для всех этот праздник музыки и общения!

Сегодня, уже немножко со стороны, я вижу совершенно ясно: лучшее, что мы можем сделать в музыке — это быть честными и оставаться самими собой.

ВИДЕО: сюжет польского ТВ о финальном концерте конкурса

Конкурс Voicingers в интернете

Опыт участника. Вокалистка Алина Ростоцкая: Voicingers 2015, европейский взгляд на импровизационную музыку: 1 комментарий

  1. Поздравляю,Алина
    Гжегош-такой же «не правильный»,как и ты.
    Значит вас двое.
    Я-третий не джазовый.
    Троица!!!
    Не слушай коллег,особенно джазовых.
    Слушай Стравинского!!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *