Владимир Тарасов в Москве. Презентация альбома «Sound Spaces» и премьера «Tapestry»: как это было

0
Марина Бардина
фото: Владимир Заводский, Дмитрий Большаков
MB

report«Sound Spaces», или «Звуковые Пространства» — третий по счёту совместный альбом барабанщика Владимира Тарасова и саксофониста Алексея Круглова, презентация которого состоялась 24 сентября в Клубе Алексея Козлова в рамках VI Московской биеннале современного искусства. В этот же вечер публике выдалась возможность услышать и увидеть новый проект авторской музыки Владимира Тарасова в исполнении оркестра «Круглый Бенд» под общим названием «Tapestry» (или «Гобелен»).

CD coverДуэт Тарасова и Круглова очень колоритен и многообразен. Про каждого можно уверенно сказать «человек-оркестр», но ограничить их союз рамками лишь музыкального дуэта определённо нельзя. Это тандем двух самобытных личностей, чьи творческие биографии, интересы и взгляды во многом схожи: оба близки театру, литературной и художественной деятельности, оба, помимо современной импровизации, исполняют академическую музыку, а о совместных проектах каждого из них с известными музыкантами, актерами и поэтами можно говорить часами.

Первые записи дуэта Владимира Тарасова и Алексея Круглова вышли в свет в 2010 году, практически одна за другой (сначала «In Tempo», а затем и «Dialogs»). И вот, спустя пять лет, они представили своё новое детище, двойной компакт-диск «Sound Spaces». Название этого релиза издательства ArtBeat Music говорит само за себя. Это музыка по-настоящему глубокая, но утверждать однозначно, что это джаз только для людей подготовленных и искушённых, нельзя. Да, эта музыка требует взаимной отдачи, работы с ней, собственного переосмысления, но если вам всё же удается открыться ей и принять, прочувствовать, то не влюбиться в нее практически невозможно: она окутает вас своими чарами и затянет в «звуковые пространства».

Но вернемся к самому концерту. В анонсах этого вечера писали, что в программе планируется два отделения: первое — это дуэт Тарасова и Круглова, а второе — выступление с «Круглым Бендом». Однако на деле получилось не так просто. Первая часть презентации скорее походила на пролог в литературе или увертюру в опере, подготовив зрителей к дальнейшему развитию событий. Затем последовало небольшое лирическое отступление от Владимира Тарасова, в ходе чего легенда импровизационной музыки поведал предысторию появления проекта под общим названием «Tapestry». Тарасов сравнивает музыкальное полотно с гобеленом. Путешествуя по Индии, он неоднократно наблюдал за тем, как ткут ковры. Несколько человек, у каждого из них — свой узор, и все эти отдельные рисунки постепенно сплетаются в один ковёр. Когда ты смотришь на него вблизи, то сперва ничего не понятно и кажется, что ничего-то в нём и нет, но если взглянуть еще раз, немного отдалившись и охватив картину целиком, то можно увидеть всю прелесть этого полотна. Разглядеть его красоту и то, как каждый узор, каждая нитка привносит в него что-то своё, самобытное. Так же и в музыке.

ВИДЕО: Алексей Круглов и Владимир Тарасов — дуэтное вступление к концерту 24 сентября (съёмка Taberculat)

httpv://www.youtube.com/watch?v=SS_bLYOgP9w

ДАЛЕЕ: продолжение рассказа о концерте Владимира Тарасова и «Круглого бенда» 24 сентября 

На самом деле, наблюдать за тем, как участники «Круглого Бенда» вместе с Владимиром Тарасовым и приглашёнными музыкантами (известным литовским саксофонистом Людасом Моцкунасом, ветераном отечественной импровизационной сцены трубачом Юрием Парфёновым и исполнителем на ситаре Антоном Туниным) ткут своё «пёстрое полотно» было невероятно интересно. Это завораживающее зрелище, поглощающее слушателя с первых нот и не отпускающее до последних. То состояние, когда от произведения к произведению начинаешь понимать всю тонкость и верность метафоры Тарасова, и уже не только слышать, но и по-настоящему видеть, как отдельные темы и импровизации на общем фоне аккордовых пачек и многообразной ритмической основы сплетаются в живые, красочные, звучащие гобелены, следующие один за другим.

Секция саксофонов «Круглого бенда»
Секция саксофонов «Круглого бенда» 24 сентября: Антон Котиков, Людас Моцкунас, Олег Грымов, Алексей Круглов

В копилке Владимира Тарасова — несколько программ для большого оркестра, большинство из которых носят «программный», образно-повествовательный характер. Практически все пьесы, вошедшие в московский проект, были написаны им уже давно, однако приобрели новое звучание благодаря «Круглому Бенду», который за годы работы зарекомендовал себя в качестве творческой мастерской для разработки программ музыки отечественных композиторов. Под общим названием «Гобелен» скрывается совокупность отдельных «Tapestry», и у каждого есть свой порядковый номер. Он часто указывает на размер, в котором написано произведение: «Tapestry 7» на 7/4 или «Tapestry 5» на 5/4, и т.д.

Но первой прозвучала композиция с другим названием и своей предысторией — «The Summit» или «Встреча», немного отклоняющаяся от общего концепта проекта, но очень символичная для начала «основной» части концерта. Затем последовала та самая череда «гобеленов» — разнообразных, контрастных. Написанные для соло барабанов и перкуссии, для трубы, бас-кларнета, разнящиеся в своих стилях, они яркими пятнами сменяли друг друга. Но, на мой взгляд, наиболее символичной, отражающей общий замысел программы в целом стала «Tapestry 6» с её ярко выраженным восточным колоритом, где очень важной, можно даже сказать — одной из главных стилеобразующих деталей стала игра Антона Тунина на ситаре.

Проект Владимира Тарасова, Алексея Круглова и «Круглого Бенда» — это необычайно свободная и в то же время очень организованная и структурированная музыка. Такой эффект удалось создать, объединив профессионализм и самобытность каждого музыканта и чёткое руководство Тарасова, которому в этот вечер легко удавалось совместить и роль дирижёра, и роль перкуссиониста. Его жесты приковывали к себе взгляды не только участников оркестра, но и публики в зале: вот он сталкивает между собой два тенора или пятерых трубачей, передаёт эстафету тромбонисту, затем гитаристу — и так каждый раз, чтобы дать всем музыкантам возможность высказаться. И говорить при этом о мастерстве каждого солиста в отдельности, отмечать особенности стиля импровизации каждого участника бенда, мне кажется, было бы не очень целесообразно, ведь и так ясно, что возникновение этого замечательного проекта стало возможным лишь благодаря сотрудничеству и взаимопониманию настоящих профессионалов, людей, любящих и знающих своё дело.

«Круглый Бенд»
Владимир Тарасов (четвёртый справа), Алексей Круглов (третий слева) и весь «Круглый Бенд»

Настоящим апогеем программы стала «Tapestry 25»: она-то и поставила яркую финальную точку в концерте. Проект поистине стал праздником — не только для зрителей в зале, но и для самих исполнителей: после завершения презентации музыканты один за другим подходили к Тарасову со словами благодарности и живым блеском неподдельной радости в глазах. Надеюсь, что партнёрство Владимира Тарасова, Алексея Круглова и его оркестра ещё принесёт свои плоды, и что галерея «Гобеленов» пополнится новыми экспонатами, а «Звуковые Пространства» будут расширяться.

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.