12-й фестиваль «Джаз по-ростовски»: крепкие «Дружеские рукопожатия» на юге России

Евгения Браганцева
Фото автора
EB

reportЖизнь джазовых фестивалей никогда не была безоблачной, а в условиях нынешней экономической ситуации — и подавно. Бессменный продюсер фестиваля в Ростове-на-Дону — заслуженный работник культуры РФ Рафаиль Туишев, организатор первого в городе джазового клуба (1966) — рассказал за кулисами, с какими сложностями ему пришлось сталкиваться. Это и непонимание чиновниками важности и нужности проведения таких музыкальных событий, это и финансовые трудности, и внутренние разногласия среди джазовых коллективов. Но всё это уже история. История о том, как прошёл 12-й фестиваль «Джаз по-ростовски» — не только в самом Ростове, но также в Волгодонске и Азове.

На первом концерте фестиваля (в Волгодонске, на востоке Ростовской области) мне присутствовать не довелось, и я полностью доверилась отзывам музыкантов, с восторгом рассказавших о тёплом и радушном приёме со стороны публики энергетической столицы Юга России.

Следующим городом стал миллионный Ростов. Тысячный зал Театра драмы им. Горького был практически полон. Концерт назывался «Шик и шок»: в афише, закрывшей полфасада театра, под словом «шик» стояло название санкт-петербургского биг-бэнда Jazz Philharmonic Orchestra под руководством Кирилла Бубякина, а под словом «шок» — «Тромбон-шоу» под руководством солиста Государственного камерного оркестра джазовой музыки им. Олега Лундстрема — тромбониста Максима Пиганова. В итоге на концерте каждый зритель получил то, что хотел: кто шик, кто шок, а кто — и то, и другое.

Jazz Philharmonic Orchestra (Кирилл Бубякин - крайний слева)
Jazz Philharmonic Orchestra (Кирилл Бубякин — крайний слева)

Зал горячо аплодировал молодому санкт-петербургскому коллективу Jazz Philharmonic Orchestra под руководством саксофониста Кирилла Бубякина, выпускника Санкт-Петербургского университета культуры. Руководимый им оркестр сравнительно молод: ему всего шесть лет. Может быть, поэтому на сцене царили непринуждённая атмосфера, неподдельная радость и весёлость, с которой музыканты и исполняли соло или просто слушали коллег в ходе коллективного музицирования.

Кирилл Бубякин
Jazz Philharmonic Orchestra: Кирилл Бубякин, Николай Затолочный

По словам Кирилла, оркестр был в основном собран из музыкантов, которые познакомились на джем-сешнах. Благодаря покровительству Санкт-петербургской Джазовой филармонии, в лице её руководителя Давида Голощёкина, у молодых музыкантов появилась возможность репетировать при «Джаз-филармоник-холле», а также регулярно выступать с концертами — и принять участие в фестивале «Джаз по- ростовски». Кстат, этот оркестр был выбран официальным джазовым оркестром Санкт-Петербурга для выступления в Сочи во время зимних олимпийских игр 2014года.

Jazz Philharmonic Orchestra
Jazz Philharmonic Orchestra

ДАЛЕЕ: продолжение концерта в Ростове; после Ростова был город Азов… 

 «Тромбон-Шоу» Максима Пиганова. За роялем — Лев Кушнир
«Тромбон-Шоу» Максима Пиганова. За роялем — Лев Кушнир

Ансамбль «Тромбон-Шоу» привёз на фестиваль интересную вокально-инструментальную программу «What A Wonderful World». Джазовые хиты в аранжировках руководителя ансамбля, тромбониста Максима Пиганова, чередовались с его же прекрасными аранжировками русских народных песен и советских эстрадных композиций, легко узнаваемых, а оттого звучащих ещё более интересно в исполнении квартета тромбонов.

Максим Пиганов
Максим Пиганов

В разгар программы на сцену вышла солистка государственного джазового оркестра им. Олега Лундстрема — Елена Цой, которая душевно и нежно исполнила несколько великолепных джазовых тем. Композиции были подобраны таким образом, чтобы не дать слушателю передышки: подряд — искромётные темы и соло, которые музыканты разбили на небольшие фрагменты, дабы зрители не слишком уставали от длинных партий. В апофеозе программы зазвучала тема «What A Wonderful World», в которой тромбон Максима Пиганова ну о-о-о-очень похоже подражал хрипловатому баритону мистера Луи Армстронга. В целом впечатление от выступления «Тромбон-Шоу» — восторженно-очарованное. Зал даже был готов услышать что-нибудь на «бис». Но, увы, не услышал.

 «Тромбон-Шоу»
«Тромбон-Шоу»

Азовский Дворец культуры принял эстафету фестиваля на следующий день. Одно отделение концертной программы было целиком отдано ростовским музыкантам во главе с уроженцем Азова — петербургским тромбонистом, выпускником Ростовской консерватории Антоном Боярских. Программа «Дружеские рукопожатия», в которой вместе с Антоном приняли участие ростовчане Евгений Белин (тромбон), Овагем Султанян (альт-саксофон), Альберт Кондрачьян (фортепиано), Павел Филиппов (контрабас) и Александр Базуев (ударные), состояла из традиционных и современных джазовых тем. Несколько произведений были специально аранжированы для этого ансамбля Евгением Белиным. Молодой тромбонист окончил Ростовскую консерваторию, работает в оркестре им. Кима Назаретова Ростовской филармонии и преподаёт в Ростовском колледже искусств по классу тромбона и импровизации. Кстати, Евгений Белин в составе разных проектов принял участие во всех 12 фестивалях «Джаз по-ростовски».

«Дружеские рукопожатия»
«Дружеские рукопожатия»

Другие участники коллектива также ведут активную музыкальную жизнь в Ростове и за его пределами. Овагем Султанян окончил Колледж искусств, затем Российскую Академию музыки имени Гнесиных, успел поиграть в ведущих отечественных биг-бэндах (оркестр Олега Лундстрема, биг-бэнд Георгия Гараняна), стал лауреатом нескольких джазовых конкурсов. А пианист Альберт Кондрачьян считается ветераном ростовского джаза. Он впервые сел за фортепиано в три года и с тех пор уверенными шагами шёл к вершине джазового Олимпа. Альберт окончил Ростовский музыкально-педагогический институт (прежнее название Консерватории им. Рахманинова) по классу профессора Кима Назаретова как солист оркестра и преподаватель. Ещё в советское время объездил всю страну с гастролями, преподавал и в училище, и в консерватории. Работал в оркестре Ростовской областной филармонии под управлением Виктора Бударина, в Государственном концертном оркестре Республики Беларусь под управлением народного артиста РБ Михаила Финберга. Кондрачьян, как и Евгений Белин, участвовал во всех 12 фестивалях «Джаз по-ростовски».

«Дружеские рукопожатия»
«Дружеские рукопожатия»

Контрабасист Павел Филиппов окончил Ростовскую консерваторию им. Рахманинова, и на всех этапах его джазового образования его наставником был доцент Консерватории Адам Терацуян. С 2009 г. Павел ведёт в Ростовском колледже искусств класс контрабаса и импровизации. Шестой участник «Дружеских рукопожатий» — выпускник Ростовского колледжа искусств барабанщик Александр Базуев. Впервые он выступил на фестивале «Джаз по-ростовски» в 2005 г. в составе квартета уже известного нам пианиста Альберта Кондрачьяна. Александр — сессионный музыкант народного джаз-оркестра «Азов Джаз Бэнд», участник нескольких малых составов, постоянно играющих на концертных площадках города и за его пределами.

По словам Антона Боярских, который выступил в роли руководителя фестивального ростовского проекта «Дружеские рукопожатия», ансамбль был собран в оправдание своего названия: музыканты «пожали друг другу руки», вместе играя на сцене родного города любимую ими музыку. По его словам, концерт больше походил на джем-сешн, как, собственно, и задумывалось. Состав формировался по принципу «кто может и кто хочет». А среди зрителей были родственники, знакомые, друзья, ученики и даже педагоги.

«Дружеские рукопожатия» (Белин, Султанян, Боярских)
«Дружеские рукопожатия» (Белин, Султанян, Боярских)

Перед началом выступления Антон напомнил зрителям печальную историю раннего (в 35 лет) ухода из жизни уроженца города Азова — гитариста Константина Негодаева. Его памяти музыканты посвятили одну из исполненных ими джазовых тем. Удивительным образом атмосфера во время этого сета напоминала клубную, когда каждое соло музыканта заканчивалось аплодисментами зрительного зала. Сейчас брошу камень в огород столицы: далеко не на всех джазовых концертах в Москве можно встретить такую прекрасную джазовую слушательскую аудиторию.

«Дружеские рукопожатия»: Белин, Султанян, Боярских, Филиппов
«Дружеские рукопожатия»: Белин, Султанян, Боярских, Филиппов

Вообще для фестиваля «Джаз по-ростовски» тема внимания к своим музыкантам, преемственности поколений и памяти об ушедших мастерах и коллегах очень важна. Собственно, это основная тема фестиваля. В своём вступительном слове на ростовской сцене Рафаиль Туишев упомянул ветерана ростовского джаза, участника войны, автора книги «Джаз на войне», посвящённой истории отечественного джаза в годы Великой Отечественной войны — Олега Константиновича Ерёмина, которому в этом году исполнилось 95 лет. Ветеран планировал быть среди зрителей на фестивале, но здоровье не позволило. В наше время весьма ценно внимание к ветеранам вообще, а к ветеранам джаза и подавно. В этой связи хочется отметить: фестивальный буклет — наглядное свидетельство того, что в ростовском джазе «никто не забыт, ничто не забыто». В нём есть приветствие от почётных гостей — мэтров отечественной джазовой сцены Анатолия Кролла, Владимира Фейертага, Алексея Баташёва. Есть памятные статьи о людях, преданных делу ростовского джаза, среди которых Игорь Сигов — первый джазовый просветитель в СССР, который в 1963 г. создал Группу Исследования Джаза и был инициатором в части «массового» самиздатовского выпуска переводов литературы о джазе. Есть страница, посвящённая «рыцарю биг-бэнда» (определение легендарного композитора Юрия Саульского) — Киму Назаретову. Тёплыми словами отмечены юбиляры ростовского джаза — 70 лет исполнилось профессору Консерватории им. Рахманинова, народному артисту РФ Александру Данилову, а музыкантам, более 40 лет выступающим в ростовском муниципальном биг-бэнде Кима Назаретова — пианисту Николаю Иоаннесяну и трубачу Евгению Медведеву исполнилось по 65 лет. Дань уважения отдана ещё одному джазовому подвижнику, руководитель джаз-клуба «Донецк 100» — Валерию Колесникову (1945-2012), трубачу, композитору, профессору кафедры музыкального искусства эстрады Донецкой государственной музыкальной академии им. Прокофьева, который по приглашению Кима Назаретова также преподавал и в Ростовской консерватории. В этом году Валерию Колесникову исполнилось бы 70 лет. Одна страница посвящёна безвременной кончине гитариста Константина Негодаева (см. выше…).

Подводя итоги фестиваля, хочу поделиться радостью и гордостью и за молодое поколение джазовых музыкантов, и за незыблемые традиции ростовской джазовой школы, и за прекрасную преемственность поколений, за преданность джазу всех, кто проделал огромную работу по подготовке и проведению этого фестиваля. Это и председатель оргкомитета, первый заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов, который возглавляет подготовку фестиваля уже три года. Это и главный организатор и продюсер фестиваля, Рафаиль Хайруллович Туишев — он, кстати, пошутил на тему «импортозамещения» в нашей стране, сказав что уже три года занимается этим при проведении джазового фестиваля. Нужно выразить благодарность администрациям городов Волгодонск, Азов, Ростов-на-Дону, всем городским и региональным работникам, которые содействовали проведению этого фестиваля. У многих посетителей фестивальных концертов была возможность посетить его бесплатно: именно так распространялась часть билетов. Это заслуга организаторов фестиваля, которые верны своему просветительскому кредо.

И ещё очень хочется поблагодарить ростовских любителей джаза, зрителей: ведь без них не был бы успешным ни один концерт. Прекрасно, тонко чувствующая любую перемену в настроении джазовая публика достойна всяческих похвал и уважения!

На вопрос о следующем проведении фестиваля Рафаиль Туишев шутливо ответил: «Доживём до понедельника». Что ж, верю, доживём!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *