Пианист и композитор Пол Блэй (1932-2016)

0
Михаил Митропольский,
обозреватель «Джаз.Ру»
Фото: Carol Goss
MM

inmemoriam3 января в своем доме в Монреале (Канада) скончался уникальный пианист и один из тех редких музыкантов, кого можно с полным правом назвать джазовым композитором — Пол Блэй (Paul Bley). В этот день Пол слушал запись своего трио Memoirs с контрабасистом Чарли Хэйденом и барабанщиком Полом Моушном, сделанную в июле 1990 года. Он был последним участником этого трио, остававшимся в живых…

Paul Bley (photo © Carol Goss)
Paul Bley (photo © Carol Goss)

Канадец, живший в Соединённых Штатах, Пол Блэй сыграл в истории джаза на протяжении последних 60 лет весьма значительную роль. Его можно считать одним из основоположников современного импровизационно-композиторского мышления, перспективного направления в развитии современного джаза. Пол родился 10 ноября 1932 года в Монреале, получил хорошее музыкальное образование, которое продолжил в Джульярдской школе в Нью-Йорке. В начале 1950-х началось долговременное творческое сотрудничество с Jazz Workshop контрабасиста Чарлза Мингуса, а к концу десятилетия под руководством Пола Блэя в Калифорнии выкристаллизовывались идеи свободного джаза: именно в его ансамбле начали выступать первопроходцы фри-джаза, саксофонист Орнетт Коулман и трубач Дон Черри.

ВИДЕО: The Fabulous Paul Bley Quintet «The Blessing» (Paul Bley), 1958
альт-саксофон — Орнетт Коулман, труба — Дон Черри, фортепиано — Пол Блэй, контрабас — Чарли Хэйден, барабаны — Билли Хиггинс

httpv://www.youtube.com/watch?v=lRvfrhuPE80

Начало 60-х Пол Блэй застал в трио саксофониста/кларнетиста Джимми Джуффри, играл и с саксофонистом Сонни Роллинзом.

ВИДЕО: Jimmy Giuffre, Paul Bley, Steve Swallow «Whirrrr»
концерт в Штуттгарте, ноябрь 1961

httpv://www.youtube.com/watch?v=Y9riM3qsQ9k

В 1956 Пол встретил пианистку Карлу Борг, на которой позднее женился и которая уже под именем Карла Блэй впоследствии сделалась знаменитостью в джазовом мире. Вместе с ней Пол в 1964 вошел в число учредителей Гильдии джазовых композиторов (Jazz Composers Guild) и, конечно, переиграл со всеми авангардистами новой эпохи. Ко второй половине 60-х пианист одним из первых заинтересовался возможностями синтезатора Moog и в компании со своей второй женой Аннетт Пикок начал использовать его в импровизационной музыке.

ДАЛЕЕ: продолжение биографии Пола Блэя, ВИДЕО 

ВИДЕО: Bley-Peacock Synthesizer Show «Mr. Joy»

httpv://www.youtube.com/watch?v=kqIu-Y8CxSw

У Пола Блэя огромная дискография, причем большинство его работ издавались престижной компанией ECM. Первая сольная фортепианная запись Блэя на этой фирме была сделана в 1972 году. В последнее время выступления пианиста происходили не так часто и, в основном, в камерном варианте, в виде фортепианных соло.

ВИДЕО: Пол Блэй соло, декабрь 1973
французская телепрограмма «Jazz harmonie»

httpv://www.youtube.com/watch?v=bO8SET56s0Y

Продолжить знакомство с биографией и музыкой Пола Блэя: слушать программу Михаила Митропольского «Бесконечное приближение» на Радио России — выпуск, посвящённый одному из периодов биографии Блэя.
Слушать радиопередачу и читать её текст
Следующий выпуск — продолжение биографии Пола Блэя — выйдет в эфир 6 февраля.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяПевица Натали Коул (1950-2015)
Следующая статьяEurope Jazz Media Chart, январь 2016: редакции джазовых журналов Европы рекомендуют новые альбомы
Михаил Митропольский
Михаил Михайлович Митропольский родился в Москве 6 января 1950. В детстве мечтал быть дворником, шофером и летчиком. В юности вместо музыкального образования слушал много музыкальной классики при помощи электрофона «Юбилейный». С целью реализации детской мечты в 1967 окончил 2-ю математическую школу при МГУ и поступил в Московский Инженерно-физический институт на специальность «квантовая радиофизика». Но именно в этом году начала свою деятельность первая в Москве Школа джаза МИФИ под руководством доцента МИФИ Юрия Павловича Козырева. Такое совпадение не могло оказаться случайным, и судьба начала упорный перевод стрелок интересов Митропольского с космологических проблем в джазовую сферу. Преподаёт историю джаза в Московском колледже импровизационной музыки. С 1989 и по 2016 вёл авторские программы на целом ряде московских радиостанций, в том числе с 2000 по август 2016 — еженедельную программу «Бесконечное приближение» на волнах «Радио России». С 1999 г. постоянный автор «Джаз.Ру», с 2004 — в роли обозревателя нашего издания.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.