Россия. Жизнь джазовой кафедры глазами её заведующего. Три года спустя

infraВ январе 2013 и 2014 годов я писала «отчёты» о деятельности кафедры эстрадных оркестров и ансамблей МГУКИ. В прошлом январе у меня не получилось это сделать — в то время главным для меня стоял вопрос выживания в прямом смысле слова. После сильной перегрузки осени 2014 г. был серьёзный нервный срыв, и было не до того. Но в этом январе, к Дню студента, я решила наверстать упущенное и хотя бы вкратце рассказать о главных событиях обоих минувших двух лет.

Начнем с того, что нас переименовали. Мы опять стали Московским государственным институтом культуры. Музыкальные кафедры входят теперь не в Институт музыки, а в Факультет музыкального искусства. Можно зайти на сайт вуза и посмотреть нашу страничку.

Таким образом, произошло понижение официального статуса вуза со всеми вытекающими отсюда подробностями, включая устаревшее название нашего «Университет-бэнда».

«Университет-бэнд» п/у Александра Гуреева (в центре группы саксофонов) на конкурсе «Гнесин-джаз», декабрь 2015
«Университет-бэнд» п/у Александра Гуреева (в центре группы саксофонов) на конкурсе «Гнесин-джаз», декабрь 2015

У нас в очередной раз сменилось руководство (мы уже сбились со счета, сколько это раз было за последние 10 лет). На этот раз ректором стал Иван Васильевич Лобанов, сделавший блестящую для своего возраста карьеру в управленческих аппаратах сначала в Саратове, потом в Москве. Соответственно, сменились и сильно омолодились проректора и начальники многих отделов. Стиль общения ректора с педагогами — уважительный, но стиль жизни нашего вуза все больше начал походить на офисный, направленный на достижение эффективности в современном понимании этого слова. То есть — каждая мелочь, все должно быть регламентировано, запротоколировано, отражено в компьютере. И спрос за это становится все более жёстким. Кто, что и как играет и поёт — вопрос не столь существенный.

Последние полтора года над нами витает жуткое слово «аккредитация», которой подчинено всё в вузе и которая отобрала у всех массу жизненных сил, времени и нервов. Она должна начаться в марте. Основная тяжесть подготовки к ней лежит на заведующих кафедрами, а это, в основном, люди не слишком молодого возраста. Я, например, за последние два месяца прошла четыре (!) проверки, и множество толстенных папок с программами и разного рода документами уже не вмещается в шкафы. Струнники, которые существуют на нашей кафедре, так и не превратились пока в самостоятельную кафедру, так что документы их бакалавриата и магистратуры — это тоже моя проблема. Поскольку я музыковед, я не шарахаюсь от бумаг, как этот обычно делают играющие музыканты. Приказывать я не умею, вот и делаю все сама, чтобы у нас не закрыли специализацию. Требования к нам и «правила игры» всё время меняются, делается уйма лишней работы. Как говорила наш бывший зав. отделом качества: «Только не спрашивайте, кто это выдумал, зачем это надо и что это такое. Просто делайте». Всё это тяжело и унизительно.

Как я это всё выдерживаю, параллельно с педагогической нагрузкой в полторы ставки и необходимостью решения массы творческих вопросов — сама удивляюсь. Видимо, держит на плаву любовь к джазу и к тем, кто его играет и кто ему учит.

Сохранять состав кафедры становится всё труднее, потому что количество ставок нам постоянно сокращают. Сейчас на кафедре, включая струнников, работает 27 педагогов, у которых учится более ста студентов. Не хочу никого обидеть, всех благодарю за работу на зарплаты у грани благотворительности. Хочу только назвать педагогов, чья работа в самой большой степени на виду: это Валерий Павлович Мелёхин, который готовит наши ансамбли к госэкзаменам, и Александр Александрович Гуреев — руководитель биг-бэнда. Конечно, большая степень ответственности лежит на педагогах по специальности. Среди них одно имя не могу не назвать — наш выпускник Виталий Гудков, который ведёт класс гитары и в прошлом году выпустил первого дипломника, а это очень нелегко для молодого педагога.

ДАЛЕЕ: продолжение отчёта заведующего джазовой кафедрой. Лауреаты, педагоги, лучшие студенты, перспективы… 

Анатолий Макуров (1949-2014)
Анатолий Макуров (1949-2014)

К сожалению, иногда в состав кафедры вмешивается сама жизнь, а вернее, смерть, которая уносит педагогов. Летом 2014 года мы потеряли Анатолия Петровича Макурова — блестящего педагога по классу ударной установки. Первый концерт в начале прошлого учебного года из нашей традиционной серии «Джаз на Левом берегу» был посвящён его памяти. Я знаю, что ребята его поместили в интернете.

Память о наших любимых ушедших педагогах для нас — святое. Потому мы устроили концерты, посвященные 75-летию со дня рождения Вячеслава Георгиевича Кузнецова (основателя кафедры) и 65-летию — Евгения Александровича Савина. Им обоим был посвящен и джаз-фестиваль «Джаз на Левом берегу», который прошел 23 ноября 2014 года. Это был первый опыт проведения фестиваля в наших стенах с участием 16 ансамблей, надеюсь — не последний.

Мы очень горды тем, что удается не прерывать традицию проведения Российского открытого конкурса молодых джазовых трубачей им. Е.А.Савина. 22 ноября 2014 прошел 5-й конкурс, 21 ноября 2015 — 6-й. Если на прошлый конкурс нам выделили небольшую сумму (он проходит без вступительных взносов), то последний мне пришлось проводить на свои деньги.

Председателем жюри начиная с 3-го конкурса стал Арзу Гусейнов, в жюри входят гости из Японии, Белоруссии, Белгорода, наши педагоги. Конкурс стал более демократичным — его участники выступают в 4-х номинациях: ученики ДМШ, учащиеся колледжей, студенты вузов и выпускники вузов. В последнем конкурсе у нас участвовали (в двух младших номинациях) и тромбонисты, поскольку Евгений Александрович преподавал и тромбон.

Я назову победителей 5-го конкурса в каждой из 4х номинаций: Гилев Даниил, 10 лет (Минск), Аветисов Герман (МОКИ), Матюнин Александр (МГУКИ), Свиридов Юрий (выпускник МГУКИ).

Победителей 6-го конкурса им. Е.А.Савина можно увидеть и услышать среди многих других моментов концертных и экзаменационных выступлений наших студентов («Исполнительская практика») на сайте кафедры.

Евсевий Григоренко
Евсевий Григоренко на Конкурсе им. Евгения Савина
  • 1 номинация (ученики ДМИ и ДШИ):
    1 премия — Григоренко Евсевий 8 лет, ДМШ им. Гольденвейзера, педагог Роман Иванов
    2 премия — Мешалкин Семен 9 лет, тромбон, ДМШ им. Моцарта, педагог А.И. Иванов
    2 премия — Ковешников Юрий, ДМШ им. Гершвина, педагог Илья Вилков
  • 2 номинация (учащиеся колледжей):
    1 премия — Данилович Вадим, Гродно, колледж искусств
    2 премия — Аветисов Герман, 3 курс МОКИ, педагог В.Р. Котович
    2 премия — Бурцев Владимир, 2 курс МОКИ
    3 премия — Олейникова Вера, 2 курс ГМКЭДИ, педагог В.А. Букреев
    3 премия — Тарасенко Полина, школа им. Гнесиных
    3 премия — Данилович Виолетта, Гродно, колледж искусств
  • В 3 номинации конкурсанты не выступили по болезни.
  • 4 номинация (выпускники вузов):
    1 премия — Беликов Роман, Краснодар
    Гран-при — Зинаков Дмитрий, Москва
Дмитрий Зинаков на конкурсе «Гнесин-джаз» в декабре 2015
Дмитрий Зинаков на конкурсе «Гнесин-джаз» в декабре 2015

Очень приятно, что наши бывшие выпускники приводят на конкурс своих учеников, и что школа Евгения Александровича Савина не угасает. Достойный пример жизни этой школы — успехи недавнего нашего выпускника Дмитрия Зинакова и на этом конкурсе, и на «Гнесин-джаз», и на международном Конкурсе молодых джазовых исполнителей в Ростове. Дмитрий уже может украсить лучшие ансамбли и оркестры — что, в принципе, и происходит.

Еще один необычный конкурс, который готовится силами нашей кафедры — это конкурс дирижёров биг-бэндов. Он проходит, как и конкурс трубачей, в рамках Всероссийских оркестрово-хоровых ассамблей, как одна из номинаций конкурса дирижеров имени Вероники Дударовой. У нас на кафедре, в отличие от многих подобных кафедр других вузов, ведется подготовка дирижеров биг-бэндов, и это совсем даже неплохо. Пример О.Л.Лундстерема и А.О.Кролла убеждает в том, что профессионально дирижировать биг-бэндом — это, согласитесь, лучше, чем руководителю оркестра махать трубой или саксофоном и давать вступление «э — э — э, э, э, э». Руководит у нас этим процессом Народный артист РФ профессор В.П.Гордеев, конкурс проводится на базе нашего биг-бэнда. Победителями его были в 2015 году наши студенты Алексей Офлиян и Борис Третьяков.

Ну а теперь — о наших выпускниках 2014 и 2015 годов.

В 2014 выпускали ещё специалитет — тех, кто учился 5 лет (заочники — пять с половиной). Самыми яркими на дневном отделении были ученики Сергея Резанцева саксофонисты Анатолий Осипов, Пётр Риттер, Андрей Горбунов, Артём Лошаков: из заочников — пианистка Ксения Акимова («Фонограф»), бас-гитарист Евгений Ярын («Маримба плюс»), трубач Александр Беренсон (оркестр И.Бутмана), «тяжёлая артиллерия» — ударники, которые прошли курс Анатолия Макурова — Алексей Тяжелухин, Владимир Шейнин, Антон Лукьянчук.

В 2015 г. был двойной выпуск на дневном отделении — последний курс специалитета и 4-й курс бакалавров, на заочном — последний курс специалитета.

Самые успешные студенты из этих курсов, лауреаты многочисленных конкурсов и фестивалей: дневное отделение — Виктория Петровская (ф-но), Сергей Марьясов, Никита Рычков, Марина Дубина (саксофон), Геннадий Вьюшков (бас-гитара), заочное отделение — Станислав Медведев (контрабас), Михаил Павельев и Александр Горох (гитара), Андрей Тишин (бас-гитара). Наш постоянный председатель государственной комиссии Игорь Михайлович Бриль обычно отмечает успехи и индивидуальность наших выпускников.

Сейчас самые «именитые» наши студенты, лауреаты и дипломанты конкурсов и фестивалей (в Москве, Ростове, Нижнем Новгороде, Белгороде) на дневном отделении — Сергей Харин и Олег Пеньков (гитара), Артём Коротков (ударные), Евгения Асташкина и Дарья Ткаленко (ф-но), Владимир Владычкин (саксофон), Александр Матюнин (труба), на заочном — Фёдор Ляшкевич (саксофон), Сергей Коньков (гитара), Александр Второв (ударные), Татьяна Жиляева (ф-но). К сожалению, востребованность и усердные занятия на инструменте не очень хорошо сочетаются с посещаемостью лекций, и задолженности самых талантливых ребят — это моя постоянная «головная боль», которая добавляется ко всем остальным проблемам.

Александр Гуреев
Александр Гуреев

Нельзя не сказать, конечно, о нашем биг-бэнде, которым руководит «играющий тренер» Александр Гуреев. В копилке его достижений последних лет — успешное выступление на фестивале «Гнесин-джаз», на фестивалях «Вечнозеленый джаз» и в концертах в Санкт- Петербурге, в концерте к 85-летию нашего вуза в Кремле, на мастер-классах и концертах в институте.

Вкратце о наших международных связях. Поскольку я являюсь членом оргкомитета проекта Educational Bridge (Бостон — Москва, Санкт-Петербург), к нам приезжали с мастер-классами музыканты из Бостона — певица и музыковед Мэри-Джейн Лойзоу и композитор Тони Шеммер. Наш педагог Борис Ривчун давал совместный концерт с зав. фортепианным отделением Бостонского университета Боазом Шароном, Помимо этого проекта у нас в гостях были трубач и бэндлидер из Токио Хико Хамато, музыканты из Швейцарии.

Это далеко не всё, что я смогла перечислить из тех событий, что происходили на нашей кафедре на последние два года. Короче говоря — жизнь продолжается.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *