«Тихий дуэт» — Вячеслав Гайворонский и Владимир Волков: редкое выступление в Москве

anons3 марта в Еврейском культурном центре на Большой Никитской Джаз-гостиная Михаила Митропольского в рамках цикла «Импровизация нового века» представляет легендарный санкт-петербургский «тихий дуэт»: на сцене — трубач Вячеслав Гайворонский и контрабасист Владимир Волков.

На современной сцене новой музыки в России осталось не так уж много персонажей и художественных групп, ведущих свою историю из Советского Союза. Впрочем, сменяющее их поколение тоже трудно считать многочисленным. Пожалуй, самый мощный творческий импульс продолжает исходить от объединения двух выдающихся петербургских музыкантов Вячеслава Гайворонского и Владимира Волкова. Причем функции музыкантов разные. Вячеслав Гайворонский чаще выступает в качестве идеолога и композитора. Его богатая музыкальная история включает много сцен, от яркого программного тематизма до постмодернистских коллажей, от звучания изломанной трубы хирурга-акушера чеховского типа до спиралевидного возврата к Баху. Владимир Волков, изначально нацеленный на академическую музыку, очень многое получил от своего старшего партнёра, но затем, будучи очень открытым музыкантом, наращивал свой исполнительский эстетический арсенал в огромном числе проектов.

Владимир Волков, Вячеслав Гайворонский
Владимир Волков, Вячеслав Гайворонский

Дуэт, который был назван «тихим» 12 лет назад корреспондентом «Джаз.Ру» Анной Левковцевой (ныне известной московской пианисткой), возник в 1979 году, когда уже опытный мастер Вячеслав Гайворонский объединился с 18-летним контрабасистом Владимиром Волковым, и просуществовал почти два десятилетия, став по оценке критики, одним из лучших камерных составов российского нового джаза. Музыканты участвовали во многих отечественных и зарубежных фестивалях. В июне 1989 года они с большим успехом выступил на вошедшем в историю «фестивале советского джазового авангарда» в Цюрихе. В начале 90-х оба участника дуэта неоднократно признавались критиками лучшими в СССР по своим инструментам. Авангард, исполняемый Гайворонским и Волковым, отличается особой креативностью — в пику деструктивизму, который культивируют большинство авангардистов.

СЛУШАТЬ на Яндекс.Музыке
СЛУШАТЬ на Яндекс.Музыке

Еще в прошлом веке дуэт выпустил два виниловых LP на ВФГ «Мелодия» («Аванс прошлому» и «Русские песни») и один CD на лейбле SoLyd Records («Путешествие Янки Дудля», 1995), хотя число подготовленных авторских программ объёмом как раз в один диск превышало два десятка. Дуэт распался в 1997 году, что дало возможность музыкантам заниматься проектами самого разного характера. Однако периодически они объединяются, каждый раз создавая новую музыкальную реальность, вбирающую их музыкальный гигантский опыт. В начале 2000-х к дуэту Гайворонского и Волкова присоединился пришедший из джазового мэйнстрима и фьюжн пианист Андрей Кондаков. У нового трио сразу возросла гастрольная активность, выросло число релизов, один из которых — «В поисках стандарта» (2009) — был отмечен изданием AllAboutJazz New York в номинации «Лучший альбом 2009 года», а диск «Русские романсы. Посвящение Даргомыжскому» (2013) привлек особое внимание европейской прессы.

ДАЛЕЕ: подробности о музыкантах, контактная информация, заказ билетов, ВИДЕО 

Гайворонский и Волков, 2004
Гайворонский и Волков, 2004 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»

Вячеслав Гайворонский — один из самых одарённых, творческих музыкантов современной России, композитор, импровизатор, трубач. Петербургский музыкант занимает в элите российского нового джаза особое место. Парадоксальный лидер, хорошо известный лишь узкому кругу знатоков и музыкантов, Гайворонский, находясь, казалось бы, в тени более шумных звёзд, тем не менее пользуется непререкаемым авторитетом в новоджазовой среде.

Один из самых известных и признанных на Западе новоджазовых музыкантов из бывшего СССР, Вячеслав Гайворонский прославился просуществовавшим более полутора десятилетий дуэтом с контрабасистом Владимиром Волковым. Другим многолетним проектом музыканта стал дуэт с аккордеонисткой Эвелиной Петровой. У Гайворонского немало изданных работ — «Аванс прошлому» и «Русские песни» на виниле, «Путешествие Янки Дудля», «Сергею Куреёхину», «Postfactum» и др. на CD, но делает он гораздо больше — десятки концертных программ, театральная и киномузыка, работы для разных составов, обучение молодых музыкантов. Дискография различных проектов Гайворонского XXI века насчитывает около двух десятков CD.

Родился Вячеслав Гайворонский в Ленинграде в 1947 г., закончил мединститут и Ленинградскую консерваторию по классу трубы, много лет прожил в Кемерово, куда попал как врач по распределению. Вернулся в Ленинград в конце 70-х и включился в джазовую жизнь города. Вячеслав не только играет и сочиняет музыку, в течение 30 лет он занимается теоретическим музыкознанием, написал и издал книгу «У ворот храма». Джазовые музыканты нередко испытывают пиетет перед композиторами европейской традиции, результат чего порой воплощается в графоманских сочинениях крупной формы. В противоположность этому подходу Вячеслав Гайворонский готов создавать настолько оригинальные композиторские сочинения, что даже их реализация требует особого момента. Опыт музыканта и философа приводит к изысканной музыке, которая с трудом поддается классификации. Теоретические и концертные работы маэстро исследуют пограничные области между джазовой импровизационной музыкой и академическим сочинением.

В течение многих лет на рубеже советского и постсоветского периодов Владимира Волкова в различного рода опросах называли джазменом России №1. Но рамками джаза его трудно ограничить. Волков —«человек с контрабасом». Он столь мастерски владеет этим инструментом и так органичен при игре на нем, что в концертах его порой трудно даже визуально отделить от контрабаса. Музыкант нового джаза, Волков, тем не менее, играет самую разную музыку. Его имя можно встретить на пластинках Сергея Курёхина или Бориса Гребенщикова, Леонида Фёдорова и группы «Аукцыон», очень много и активно он занимается ранней европейской музыкой (правда, её он играет на виоле да гамба). Владимир родился в Ленинграде, подростком заинтересовался контрабасом. В 1976 Волков поступил в училище Римского-Корсакова., а с 1979 в течение более чем пятнадцати лет Волков играл в дуэте с трубачом Вячеславом Гайворонским. Параллельно он окончил консерваторию, выступал в симфоническом оркестре. Но именно дуэт был для него джазовой школой, университетом и аспирантурой. Уже многие годы Волков является как инициатором, лидером собственных проектов (достаточно назвать аванто-роковое ВОЛКОВТРИО), так и участником многих международных стабильных или спонтанных ансамблей, в которых он играет вместе с Владимиром Тарасовым, Андреем Кондаковым, Аркадием Шилклопером, Сергеем Старостиным, Леонидом Фёдоровым, Мола Силла, Дафером Юсефом, Недом Ротенбергом, Саинхо, Кадзутоки Умэдзу, Стивом Райхом, Вячеславом Ганелиным и многими другими музыкантами.

3 марта, начало в 19:00. Еврейский культурный центр на Никитской им. Ральфа Гольдмана: ул. Б. Никитская, 47, стр. 2 (м. Краснопресненская / Баррикадная), тел. (495)787-4560, (495)787-4567 (бронируйте билеты заранее)

Цена билета: 500 рублей. Для студентов и пенсионеров скидка 50%. Джаз-гостиная Михаила Митропольского «Импровизация нового века»: «Мартовское чаепитие» — Вячеслав Гайворонский и Владимир Волков.

ВИДЕО: Вячеслав Гайворонский (труба) и Владимир Волков (контрабас) исполняют свою пьесу «В поисках стандарта» в джаз-клубе JFC в Санкт-Петербурге 28 февраля 2011.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *