В Петербургской джазовой филармонии отметили 70-летие саксофониста Михаила Костюшкина

2
Владимир Фейертаг,
Санкт-Петербург
фото, видео: Иван Высоких
VF

report19 февраля в Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки состоялся юбилейный вечер саксофониста Михаила Костюшкина. Вот уже почти 20 лет Михаил Иосифович появляется на сцене (и в любом другом публичном пространстве) в фирменной шапочке, козырек которой закрывает добрую половину лица музыканта, поэтому юбиляр на своем 70-летии выглядел так же бодро, как в 50 и 60, когда джаз-клуб «Квадрат» устраивал ему бенефисы. Подчеркнутая молодцеватость, как мне кажется, позволяет Костюшкину создавать молодежные группы и быть в них «своим» (по крайней мере, внешне), играть фанк и фьюжн, появляться на рок-тусовках в компании сына Стаса ( группа «Чай вдвоём»).

Михаил Костюшкин
Михаил Костюшкин

Михаил родился 4 февраля 1946 г. в Забайкалье в семье военного журналиста и врача. Учился в Ленинградской музыкальной школе им. С.В. Рахманинова (класс фортепиано), затем окончил музыкальное училище при Ленинградской консерватории по классу кларнета. Когда удалось раздобыть альт-саксофон, начал играть на танцах в разных питерских командах, но всерьёз увлекся джазом, услышав музыку Сонни Роллинза. «Я и раньше слушал разных тенор-саксофонистов, — рассказывал Михаил, — но испытал настоящий шок, натолкнувшись на запись Сонни Роллинза «I’ve Found a New Baby». По-моему, это была пластинка 1966 года. Она перевернула мою жизнь».

В 1967 г. Давид Голощёкин, уволившийся из оркестра Эдди Рознера, возглавил Одесский эстрадный оркестр и пригласил Мишу Костюшкина на вакантное место баритон-саксофониста. Давид Семёнович довольно быстро покинул Одессу, а Костюшкин задержался в оркестре на два года. Впоследствии он устроился на работу в пароходство, и в 1969-72 объездил весь мир, работая в эстрадно-джазовом ансамбле на одном из черноморских лайнеров. А когда он вернулся в Ленинград, Голощёкин сразу же взял его в свой ансамбль.

На мой взгляд, именно в это время Михаил стал в Ленинграде тенор-саксофонистом № 1. Он неизменно выступал на посиделках в «Квадрате», готовил тематические программы для концертных залов, создавал ансамбли с молодыми музыкантами. Ему обязаны своим «восхождением» контрабасист Дмитрий Колесник, гитаристы Андрей Рябов, Александр Старостенко и Александр Пумпян, барабанщики Евгений Губерман и Владимир Туник. Пожалуй, лучшим проектом Костюшкина стал квартет «Арс-нова» с пианистом Петром Корневым, контрабасистом Владимиром Кудрявцевым и Туником на ударных. Параллельно саксофонист сотрудничал с Сергеем Курёхиным, выступал с его «Поп-механикой» на зарубежных фестивалях и даже несколько раз спровоцировал Сергея на выступления дуэтом (саксофон и фортепиано). А в 90-е годы начал помогать своему сыну Станиславу подбирать музыкальный материал и исполнителей для поп-группы «Чай вдвоём».

Юбилейный концерт 19 февраля состоял из двух отделений. В первом Костюшкин играл стандарты с Давидом Голощёкиным. Причем не очень часто исполняемые, такие, как «Just In Time» или «Speak Low». Тенор-саксофон звучал мощно и красиво, Давид Семёнович играл то на флюгельгорне, то на вибрафоне, а ритм-группа зажгла аудиторию качественным свингом благодаря мастерству самого изобретательного и динамичного барабанщика нового поколения Петра Михеева и надежности опытного контрабасиста Вадима Михайлова. Не могу не отметить, насколько мудро аккомпанировал и небанально импровизировал гитарист Андрей Рябов.

ВИДЕО: Квинтет Михаила Костюшкина — «Speak Low»

httpv://www.youtube.com/watch?v=cFE1ASbRTEg

ДАЛЕЕ: продолжение репортажа Владимира Фейертага с 70-летия Михаила Костюшкина 

А в конце отделения на сцену поднялся Стас Костюшкин, великолепно спевший «You Are My Everything» и собственный шлягер из репертуара группы «Чай вдвоём».

ВИДЕО: Квинтет Михаила Костюшкина featuring Станислав Костюшкин — «Фая! Нет Wi Fi’я!» (Станислав Костюшкин)

httpv://www.youtube.com/watch?v=cCUbPHfptVI

Во втором отделении выступил фьюжн-квартет (саксофон, гитара, бас-гитара, ударные), исполнявший хорошо структурированные композиции Михаила Костюшкина. И я заметил, что публики стало поменьше. Многие не восприняли «нового» Костюшкина и покинули зал. А зря, потому что даже при смене ориентиров Михаил Костюшкин остался музыкантом, которого надо слушать. Это подчеркнул и Давид Голощёкин (конечно, в целом опять «наехав» на поп-музыку), отметивший, что годы сотрудничества с Мишей считал самыми плодотворными. И я добавлю, что Мишу все всегда любили. За умение быть добрым и терпеливым, за вкус, за интеллигентность, за умение дружить. И за преданность музыке.

ВИДЕО. Квартет Михаила Костюшкина (тенор-саксофон): Геннадий Рубцов — гитара, Дмитрий Солдатов — бас-гитара, Владимир Ласоцкий — барабаны

httpv://www.youtube.com/watch?v=Fl7UYRlW2Ik

реклама на джаз.ру
Предыдущая статья«Тихий дуэт» — Вячеслав Гайворонский и Владимир Волков: редкое выступление в Москве
Следующая статьяДни эстонского джаза в Москве: свою музыку и ансамбли покажут гитарист Яак Соояэр и басист Пеэду Касс
Владимир Фейертаг
Владимир Борисович Фейертаг. Наше издание много лет назад придумало для этого человека несколько определений, которыми мы при каждом его упоминании объясняем возможному неосведомлённому читателю, кто он такой: «патриарх российского джазоведения», «первопроходец джазового просветительства в России»… Сам он с присущей ему скромностью при личных встречах всякий раз просит этих звонких титулов не употреблять, но как их не употребить? Так же проще! Перечисление титулов и званий — заслуженный деятель искусств России, кавалер российского ордена Дружбы, лауреат премии им. Уиллиса Коновера, член Союза композиторов СССР, профессор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств — вряд ли даёт исчерпывающее представление о масштабе деятельности этого человека, хотя, конечно, хорошо дополняет наше привычное «старейшина и первопроходец джазовой журналистики, джазовой критики и джазовой историографии в России». 28 марта 2024 г. Владимир Борисович Фейертаг ушёл из жизни в Санкт-Петербурге на девяносто третьем году жизни.

2 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Спешу заметить, что никто не ушел после первого отделения. И мало того, в завершении второго отделения зал аплодировал СТОЯ!!!!
    Михаил исполняет свою (авторскую) музыку на сцене Филармонии ни в первый, и ни второй раз (!) На концерты Костюшкина всегда собирается полный зал (иногда с доп. местами). Это, без преувеличения, самый востребованный и незаменимый музыкант Филармонии! Это современный музыкант, который очень тонко чувствует музыку, и играет для своей публики! И всегда будет это делать ни смотря ни на что и ни на кого!

  2. Дорогой Михаил !!! Поздравляю с Юбилеем!!! Ты мой кумир !!! Здоровья и Удачи!!!

    Игорь Бутман

Добавить комментарий для Artist Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.