Событие. Алина Ростоцкая и группа Jazzmobile представили в Москве дебютный альбом «Flow»

1
Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
(текст, фото, видео)
CM

report3 апреля в российской музыке случилось большое событие.

Да, я знаю, что несколько тысяч человек в это время были на большом стадионном концерте, и для них именно он стал событием — но я хочу подчеркнуть, что на самом деле большое событие произошло в 400-местном зале Театрального центра СТД «На Страстном», где вокалистка Алина Ростоцкая и её группа Jazzmobile представили дебютный альбом «Flow» («Поток»).

Алина Ростоцкая и Jazzmobile
Алина Ростоцкая и Jazzmobile

Анонсируя этот концерт (и сам альбом), ваш покорный слуга писал об Алине:

…Всего семь лет назад российский джазовый журнал «Джаз.Ру» уточнял — «молодая певица». Алина и сейчас молода, но назвать её «молодой певицей» больше не поворачивается язык. Во-первых, она не только певица: да, Алина — вокалист, но она и и поэт, и композитор, и автор, и аранжировщик… и даже инструменталист: её соло на духовой мелодике (мелодической гармонике) уверенно вступают в диалог с искушённой игрой инструменталистов её ансамбля. А во-вторых, она — несмотря на молодость — уже сложившийся мастер, сильный лидер, оригинальный голос.

Я имею в виду не только голос как таковой, голос как музыкальный инструмент, хотя пение Алины действительно оригинально. Она не подражает никому: её голос — это только её голос. Но ещё важнее её голос как артиста, голос самостоятельного творца в серой пустыне современного музыкального пространства, замусоренного «каверами», вторичными коммерческими копиями чужого творчества, или собранными из готовых блоков развлекательными треками. Алина Ростоцкая — действительно самостоятельный творец, со своим собственным, ни на кого не похожим голосом, собственной манерой, собственным творческим лицом, которое запоминается с первого прослушивания и навсегда…

Алина Ростоцкая, Антон Ревнюк
Алина Ростоцкая, Антон Ревнюк

Вечер 3 апреля показал: всё так и есть. Алина и её соратники и единомышленники по группе Jazzmobile представили мощную программу, полностью состоящую из авторских пьес или авторских аранжировок (ровным счётом трёх — сефардской фольклорной песни «Morenika», русской «Ты река ль моя реченька» и одного номера из «Курских песен» Георгия Свиридова).

ВИДЕО: Алина Ростоцкая и Jazzmobile. Георгий Свиридов. Кантата «Курские песни» на народные слова — 4-я песня «Ой, горе, горе да лебедоньку моему» (1964)
3 апреля 2016, Театральный центр СТД РФ «На Страстном»
Алина Ростоцкая — вокал; Евгений Лебедев — фортепиано, клавишные; Андрей Красильников — сопрано-саксофон; Максим Шибин — гитара; Антон Ревнюк — контрабас; Игнат Кравцов — барабаны
httpv://www.youtube.com/watch?v=C_6PoPhEIV0

Должен подчеркнуть, что при безусловном лидерстве Ростоцкой и её, так сказать, визуальном доминировании на сцене это именно ансамблевое шоу, совместное творчество и безусловно групповой успех. Алина Ростоцкая и Jazzmobile — не «певица и аккомпаниаторы»: это группа равноправных солистов (помимо Алины — саксофонист Андрей Красильников, пианист Евгений Лебедев, гитарист Максим Шибин, басист Антон Ревнюк и барабанщик Игнат Кравцов), где лидер то и дело чуть отступает, оставляя в фокусе зрения аудитории одного из инструменталистов для развёрнутого импровизационного сольного высказывания. Мало того, лидер то и дело сама превращается в солиста-инструменталиста — и не только тогда, когда играет на духовой мелодике или на фортепиано: скэтовые вокальные соло Алины показывают, что она владеет инструментальной импровизацией голосом на том же уровне, на котором может изложить песенный материал.

Евгений Лебедев, Андрей Красильников, Максим Шибин
Евгений Лебедев, Андрей Красильников, Максим Шибин

Говоря об изложении песенного материала, я говорю вовсе не о техническом уровне. Я об уровне передачи эмоций, об уровне того, что джазовые музыканты во всём мире называют «рассказать историю». Скэт (слоговая импровизация) Алины Ростоцкой непривычен: она не копирует великих мастериц скэта из легендарного джазового прошлого, что успешно делают многие другие джазовые вокалистки. Она всё делает по-своему, бесстрашно идёт на творческий риск… и выигрывает.
ДАЛЕЕ: стратегия, тактика, бесстрашие и… талант. Продолжение репортажа с презентации дебютного альбома Алины Ростоцкой и Jazzmobile 

Андрей Красильников, Алина Ростоцкая
Андрей Красильников, Алина Ростоцкая

Я должен специально подчеркнуть слово «бесстрашно». Изрядное бесстрашие — творческое и личное! — требуется для того, чтобы вообще идти своим путём. Искать своё, пробовать, нарабатывать, исследовать — вместо того, чтобы копировать великие достижения золотого века джаза и составлять из готово-выборных жанровых элементов стилистически узнаваемые и оттого комфортные для невзыскательного слушателя прикладные номера.

Поймите меня правильно: готово-выборная стратегия построения музыкального материала в своём роде ничуть не менее почтенна, потому что требует обширного знания, так сказать, музыкальной литературы и большого мастерства.

Максим Шибин, Алина Ростоцкая, Антон Ревнюк
Максим Шибин, Алина Ростоцкая, Антон Ревнюк

Но, кроме мастерства, в природе есть ещё и талант. Та самая невидимая, не определяемая приборами, не вычисляемая строгой математикой тембров, звукорядов и тональных отношений экстрамузыкальная составляющая, которая только и может превратить музыкальное мастерство в музыкальное искусство. Честь и хвала музыкантам, которые под давлением «невидимой руки рынка» и «стратегий выживания» не приносят эту составляющую в жертву потенциальной продаваемости своего труда.

Честь и хвала лейблу Butman Music, который взялся за выпуск цельного, глубокого, но совершенно не ложащегося на легко определяемые стилистические «полочки» альбома Алины Ростоцкой и Jazzmobile. Здесь тоже потребовалась творческая смелость — не меньшая, чем потребовалась артистам для создания этой работы. И не меньшая, кстати, чтобы в наше рационалистическое время открыть список благодарностей на обложке диска самой главной благодарностью — Творцу всего видимого и невидимого.

Андрей Красильников, Алина Ростоцкая
Андрей Красильников, Алина Ростоцкая

В заключение хочу процитировать слова самой Алины Ростоцкой — из её прочувственного комментария на странице в социальной сети:

…Ни о каком альбоме я не помышляла, просто сочиняла музыку потихоньку, складывала её в волшебную коробочку, и она там ждала своего часа. Было совершенно непонятно, что со всем этим делать: не хватало знаний, опыта — аранжировочного, исполнительского, человеческого, в конце концов.

А потом родилась Шуня [Агафья, дочь Алины и её мужа, гитариста Jazzmobile Максима Шибина. — Ред.] и всё расставила по своим местам. Всё начало двигаться, и довольно быстро. Воистину, для каждого человека там, наверху, есть свой план, который оптимален именно для него. Благодарю Бога за эту девочку! Поразительно, конечно: когда ты ограничен в каких-то ресурсах, ты начинаешь лучше понимать, чего хочешь в жизни, что для тебя в ней важно — и начинаешь гораздо более эффективно и целенаправленно работать над тем, что хочешь воплотить…

…Всё, что произошло — какой-то невероятный дар для меня. В этом путешествии я научилась рисковать, быть смелой и даже отчаянной, я научилась отпускать всё, что от меня не зависит, я научилась держать удар, я научилась верить в чудеса, я научилась праздновать маленькие победы и проще относиться к неудачам, я научилась радоваться возможностям, ценить каждый момент и находить в нем красоту, научилась вкладывать в будущее… и вкалывать тоже научилась, причем как следует!

Знали бы вы, какое удовольствие я получила сегодня, поставив напротив строчки «свести, издать и презентовать пластинку» в своем ежедневнике — огромный, смачный ПЛЮС!

Всё так, Алина. Всё так и есть.

Андрей Красильников, Максим Шибин, Алина Ростоцкая, Антон Ревнюк
Андрей Красильников, Максим Шибин, Алина Ростоцкая, Антон Ревнюк

Замечу вот ещё что: признаком стремительного творческого роста нового поколения «российских джазовых лидеров», первой яркой приметой начала сбора их, так сказать, «творческого урожая» стал для автора этих строк концерт трио Евгений Лебедев — Антон Ревнюк — Игнат Кравцов в Доме музыки в январе 2015 г. (см. «Две презентации. Молодое поколение наступает» в «Полном Джазе 2.0» за февраль прошлого года) . Как важно и как символично, что это мощное трио, оказавшееся для меня едва ли не главным художественным открытием в российском джазе последних лет, в полном составе играет в ансамбле Jazzmobile — не перетягивая на себя внимание, чутко и мудро участвуя в музыкальной ткани, которую создаёт лидер ансамбля через тонко сбалансированное партнёрство с каждым из музыкантов.

Антон Ревнюк, Игнат Кравцов
Антон Ревнюк, Игнат Кравцов

Думаю, успех концерта-презентации не был бы полным и без участия специального гостя — Владимира Нестеренко, который в начале концерта играл как пианист аранжировку, которую сам и сделал для Алины Ростоцкой в самом начале развития проекта Jazzmobile, а затем дважды выходил на сцену как флейтист, дополняя голосом этого нечастого в джазе инструмента изящное звучание ансамбля.

ВИДЕО: «Ночью» (Алина Ростоцкая)

3 апреля 2016, Театральный центр СТД РФ «На Страстном». Алина Ростоцкая — вокал; Евгений Лебедев — фортепиано, клавишные; Андрей Красильников — сопрано-саксофон; Максим Шибин — гитара; Антон Ревнюк — контрабас; Игнат Кравцов — барабаны. Специальный гость — Владимир Нестеренко (флейта)
httpv://www.youtube.com/watch?v=cOrKQBWjoRM

Успех не был бы полным и без причудливых видеоколлажей, которые Тамара Зубова выполнила специально для этого концерта, сделав их органичной частью некоторых пьес Алины — например, предфинального номера концерта, англоязычной «We Can Fly».

ВИДЕО: «We Can Fly» (Алина Ростоцкая)
Алина Ростоцкая — вокал, духовая мелодика; Евгений Лебедев — фортепиано, клавишные; Андрей Красильников — сопрано-саксофон; Максим Шибин — гитара; Антон Ревнюк — контрабас; Игнат Кравцов — барабаны
httpv://www.youtube.com/watch?v=lGUbAYHGRAs

Наша «джазовая полиция», ревнители чистоты жанра и строгости традиции, конечно, уже готовы задать сакраментальный вопрос, звонко летающий в отечественном джазе от стенки до стенки последние полстолетия — с тех пор, как второе послевоенное поколение начало смело писать авторскую музыку с привлечением стилистических элементов извне афроамериканской джазовой идиомы.

Джаз ли это?

Тут у меня было заготовлено обширное теоретическое обоснование, включавшее ссылки на идиоматику, импровизационную интерактивность, типы ритмического движения и тому подобные высокие материи. Но я решил обойтись без обоснования. В конце концов, согласившись выпустить этот альбом, известнейший российский джазовый лейбл уже всё обосновал.

Да, это джаз. Это — современный российский джаз, дамы и господа, друзья, товарищи. Это одно из его ярких, особенных и привлекательных лиц. Именно то, что нужно продвигать и на фестивальных сценах внутри страны, и за её пределами — в рамках усилий по продвижению российского джаза на мировые сцены.

Евгений Лебедев, Андрей Красильников, Максим Шибин, Алина Ростоцкая, Антон Ревнюк, Игнат Кравцов
Евгений Лебедев, Андрей Красильников, Максим Шибин, Алина Ростоцкая, Антон Ревнюк, Игнат Кравцов

Ждём продолжения!

ВИДЕО: «Колыбельная для Агафьи» (Алина Ростоцкая)
3 апреля 2016, Театральный центр СТД РФ «На Страстном». Алина Ростоцкая — вокал, духовая мелодика; Евгений Лебедев — фортепиано, клавишные; Андрей Красильников — сопрано-саксофон; Максим Шибин — гитара; Антон Ревнюк — контрабас; Игнат Кравцов — барабаны
httpv://www.youtube.com/watch?v=_XdKPdL1D4w

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяEurope Jazz Media Chart, апрель 2016: редакции джазовых журналов Европы рекомендуют новые альбомы
Следующая статьяИнтервью «Джаз.Ру». Нидерландский вокалист Хан Бурс о концерте в Москве с проектом Rubatong
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

1 КОММЕНТАРИЙ

Добавить комментарий для Игорь Лазарев Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.