Ветеран московской джазовой сцены тромбонист Михаил Царёв отмечает 80-летие

4
Михаил Кулль
Йехуд, Израиль
Фото: архив автора
МК

story18 апреля исполняется 80 лет Михаилу Ивановичу Царёву, известному в московском джазовом мире тромбонисту — музыканту «первого призыва» плеяды энтузиастов, по сути рождавших в конце 50-х — начале 60-х годов прошлого века современный московский (и советский) джаз.

Девятилетним мальчиком Миша Царёв был отдан в музыкальную школу, где проучился четыре года по классу аккордеона. Как и многие его ровесники, заинтересовался и увлекся джазом, посмотрев «Серенаду Солнечной долины» (можно предположить, что образ Гленна Миллера и звучание его тромбона надолго остались в памяти и сыграли свою роль в дальнейшей музыкальной судьбе Царёва). Уже в конце пятидесятых начал играть на аккордеоне на танцах ( иногда во дворе дома, а иногда и на площадках московского парка «Сокольники») с друзьями детства — трубачом Германом Петровым и барабанщиком Вольдемаром Лакреевым. Попав в Советской армии в полковой оркестр, решил поменять музыкальную ориентацию, выбрав духовой инструмент — тромбон — как более соответствующий духу нравящегося ему традиционного и классического джаза (вспомним о тени Гленна Миллера!). И за какие-то полгода освоил его. Учиться джазу было у кого, уже можно было слушать записи классиков-инструменталистов: Луи Армстронга, Томми Дорси, Гарри Джеймса, Джека Тигардена, Трамми Янга. Они и были кумирами молодого тромбониста.

Михаил Царёв на фестивале «Джаз-68», Москва
Михаил Царёв на фестивале «Джаз-68», Москва

Позволю себе небольшое отступление. В упомянутый выше «исторический период» — (середина 50-х — начало 60-х)— уже было достаточно много духовиков разной степени профессиональной подготовки: от самоучек до образованных профессионалов. Но, видимо, вступил в силу закон рынка — «спрос-предложение». Чаще всего стихийно, прежде всего для игры на танцах, создавалось множество «малых составов» — комбо, которым требовались прежде всего саксофонисты-кларнетисты и трубачи, ведущие солисты любого квартета-квинтета. А вот тромбонисты… Время солирующего или ведущего в ансамбле тромбона еще не наступило. Где требовался этот инструмент — это прежде всего в традиционном джазе, диксиленде, и изредка — в составе «с тремя дудками», но последние были редкостью. Поэтому в Москве в это время было буквально считанное число тромбонистов, увлекавшихся джазом. Из старшего поколения назову лишь «утёсовца» Иосифа Давида, а также Александра Абрамова. Полное энтузиазма молодое поколение двадцати — двадцатипятилетних выдвинуло две фигуры: ровесников Константина Бахолдина и Михаила Царёва. Замечу, что пришли они в джаз из танцевальных «халтур», в которых оба играли на аккордеоне. Удивительное совпадение!

Оркестр ресторана «Курортный», Сочи, 1960. Владислав Грачёв, Михаил Царев, Юрий Мушперт, Марк Терлицкий, Норик Енгибарян
Оркестр ресторана «Курортный», Сочи, 1960. Владислав Грачёв, Михаил Царев, Юрий Мушперт, Марк Терлицкий, Норик Енгибарян

В 1959 Михаил поступил в Московский финансовый институт, который окончил в 1963 г. После чего многие годы, вплоть до ухода на пенсию, работал по специальности, в том числе и за границей, но всегда продолжал играть джаз, оставаясь по статусу музыкантом-любителем.

ДАЛЕЕ: продолжение биографии тромбониста Михаила Царёва 

В разных составах играл в ресторанах и на танцверандах и на тромбоне, и на аккордеоне. Начиная с 1961, с первого дня работы молодежного кафе «Аэлита», регулярно играл на его сцене, вскоре — и в кафе «Синяя птица».

Владислав Грачёв, Михаил Царёв.  Кафе «Аэлита», 1962
Владислав Грачёв, Михаил Царёв. Кафе «Аэлита», 1962

Чаще всего — вместе с трубачом Владиславом Грачёвым. С ним, а также с банджоистом Борисом Васильевым, кларнетистом/тенор-саксофонистом Игорем Вороновым, ударником Вольдемаром Лакреевым, а позже с контрабасистом Львом Высоцким образовался «Диксиленд Грачёва», который иногда называли «Московский Диксиленд». С небольшими изменениями этот состав успешно участвовал в московских джазовых фестивалях 1962–1968 гг. (по ссылке: две пьесы Диксиленда Грачёва с фестиваля 1967 г.)

Михаил Царёв, Владимир Кулль, Герман Лукьянов, Игорь Высоцкий. Джем. Кафе «Синяя Птица», 1964
Михаил Царёв, Владимир Кулль, Герман Лукьянов, Игорь Высоцкий. Джем. Кафе «Синяя Птица», 1964

В эти же годы Царёв иногда выступал в собранном им секстете (с трубачом Евгением Барановым и тенор-саксофонистом Адольфом Шейниным).

Евгений Баранов, Адольф Шейнин, Михаил Царёв . Секстет Михаила Царёва. Кафе «Молодежное», 1965
Евгений Баранов, Адольф Шейнин, Михаил Царёв . Секстет Михаила Царёва. Кафе «Молодежное», 1965

В 1966-1969 в составе «Диксиленда Грачева» Царёв играл в кафе «Печора». Он был одним из основных аранжировщиков пьес, которые играл ансамбль. Его обработка пьесы Артура Полонского «Цветущий май» вошла в репертуар многих традиционных составов. Он — автор ряда композиций и обработок в традиционном стиле, в том числе записанных на пластинки фирмы «Мелодия» («Меломан», «Однозвучно гремит колокольчик», тема увертюры к опере Россини «Вильгельм Телль» и др.). Следует подчеркнуть, что в Диксиленде с весьма вольными нравами музыкантов-любителей Царёв всегда был символом порядка и стабильности как в поведении, так и в музыкальной дисциплине, будучи со своим инструментом в значительной степени гармонической опорой традиционного состава.

Диксиленд Грачёва образца 1967. Михаил Царёв, Лев Высоцкий, Лев Лебедев, Борис Васильев, Владислав Грачёв (плюс Михаил Кулль и Вольдемар Лакреев за кадром). Центральный лекторий, Москва. 1967
Диксиленд Грачёва образца 1967. Михаил Царёв, Лев Высоцкий, Лев Лебедев, Борис Васильев, Владислав Грачёв (плюс Михаил Кулль и Вольдемар Лакреев за кадром). Центральный лекторий, Москва. 1967

А на фестивале «Джаз-67» вместе с тромбонистом Игорем Заверткиным мы (автор играл в то время в «Московском диксиленде». — Ред.) выступили в квинтете с двумя тромбонами, причем Царёв профессионально редактировал аранжировки партий тромбонов исполнявшихся композиций.

Геннадий Бондарев, Владимир Кулль, Владислав Грачёв, Михаил Царёв, Вольдемар Лакреев, Александр Чернышев. «Сборный Диксиленд». Кафе «Синяя Птица», 1964
Геннадий Бондарев, Владимир Кулль, Владислав Грачёв, Михаил Царёв, Вольдемар Лакреев, Александр Чернышев. «Сборный Диксиленд». Кафе «Синяя Птица», 1964

Активную игру на тромбоне Царёв практически прекратил в 1972, уступив своё место в Диксиленде Игорю Заверткину в связи с отъездом в длительную командировку за границу от Агентства печати «Новости» (АПН). Возвратившись в Москву, Михаил Иванович продолжал интересоваться джазом, посещал джазовые мероприятия, коллекционировал записи, но играть в составах перестал. Во время зарубежной поездки освоил работу фотокорреспондента, и это переросло в увлечение фотографией, в чем Царёв достиг профессионального уровня. Это увлечение продолжается и в настоящее время, и где бы мне ни приходилось встречаться с Михаилом во время моих кратковременных визитов в Москву, всегда он «вооружен» современной фотокамерой.

Нестареющие ветераны Диксиленда. Владимир Кулль, Михаил Царёв, Михаил Кулль, Лев Высоцкий и примкнувший к ним Владимир Маганет (на заднем плане). Джаз-Арт Клуб в кафе «Эссе», 2011
Нестареющие ветераны Диксиленда. Владимир Кулль, Михаил Царёв, Михаил Кулль, Лев Высоцкий и примкнувший к ним Владимир Маганет (на заднем плане). Джаз-Арт Клуб в кафе «Эссе», 2011

Михаил Иванович Царёв, даже несмотря на свои 80 остающийся для меня Мишей Царёвым, с которым наше знакомство и дружба насчитывают более пятидесяти лет, — прекрасный семьянин, заботливый муж, отец и дед. И мне остается только поздравить его с замечательным юбилеем и пожелать ему по нашим обычаям достойно дожить до ста двадцати, имея в виду, что две трети этого пути уже успешно пройдены.

Здоровья, счастья и благополучия тебе!

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяТромбонист Стаффорд Хантер в туре по России: концертные впечатления
Следующая статьяДжазмен Александр Гуреев и блюзмен Гия Дзагнидзе: посвящение фильму The Blues Brothers с биг-бэндом
Михаил Кулль
Михаил Ильич Кулль, коренной москвич, родился в 1935 году на Арбате. Прожил в Москве до 1999 года, когда поменял место жительства на город Йехуд в Израиле. Окончил Московский институт химического машиностроения (МИХМ). В 1955 году, играя в студенческом эстрадном оркестре, которым руководил Борис Фиготин, познакомился с трубачом Владиславом Грачёвым. Их дружба и сотрудничество продолжались в течение 30 лет, сначала – в комбо (с участием саксофониста Владимира Шифрина), потом – в «Диксиленде Грачёва». В этом составе Михаил играл в конце 60-х в кафе «Печора». После того как Грачёв прекратил активную жизнь в джазе, до 1992 года Михаил Кулль был участником «Нового московского Джаз-бэнда» Александра Банных. В 1964 году с собственным квартетом «открывал» кафе «Синяя птица», где играл два с половиной года. В 1967 году в квинтете с двумя тромбонами (Михаил Царёв и Игорь Завёрткин) участвовал в фестивале «Джаз-67». В Израиле продолжал играть джаз в собственном квинтете, с которым принимал участие в ежегодных джазовых фестивалях «Джаз-глобус» в Иерусалиме. Михаил Ильич не только играл джаз, но и фотографировал своих коллег-музыкантов. Многие его фотографии были опубликованы в журнале «Джаз.Ру», в том числе и в статьях Михаила Кулля, посвященных джазовой жизни Москвы 60-х годов. В 2009 г. вышла книга воспоминаний Михаила Кулля «Ступени восхождения», в которую вошли многие из этих текстов.

4 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Михаил Иванович, со славным юбилеем Вас!
    До сих пор под впечатлением от Вашего тромбона в «Садовом кольце» В. Грачёва.
    С уважением,
    Георгий.

  2. Дорогой Миша! Полнлстью присоединяюсь к посланию брата! С ЮБИЛЕЕМ ! Желаю всего самого доброго,и самое главное — здоровья и бодрости,сил и энергии на долгие годы! Обнимаю VK,

Добавить комментарий для Владимир Кулль Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.