Эспоо, Финляндия. Два дня на April Jazz: события и впечатления

0
Юлия Сотникова
фото автора
и Ralf Dombrovsky
YS

reportДжазовый фестиваль, который проходит в городе Эспоо на юге Финляндии, отметил в апреле 30-летие. В разные годы на April Jazz выступали Чик Кориа, Нина Симон, Эл Джарро, Рэй Чарлз и ещё десятки легендарных музыкантов. Афиши April Jazz-2016, который проходил с 20 по 26 апреля, украсили имена ведущих мастеров современного джаза и соул: саксофонист Крис Поттер, органист Джоуи ДеФранческо, вокалист Хосе Джеймс, пианист/клавишник Роберт Гласпер, вокальная группа Take 6… Юбилей фестиваля совпал в этом году с 50-летием Финской джазовой федерации, или попросту Suomen JazzLiitto.  Корреспондент «Джаз.Ру» находился на фестивале два дня — 21-22 апреля.

Эспоо, культурный центр Tapiola
Эспоо, культурный центр Tapiola (место проведения фестиваля April Jazz)

Эспоо — второй по величине город в Финляндии после Хельсинки, он находится всего в 15 минутах езды на машине от финской столицы. Город не имеет центра в привычном понимании этого слова, а состоит из пяти равноправных частей. Фестиваль April Jazz, по словам его директора Матти Лаппалайнена, помогает каждый год собирать вместе жителей этих пяти обособленных районов на центральной площадке фестиваля — в культурном центре Эспоо «Тапиола».

Espoo Big Band (photo © Ralph Dombrovsky)
Espoo Big Band (photo © Ralph Dombrovsky)

ДАЛЕЕ: что за город Эспоо, что в нём есть, как устроен городской джаз-фестиваль и как он проходил в этом году… 

Как в любом уважающем себя финском городе, есть в Эспоо и музей современного искусства. EMMA Museum — один из крупнейших музеев Финляндии, его площадь составляет более пяти тысяч квадратных метров, а коллекция превосходит другие финские музеи по профессиональному уровню представленных работ.

В Музее современного искусства Emma
В Музее современного искусства Emma

Ещё одна достопримечательность, умолчать о которой не получится — сюжет, с джазом напрямую не связанный, но в то же время для Эспоо очень характерный. Речь идет о так называемом Futuro House (на фото), или «доме будущего» — дизайнерском проекте, возникшем в конце 60-х, в то самое время, когда была создана Финская джазовая федерация.

Futuro House (photo © Ralph Dombrovsky)
Futuro House (photo © Ralph Dombrovsky)

В отличие от последней, дизайнерский проект оказался провальным. Целая серия «домов будущего», по виду больше напоминающих летающую тарелку, была выпущена в 60-70 годы прошлого века. Дома из пластика можно было легко транспортировать с помощью вертолётов в самые отдалённые точки, где только бывал человек. Они использовались как мини-отели для горнолыжников, путешественников, любителей приключений, состоятельных землевладельцев. Конструкция стремительно вошла в моду, но так же стремительно из неё и вышла. Многие владельцы просто бросили свои «дома будущего» без надлежащего ухода в глухих лесах и на горных вершинах, забыв о них на десятки лет. В этом горе-проекте интереснее всего то, что сегодня никто не знает, сколько именно Futurо House было изготовлено, а значит, сколько опустевших «домов будущего», больше похожих на транспортное средство инопланетных существ, в разных концах света тоскуют сейчас в глухих лесах по ушедшим в прошлое владельцам…

Первый в мире Futuro House был бережно восстановлен сотрудниками центра WeeGee в Эспоо и припаркован сегодня на крутом склоне в непосредственной близости от музея современного искусства EMMA.

С 2011 года фестивалем April Jazz руководит Матти Лаппалайнен. Именно он полностью формирует его разнообразную, но всегда успешную музыкальную программу, начиная планирование и подбор участников более чем за год до события.

Matti Lappalainen
Matti Lappalainen

Матти — в прошлом известный в Финляндии тромбонист, игравший в том числе и в оркестре Espoo Big Band, став со временем его руководителем. После трагического случая Матти был вынужден оставить выступления, но выбрал поистине блестящий способ остаться на джазовой волне, возглавив фестиваль April Jazz. В самом деле, он знает финскую музыкальную жизнь и шоу-индустрию изнутри и чувствует себя в ней как рыба в воде. Матти совершенно не похож на директора-босса, он сохраняет открытое, дружеское отношение к каждому из музыкантов, при этом удерживая в порядке всю огромную фестивальную систему: 10 тысяч гостей, более 30 музыкальных коллективов на четырёх площадках в течение семи фестивальных дней. Ему помогают около 60 волонтёров, и это весь коллектив фестиваля. Некоторые волонтёры работают здесь уже не первый год.

За редким исключением, финансирует фестиваль городская администрация, хотя отдельные мероприятия могут проходить и при поддержке спонсоров — например, воскресный джазовый концерт для детей 24 апреля, завершивший основную программу фестиваля этого года, прошёл при поддержке страховой компании.

Интерьер КЦ Tapiola в дни фестиваля
Интерьер КЦ Tapiola в дни фестиваля

К счастью, стабильная финансовая поддержка администрации города позволяет фестивалю быть тем, чем он стремился стать все эти 30 лет. В самом деле, необходимость привлечения спонсоров повлекла бы за собой обязательства по продажам билетов, что неминуемо сказалось бы на формировании музыкальной программы в сторону коммерциализации. Сейчас фестиваль имеет возможность приглашать в Эспоо музыкантов самых разных джазовых направлений, не ограничиваясь мэйнстримом.

April Jazz поддерживают множество партнеров, среди которых финское министерство образования и культуры, культурный центр Эспоо, музыкальная школа эстрадно-джазовых направлений Ebeli, Академия им. Сибелиуса, Университет прикладных наук, «Поп-джаз консерватория», Финская джазовая федерация и многие другие. Важную роль в привлечении партнеров играют авторитет и харизма директора фестиваля Матти Лаппалайнена.

Espoo Big Band (EBB)

Espoo Big Band (photo © Ralph Dombrovsky)
Espoo Big Band (photo © Ralph Dombrovsky)

Именно биг-бэнду города Эспоо фестиваль April Jazz обязан своим существованием. Оркестр был основан в 1980 году, его первым руководителем был Мартти Лаппалайнен, практически тёзка нынешнего директора фестиваля и его предшественник в этой должности. Создавая April Jazz, его основатель стремился прославить свой биг-бэнд, и ему это удалось. Оркестр стали приглашать на крупнейшие джазовые события, такие как фестиваль в Монтрё, а в Эспоо с EBB выступили Чик Кориа и Дейв Брубек, совместные записи выпустили Трилок Гурту и Билли Кобэм.

CD COVERСегодня на счету Espoo Big Band уже 12 альбомов, на April Jazz-2016 прошла презентация самого нового, выпущенного в марте на престижном лейбле Blue Note совместно с джаз-роковым квартетом Husband. Эта пластинка заслуживает особого внимания. Следует отметить, что сотрудничество, музыкальное взаимодействие биг-бэнда и рок-квартета в результате дает неожиданное, революционно мощное звучание, которое, с одной стороны, разрушает концепцию традиционного биг-бэнда изнутри, но в то же время позволяет выйти за пределы устоявшихся ценностей жанра и открывает перспективы для современного большого джазового оркестра. Возможно ли развитие жанра биг-бэнда в наши дни, или же самое главное — сохранить великую традицию? EBB шутя справляется с обеими задачами, вступает в конфликт с самим собой и блестяще выходит из этого противоречия с неизменным юмором и виртуозной лёгкостью.

купить альбом в iTunes

Хосе Джеймс (Jose James)

Великолепный вокалист, обладающий безграничной и потому слегка пугающей исполнительской свободой, которая позволяет ему работать в самых разных стилях. В интервью Хосе Джеймс прежде всего говорит об ответственности, которую должен нести тот, кто наделён певческим голосом. Он блестяще и небанально интерпретирует классику вокального джаза, но как более близкую для себя выбрал стилистику речитатива, «разговорного пения», которая приближает Хосе к стилям hip-hop и R&B, звучащим в его исполнении неожиданно музыкально.

Jose James (photo © Ralph Dombrovsky)
Jose James (photo © Ralph Dombrovsky)

На фестивале April Jazz музыкант исполнил несколько композиций со своего будущего альбома «Love in a Time of Madness», который увидит свет в следующем году и будет ещё более приближен к стилю R&B. Он рассказал, что задумал представить на ближайших концертах песни «сырые», не вполне доделанные, без окончательной аранжировки — специально для того, чтобы именно во взаимодействии с аудиторией, с залом найти для этих композиций идеальную форму, придать им максимальную силу. Таким образом, в будущий альбом войдут только те композиции, которые найдут наибольший отклик у аудитории.

Jose James Group (photo © Ralph Dombrovsky)
Jose James Group (photo © Ralph Dombrovsky)

Bern/hoft

За этим артистическим именем скрывается норвежский мульти-инструменталист и композитор Ярле Бернхуфт. Он некоторое время (2014-2015) жил в Нью-Йорке, единственный не-американец, номинированный на американскую премию Grammy в сугубо американской категории «Лучший R&B альбом» (за пластинку «Islander», 2014). Человек-оркестр «Берн/хуфт» знает, чем развлечь и зацепить публику: вокалист играет на нескольких музыкальных инструментах, создавая мастерское шоу, которое делает его мечтой любого фестиваля: ведь он один играет за пятерых, изрядно экономя организаторам средства на авиабилеты для музыкантов.

Bern/hoft
Bern/hoft

Jorma Kalevi Louhivuori Quintet

Калеви Лоухивуори и его альбом
Калеви Лоухивуори и его альбом

Один из самых популярных молодых финских коллективов — квинтет, во главе которого стоит трубач Йорма Калеви Лоухивуори — представил на April Jazz дебютный альбом «Almost American Standards». В альбом вошли оригинальные современные композиции, написанные в такой стилистике, как если бы были созданы в 50-60 годы прошлого столетия. В них слышны отголоски тем титанов джаза — Хораса Силвера и Ахмада Джамала, Дюка Эллингтона и Майлза Дэйвиса…

Jorma Kalevi Louhivuori Quintet
Jorma Kalevi Louhivuori Quintet

Jazzliitto-50: юбилей Финской джазовой федерации

Джазовая федерация — по-фински это одно слово, Jazzliitto, произносится примерно как «Йасслийто» — была создана в 1966 году, в нее входят более 40 организаций. В 1967 году федерация учредила премию Yrjö, которую ежегодно присуждает лучшему джазовому музыканту Финляндии.

На концерте в честь юбилея Федерации на сцену вышли музыканты — обладатели премии Yrjö разных лет. В составе этого «вневременного» оркестра они исполнили композиции, созданные в 60-е, 70-е, 80-е годы прошлого столетия. Программа концерта переносила слушателей от традиционного джаза к джаз-року и далее — к современному импровизационному джазу, демонстрируя ретроспективу финского джазового движения последнего полувека.

музыканты — обладатели премии Yrjö разных лет
музыканты — обладатели премии Yrjö разных лет

 

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.