Эспоо, Финляндия. Два дня на April Jazz: события и впечатления

Юлия Сотникова
фото автора
и Ralf Dombrovsky
YS

reportДжазовый фестиваль, который проходит в городе Эспоо на юге Финляндии, отметил в апреле 30-летие. В разные годы на April Jazz выступали Чик Кориа, Нина Симон, Эл Джарро, Рэй Чарлз и ещё десятки легендарных музыкантов. Афиши April Jazz-2016, который проходил с 20 по 26 апреля, украсили имена ведущих мастеров современного джаза и соул: саксофонист Крис Поттер, органист Джоуи ДеФранческо, вокалист Хосе Джеймс, пианист/клавишник Роберт Гласпер, вокальная группа Take 6… Юбилей фестиваля совпал в этом году с 50-летием Финской джазовой федерации, или попросту Suomen JazzLiitto.  Корреспондент «Джаз.Ру» находился на фестивале два дня — 21-22 апреля.

Эспоо, культурный центр Tapiola
Эспоо, культурный центр Tapiola (место проведения фестиваля April Jazz)

Эспоо — второй по величине город в Финляндии после Хельсинки, он находится всего в 15 минутах езды на машине от финской столицы. Город не имеет центра в привычном понимании этого слова, а состоит из пяти равноправных частей. Фестиваль April Jazz, по словам его директора Матти Лаппалайнена, помогает каждый год собирать вместе жителей этих пяти обособленных районов на центральной площадке фестиваля — в культурном центре Эспоо «Тапиола».

Espoo Big Band (photo © Ralph Dombrovsky)
Espoo Big Band (photo © Ralph Dombrovsky)

ДАЛЕЕ: что за город Эспоо, что в нём есть, как устроен городской джаз-фестиваль и как он проходил в этом году… 

Как в любом уважающем себя финском городе, есть в Эспоо и музей современного искусства. EMMA Museum — один из крупнейших музеев Финляндии, его площадь составляет более пяти тысяч квадратных метров, а коллекция превосходит другие финские музеи по профессиональному уровню представленных работ.

В Музее современного искусства Emma
В Музее современного искусства Emma

Ещё одна достопримечательность, умолчать о которой не получится — сюжет, с джазом напрямую не связанный, но в то же время для Эспоо очень характерный. Речь идет о так называемом Futuro House (на фото), или «доме будущего» — дизайнерском проекте, возникшем в конце 60-х, в то самое время, когда была создана Финская джазовая федерация.

Futuro House (photo © Ralph Dombrovsky)
Futuro House (photo © Ralph Dombrovsky)

В отличие от последней, дизайнерский проект оказался провальным. Целая серия «домов будущего», по виду больше напоминающих летающую тарелку, была выпущена в 60-70 годы прошлого века. Дома из пластика можно было легко транспортировать с помощью вертолётов в самые отдалённые точки, где только бывал человек. Они использовались как мини-отели для горнолыжников, путешественников, любителей приключений, состоятельных землевладельцев. Конструкция стремительно вошла в моду, но так же стремительно из неё и вышла. Многие владельцы просто бросили свои «дома будущего» без надлежащего ухода в глухих лесах и на горных вершинах, забыв о них на десятки лет. В этом горе-проекте интереснее всего то, что сегодня никто не знает, сколько именно Futurо House было изготовлено, а значит, сколько опустевших «домов будущего», больше похожих на транспортное средство инопланетных существ, в разных концах света тоскуют сейчас в глухих лесах по ушедшим в прошлое владельцам…

Первый в мире Futuro House был бережно восстановлен сотрудниками центра WeeGee в Эспоо и припаркован сегодня на крутом склоне в непосредственной близости от музея современного искусства EMMA.

С 2011 года фестивалем April Jazz руководит Матти Лаппалайнен. Именно он полностью формирует его разнообразную, но всегда успешную музыкальную программу, начиная планирование и подбор участников более чем за год до события.

Matti Lappalainen
Matti Lappalainen

Матти — в прошлом известный в Финляндии тромбонист, игравший в том числе и в оркестре Espoo Big Band, став со временем его руководителем. После трагического случая Матти был вынужден оставить выступления, но выбрал поистине блестящий способ остаться на джазовой волне, возглавив фестиваль April Jazz. В самом деле, он знает финскую музыкальную жизнь и шоу-индустрию изнутри и чувствует себя в ней как рыба в воде. Матти совершенно не похож на директора-босса, он сохраняет открытое, дружеское отношение к каждому из музыкантов, при этом удерживая в порядке всю огромную фестивальную систему: 10 тысяч гостей, более 30 музыкальных коллективов на четырёх площадках в течение семи фестивальных дней. Ему помогают около 60 волонтёров, и это весь коллектив фестиваля. Некоторые волонтёры работают здесь уже не первый год.

За редким исключением, финансирует фестиваль городская администрация, хотя отдельные мероприятия могут проходить и при поддержке спонсоров — например, воскресный джазовый концерт для детей 24 апреля, завершивший основную программу фестиваля этого года, прошёл при поддержке страховой компании.

Интерьер КЦ Tapiola в дни фестиваля
Интерьер КЦ Tapiola в дни фестиваля

К счастью, стабильная финансовая поддержка администрации города позволяет фестивалю быть тем, чем он стремился стать все эти 30 лет. В самом деле, необходимость привлечения спонсоров повлекла бы за собой обязательства по продажам билетов, что неминуемо сказалось бы на формировании музыкальной программы в сторону коммерциализации. Сейчас фестиваль имеет возможность приглашать в Эспоо музыкантов самых разных джазовых направлений, не ограничиваясь мэйнстримом.

April Jazz поддерживают множество партнеров, среди которых финское министерство образования и культуры, культурный центр Эспоо, музыкальная школа эстрадно-джазовых направлений Ebeli, Академия им. Сибелиуса, Университет прикладных наук, «Поп-джаз консерватория», Финская джазовая федерация и многие другие. Важную роль в привлечении партнеров играют авторитет и харизма директора фестиваля Матти Лаппалайнена.

Espoo Big Band (EBB)

Espoo Big Band (photo © Ralph Dombrovsky)
Espoo Big Band (photo © Ralph Dombrovsky)

Именно биг-бэнду города Эспоо фестиваль April Jazz обязан своим существованием. Оркестр был основан в 1980 году, его первым руководителем был Мартти Лаппалайнен, практически тёзка нынешнего директора фестиваля и его предшественник в этой должности. Создавая April Jazz, его основатель стремился прославить свой биг-бэнд, и ему это удалось. Оркестр стали приглашать на крупнейшие джазовые события, такие как фестиваль в Монтрё, а в Эспоо с EBB выступили Чик Кориа и Дейв Брубек, совместные записи выпустили Трилок Гурту и Билли Кобэм.

CD COVERСегодня на счету Espoo Big Band уже 12 альбомов, на April Jazz-2016 прошла презентация самого нового, выпущенного в марте на престижном лейбле Blue Note совместно с джаз-роковым квартетом Husband. Эта пластинка заслуживает особого внимания. Следует отметить, что сотрудничество, музыкальное взаимодействие биг-бэнда и рок-квартета в результате дает неожиданное, революционно мощное звучание, которое, с одной стороны, разрушает концепцию традиционного биг-бэнда изнутри, но в то же время позволяет выйти за пределы устоявшихся ценностей жанра и открывает перспективы для современного большого джазового оркестра. Возможно ли развитие жанра биг-бэнда в наши дни, или же самое главное — сохранить великую традицию? EBB шутя справляется с обеими задачами, вступает в конфликт с самим собой и блестяще выходит из этого противоречия с неизменным юмором и виртуозной лёгкостью.

купить альбом в iTunes

Хосе Джеймс (Jose James)

Великолепный вокалист, обладающий безграничной и потому слегка пугающей исполнительской свободой, которая позволяет ему работать в самых разных стилях. В интервью Хосе Джеймс прежде всего говорит об ответственности, которую должен нести тот, кто наделён певческим голосом. Он блестяще и небанально интерпретирует классику вокального джаза, но как более близкую для себя выбрал стилистику речитатива, «разговорного пения», которая приближает Хосе к стилям hip-hop и R&B, звучащим в его исполнении неожиданно музыкально.

Jose James (photo © Ralph Dombrovsky)
Jose James (photo © Ralph Dombrovsky)

На фестивале April Jazz музыкант исполнил несколько композиций со своего будущего альбома «Love in a Time of Madness», который увидит свет в следующем году и будет ещё более приближен к стилю R&B. Он рассказал, что задумал представить на ближайших концертах песни «сырые», не вполне доделанные, без окончательной аранжировки — специально для того, чтобы именно во взаимодействии с аудиторией, с залом найти для этих композиций идеальную форму, придать им максимальную силу. Таким образом, в будущий альбом войдут только те композиции, которые найдут наибольший отклик у аудитории.

Jose James Group (photo © Ralph Dombrovsky)
Jose James Group (photo © Ralph Dombrovsky)

Bern/hoft

За этим артистическим именем скрывается норвежский мульти-инструменталист и композитор Ярле Бернхуфт. Он некоторое время (2014-2015) жил в Нью-Йорке, единственный не-американец, номинированный на американскую премию Grammy в сугубо американской категории «Лучший R&B альбом» (за пластинку «Islander», 2014). Человек-оркестр «Берн/хуфт» знает, чем развлечь и зацепить публику: вокалист играет на нескольких музыкальных инструментах, создавая мастерское шоу, которое делает его мечтой любого фестиваля: ведь он один играет за пятерых, изрядно экономя организаторам средства на авиабилеты для музыкантов.

Bern/hoft
Bern/hoft

Jorma Kalevi Louhivuori Quintet

Калеви Лоухивуори и его альбом
Калеви Лоухивуори и его альбом

Один из самых популярных молодых финских коллективов — квинтет, во главе которого стоит трубач Йорма Калеви Лоухивуори — представил на April Jazz дебютный альбом «Almost American Standards». В альбом вошли оригинальные современные композиции, написанные в такой стилистике, как если бы были созданы в 50-60 годы прошлого столетия. В них слышны отголоски тем титанов джаза — Хораса Силвера и Ахмада Джамала, Дюка Эллингтона и Майлза Дэйвиса…

Jorma Kalevi Louhivuori Quintet
Jorma Kalevi Louhivuori Quintet

Jazzliitto-50: юбилей Финской джазовой федерации

Джазовая федерация — по-фински это одно слово, Jazzliitto, произносится примерно как «Йасслийто» — была создана в 1966 году, в нее входят более 40 организаций. В 1967 году федерация учредила премию Yrjö, которую ежегодно присуждает лучшему джазовому музыканту Финляндии.

На концерте в честь юбилея Федерации на сцену вышли музыканты — обладатели премии Yrjö разных лет. В составе этого «вневременного» оркестра они исполнили композиции, созданные в 60-е, 70-е, 80-е годы прошлого столетия. Программа концерта переносила слушателей от традиционного джаза к джаз-року и далее — к современному импровизационному джазу, демонстрируя ретроспективу финского джазового движения последнего полувека.

музыканты — обладатели премии Yrjö разных лет
музыканты — обладатели премии Yrjö разных лет

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *