Марина Виноградова: «Вокальное восхождение. Путевые заметки». Часть вторая

0

infraОт редакции. Одной из самых востребованных специальностей в джазовой музыке всегда был и остаётся вокал. Именно певцы зачастую становятся своего рода связующими мостиками между музыкой и обычным человеком, делая из него слушателя. Каждый человек в своей жизни хоть раз пытался петь. Однако достичь вершин вокального ремесла дано немногим. Впрочем, говорить о данности, пожалуй, не вполне корректно. Так или иначе, за каждым голосом стоит определённый путь, пройденный его обладателем. При этом под словом «голос» следует понимать не только тембр, привязанный к некоторому диапазону, а гораздо более сложный комплекс, включающий множество элементов: индивидуальность, эмоциональный опыт и даже мировоззрение. Человека, решившего стать певцом, ждёт по сути бесконечное количество ступеней посвящения на пути к недостижимому совершенству. Московская певица Марина Виноградова — одна из тех, кто осмелился начать этот путь. Она согласилась подробно рассказывать в своей мини-рубрике на страницах нашего издания о том, какой опыт ей удалось приобрести, обучаясь вокалу в России и за рубежом. Предлагаем вашему вниманию вторую часть её путевых заметок (первую см. в «Полном Джазе 2.0» от 1 апреля).


Марина Виноградова
фото из архива автора
MV

Начать вторую часть своего повествования мне бы хотелось со слов благодарности моим читателям. Я получила множество откликов и пожеланий. Людей интересуют подробности и технологии обучения. Попробую кратко ответить на часть вопросов.

Поскольку вокальный лагерь в Лос-Анджелесе (см. первую часть моих путевых заметок) работал всего две недели (это норма для интенсивно работающей и сильно занятой Америки, где взять отпуск — большая проблема), да я к тому же была поражена другой музыкальной культурой, то для меня всё прошло в некотором тумане. Или в розовых очках. Отличия от российской практики были во всём, начиная от разделения сфер ответственности и задач между разными вокальными педагогами и заканчивая ежедневным фитнесом, специально «заточенным» под вокалистов. Для меня было непривычно, что мной фактически занимались одновременно пять педагогов.

Во-первых, это был сам Сет Риггс, который задавал общее направление и находил каждому его собственную «фишку». Не секрет, что в отличие от классической музыки, где исполнитель должен быть универсальным, что зачастую приводит к обезличиванию и «отбыванию повинности» на работе в оркестре, в современной музыке твоя ошибка зачастую превращается в твою изюминку. Как не бывает идеально красивых людей, так не бывает идеальных исполнителей. «Неправильности» делают человека неповторимым, как, например, специально зажатый голос.

Во-вторых, это был Сатьям Патель, который ежедневно интенсивно, очень внимательно и очень требовательно занимался со мной техническими моментами, а именно дыханием, фразировкой, динамикой, артикуляцией, сглаживанием регистров и стилевыми особенностями. В каждом стиле есть свои нюансы. Часто мастера одного направления при попытке сделать что-то в другом стиле не уделяют должного внимания его особенностям и закономерно терпят неудачу. Но то, насколько пристальное внимание уделяют отработке стиля американские педагоги, было для меня необычно.

Кроме того, обязательной частью работы над артикуляцией является воспитание ритмической культуры вокалиста. К сожалению, многие педагоги не уделяют должного внимания работе с ритмом. В этом есть вина и наших студентов, которые зачастую не дают себе труд даже выучить текст наизусть. А говорить о ритме, артикуляции или интонировании, когда текст читается с экрана телефона, просто несерьёзно. Многие вокалисты, практикующие работу с «минусáми» (то есть с фонограммой аккомпанемента), привыкают на них «висеть». То есть они совершенно не уделяют внимание внутренней пульсации и ритму, всецело полагаясь на эту «палочку-выручалочку». Но, как правило, первый же опыт работы с живым составом у таких вокалистов оказывается разочарованием. Ведь они привыкли думать, что за ритм отвечает барабанщик, басист, гитарист — да кто угодно, только не вокалист, он ведь творческая личность, «поёт как дышит».

Но в американской традиции вокалист —это нечто большее, чем просто инструменталист. Как правило, он владеет на неплохом уровне как минимум одним инструментом (можно вспомнить Мадонну, начинавшую барабанщицей в группе Breakfast Club, и Стиви Уондера, который сам записал партии всех инструментов для одного из своих альбомов, и это скорее правило, чем исключение). Поэтому и требования к нему выше. Он должен настолько хорошо знать темп, пульс и ритм своей песни, что ни одна даже очень плохая ритм-секция не сможет его сбить…

Возвращаюсь к рассказу о педагогах.

ДАЛЕЕ: продолжение рассказа о педагогах, ответ на вопросы об организационных и финансовых особенностях поездки… 

3) Мишель Уэйр, которая занималась исключительно джазовой импровизацией. Она учила, как строить импровизационную линию, как фразировать, как использовать «пространство и время» в композиции, какие слоги лучше использовать для скэта.

4) Педагог по бэк-вокалу. Не секрет, что в вокальном ансамбле очень важно умение быть в балансе, а именно: а) знать свою партию настолько хорошо, чтобы не быть сосредоточенным на ней, а контролировать, что происходит в ансамбле; б) уделять особое внимание балансу громкости. Если один будет чуть громче, другой чуть тише —аккорда не будет! в) уделять внимание интонированию — а то опять-таки аккорда не будет; г) уделять внимание ритму… аккорда не будет! д) уделять внимание совместным взятиям и снятиям аккорда…

5) Даже ежедневные занятия фитнесом были направлены на то, чтобы разогревать, развивать и укреплять важные для вокалистов мышцы и учить не сбивать дыхание во время выступления . В Америке этому уделяется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ. Начиная от Бейонсе, которая ежедневно пробегает милю во время вокальных занятий, и заканчивая постановщиками шоу, которые всегда облегчают танец во время сложных вокальных партий.

Резюме: несмотря на краткость занятий в лагере, они были весьма насыщенными, и меня поразило отличие технологий. В России это, как правило, несколько влюблённых в своё дело энтузиастов, как правило — бессребреников, которые пытаются научить тебя всему, что они знают. В Америке это команда узконаправленных специалистов, каждый из которых отвечает исключительно за свою область, и в результате, за счёт разделения функций, всё получается более качественно, насыщенно, результативно и понятно.

Ещё меня просили написать про организационные и финансовые вопросы.

Надо заметить, что Seth Riggs Camp происходил у меня в благословенные времена, когда доллар был по 28 рублей, а возможностей заработать было гораздо больше. Хочу напомнить старую поговорку: кому не надо — ищет поводы, кому надо — ищет возможности. Хотя сумма 4500 долларов (плюс перелёт и проживание) и тогда была не маленькая, но мне было гораздо интереснее получить новые знания, а не купить кредитную машину «круче чем у соседки по офису». Если вам действительно это интересно, вы можете найти всю информацию по вокальному лагерю Сета Риггса, стоимости, скидках и т.д. на его сайте.

Несмотря на столь замечательный опыт, мне хотелось большего, потому что система Риггса рассчитана в основном на англоязычный вокал и к тому же на воспитание именно вокалистов, а мне хотелось быть Музыкантом. И тут знакомые мне рассказали про Berklee 5-Week Summer Program — пятинедельную летнюю программу колледжа Бёркли.

Кто из российских музыкантов не слышал про легендарный колледж Бёркли?

Один из залов Berklee College of Music
Один из залов Berklee College of Music

Я подозреваю, что легенд, мифов и фантастических историй про него ходит столько же, как и про Америку во времена железного занавеса. И когда мне рассказали про возможность попасть на летнюю программу Бёркли, естественно, я загорелась. На семейном совете мы решили, что «кредитный БМВ ещё подождёт». Я заняла денег у родственников и с головой ринулась в этот проект.

Надо заметить, что не всё было так гладко. Тогда я была руководителем вокального секстета «Пикабу», и мы должны были ехать на гастроли в Лондон. И всё бы хорошо, но работа английской визовой службы не заслуживает ничего, кроме нецензурных слов, которые я, как приличный человек приличным людям, писать не стану. Получилось так, что наши паспорта «зависли» в английском посольстве. Мы ждали информации неоправданно долго. В то же время мне нужно было оформлять визу в США. Всё было в порядке, за исключением застрявшего в английском посольстве паспорта. Из-за этой необоснованной задержки (не буду упоминать убытки, на которые «попали» организаторы гастролей), я хоть и приехала в последний момент на пятинедельную программу, но не успела к началу. Но я и предположить не могла, насколько эти пять недель изменят мою жизнь!..

Продолжение следует

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.