«Джаз.Ру», избранное. Пианист и продюсер Анатолий Берестов (1953-2006): памяти сибирского джазмена

2

inmemoriam24 мая исполнилось 63 года со дня рождения сибирского джазового пианиста, который долгие годы был организатором фестиваля «Джаз у старой крепости» в Новокузнецке (Кемеровская обл.) и главой новокузнецкого джаз-клуба «Геликон» — уникальной культурной институции западносибирского индустриального города, в последние годы жизни своего создателя получившей статус «губернаторского джаз-клуба». А 27 апреля исполнилось 10 лет с того дня, когда музыкант и продюсер Анатолий Берестов безвременно ушёл из жизни.

Анатолий Берестов (1953-2006)
Анатолий Берестов (1953-2006)

В память замечательного энтузиаста российского джазового движения «Джаз.Ру» сегодня воспроизводит фрагменты двух текстов — некролога, написанного десять лет назад нашим главным редактором, и его же предисловия к автобиографической книге Берестова «Романтики джаза» (2004), а также цитирует рассказ о Берестове новокузнецкой журналистки Натальи Лахреевой. Музыкальные иллюстрации взяты с единственного сольного альбома Анатолия Берестова — «Незатейливые фантазии на темы И.С. Баха», записанного в ноябре 1995 г. в Новосибирске составом трио с контрабасистом Олегом Петриковым и барабанщиком Сергеем Беличенко (GelCD, 1996)


Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
(текст, фото)
CM

«Полный Джаз», #14-2006. Умер Анатолий Берестов

Кажется, только что отмечали его 50-летие. Расцвет сил. Всероссийская известность в джазовых кругах. Он любил играть, в масштабах Сибири был значительным пианистом, но не за это Толю знали и ценили. Он был стержнем джазовой жизни Сибири. Самым успешным, самым изобретательным, самым удачливым джазовым продюсером российского Зауралья. Его фестиваль «Джаз у старой крепости» был нанесён на международные джазовые карты, принимал множество джазовых звёзд — и первостатейных, и крепких ярких профессионалов последующих эшелонов мировой импровизационной музыки. Ну, а в российском джазе Берестова знали практически все. Наверное, нет крупного российского музыканта, кто за последние два десятилетия не играл бы у Толи в Новокузнецке.

Задымленный, прокопчённый, отравленный выбросами металлургического, алюминиевого комбинатов и множества другой индустрии, воспетой ещё Маяковским, Новокузнецк многим обязан Анатолию Берестову. И не сказать, чтоб сильно ценил это — во всяком случае, при Толиной жизни. Его городскому джаз-клубу «Геликон», занимавшему прекрасное, руками самих кузнецких энтузиастов выпестованное здание, завидовали, пытались отобрать помещение. Ну какая в страшноватом промышленном городе, где прямо под окнами джаз-клуба валяются брошенные с верхних этажей соседнего дома шприцы, где одной из самых влиятельных политических сил 90-х были ультранационалисты-баркашовцы, — какая в этом городе могла быть культура? Но был в городе Берестов, а значит — был джаз-клуб, оркестр, детская джазовая студия, ежегодный фестиваль, да плюс ещё несколько менее регулярных, но не менее значимых для города и региона фестивальных проектов, которые проводил тоже Берестов — особенное место среди них принадлежало «Всесибирской ассамблее», регулярно собиравшей на одной сцене, в едином звучании импровизаторов из сибирских городов и фольклорных музыкантов многочисленных сибирских народов из дальних уголков субконтинента.

Анатолий Берестов (фото 2002)
Анатолий Берестов (фото 2002)

СЛУШАТЬ: Анатолий Берестов. «Незатейливые фантазии на темы И.С. Баха»: Инвенция №4 ре минор

Олег Петриков — контрабас, Сергей Беличенко — ударные. Запись 16.11.1995, Новосибирская филармония.

Теперь Толи Берестова нет. Ему так и не исполнилось 53. Во время операции на лёгких 27 апреля [2006. — Ред.] он впал в кому и не вышел из неё — не выдержало сердце.

Если кто-то думал, что этому страшно подвижному, задорному, постоянно что-то весело рассказывающему человеку легко давались его свершения — нет, нелегко они ему давались: ложились рубцами на сердце. О своих победах и поражениях Толя к своему 50-летию написал замечательную книгу, «Романтики джаза». Заметьте, не «Романтик», а «Романтики». Толя не отделял себя от всего джазового сообщества России, столь важным членом которого он был в последние два десятилетия. Эта книга ярко и легко написана и показывает все прелести (как в кавычках, так и без кавычек) джазовой жизни в регионе, куда только от Москвы четыре часа лёту, а от основных мировых джазовых центров — все 14. Удивительный документ, равного которому мало что сыщется в российской джазовой библиографии. И — документ жизни живого, жизнерадостного, лукавого, всегда весёлого, темпераментного, светлого человека, которому многим людям есть за что сказать «спасибо».

Мы и говорим ему: спасибо, Толя. Спасибо, что все эти годы был с нами, делая жизнь в своём городе, во всей своей стране чуточку лучше.

Светлая память тебе, Толя.

Игорь Бутман и Анатолий Берестов за кулисами Театра Металлургов в Новокузнецке, ноябрь 2001
Игорь Бутман и Анатолий Берестов за кулисами Театра Металлургов в Новокузнецке, ноябрь 2001

ДАЛЕЕ: продолжение очерка памяти Анатолия Берестова, МУЗЫКА 

СЛУШАТЬ: Анатолий Берестов. «Незатейливые фантазии на темы И.С. Баха»: Сарабанда из Партиты №2 до минор

Олег Петриков — контрабас, Сергей Беличенко — ударные. Запись 16.11.1995, Новосибирская филармония.

Фрагмент предисловия к книге «Романтики джаза» (Сибирское университетское изд-во, 2004)

Анатолий Берестов, 2004
Анатолий Берестов, 2004

…«Привет, это Толя Берестов». Я привык слышать его голос в телефонной трубке, пусть даже очно знакомы мы с ним всего-то лет пять. С первой же поездки на «Джаз у старой крепости», а потом — на «Великую Сибирскую Ассамблею», а потом — на «Всемирную музыку», я почувствовал, что в мою жизнь вошло что-то необыкновенное: я много знаю по всей России и соседним с ней пост-имперским странам настоящих джазовых энтузиастов, каждый из которых в своем городе служит отличной точкой джазовой кристаллизации, но даже среди них, этих джазовых колдунов и шаманов, умеющих организовать международных фестиваль буквально из воздуха, Толя Берестов выделяется какой-то особой энергетикой, будто его заразили не просто джазовой бациллой — этим микробом, в принципе, все население маленькой джазовой России инфицировано — а каким-то боевым, оружейным ее штаммом, вырвавшимся из каких-нибудь секретных джазовых лабораторий. Кажется, выпусти Берестова в пустыню Гоби, и пять лет спустя там поднимется из песков джаз-клуб и пойдут фестивали. Но зачем Берестов в Гоби? Берестов прекрасен на своем месте. Да, ему узко и тесно в маленьком Новокузнецке, он на страницах своей книги часто описывает это ощущение, не называя его впрямую. Но он — плоть от плоти и кровь от крови своей родины, он — такая же непременная и важнейшая часть новокузнецкого ландшафта, как ночное зарево горящих доменных газов, просто он не так, быть может, бросается в глаза приезжим. Но что такое музыкальная жизнь Новокузнецка, Кемеровской области, да что там — всей Сибири! — без Толи Берестова? И что такое джазовая жизнь России без того, что он делает?

Нет, я не утверждаю, что без Берестова, приди ему в голову блажь вдруг бросить джаз и заняться менее хлопотным и более успокаивающим нервы делом, к примеру — выращиванием узамбарских фиалок, джазовая жизнь России (да пусть даже и только Сибири) непременно тут же встанет. Но она потеряет немалую часть своего своеобразия…

Анатолий Берестов, 2002
Анатолий Берестов, 2002

Новокузнецкая журналистка Наталья Лахреева многие годы освещала в местной прессе и в эфире ГТРК «Кузбасс» деятельность Берестова и его джаз-клуба. В 2007 в кемеровском еженедельнике «Авант-Партнер» она, в частности, писала:

Анатолий Берестов, 2001
Анатолий Берестов, 2001

…Анатолий Берестов проявил себя как «креативный продюсер», когда еще и слов-то таких никто не произносил. Лет в 30 он, преподаватель Новокузнецкого музыкально-педагогического училища, серьёзно заболел джазом, собрал команду, выпросил у комсомола денег (его джаз-бэнд работал под покровительством горкома ВЛКСМ) и поехал на первый в своей жизни джазовый фестиваль в Барнаул. Там он понял, что играет «на уровне художественной самодеятельности заштатного ресторана», что надо учиться всему: и собственно джазу, и, говоря по-современному, арт-менеджменту. Джазу Берестов учился, слушая в записях, которые невероятно трудно было доставать в советские времена, и, где только удавалось, вживую самые знаменитые зарубежные и советские коллективы. Учился и в прямом смысле — он стал студентом студии искусства музыкальной импровизации «Москворечье» (это в тридцать с гаком!).

Толя стал хорошим джазовым пианистом и почти гениальным продюсером. Когда отмечали двадцатилетие клуба «Геликон» (2004. — Ред.), Берестов сказал: «Я из всей этой истории понял — научиться можно, а научить кого-либо нельзя. Можно передать опыт, показывать, секреты раскрывать, но специально привести группу людей и учить — невозможно. Человек, если ему нужно, может научиться сам. Я в таком состоянии практически двадцать лет. Но если ко мне кто-то придет и скажет: Анатолий Михайлович, я готов полы мыть, но ты мне тайну расскажи, — я с этим человеком готов разговаривать и всё покажу».

Как он добывал деньги, как распространял билеты и устраивал быт именитых музыкантов в советские времена, в эпоху шахтерских забастовок, в период «шоковой» экономики и позднее — при первых «новых русских» в малиновых пиджаках — фантастика!

Это он привез в Новокузнецк первых настоящих американских джазменов (тогда не слыхивали о политкорректности, и горожане без всякого стеснения показывали пальцами: смотри — негр!)…

Это он научил новокузнецкую публику аплодировать после соло, не дожидаясь конца композиции.

Это он дал почувствовать многим из «города где-то в сибирской глубинке», что они живут в огромном мире и могут запросто прийти на концерт барабанщика номер один в джазе Билли Кобэма или звезды джазового саксофона Бенни Голсона — так же, как нью-йоркцы или лондонцы. Для самого Толи было очень важно это ощущение принадлежности к мировому музыкальному процессу. Если он не может поехать в Штаты, чтобы поиграть вместе с легендарным контрабасистом Эдди Гомесом, то надо просто пригласить его в себе в «Геликон».

Берестова сейчас назвали бы «перфекционистом»: ему всегда надо было, чтобы всё, что он делает, было лучшим, в масштабах если не России, то Сибири или, как минимум, Кузбасса…

СЛУШАТЬ: Анатолий Берестов. «Незатейливые фантазии на темы И.С. Баха»: Инвенция №2 до минор

Олег Петриков — контрабас, Сергей Беличенко — ударные. Запись 16.11.1995, Новосибирская филармония.

 После ухода из жизни Анатолия Берестова руководство клубом и фестивалем взяла на себя новокузнецкая вокалистка Ольга Юшкова. Под её руководством 13-15 апреля 2016 состоялся уже XXXI (тридцать первый!) фестиваль «Джаз у старой крепости», который носит теперь имя Анатолия Берестова.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статья«Джаз.Ру», избранное. Семён Гинзбург, первопроходец российского джазоведения (1901-1978)
Следующая статья«Джаз.Ру»: избранное. Трубач Майлз Дэйвис — 90 лет со дня рождения
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

2 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Фантастический человек! Его энергии, изобретательности, дипломатичности мы все завидовали. Некоторое время красноярцы и новосибирцы смотрели на него, как на «младшего товарища», потом — коллегу (меня он пригласил на один из своих фестивалей в качестве ведущего), но очень быстро он доказал, что развивается быстрее. «Он уважать себя заставил». И какой же непоправимой нелепостью показалась нам всем весть о его кончине! Вечная память!

  2. Спасибо! За жизнь! За такую жизнь,которая есть у нас сейчас, насыщенную правильной музыкой,жизнь,в которой мы думаем иначе,слышим иначе,за стук наших сердец в ритм блюзовых аккордов!

Добавить комментарий для Владимир ВАСИЛЕНКО Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.