Сибирский опыт. Как мы делали оркестр импровизаторов в Шанхае

1
Роман Столяр,
Новосибирск
RS

infraИстория эта началась ранним мартовским утром 2015 года, когда я у себя дома в Новосибирске получил электронное письмо от швейцарской компании Swatch. В письме говорилось, что моя заявка на пребывание в арт-резиденции в Шанхае одобрена, и меня с удовольствием готовы принять в самом густонаселённом городе мира в апреле 2016 года. Срок резиденции — три месяца, место пребывания — роскошный Swatch Art Peace Hotel, расположенный в самом что ни на есть туристском районе Бунд. Цель пребывания — создание в Шанхае импровизирующего оркестра, объединяющего музыкантов с самым различным бэкграундом. Метод работы — серия импровизационных практикумов, посредством которых должен быть выработан общий для всех участников оркестра музыкальный язык и наладиться контакт такого рода, что коллектив смог бы полноценно выступать, не прибегая к услугам композитора или дирижёра, создавая музыку в реальном времени.

Год казался достаточным временем на подготовку приезда, но я начал действовать тут же. Поначалу попытался установить связи с музыкальной общественностью Шанхая по официальным каналам: нашёл веб-сайты Шанхайской консерватории и джазовой школы — но ни на электронные, ни на бумажные письма не получил ответа. Помогла, как часто бывает, западная заграница, точнее — неожиданно найденное в сети эссе американского пианиста и музыковеда Тобина Чодоса (Tobin Chodos) о музыкальной сцене Китая. Не будучи знакомым с Тобином лично, рискнул написать ему письмо — и не ошибся: ответ с важными контактами пришёл спустя два часа после отправки моего запроса. Началась длительная и, как казалось, продуктивная переписка с шанхайскими музыкантами. Сразу стали очевидными две вещи: первая — проект мой интересен, шанс собрать людей есть. Второе — довольно быстро решилась проблема помещения для сборов: местная джазовая школа JZ School, посчитав заявленный проект хорошим дополнением к традиционной образовательной программе, предоставила для встреч оркестра прекрасный концертный зал в недавно открывшемся новом корпусе.

Шанхай. Вид на район небоскрёбов Пудон
Шанхай. Вид на район небоскрёбов Пудон

Год пролетел незаметно — и вот я в Шанхае. На календаре — 2 апреля, на улице — безумный ливень и неизменная толпа, обступившая набережную Вайтань, из окна сквозь туман проступают величественные небоскрёбы Пудона. Шанхай — удивительная смесь Запада и Востока: идёшь по пешеходной зоне Восточно-Нанкинской улицы по направлению к Народной площади — и кажется, что ты на Таймс-Сквер в Нью-Йорке, ибо небоскрёбы, иллюминация и разноязыкая речь точно такие же; стоит же только свернуть за угол и пройти метров двести — и ты уже в тихой китайской провинции со всеми её лавочками, запахами уличной еды и не очень чистым потрескавшимся асфальтом. Музыки здесь — на любой вкус: в Mao Live House — хард-рок и этника, в Cotton Club — ритм-энд-блюз и регги, в Le Petite Fontaine — вечеринки в стиле 1920-х годов с французским шансоном, в Shelter — хип-хоп и электроника… И, безусловно, джаз — причём высочайшего уровня; для него тут множество мест: Heyday, The Pearl, Wooden Box, до недавнего времени JZ Club — самый знаменитый клуб, сейчас находящийся в стадии переезда…

Вот только новой импровизационной музыки в Шанхае не оказалось. Точнее, почти не оказалось: несколько музыкантов в разное время пытались играть такую музыку, но как-то не прижилось — уж больно сильна в этом городе ориентация на коммерческий успех, и тут уж явно не до экспериментов, особенно когда дело касается экспериментов на публике. К тому же практически все местные музыканты безумно заняты в массе проектов — видимо, немудрено: в городе с населением в 24 000 000 человек (двадцать четыре миллиона!) оказалось не настолько много музыкантов, как того требуют многочисленные клубы, бары и и шоу на открытом воздухе. Причём существенная часть музыкантов — приезжие со всего мира; так, среди джазменов (большинство из которых играют не только джаз, но и чуть ли не любую музыку — в Шанхае нельзя иначе) замечены испанцы и немцы, чехи и австралийцы, израильтяне и русские… И, безусловно, американцы.

Alec Haavik
Alec Haavik

Алек Хаавик (Alec Haavik) — один из них, самый заметный из шанхайского джазового сообщества, и не только благодаря своему росту (никак не ниже 195 см) и экстравагантной манере одеваться в безумные яркие костюмы, которые ему шьют на заказ. Алек — один из настоящих двигателей джазовой сцены Шанхая: переехав сюда из Нью-Йорка одиннадцать лет назад, он развил здесь настолько бурную деятельность, что мало кто из местных музыкантов может похвастаться такой степенью занятости. Хаавик играет в доброй половине всех шанхайских джазовых коллективов, преподаёт игру на саксофоне, да к тому же руководит собственным биг-бэндом, исполняющим не только вечнозелёную джазовую классику, но и оригинальный репертуар. Алек первым из местных музыкантов откликнулся на моё письмо — и сразу же стал фактически со-организатором проекта, взяв на себя почти все функции по переговорам с администрацией JZ School и привлечению музыкантов. Интерес Хаавика, впрочем, был понятен: ещё в Штатах он тесно контактировал с Энтони Брэкстоном, изучал его методику структурной импровизации, а после переезда в Шанхай стал одним из немногих музыкантов, пытавшихся продвигать фри-джаз и фри-импров. Вместе с ним этим же занимался и итальянский пианист Габриэле Мейрано (Gabriele Meirano), чья музыка выпускалась на нью-йоркском авангардном лейбле 577; вместе с Алеком и барабанщиком Фэн Хао он в своё время создал импров-трио Blue Koi, которое, просуществовав три года, исчезло с шанхайской сцены из-за низкого спроса. Ещё один интереснейший музыкант — нойз-гитарист Май Май (Mai Mai), поклонник Кита Роу и Дерека Бейли — также не радует город частыми выступлениями: творческому музыканту нужна соответствующая среда, а с ней, как уже говорилось, в Шанхае почти никак. А вот македонскому аккордеонисту и композитору Йордану Костову (Yordan Kostov) удалось найти некий компромисс, неплохо работающий на шанхайской сцене: его музыка — смесь авторского материала, балканского фольклора и свободной коллективной импровизации. Три года назад Йордан, как и я, получил арт-резиденцию от Swatch, а после её окончания остался в Шанхае — и, кажется, весьма здесь востребован.

ДАЛЕЕ: продолжение рассказа о создании первого в Китайской Народной Республике импровизирующего оркестра… 

Именно в составе большого интернационального коллектива Йордана Костова под названием Paper Killer состоялся мой первый на китайской земле выход на сцену. За три месяца пребывания в арт-резиденции таких выходов было достаточно — в разных составах и с разной музыкой; причём, несмотря на невозможность отказать себе в удовольствии лишний раз извлечь пару-тройку звуков на глазах у изумлённой публики (любой концертирующий музыкант меня поймёт), параллельно преследовалась и совершенно конкретная цель: завести как можно больше знакомств с местными музыкантами для их последующего привлечения в оркестр. На ночных джемах в тогда ещё функционировавшем JZ Club играл джазовые стандарты, в авторских проектах того же Йордана Костова — его музыку (естественно, добавляя что-то своё, что всегда приветствовалось). Выбранная тактика сработала на славу: желающих присоединиться к проекту высказали многие из тех, с кем довелось играть. Желания, впрочем, не у всех совпадали с возможностями — сказывалась пресловутая шанхайская занятость, и далеко не все музыканты могли себе позволить посещать собрания оркестра с должной регулярностью. Приходилось мириться с тем, что на занятиях поначалу присутствовали лишь два-три человека, и не было никакой гарантии, что те же самые люди придут в следующий раз. Случалось и так, что некоторые из тех, с кем мы начинали, через какое-то время пропадали, с головой окунувшись в повседневную рутину. Ничего не оставалось, как запастись терпением и утешать себя сознанием того, что абсолютно новое дело не может начинаться легко и гладко.

В конце концов дело пошло на лад: примерно через месяц после начала встреч оркестра число его участников стало постепенно увеличиваться; периодически я получал сообщения — иногда от совершенно неизвестных мне музыкантов — с просьбой включить их в состав оркестра. К тому же где-то в мае подключилась и администрация JZ School, разместив рекламу нового проекта на интернет-ресурсах, и на оркестровые практикумы стали прибывать всё новые люди.

Сразу же было ясно, что у подавляющего большинства участников опыт игровой практики свободной импровизации стремился к нулю. Поэтому начинали мы с самых элементарных вещей — занимались коллективными упражнениями с концентрацией на разных звуковых параметрах (громкость, длительность, звуковысотность, тембр) и в простейших формообразующих шаблонах, работали над выстраиванием мелодической линии, учились слушать друг друга и действовать сообразно специфике материала, предлагаемого партнёром или партнёрами по ансамблю. Существенное время занимало импровизирование в малых составах — дуэтах и трио, причём организованных таким образом, чтобы в эти составы входили по возможности представители разных музыкальных миров — и здесь универсальность и гибкость шанхайских музыкантов сыграла положительную роль. Часто новички в таких составах играли вместе с многоопытными, что приносило обоюдную пользу: новички учились у более опытных партнёров, а те, в свою очередь, должны были придерживаться принципа равенства в ансамбле, не подавляя молодых музыкантов собственной инициативой. Иногда приходилось намеренно ставить участников оркестра в непростые условия — например, играть, используя исключительно звуки определённого лада (а лады для этой задачи выбирались не самые обычные) — чтобы дать возможность преодолеть собственные штампы и одновременно дополнить свой игровой запас новыми структурами. Каждый раз стремиться открывать для себя что-то новое в игре — эта фраза стала лозунгом, под которым проходили все наши встречи. Примерно месяца через полтора после начала регулярных встреч (обычно они проходили дважды в неделю) мы зазвучали как более-менее слаженный коллектив и, начиная с этого момента, стали практиковаться в исполнении нескольких групповых импровизаций подряд с непременным условием — импровизации должны быть обязательно контрастны друг другу. Естественно, чем больше музыкантов в группе, тем сложнее этот контраст создавать, и поначалу с этим было непросто; но практика дала результаты, и к дате концерта коллектив был уже вполне готов.

Stephan Brandel, Shengji Zhuo
Stephan Brandel, Shengji Zhuo

До последнего момента не было ясно, кто конкретно будет участвовать в концерте (он состоялся 23 июня на сцене клуба On Stage), но эта ситуация лишь добавляла интриги в намечавшееся действо. В итоге нас было двенадцать; состав подобрался подлинно интернациональный, причём музыканты, как и было задумано, были из совершенно разных миров: альтист и скрипач Штефан Брандель (Stephan Brandel) и флейтистка Беатрис Соше (Beatrice Socher) представляли мир камерной классики, аккордеонистка Шэнчжи Чжуо (Shengji Zhuo) и певица Элен Мёнье (Helene Meunier) — французский шансон, уже упомянутые Алек Хаавик и Габриэле Мейрано — новый джаз, Йордан Костов — балканский фольклор, Май Май — нойз… Впрочем, в концерте вряд ли можно было бы определить стилистическую принадлежность каждого участника в отдельности, настолько многие из них в коллективной импровизации отошли от привычных стилевых штампов, подарив шанхайской публике, хорошо с ними знакомой, массу невероятных открытий. Кто бы мог подумать, что солистка популярной группы Rendezvous Элен Менье может звучать как завзятая авангардистка наподобие Мэгги Николс, виртуозная и остроумная Шэнчжи — заставить аккордеон стонать и хрипеть, а тонкий мелодист-классик Штефан Брандель — преображать до неузнаваемости звук смычковых инструментов нетрадиционными игровыми приёмами? Но выступление оркестра не вызвало бы у публики такого резонанса, если бы всё сводилось лишь к демонстрации техники; все импровизации — от камерных трио и квартетов первого сета до трёхчастной «импровизированной симфонии», где одновременно играли все двенадцать оркестрантов, — получились достаточно выпуклыми, яркими, контрастными друг другу, с массой тонких моментов, порождённых глубокой степенью контакта между музыкантами.

JZ Improvising Orchestra
JZ Improvising Orchestra

Не буду подробно писать о реакции публики; достаточно сказать, что овация в финале концерта и восторженные отзывы слушателей после него явились для меня очередным доказательством того, что импровизационный «авангард» вполне воспринимаем аудиторией, даже такой, которая слышит эту музыку впервые — всё, как и на любом другом концерте, зависит от музыкантов. Но в тот вечер произошло гораздо большее, чем просто удачный концерт: впервые под сводами Поднебесной звучала коллективная свободная импровизация в исполнении первого в Китае импровизирующего оркестра. Впервые, но, как надеются все участники JZ Improvising Orchestra (так мы назвали наш коллектив), не в последний раз. По крайней мере, на последнее собрание оркестра с моим участием, состоявшееся уже после концерта, пришли два новых музыканта, изъявивших желание к нему присоединиться — событие, не оставляющее в жизнеспособности проекта никаких сомнений.

ВИДЕО: JZ Improvising Orchestra, 23.06.2016: The Improv Symphony part II
httpv://www.youtube.com/watch?v=U77OG6cOz64

реклама на джаз.ру

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Дорогой Роман,Конечно все мы разные, и в этом вся красота.
    Однако,я думаю,что если кто-то думает,что музыка-это комбинация звуков,то это совершенно не музыкальный взгляд на искусство импровизации.
    Фольклор-это не комбинация звуков.Это-неотъемлемая часть жизни человека.Чувства,а не столько ум-есть суть любой музыки.
    Свободной музыки никогда не существовало.Это-иллюзия.Свобода не есть анархия.Анархия звуков,не есть искусство.Искусство-есть духовная практика через звук.Средство растянуть свою музыкальность.Без пения и танца,нет музыки.Все есть пение и танец умноженное на эксперимент композитора,основанный на канонах,а не на анархии звука.

Добавить комментарий для Misha Alperin Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.