Джазовое сообщество обсуждает новый документальный фильм НТВ об Олеге Лундстреме

video19 ноября на телеканале НТВ состоялась премьера документального фильма Татьяны Митковой «Олег Лундстрем. Жизнь в стиле джаз», сделанного к 100-летию со дня рождения легендарного бэндлидера, руководителя одного из известнейших советских (и российских) джазовых оркестров — Олега Леонидовича Лундстрема (1916-2005).

Естественно, фильм вызвал значительный интерес в джазовой среде. Его ждали. Многие видные деятели джазового сообщества, как, например, ветеран советской джазовой критики Алексей Баташёв, были обеспокоены предстоящей премьерой, так как по не вполне удачным анонсам фильма в эфире НТВ и в телепрограммах складывалось впечатление, что это очередная «поделка жёлтых инфотейнеров», и что «фильм сделан не о джазе, не про джаз, неджазовым человеком и не из любви к джазу, а из любви к сенсациям, скандалам, расследованиям и т.п.»…

Кадр из фильма: одно из немногих появлений живого О.Л. Лундстрема на экране в документальной работе Татьяны Митковой
Кадр из фильма: одно из немногих появлений живого О.Л. Лундстрема на экране в документальной работе Татьяны Митковой

И вот премьера состоялась. Что же мы увидели?

ВИДЕО: «Олег Лундстрем. Жизнь в стиле джаз». Фильм Татьяны Митковой

В тот же вечер в социальных сетях началось бурное обсуждение просмотренного. С некоторыми мнениями, выраженными представителями музыкального сообщества, «Джаз.Ру» хотел бы познакомить своих читателей. Напоминаем, что мнения, выраженные нашими читателями-экспертами, могут не совпадать с мнением редакции.

Кирилл Мошков, главный редактор «Джаз.Ру», Москва

Я с интересом посмотрел новый документальный фильм Татьяны Митковой «Олег Лундстрем. Жизнь в стиле джаз».

Опасения ветерана советского джазоведения А.Н. Баташёва, изложенные им в телефонном звонке в редакцию двумя днями ранее, не оправдались. Это хорошая, качественная документальная работа, сделанная на достойном современном уровне, и я поздравляю Татьяну Миткову с несомненным успехом.

Прежде всего не могу не отметить отличный подбор экспертов, включая тех, кто глубже всех исследовал историю Лундстрема в последние годы — прежде всего это Лариса Черникова, автор книги «Джаз-оркестр Олега Лундстрема» (Федеральное агентство по образованию. Башкирский гос.ун-тет, Уфа, 2009), и Игорь Зисер, написавший опубликованное «Джаз.Ру» исследование о судьбах участников легендарного «шанхайского» состава лундстремовского оркестра, «Синкопы джазовой судьбы. Очерк творческого пути Олега Лундстрема и его оркестра (к 100-летию)» — см. часть 1, часть 2, часть 3. Прозвучали компетентные и уместные замечания от ветеранов, знающих предмет — например, петербургского музыковеда Владимира Фейертага, казанского бэндлидера Анатолия Василевского, который работал со многими «шанхайцами», и даже от автора единственной англоязычной книги по теме («Red & Hot. The Fate of Jazz in Soviet Union», последнее издание 1994), С. Фредерика Старра, который в фильме произносит ровно четыре фразы — зато по-русски. Немногочисленные ляпы (куда уж без них) не имеют основополагающего характера. Не так важно, что Олег Леонидович и американский трубач Бак Клэйтон, познакомившиеся в Шанхае в 30-е, в конце жизни вновь встретились не в штате Вашингтон, а в городе Вашингтон, округ Коламбия, и что Музей американского джаза в Канзас-Сити — вовсе не главный центр изучения джаза в США. Не так важно, что иглу для воспроизведения грампластинки в кадре зачем-то упорно ставят не в начало, а в конец записи, и что грампластинки на 78 об/мин — это вовсе не винил, а шеллак. Всё это не так важно. Фильм удался. И это очень хорошо!

Жаль только, что в фильме за кадром звучит не музыка оркестра Лундстрема (ни звука!), а по большей части беззубые и бесполые фонограммы безымянных лабухов, не имеющие отношения к предмету разговора.
ДАЛЕЕ: продолжение обсуждения фильма об Олеге Лундстреме 

Но в целом работа оказалась гораздо выше уровнем, чем могло показаться на основании безграмотных анонсов службы межпрограммного промоутирования НТВ, в которых сверкали вопиющие ляпы типа «Сергея Бутмана» (имелся в виду Игорь Бутман, который на московской сцене действительно дебютировал в оркестре Лундстрема, но в фильме в результате не фигурирует) и «Анатолия Громыко» (так безвестный редактор обозвал министра иностранных дел СССР Андрея Андреевича Громыко). Да, фильм получился небезупречный. Но сделан он с большим толком и неожиданной любовью к теме.

Михаил Митропольский, обозреватель «Джаз.Ру», Москва

Посмотрел фильм полтора раза — в YouTube и кусками в эфире. Никакого особенного ожидаемого криминала не обнаружил. Да, ляпы есть, но к «полному аншлагу» мы уже привыкли, а о том, что квартет [американского саксофониста] Чарлза Ллойда всё-таки сыграл свою программу на Таллинском фестивале в 1967-м, мы знаем (из фильма можно понять, что американцев попросили со сцены ещё до выступления). Глубокомысленные сентенции, произносимые закадровым голосом на крупных планах актёра, похожего на Олега Леонидовича (и одновременно на генерального прокурора), были порой нелепы. Но это мелочи. Из серьёзного — мне бы хотелось, чтобы в фильме внимание было в большей степени акцентировано на музыкальных достижениях оркестра, на его музыкальной эволюции. Но, видимо, я слишком много хочу.

Лев Кушнир, пианист, Москва

Из ляпов — на словах о том, что в ансамблевой импровизации участвовали труба, кларнет и тромбон, показали почему-то саксофониста. Ничего не сказали о том, что оркестр существует до сих пор: из фильма можно сделать вывод, что он прекратил свое существование со смертью лидера. Ну и конечно — ни одного упоминания о ныне живых и здравствующих музыкантах, которые были близки и дружны с героем фильма, как, например, [пианист] Михаил Окунь или [барабанщик] Владимир Журкин. Они тоже, кстати, могли бы поделиться воспоминаниями, если бы у них спросили. Показали [американскую певицу] Дебору Браун, выступающую с американскими и голландскими музыкантами. Почему не с Лундстремом? Ведь записей-то с ней много. Вообще, как уже упоминали выше, музыки в фильме почти нет, хотя аудио и видео материалов у оркестра накоплено за многие десятилетия более чем достаточно. Много разговоров о музыке, например, «мысли вслух» самого, так сказать, героя, которого играет актёр. Насколько уместна эта «реконструкция»? Кто сочинял эти тексты? А ведь это не художественный фильм, а документальный. Я было сначала подумал, что это строки из дневниковых записей самого Олега Леонидовича, но никаких указаний на это ни в фильме, ни в его титрах не обнаружил…

Игорь Вощинин, ведущий радиопрограммы «Вот вам джаз», Самара

Согласен с оценкой Мошкова. Фильм действительно вполне профессиональный и крепкий. Он без претензий и получился не как фильм о музыканте, джазмене и руководителе оркестра, а как фильм о человеке музыки. Прекрасно изложенные факты и даже детали биографии, хотя живого Олега Леонидовича в фильме практически нет, только статичные фотоснимки. Разве что только он на сцене перед оркестром. Можно было полнее дать и саму музыку. Есть безусловно мелкие проколы. К уже отмеченным Мошковым могу добавить ещё что-то, в том числе и такую деталь: Миткова держит в руках долгоиграющий диск на 33 оборота, а потом ставит его на… патефон, и он играет! [Виниловые долгоиграющие пластинки, появившиеся в 1950-е годы, не «играют», а необратимо разрушаются при воспроизведении на патефоне, который был предназначен для проигрывания совсем другого носителя — шеллачных грампластинок на 78 оборотов в минуту. — Ред.] Но, думаю, что особых оснований ругать создателей фильма нет. И хорошо, что в год 100-летия со дня рождения мэтра такой фильм появился.

Семён Подкар, кандидат социологических наук, Нижний Новгород

..хороший фильм. Ровно такой, какой смогла сделать [Татьяна] Миткова в наших условиях. Сценаристы, писавшие тексты, пусть с некоторыми шероховатостями, но передали тот дух всепобеждающего джаза, который двигал этими людьми, прежде всего Олегом Лундстремом, оставившим нам не только воспоминания, но и добротную музыку. С Лундстремом и его оркестром связана целая эпоха джаза и сопутствовавшей ему популярной музыки, как её называли тогда — эстрадной. Позже мы растащим этот фильм на цитаты и будем спорить о них. Но пусть разночтения в терминологии и трактовках истории джаза не заслонят хорошего доброго чувства, которое дарит фильм. Сам же фильм — прекрасный подарок к столетию маэстро всем нам, ныне живущим: и музыкантам, и любителям джаза

Рафаэль Аваков, «Джаз Арт клуб», Москва

И всё таки без полноценной живой музыки в исполнении оркестра с Олегом Леонидовичем, без воспоминаний живых участников оркестра, многие годы игравших в бэнде при Лундстреме и до сих пор в нем выступающих, без сегодняшней жизни оркестра фильм, на мой взгляд, многое потерял — особенно если учитывать, к какой дате он делался.

Анатолий Вейценфельд, главный редактор AllProSound.ru, Москва

Фильм — попытка подражать стилю документалок [Леонида] Парфёнова. Мягко говоря, посредственная. «Они старались», но…

Цель — рассказать о джазе и джазовом музыканте массовой неджазовой аудитории, и чтобы ей это было интересно. Сомневаюсь, что получилось. Но кто-нибудь точно знает, как это делать? И надо ли?

От лица Олега Лундстрема звучат сомнительные сентенции: надо бы проверить, действительно ли это цитаты из него, или же авторская отсебятина.

Например:

  • «джаз, как известно, изобрели в Новом Орлеане; впрочем, некоторые патриоты тут утверждают, что его родина — Одесса. Впрочем, какая разница, где…» (про Одессу — это известная шутка [Леонида] Утёсова, но Утёсов-то знал, что он шутит, и все знали…)
  • «В 1937 году в СССР джаз считался музыкой толстых»
  • «В Америке большие оркестры — это что-то из прошлого, из классики»
  • «Чёрные получили гражданские права не только благодаря джазу, были и Мартин Лютер Кинг, и Анджела Дэвис, но джаз тоже сыграл свою роль». (Да, вот только [бывшего видного деятеля коммунистической партии США] Дэвис тут и не хватало. Не [комментатор советского Гостелерадио Валентин] Зорин с того света писал текст?)

Общий налет какой-то приблизительности, стремления упростить всё, что можно, и приблизить к стереотипам.

Набор интервьюируемых — за рамками добра и зла (за исключением Фейертага). Да, нет уже Игоря Лундстрема, Юрченко, Гараняна, Григорьева, но есть же Данилин, Школьник, Окунь, есть Рафик Рагимов…

Впрочем, понять личность Олега Лундстрема и попытки не было — только бледное «камео», мало похожее на героя, изрекало всякие банальности.

В общем, фильм не для меня. Надеюсь, что для кого-то.

Сергей Балакирев, звукорежиссёр Государственного оркестра джазовой музыки им. Олега Лундстрема (Москва):

…судя по фильму, оркестра как бы уже не существует. Тогда вопрос: где я продолжаю работать?

Элеонора Колпакова, концертмейстер «Вивальди-оркестра» (Москва)

Где интервью с ныне здравствующими музыкантами оркестра Лундстрема, которые работали, общались с Олегом Леонидовичем, обожали и любили его, а он их? Известно, что корреспонденты должны были приехать на встречу с ними, но потом отказались по непонятной причине…


А вы что думаете по этому поводу, уважаемые читатели? (Поле «добавить комментарий» находится внизу страницы).

Джазовое сообщество обсуждает новый документальный фильм НТВ об Олеге Лундстреме: 18 комментариев

  1. Ну нет ничего плохого в том ,что Татьяна Миткова сотворила этот фильм ! Плохо это то, когда кто-то бегает с пулемётом и стреляет в людей ,грабит и т.д. и т.п. О чём говорить ? Кому нравится, пусть смотрит, а кому нет, то, сами понимаете…..Главное ,чтоб все были живы и здоровы ;-)

  2. ТВ для меня не существует, но на сей раз сделал исключение ибо джаз — тема моей жизни. В течение 2-х минут стало ясно, что «творческий порыв» НТВ приводит к одному и тому же результату независимо от темы «размышлений». Если бы в моей жизни это было первым знакомством с джазом, то навсегда убило бы интерес к нему — желтизна, неграмотность и скука. Жаль что личность Олега Леонидовича, его жизнь посвященная искусству джазовой музыки, пробивавшейся сквозь железобетон советского бытия отразились в фильме НТВ как в старом, покрытом пылью зеркале. Заявленная тема настолько далека и безразлична авторам, что непонятно зачем нужен был сей неблагодарный труд. Впрочем — все было ожидаемо….

  3. Второй раз уже фильм не посмотришь … Остаётся только брюзжать, но не буду. Всё уже сказано выше в комментариях. Документальному джазу на экране в очередной раз не очень повезло. Как тут не вспомнишь «классика», хотели, как лучше …
    Хороша только вечно молодая девочка Таня и когда –то любима по её прежним появлениям на ТВ в бурное время 90-х. Завидую, что побывала в интересных местах.
    Неужели нельзя было привлечь знатоков, чтобы исключить ляпы, которые перечёркивают старания авторов фильма. Всё время приходилось вздрагивать …
    Будем ждать чего-нибудь нового, более удачного о нашей любимой музыке …

    1. К уже собственным словам могу добавить, что музыки (подлинной по теме!!) в фильме действительно мало, нет практически и ветеранов, и нынешних лидеров оркестра УЖЕ ИМЕНИ . Но думаю, что все это вполне объяснимо, — габариты фильма ведь не резиновые. Просто напрашивается продолжение темы. Игорь Вощинин

    2. Почему — не посмотришь? В этом же самом материале, который Вы комментируете, встроен показ фильма. Целиком. Нужно только нажать на «воспроизведение».

      1. Да я здесь и посмотрел … просто второй раз смотреть у меня уже нет желания …

  4. Одного ни в коем случае нельзя было делать Татьяне Ростиславовне. Ей ни в коем случае нельзя было петь в кадре. Потому что автор фильма о музыкальной истории, у которого нет не то что певческого голоса, но отсутствует музыкальный слух — это гомерически смешно и очень жалко.

  5. Имитация величия, как и все остальное!Самый гастролирующий джаз банд в мире?Как же советские комплексы нам мешают до сих пор.В мире не знают ,кто такой Лундстрем.
    Так как не знают ,что есть советский джаз .Знают Шостаковича,Стравинского,Рахманинова.Лундстрем -интеллигентный и обоятельный человек.Жизнь в стиле джаз.Нет и не было советского джаза,но были личности,которые пытались и пытаются играть американский джаз.
    Квинси Джонс в 1985 году пытался понять советских джазменов,которые влюблены в американский джаз без корневых оснований на это.Он же напоминал,что для него Стравинский -самое большое вдохновение,как для джазмена.Его удивляло безразличие русских джазменов к своей культуре и подражание американской.

    1. Полностью согласен с мнением о фильме К.В.Мошкова. Нам, не избалованным вниманием телевидения к джазу, вряд ли следует высокомерно его отвергать. А комментарий г-на Альперина настолько мерзок, что не хочется обсуждать.
      Вы правы, Игорь, этот человек, в свое время мудро выбравший место, где пригреться, теперь поучает нас оттуда. Советского джаза, оказывается, не существует. Алексей Баташев, видимо, этого не знал и всю жизнь занимался его изучением. А русским джазменам следует вдохновляться Стравинским.
      Очень противно

  6. Хочется отметить, что автором фильма проделана безусловно большая работа. Но все же основная ошибка, которую нельзя допускать при создании документального кино о музыканте — это выбор неподходящей музыки к фильму. Музыка из криминальной хроники не имеет никакого отношения к джазу.
    При всей сложности пути Олега Лундстрема его жизнь была наполнена радостью от музыки, а не тоской и печалью. Если оставить все видео материалы и заменить только музыку, фильм сразу же преобразится.

    1. Э-э… возможно, потому, что телеканал «Культура», например, уже сделал и показал несколько фильмов об Олеге Лундстреме? Предмет обсуждения — не канал «Культура» с его 1,5% зрителей, а именно НТВ с его огромной долей аудитории.

      1. К сожалению, НТВ специализируется на создании грязных, пасквильных, антисоветских фильмов. Это ясно с первых кадров и далее смотреть это безобразие (да ещё с ведущей Митковой) я не буду. Imho. Непонятно, почему их фильмы интересны широкой аудитории.

  7. А я откровенно расстроился….Поверхностно, без музыки ЕГО оркестра, много непрофессиональных ляпов…Я имел счастье быть с Ним знакомым, бывать у Него на репетициях, учиться у Него. Без сомнения, он достоин большего и лучшего фильма.

Добавить комментарий для Станислав Халатьянц Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *