Uralskiy horoscho! «Уральский диксиленд» выступил на международном фестивале диксилендов в Дрездене

Наталья Риккер,
Челябинск
Фото: Михаил Зацепин
NR

С 1971 г. в Дрездене, центральном городе германской федеральной земли Саксония, ежегодно проводится Internationales Dixieland Festival Dresden — международный фестиваль диксилендов, старейший в Германии и крупнейший в Европе. В этом году один из самых значительных в мире форумов традиционного джаза открылся 14 мая и принял 36 коллективов из Германии, Дании, Великобритании, Нидерландов, Португалии, Швеции, Швейцарии, Венгрии. Честь нашей страны отстаивал «Уральский диксиленд», единственный в фестивальной афише ансамбль из России.

«Уральский диксиленд» на одной из площадок фестиваля в Дрездене
«Уральский диксиленд» на одной из площадок фестиваля в Дрездене

Челябинские джазмены дали тринадцать концертов на большинстве фестивальных площадок — уличной и клубной сцене, в концертных залах и на официальных приёмах, а также сыграли большой концерт в шествии речной флотилии по реке Эльба.

«Уральский диксиленд» на берегу Эльбы
«Уральский диксиленд» на берегу Эльбы

Контекст

Сложно переоценить значение этой поездки как для «Уральского диксиленда», так и для джазового движения Южного Урала в целом. «Международный диксиленд-фестиваль Дрезден» проводится в течение 47 лет. Каждый год в мае на праздник традиционного джаза приезжают лучшие представители европейской диксилендовой гвардии и звёзды мировой величины. Выбор именно этого ансамбля из Российской Федерации не случаен: «Уральский диксиленд» в Дрездене знают давно. На торжественном приёме, посвящённом открытию фестиваля, его художественный руководитель Йоахим Шлезе напомнил, что первое знакомство с челябинским ансамблем состоялось более тридцати лет назад, в 1986 г., когда Дрезден находился ещё в просоветской Восточной Германии — Германской Демократической Республике.

Йоахим Шлезе приветствует фестиваль 2017 г.
Йоахим Шлезе приветствует фестиваль 2017 г.

Вот как тогда писал об этом журнал «ГДР»:

Вслед за блестящими успехами «Ленинградского диксиленда» в 1979, 1980 и 1985 годах ещё один джазовый ансамбль из Советского Союза — «Уральский диксиленд» из Челябинска — был признан любимцем публики на XVI Международном фестивале диксиленда в Дрездене, организованном радиостанцией «Голос ГДР» и Дворцом культуры города…

В том же 1986 г. в ГДР вышел виниловый альбом с избранными записями концертов XV и XVI фестивалей. Среди коллективов из Шотландии, Швейцарии, ГДР, Чехословакии, Швеции, Италии, Югославии и Дании здесь были два советских состава — Ленинградский и Уральский диксиленды. Заметим, что этот релиз не только задокументировал факт участия уральского коллектива на представительном форуме, но и стал самой первой официально изданной записью «Уральского диксиленда».

COVERВ СССР первая грампластинка ансамбля «Вернись домой, Билл Бейли» (слушать на Deezer — требуется регистрация  | слушать в iTunes) вышла только через год на фирме «Мелодия».
ДАЛЕЕ: продолжение отчёта о выступлениях «Уральского диксиленда» в Дрездене 

Не менее радушно принимали южноуральцев и в 1990 г. на ХХ международном дрезденском фестивале. Тогда наш диксиленд оказался в числе 26 ансамблей из 18 стран. Недолго выходивший в конце советской эпохи журнал «Джаз» назвал событие историческим: число его посетителей было близко к ста тысячам человек!

Яркие воспоминания ветераны коллектива сохранили и от предпоследнего визита в Дрезден в 1999 г. Руководитель ансамбля трубач Игорь Бурко, гитарист Валерий Сундарев и контрабасист Владимир Риккер вспоминают, в первую очередь, стрит-парад эпических масштабов, в ходе которого движущуюся колонну автомобилей с диксилендами из разных стран собрались посмотреть около миллиона зрителей.

Почему же столь продолжительной, на целых 18 лет, оказалась пауза перед очередным выездом в Германию? Вероятно, имел место целый комплекс причин. В начале 2000-х «Уральский диксиленд» практически перестал ездить на зарубежные гастроли (исключением стал концертный тур по Израилю в 2005-м). На первый план у уральских джазменов в этот период вышла внутренняя джазовая жизнь. Диксиленд охотно приглашали на разнообразные фестивали в российские культурные столицы — Москву и Санкт-Петербург, в бывшие союзные республики СССР. Активизировалось фестивальное движение в Челябинске, фактически в недрах «Уральского диксиленда» родился ежегодный джазовый форум «Какой удивительный мир», и коллектив стал его важнейшим звеном. А за рубежом внимание к российскому джазу, по сравнению с постперестроечной порой, перестало быть таким уж пристальным, считает народный артист РФ Игорь Бурко.
ВИДЕО: сюжет канала 74.RU

Приглашение приехать в Дрезден в 2017 году не было спонтанным. Переговоры об участии нашего коллектива в фестивале диксиленда длились три года. Как признал господин Шлезе, главной сложностью оказались не столько творческие, сколько экономические причины. Привезти в столицу Саксонии ансамбль, который живёт и работает за две тысячи километров к востоку даже от Москвы, оказалось дорогим удовольствием. Кстати, столь далёкое по европейским меркам расстояние, как выяснилось, впечатляло многих. Все ведущие, представляя диксиленд из Челябинска, то и дело старались подчеркнуть его географическую принадлежность, а также тот факт, что коллектив является профессиональным и делегирован в Германию Челябинской государственной филармонией. Не меньший интерес к русским испытывала и публика: все до единого концерты в Дрездене проходили при переполненных площадках. А после выступлений к нам нередко подходили люди и сообщали, что специально приехали из других городов послушать этот ансамбль.

«Уральский диксиленд» на открытой площадке в Дрездене
«Уральский диксиленд» на открытой площадке в Дрездене

«Уральский диксиленд» — один из старейших коллективов традиционного джаза на территории бывшего СССР. Увлечённый ранним джазом и творчеством Луи Армстронга, трубач Игорь Бурко собрал первый состав в 1969 году. Разумеется, за почти полувековую историю ансамбль претерпел значительную ротацию, причина которой не только солидный возраст коллектива, но и бурная гастрольная деятельность в советские и первые постсоветские годы.

— Не всем удавалось работать в столь высоком темпе. За несколько десятилетий в оркестре переиграло порядка 200 (!) человек, — вспоминает Игорь Владимирович.

Наиль Загидуллин
Наиль Загидуллин

Впрочем, в последнее время состав достаточно стабилен и собран по известному принципу «сплав молодости и опыта». Вместе со зрелыми музыкантами (гитарист Валерий Сундарев, барабанщиком Виктор Риккер, контрабасист Владимир Риккер, тромбонист Наиль Загидуллин, кларнетист Сергей Пеньков) на сцену выходит молодое поколение — пианист Константин Щеглов, трубач Иван Пона, саксофонист Дмитрий Перминов, певица Кристина Рыжковская. Стоит ли говорить, что «младший» состав перед выездом волновался? Ведь для них это была не просто поездка на престижный фестиваль, но и дебют на европейской сцене в принципе.

«Уральский диксиленд» в клубе Die Tonne
«Уральский диксиленд» в клубе Die Tonne

Как это было

О том, что на сорок седьмом дрезденском фестивале «Уральский диксиленд» заявлен в числе хэдлайнеров, стало известно заранее, когда организаторы прислали полное расписание форума. Челябинцы должны были выступать на самых разных сценах, участвовать в сборных концертах, много играть соло. Именно нашему коллективу наряду с Lamarotte Jazzband из Нидерландов была оказана честь выступить на торжественном приёме в честь официального открытия фестиваля в элитном ресторане Italienisches Dörfchen. И русские, и голландские джазмены внимание организаторов оценили сполна и ответили каскадом горячих диксилендовых пьес «I’ve Found a New Baby», «Alexander’s Ragtime Band» и др. Концерт превратился в своего рода «баттл» — сражение между ансамблями а-ля 1920-е годы. Музыкантов поставили в разные концы зала, что создало эффект музыкальной переклички, которой с не меньшим куражом аплодировали зрители.

Участники «Уральского диксиленда» и Lamarotte Jazzband
Участники «Уральского диксиленда» и Lamarotte Jazzband

Впрочем, это был не первый выход коллективов на фестивальную сцену. Днём ранее «Уральский диксиленд», Lamarotte Jazzband, а также множество немецких ансамблей по традиции выступали с сольными концертами на открытых площадках в Дрезденском зоопарке. Однако услышать друг друга возможности не было; не было её и у автора этих строк, также задействованного в программе «Уральского диксиленда» в качестве ведущей.

Долго перестраиваться к иным музыкальным условиям не пришлось — мгновенной адаптации способствовало ежеминутное одобрение публики всему сыгранному челябинским ансамблем. Слушатели аплодировали сольным эпизодам наших музыкантов, с интересом внимали пьесам советских авторов, народным песням в джазовой обработке. Да и общее социалистическое прошлое (это же Восточная Германия!) дало о себе знать: услышав «Песенку о капитане» Исаака Дунаевского, публика дружно запела!

«Уральский диксиленд» на одной из сцен фестиваля
«Уральский диксиленд» на одной из сцен фестиваля

О репертуаре челябинцев стоит сказать особо: именно он, а также сложные аранжировки Наиля Загидуллина, Валерия Сундарева, Игоря Белоусова, рассчитанные на концертное филармоническое исполнение, заметно отличали «Уральский диксиленд» от других коллективов. Немалая часть ансамблей, приехавших на фестиваль в Дрезден, нередко выступает на улице. Действуя по примеру ранних диксилендов Нового Орлеана, они используют более мобильный инструментарий — тубу или сузафон, а не контрабас, банджо, а не гитару, мегафон или рупор вместо микрофона, компактные барабанные установки снабжают основанием на колёсиках. Таковы, например, немецкие команды Sunshine Brass или Phoenix Brassband, с которыми нашему ансамблю довелось выступать на некоторых площадках. Стоит признать, что регулярная работа в непосредственном контакте с публикой делает своё дело: музыканты весьма раскованны, шоуменят, шутят, танцуют. «Уральский диксиленд», может быть, более сдержанный в проявлении эмоций на сцене, давал фору другим своими аранжировками, предлагал собственное, оригинальное прочтение общеизвестных тем — например, «Ice Cream», «Ja-Da», «Bourbon Street Parade» и др. Кроме того, наш коллектив был чуть ли не единственным коллективом с певицей, которую оценили по достоинству. «Такой тембр, как у Кристины Рыжковской — низкий, богатый обертонами, — ценится в Германии», — говорит помощник директора Молодёжного джазового оркестра Германии Лиза Озе, специально приехавшая встретиться на фестивале с давними российскими друзьями.

Кристина Рыжковская
Кристина Рыжковская

Пожалуй, главное, чего ждали от русского ансамбля, — собственный национальный материал. Опытные Сундарев и Риккер-старший, долго работавшие по европейскому ангажементу в 1990-е, об этом хорошо знали.

Валерий Сундарев
Валерий Сундарев

— Именно русские мелодии привлекали внимание к нам среди сотен исполнителей, — подчёркивает Валерий Петрович Сундарев. — Многие диксилендовые темы публика знает наизусть, а эти пьесы — для неё любопытная новинка.

Замечу, что в арсенале «Уральского диксиленда» — несколько программ, составленных из песен и пьес пионеров советского джаза (Александр Цфасман, Александр Варламов), песен советских композиторов (Исаак Дунаевский, Никита Богословский, Матвей Блантер, Владимир Шаинский и др.), русских и украинских народных песен, городских романсов. И надо признать, этот репертуар весьма востребован на родине. К примеру, театрализованная программа «Весёлые ребята», посвящённая одноимённому фильму Григория Александрова, с успехом идёт на сцене челябинской филармонии несколько сезонов.

Владимир Риккер раздаёт автографы
Владимир Риккер раздаёт автографы

Выбрав самые эффектные номера из своего «русского блока», «Уральский диксиленд» обязательно включал их в программу выступления. И каждый выход на сцену неформально делился на две части: в первой звучала диксилендовая классика, а во второй — русские композиции. Некоторые из них немецкие слушатели уже знали — того же «Капитана» Дунаевского. Ряд произведений поразил их свежестью и красотой мелодии. Так на концерте в ресторане Italienisches Dörfchen горячий приём встретила песня «Уходит вечер» Варламова, на концерте в многотысячном зале Alter Schlachthof публику изрядно повеселила старая юннатская песенка Антона Пришельца «У дороги чибис», с юмором переработанная Наилем Загидуллиным. Народная «Перевоз Дуня держала», благодаря остроумной темповой аранжировке и обилию намёков и цитат на популярные эстрадно-джазовые темы стала настоящим хитом. Услышав её, немецкие слушатели громко аплодировали, кричали браво, танцевали и неизменно требовали сыграть на бис, «Zu gabe!» После концерта переходили на русский, с лёгкой картавостью говоря: «Уральский — хорошо!» (Замечу, что название ансамбля подверглось редукции до одного слова «Уральский» уже в первый день.) А «Дуня», похоже, войдёт и в репертуар других ансамблей. На финальном джем-сешне, который происходил на приёме по случаю завершения фестиваля, банджист группы Sunshine Brass Зигги Козловски даже попросил научить его аккордам этой песни.

«Уральский диксиленд» на пароходе
«Уральский диксиленд» на пароходе

Столь радушное отношение коллег, публики воодушевляло и помогало «Уральскому диксиленду» выдержать интенсивный график работы на фестивале: по два, три, а то и четыре концерта в день. Кстати, именно поэтому выступления многих других гостей фестиваля остались для нас практически за кадром. Дрезденский форум работал как швейцарские часы: (почти) круглосуточно, оперативно и точно, не давая расслабиться и забыть о традиционном джазе ни на мгновение. Уличные площадки сменялись клубными, клубы — концертными залами, залы — стрит-парадом джазовых авто, движением джаз-трамваев, шествием по Эльбе старейшей речной пароходной флотилии.

Дрезденцы приветствуют прохождение флотилии
Дрезденцы приветствуют прохождение флотилии

Но взаимодействие с коллегами из других стран всё же происходило. Челябинцы с воодушевлением участвовали в джем-сешнах с ансамблями из Германии, Голландии, Швеции, Швейцарии. И один из таким джемов с участием «Уральского диксиленда» и дрезденского коллектива Dixie Six, который состоялся в джаз-клубе Die Tonne, можно увидеть на видео.

ВИДЕО: клуб Die Tonne. Дрезден, 17 мая 2017 г. Джем-сешн ансамблей «Уральский диксиленд» (Россия) и Dixie Six (Германия)

— У них есть чему поучиться, — отмечает молодой трубач Иван Пона. — Голландцы Lamarotte Jazzband — отличные шоумены, шведы Papa Pider’s Jazzband, швейцарцы The Bowler Hats превосходно воспроизводят архаичную стилистику, а с Sunshine Brass мы теперь друзья.

Вернувшись домой и едва распаковав чемоданы, коллектив снова окунулся в работу: нужно готовиться к международному фестивалю «Какой удивительный мир», который в первый уик-энд июня 2017 года пройдёт в Челябинске уже в шестнадцатый раз. Ведь выступать перед своими не менее ответственно.

НА БОРТУ




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *