In Memoriam. Пианист и учёный Владимир Виттих (1940-2017)

0
Валерий Коннов VK

В ночь на 18 августа в Самаре скончался учёный и джазовый пианист Владимир Виттих. 9 июля текущего года ему исполнилось 77. Продолжительное время он боролся с тяжёлым заболеванием.

Владимир Андреевич был известным ученым, доктором технических наук, профессором, в последние 20 лет — директором Института проблем управления сложными системами Российской Академии наук (ИПУСС РАН), но он также был джазовым пианистом и сумел оставить яркий след в истории советского джаза.

Владимир Виттих, 2009
Владимир Виттих, 2009

И в моей жизни Володя сыграл очень большую роль.

Нас познакомил в самом начале 70-х трубач Борис Брюханов. Он учился с Виттихом в Куйбышевском Политехе (ныне Самарский государственный технический университет), и там они вместе начинали играть джаз. Какое-то время мы втроём играли у Володи в квартире, где имелся рояль и контрабас, а я приносил «тройник» (малый комплект ударных инструментов. — Ред.). Вспоминаю об этом с удовольствием. Играть с Виттихом было для меня большой школой. Из этих занятий получилась пара передач на Куйбышевском телевидении под названием «Домашнее музицирование».

А в 1974 году Виттих пригласил меня на работу в вычислительную лабораторию кафедры АСУ Куйбышевского авиационного института, где я проработал четыре года, но это предопределило мою профессиональную деятельность на 20 лет вперёд.

В январе 1975 он направил меня в Ленинград, где мы с коллегой три с половиной месяца изучали ЕС ЭВМ, а всё свободное время проводили в джаз-клубе «Квадрат». Это послужило мощным толчком для меня, и я по возвращении в Куйбышев стал активно возрождать деятельность джаз-клуба.

Таким образом, встреча с Володей, Владимиром Андреевичем стала для меня судьбоносной, не побоюсь этого слова.

Безмерно жаль, что уходят такие талантливые люди. Хочу выразить соболезнование родным и близким. Светлая память!

С разрешения авторов предлагаю очерк о Владимире Виттихе из книги Игоря Вощинина и Юрия Хмельницкого «Джаз в Самаре вчера и сегодня», 2013.

Марш энтузиаста Виттиха

Профессор, доктор технических наук, один из руководителей НИИ Академии наук РФ, специалист, активно участвовавший в процессе административной реформы и информатики в правительстве Самарской области, Владимир Виттих занимает в истории джаза губернии особое место, и вот уже более полувека не оставляет музыку.

Владимир Виттих
Владимир Виттих

Вообще же Вова Виттих проявил музыкальные способности довольно рано — в шестилетнем возрасте. Началось, как это часто бывает, с игры. Он ставил перед собой вешалку, превращая её в нотный пульт, на котором раскрывал снятую с книжной полки толстую «Историю ВКПб» и, вглядываясь в строчки, старательно колотил пальчиками по столу, при этом что-то напевая. Нечто подобное он видел в доме у тети, где стояло настоящее пианино. Внимательная мама заметила интерес ребенка к музицированию и отвела его в детскую музыкальную школу. На вступительном прослушивании Вова очень старательно и громко спел «Марш энтузиастов», ставший символом его дальнейшего жизненного пути. «Слух и способности у мальчика имеются, — сказали в школе. — А у вас пианино-то дома есть? Нет? Тогда давайте запишем ребенка в класс скрипки». Но мама была категорически против скрипки и пообещала взять инструмент напрокат. Случилось так, что Володя познавал азы музыки, сидя за одной партой с Лёней Вохмяниным, который сегодня — известный композитор, заслуженный деятель искусств России. После окончания музыкальной школы Владимиру настоятельно рекомендовали продолжить музыкальное образование, но он поступил в Индустриальный институт, как позже оказалось, самый джазовый ВУЗ в городе.

ДАЛЕЕ: продолжение биографического очерка о Владимире Виттихе, МУЗЫКА 

Первое знакомство с джазом у Владимира Виттиха началось в 50-х годах с грампластинок и радиопрограмм Уиллиса Коновера на «Голосе Америки». Тогда же он стал по слуху подбирать популярные мелодии и пытался их сам обрабатывать. Сокурсником Виттиха в институте оказался Борис Брюханов, заболевший джазом с детства, когда впервые услышал трубу Луи Армстронга. Как-то во время очередной студенческой «мобилизации на картошку» Володя увидел и услышал, как Боб «лабает» на баяне знаменитый «Караван», и почувствовал в нем родственную душу. Чуть позже Борис Брюханов стал одним из лучших джазовых трубачей Куйбышева, а с Виттихом их надолго связала любовь к джазу.

В 1958 г. скромный институтский ансамбль Виттиха стал основой для нового оркестра под управлением Льва Бекасова. А еще через год Виттих становится одновременно пианистом оркестра Бориса Любимова, сменив за роялем в Дзержинке одного из авторов этой книги.

Владимир Виттих в оркестре клуба им. Дзержинского. 1959 г.
Владимир Виттих в оркестре клуба им. Дзержинского. 1959 г.

В 1962 г. Владимир Виттих, разумеется, стал одним из организаторов куйбышевского джаз-клуба, но вскоре уехал в новосибирский Академгородок, где активно занимался наукой и защитил кандидатскую диссертацию. Академгородок в легендарные шестидесятые годы был в Советском Союзе подлинным островком свободы. Туда приезжали опальные поэты и писатели, там пел Александр Галич и, конечно же, звучал джаз. Власти смотрели на всё это сквозь пальцы, не решаясь особо беспокоить цвет советской науки.

Tallinn Jazz Festival, май 1967. Ансамбль Владимира Виттиха. Он сам за роялем (крайний слева), с трубой Игорь Широков, справа за барабанами Сергей Беличенко.
Tallinn Jazz Festival, май 1967. Ансамбль Владимира Виттиха. Он сам за роялем (крайний слева), с трубой Игорь Широков, справа за барабанами Сергей Беличенко.

Здесь Владимир Виттих продолжил активные занятия джазом и собрал ансамбль, который выезжал с концертами и в другие города. Триумфальным стало в 1967 г. появление ансамбля на [первом в СССР] международном джазовом фестивале в Таллине. В программе ансамбля была и собственная пьеса Виттиха «Листок из детского альбома», результат увлечения автора музыкой Брубека, Монка и других мастеров современного джаза. Фирма «Мелодия» записала пьесу на сборный виниловый диск рядом с ансамблями США, Швеции, Финляндии и Польши. Таким образом, Владимир Виттих стал первым куйбышевским джазовым музыкантом, записавшимся на грампластинку. Именно куйбышевским, хотя ансамбль на фестивале представлял Новосибирск.
СЛУШАЕМ: Ансамбль Владимира Виттиха на Таллинском джазовом фестивале, 1967 — «Листок из детского альбома»

Сам Виттих считал Академгородок счастливым, но переходным этапом своей жизни, и в 69-м вернулся в Куйбышев. Тем не менее, влияние нашего земляка на развитие новосибирского джаза отмечают все музыковеды. У него в ансамбле играл в то время начинающий барабанщик Сергей Беличенко, сегодня очень известный музыкант и джазовый продюсер. Там же начинал 18-летний трубач Игорь Широков, сегодня живущий и успешно работающий в Германии (Игорь Широков умер в январе 2014 г.: см. биографический очерк «Джаз.Ру». — Ред.) А на Таллинском фестивале Широкова услышал Анатолий Кролл и подошел к Виттиху с просьбой: «Володя, можно я этого юношу заберу к себе в оркестр?». Позже Игорь играл у Лундстрема, у Вайнштейна, у Саульского, выступал и с собственными ансамблями. А в 2008 г. Широков специально приехал в Самару и в Доме ученых на джазовом вечере играл с Владимиром Виттихом, с которым не виделся 40 лет.

Вернувшись в Куйбышев, Владимир Виттих продолжал заниматься наукой, защитил докторскую диссертацию, заведовал институтской кафедрой, возглавлял академический НИИ, хотя музыку не оставил и частенько дома садился за рояль. Его великолепный «Блютнер» сегодня дома на почетном месте, хотя и пережил немало переездов. При очередной смене квартиры рояль не вписался в габариты лестничной клетки, пришлось выставлять оконную раму и подавать инструмент в квартиру строительным краном. Именно в этой квартире потом, к неописуемой «радости» соседей, устраивались концерты трио с участием Виттиха (рояль), Бориса Брюханова (контрабас) и Валерия Коннова (барабаны). Тогдашний музыкальный редактор Куйбышевского телевидения Валентин Шпичинец выпустил две передачи под названием «Домашнее музицирование» с живым участием названного трио.

Владимир Виттих и в науке, и в творческом мире человек сегодня очень известный. Среди его близких друзей — режиссер Эльдар Рязанов. Дружил Владимир и с Андреем Вознесенским. А с Василием Аксёновым они до последних дней писателя постоянно общались и в Москве, и в Самаре, и в США. Профессор Виттих постоянно выезжал на какие-то международные симпозиумы и конференции. Там нередко случались сюрпризы. Так, после симпозиума в американском Бостоне на банкете Виттих сел за рояль и начал играть джаз. Все зарубежные коллеги-ученые дружно раскрыли рты. Владимир решил порадовать устроителей симпозиума и заиграл мелодии из «Серенады Солнечной долины». Позже, к удивлению самого Виттиха, один из американских коллег по науке долго выяснял, что такое он играл и кто такой Гленн Миллер.

Профессор Виттих и студенты
Профессор Виттих и студенты

В Самаре Владимира Виттиха на концертах и дружеских тусовках тоже усаживают за рояль. На бенефисе артиста драмтеатра Бориса Заволокина Владимир вышел на сцену, сел за рояль и к своему ужасу обнаружил, что инструмент никак не реагирует на нажатые клавиши. Какое-то время пианист пытался обуздать строптивый рояль, пока сам Заволокин не вышел на сцену и не отключил заклинивший модератор-заглушку. Артист не стал уходить со сцены и начал петь под аккомпанемент вдруг зазвучавшего рояля. А публика в зале приняла все случившиеся за отрепетированную шутку. Этот случай имел еще одно последствие. Музыкальный руководитель театра Марк Левянт убедил худрука Петра Монастырского, что их театру не к лицу иметь такой безобразный рояль. Вскоре за кулисами появился новый великолепный инструмент, который прозвали роялем Виттиха.

В 90-е годы устроителям джазовых фестивалей раза два удавалось убедить Виттиха выйти на сцену. А в 1999-м он записал в студии на авторский диск известные джазовые мелодии и собственные сочинения, в том числе песни на стихи Марины Цветаевой, Бориса Пастернака и Эльдара Рязанова. Весь тираж диска был раздарен друзьям и коллегам. А Эльдар Рязанов был просто в восторге, получив альбом в канун дня рождения.

Сегодня профессор Виттих — весь в науке. Но сам он считает, что работа ученого и джазового музыканта близки и схожи. Основа джаза — импровизация, в результате которой сиюминутно рождается новая музыка. В науке тоже спонтанно возникают идеи, которые затем в ходе jam session (используя джазовый термин) часто завершаются важным открытием. Да и самой работе ученого присущ джазовый swing — напряжение мысли, азарт, внутренняя энергия, вдохновение и характерное возвышенное состояние души.

СЛУШАЕМ: сольная запись Владимира Виттиха, 1999





реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.