Нью-йоркский трубач Валерий Пономарёв — о сибирском барабанщике Владимире Кирпичёве (1963-2017)

0

Как мы уже сообщали, 3 декабря в Новосибирске в возрасте 54 лет скоропостижно скончался джазовый барабанщик Владимир Кирпичёв.  Один из самых востребованных барабанщиков сибирского региона, он постоянно выступал с джазовыми гастролёрами и местными коллективами не только в родном Новосибирске, но и в Томске, Красноярске, Иркутске, Новокузнецке и других джазовых центрах Сибири. С 1988 и до последних дней жизни Кирпичёв был штатным барабанщиком ансамбля Новосибирской филармонии «Сибирский диксиленд», работал также с эстрадными и рок-проектами.

Владимир Кирпичёв (1963-2017)
Владимир Кирпичёв (1963-2017)

Откликнувшись на печальную новость, небольшой очерк о сибирском джазмене написал знаменитый «русский трубач американского джаза» Валерий Пономарёв. Он родился в Москве в 1943 г., дебютировал как джазовый трубач на первых московских джаз-фестивалях середины 1960-х, с 1973 г. живёт в Нью-Йорке. В 1977-80 гг. играл в составе легендарного ансамбля Jazz Messengers барабанщика Арта Блэйки, с которым записал 11 альбомов. С 1985 г. на американских лейблах, прежде всего Reservoir Music, вышло восемь сольных альбомов Валерия Пономарёва. Он работал в Afro Latin Jazz Orchestra Артуро О’Фаррилла в клубе Birdland, в последние годы постоянно выступает в Нью-Йорке с собственным оркестром Our Father Who Art Blakey, который играет аранжированные Пономарёвым для биг-бэнда пьесы из репертуара Jazz Messengers. В последние 20 лет Валерий Михайлович регулярно приезжает выступать в Россию.

Валерий Пономарёв (Москва, 2016)
Валерий Пономарёв (Москва, 2016)

Краткая версия. Полностью будет напечатано в третьем издании моей книги «На обратной стороне звука» («On The Flip Side Of Sound») на русском и английском языках. 


Лет десять назад, за день до вылета на гастроли в Россию, я выступал со своим квинтетом в знаменитом нью-йоркском клубе «Страна Птиц» (Birdland). Из-за жутких погодных условий наш основной ударник не смог добраться до клуба, и на барабанах оказался совершенно случайный человек.

Ох, и натерпелись мы от него! Вещь за вещью он нёс несусветный бред, и только профессиональная привычка не подавать вида, что в оркестре дело неладно, сохраняла возможность продолжать концерт.

Перед началом наш случайный барабанщик, урождённый американец африканского происхождения, в твёрдой уверенности заявил, что знает, как играть «Блюз Марш» («Blues March», композиция саксофониста Бенни Голсона 1958 г., входившая в репертуар Jazz Messengers до последних дней жизни Арта Блэйки. — Ред.). Когда дошло до этой темы, началось самое ужасное. Парень за барабанной установкой совершенно растерялся и понёс уже такую чушь, что даже из публики донеслись смешки, грозившие в любую минуту перейти в улюлюканье.

На следующий день лечу в Москву, подальше от этого кошмара. В Шереметьево пересаживаюсь на самолёт в Томск. Сибирь в феврале — дело серьёзное. Клуб, счастливая публика, сибирские музыканты. Концерт идёт своим чередом. Вдруг басист говорит: «Давайте сыграем «Блюз Марш»». Меня как тряхануло! Только что отогнанный кошмар навалился на меня всей своей тупой наглостью.

— Нет, не буду.

— Да ладно тебе, не зазнавайся… — и т.д.

Надо было соглашаться. К тому же я твёрдо знал, что хуже, чем в прошлый раз, уже никак не могло быть, и сказал:

— Давай.

В ответ раздалось знаменитое вступление к шедевру Бенни Голсона, которое я слышал несчётное количество раз до, во время и после работы с «Посланцами Джаза».

С раскрытым ртом я уставился на сибиряка, который нота в ноту играл знаменитое соло моего совсем недавнего босса. Не только темп, ноты, нюансы, акценты, даже барабанная дробь — но и сама установка была точно настроена под звучание установки Арта Блэйки.

К тому времени АБ уже находился в другом измерении от нас и мог из него перемещаться куда угодно и когда угодно. Наверняка в этот момент он находился в томском клубе, за полсвета от Нью-Йорка. Во всяком случае, я-то слышал, как он сказал своё знаменитое «Правда невероятнее выдумки».

— Как тебя зовут? — спросил я сибиряка за ударной установкой.

Владимир Кирпичёв.

Царство тебе Небесное, Володя!

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.