Жизнь джазовой кафедры Московского государственного Института культуры глазами завкафедрой: год 6-й

infraПриступив к своему ежегодному «годовому отчету» о работе кафедры эстрадных оркестров и ансамблей Московского государственного института культуры (МГИК, бывший МГУКИ), я конечно, сначала прочла то, что писала в прошлом феврале. Как-то досадно стало, что проблемы, осложнявшие жизнь нашей кафедре и вузу в целом в 2016 году, не только не решились, но их число увеличилось. Жаль, что стрессовая ситуация становится привычной и отнимает массу сил и нервов, которые лучше бы расходовать на что-то позитивное и творческое. Но всё-таки главный итог 2017 года: кафедры факультета музыки МГИК не закрыты, не расформированы, не слиты друг с другом, а это значит — мы выжили. В нашем вузе всё было возможно. И даже то, что струнники остались в составе эстрадной кафедры — это уже не так важно (о них я в отчёте для джазового издания писать не буду). Но всё равно идеи реорганизации витают в воздухе, и что будет, когда мы вернёмся с зимних каникул — никто не знает. Живём как на пороховой бочке.

2017 год нам принёс, конечно же, опять новое начальство. В течение осени сменилась вся прошлая команда. Не успеваем выучивать, кто есть кто и как величают. К счастью, проректор по учебной работе у нас теперь музыкант. Елена Владимировна Показанник пришла к нам из Ростовской консерватории, стала исполнять также обязанности декана музыкального факультета. Возможность говорить с проректором на одном языке — это уже большой плюс.

Выяснилось, что при прежнем начальстве институт «жил не по средствам» (как изящно выразился один из новых проректоров) и накопил огромные долги. Поэтому с 1 октября по приказу нового ректора началось повальное «обрезание» ставок, нагрузки и зарплаты уменьшились на треть. Многим педагогам пришлось уйти. Я сохранила всех — правда, произошла перемена педагога класса фортепиано: жаль, что с нами решил попрощаться Евгений Гречищев, сославшись на большую загруженность. Но он прислал вместо себя достойную замену — ученика Игоря Бриля, опытного педагога Тимура Файзулина. К сожалению, пришлось уменьшать время почти всех индивидуальных и групповых занятий (кроме специального инструмента и оркестра), а значит — и нагрузку, в том числе и себе. И я искренне благодарю всех педагогов кафедры за то, что они продолжают работать, несмотря на эту стрессовую и унизительную ситуацию

Но не будем о грустном.

Какие события стали самыми главными в ушедшем году? Прежде всего — двойной юбилей: 40 лет джазовому образованию в нашем вузе и 25 лет кафедре эстрадных оркестров и ансамблей. Я не буду вдаваться в историю, она есть в начале нашей страницы на «Джаз.Ру». Мы отметили эти события двумя большими концертами в апреле — в вузе и в Центральном Доме работников искусств. Концерты прошли прекрасно!

Концерт 25 ноября в зале «Градский Холл». Лариса Долина, Александр Градский
Концерт 25 ноября в зале «Градский Холл». Лариса Долина, Александр Градский

ДАЛЕЕ: продолжение отчёта профессора Зинаиды Карташёвой

Играли ансамбли и наш биг-бэнд, студенты отдельно и студенты с педагогами, играли выпускники (Яков Окунь, Олег Стариков, Евгений Куликов, Сергей Филатов, Сергей Жилин, Сергей Головня, Роман Иванов, Дмитрий Петров и др.), пели студенты кафедры эстрадно-джазового пения и ее глава Лариса Долина. Она выступала с биг-бэндом в вузе, дала очень хорошую оценку концерту и оркестру и высказала идею устроить осенью большой совместный концерт обеих кафедр.

Концертов таких получилось два — 15 ноября в вузе и 25 ноября в зале «Градский Холл», и посвящены они были 100-летию Эллы Фитцджералд. В первом было много разговоров, фото- и видеоматериалов. Во втором — очень серьёзная программа, в которой были исполнены двадцать две песни с биг-бэндом и ещё три с — малым составом. Лариса Долина представляла студентов и педагогов своей кафедры, часть композиций исполнила сама. В концертах принимали участие Анатолий Кролл, Игорь Бутман, Виктор «Арзу» Гусейнов, Сергей Жилин, Юлия Началова и другие солисты, ансамбль «Непоседы». Это было ярко и празднично. Не буду подробно рассказывать, чего стоили эти праздники. За неделю до 25 ноября ещё разучивались новые партитуры, я допечатывала партии, оркестр репетировал по много часов каждый день, ребята были вымотаны совершенно. Нам ведь министерство даёт прием на курс не 17 мест, как в Российской Академии музыки, а 5-6. Трубачей и тромбонистов — в обрез. Наша основная задача — не удивить, а выжить, сохранить оркестр. Несмотря на предшествующий шквал эмоций и недовольств, Лариса Александровна, представлявшая программу 25 ноября, все-таки сказала в конце концерта, что оркестр с ней справился. Итогом для ребят был очень ценный опыт работы с Анатолием Кроллом, который дирижировал композициями, исполненными Ларисой Александровной (и по полтора бутерброда без чая на 11 часов нахождения в Центре Градского). Название кафедры и моё имя ни в программке, ни в течение концерта упомянуты не были. Но не будем мелочными. Будем жить по системе Станиславского — в предлагаемых обстоятельствах.

Еще одно главное событие года — это Восьмой Всероссийский открытый конкурс молодых джазовых трубачей имени Евгения Савина, который я провела 2 декабря. Из предыдущих семи конкурсов только на один я получила небольшой грант от Министерства культуры. Все остальные я проводила на свои деньги. На этот раз наше новое руководство с интересом встретило мою заявку и выделило мне аж 60 тысяч рублей (включая налоги). Какое количество бумаг я должна была составить и подписать, чтобы получить эту сумму, я рассказывать не буду. Достаточно хотя бы того, что приказ я переделывала раз семь, и три человека, чьи подписи требовались, за это время изменили свои должности. И все равно пришлось вкладывать свои деньги . Не могу не поблагодарить проректора по развитию Сергея Сегеевича Ипполитова, который помог напечатать афиши и дипломы, а главное — опубликовать третье издание методического альбома Евгения Савина «Современное искусство игры на трубе», которое я подарила всем участникам и членам жюри. Пишите, экземпляры еще остались.

Не могу похвастаться тем, что количество участников конкурса увеличилось по сравнению с прошлым годом. Все обстоятельства складывались против этого. Видимо, отчасти это отражение кризисной ситуации, которая сложилась в подготовке трубачей в этом учебном году. Несколько педагогов поменялись в колледже, училище и в музыкальных школах и не успели подготовить учеников. Кто-то не смог привезти детей из Подмосковья, многие болели или накануне, или во время конкурса, наши кадеты-трубачи сдавали какой-то невероятно сложный технический зачёт, и им некогда было готовить программу, ансамбль трубачей из Минска должен был участвовать в этот день в каком-то серьёзном концерте, и т.д. и т.п. За исключением номинации ансамблей, всё-таки все номинации были представлены. Из младшей номинации отличились Всеволод Штепо и Григорий Дядин из Москвы (педагоги Валерий Евсюгов и Михаил Константинов) и Артём Михайчик из Минска (педагог Александр Коротеев).

Артём Михайчик (Минск), концертмейстер Анна Билан.
Артём Михайчик (Минск), концертмейстер Анна Билан.

Из Балашовского филиала Саратовского областного колледжа искусств приехал очаровательный и элегантный юноша Ярослав Тамалинцев (1 премия, педагог Геннадий Савкин).

Ярослав Тамалинцев
Ярослав Тамалинцев

Из вузов были представлены РАМ им. Гнесиных (Егор Балабанов. Гран-при, педагог Пётр Востоков) и наш (Иван Битков, 2 премия, педагог Павел Жулин).

Егор Балабанов с ансамблем РАМ им. Гнесиных
Егор Балабанов с ансамблем РАМ им. Гнесиных

Самой интересной оказалась номинация выпускников, где каждый участник — со своей историей. Анатолий Воробьёв (3-я премия) был учеником Евгения Савина на Ордынке, потом учился у нас на отделении звукорежиссуры, работал. Но Евгений Александрович привил ему такую любовь к трубе, что он не бросил занятия на инструменте. Выпускник нашего вуза Александр Козлов (2-я премия) за годы учёбы на духовом отделении не переставал увлекаться джазом и выступил на конкурсе в новом для себя качестве. Ну а первая премия в этой номинации заслуженно досталась нашему выпускнику класса Евгения Савина, солисту Московского джазового оркестра п/у Игоря Бутмана Денису Попову.

Денис Попов. На ударных Илья Алёхин
Денис Попов. На ударных Илья Алёхин

Особая благодарность — членам жюри, в особенности его председателю Виктору «Арзу» Гусейнову и все последние годы приезжающему к нам в жюри из Минска и привозящему своих учеников Александру Коротееву. Ну и, конечно, самоотверженным минчанам — родителям и концертмейстерам, проделывающим уже не первый год ради участия ребят в конкурсе долгий путь из Минска на машине.

Конечно, были и другие события, такие как участие в начале октября во Всероссийском Фестивале науки.

Концерт 6 октября в МГИК
Концерт 6 октября в МГИК

Оно включало концерт биг-бэнда у нас и лекцию-концерт «Волшебный мир джазовой песни» в МГУ, в котором я представляла истории песен, исполняемых студентами и педагогами вокальной кафедры в сопровождении наших студентов-пианистов, а доцент нашей кафедры Борис Ривчун играл фантазию на темы песен Гершвина. Наши студенты постоянно выступают с вокалистами на фестивалях (даже получают за это дипломы), аккомпанируют им на концертах у нас в вузе и на экзаменах. То есть сотрудничество наших кафедр с приходом Ларисы Долиной и «разворота» вокалистов к джазу постоянно укрепляется.

Концерт, посвященный Международному дню музыки и Дню учителя 5 октября в Учебно-творческом центре МГИК. Поет Юрий Скляров (2 курс), аккомпанируют Вячеслав Косоротов и Виталий Братухин.
Концерт, посвященный Международному дню музыки и Дню учителя 5 октября в Учебно-творческом центре МГИК. Поет Юрий Скляров (2 курс), аккомпанируют Вячеслав Косоротов и Виталий Братухин.

В прошлом году из-за подготовки к концерту 25 ноября, к сожалению, не получилось наше участие в инструментальном «Гнесин-джазе» (в вокальном весной наши ребята аккомпанировали). В других фестивалях и конкурсах участвовали, дипломы получали. К примеру — Виталий Саткулов (класс Александра Гуреева) получил третью премию на ХIII международном конкурсе «Мир джаза» в Ростове.

Биг-бэнд под руководством Александра Гуреева регулярно выступал в «Jam клубе», дал три концерта в джаз-клубе «Дуровъ», был даже приглашен играть в джаз-клубе «Эссе» в Международный день джаза в одном концерте с оркестрами имени Георгия Гараняна и Олега Лундстрема и оркестром п/у Петра Востокова.

Теперь традиционно — о наших лучших выпускниках и студентах персонально.

В 2017 году мы выпустили восемь студентов дневного отделения, среди которых было много лауреатов различных фестивалей: пианистки Евгения Асташкина и Дарья Ткаленко, гитаристы Сергей Харин и Олег Пеньков, барабанщик Артём Коротков, первая труба нашего биг-бэнда Александр Матюнин, которому, к сожалению, пока замены нет. Хорошо себя показали на экзаменах Владислав Ирхин (саксофон) и Андрей Черствов (гитара), «сразивший» всех своим дипломным рефератом, в котором он проанализировал переведённый им учебник джазовой гармонии одного из педагогов колледжа Бёркли. Учёбу на заочном отделении закончили Алёна Рогалёва (саксофон), бас-гитарист Даниил Габдрахманов, гитаристы Мария Резанцева и Антон Мулюкин и наша самая именитая выпускница из этого курса — пианистка Татьяна Жиляева (теперь молодая мама и при том Соколова).

Отмечу лучших и самых активных студентов. 4-й курс: незаменимый Вячеслав Косоротов и уже широко концертирующий Илья Алёхин (ударные), Алексей Офлиян, очаровывающий своим сопрано-саксофоном, трудолюбивая и ответственная староста курса гитаристка Вера Плужникова. 3-й курс: упомянутый уже Виталий Саткулов и его брат-близнец, тоже саксофонист Валерий, бас-гитарист Павел Матвеев, староста курса трубач Борис Третьяков. 2-й курс: трубач Иван Битков, тромбонист Александр Мурыгин, гитаристы Игорь Брежнев и Даниил Харисов, саксофонист Михаил Крутиков. Первокурсники, которые уже в октябре играли в концертах в составе ансамблей и биг-бэнде: Павел Алексеев и Виталий Братухин (саксофон), Сергей Капшин (тромбон), Дмитрий Кудрявцев (бас-гитара), Павел Прозорович (ф-но), Виктор Чаплыгин (гитара).

На заочном отделении у нас есть уже опытные музыканты, которые играют и преподают в Москве и других городах: Фёдор Ляшкевич (саксофон), Сергей Коньков (гитара), Павел Стародубцев (ф-но), Михаил Тикин (тромбон), Максим Львов (ударные) и др.

По причине того, что министерство нам даёт столь небольшое количество мест, не на всех курсах есть полный комплект инструментов для ансамбля: на 4-м нет басиста, на 2-м нет пианиста и барабанщика, на 1-м также нет барабанщика. Чтобы провести государственные экзамены, приходится пользоваться помощью студентов младших курсов и заочников.

В прошлом году кому-то пришло в голову на вступительных экзаменах по музыкально-теоретическим дисциплинам «оптимизировать» процесс (то есть сэкономить на оплате экзаменов теоретикам), и вместо соответствующих числу музыкальных кафедр 11 комиссий объединить всех абитуриентов в две (те, кто поёт и те, кто играет) и провести экзамен в один день. По трое теоретиков-страдальцев принимали экзамен в конференц-залах более чем у ста пятидесяти (!) человек в каждой комиссии до глубокой ночи, а мы на первом курсе лишились трубача и барабанщика.

Так что проблем хватает. Но как-то выплываем. Главное, чтобы не топили.




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *