Гитарист и вокалист Джордж Бенсон отмечает 75-летие: история музыканта и его интервью «Джаз.Ру»

Ким Волошин
интервью: Григорий Дурново
фото: Лена Адашева, Роберт Багдасаров, Павел Корбут
DN

Джордж Бенсон — один из самых успешных джазовых музыкантов современности. Его успех связан с широтой музыкальных вкусов: Бенсон с равным успехом и увлечением исполняет джаз, рок, блюз, соул и поп-музыку. Один из сильнейших гитаристов в джазовой истории, ещё больше Бенсон известен как поп- и R&B певец. Славу среди широкой публики ему принесли именно песни — «Give Me the Night», «Lady Love Me (One More Time)», «Turn Your Love Around», «Inside Love (So Personal)», «In Your Eyes», «This Masquerade». Приятный голос Бенсона находит дополнительную поддержку в его способностях импровизатора и шоумена. Обладатель совершенной гитарной фразировки, округлого, мягкого гитарного тона, незаурядной гитарной виртуозности и весьма выразительного мягкого голоса, хорошо передающего тонкие эмоциональные оттенки, свойственные современному ритм-н-блюзу и соул-музыке в их лучших проявлениях, Джордж Бенсон оказал огромное влияние по крайней мере на два поколения музыкантов и по сей день пользуется широчайшей для джазового музыканта известностью во всем мире. Специалисты говорят, что способность Бенсона и великолепно играть на инструменте, и петь — мягко, привлекательно для самой широкой аудитории  — напоминает о другом великом афроамериканском артисте, только поющий пианист Нат «Кинг» Коул рано ушёл из жизни, а Бенсону судьба подарила долгую и плодотворную творческую биографию, которая продолжается уже более шести десятилетий.

Джордж Бенсон на фестивале North Sea Jazz, Нидерланды (фото © Роберт Багдасаров)
Джордж Бенсон на фестивале North Sea Jazz, Нидерланды (фото © Роберт Багдасаров)

Джордж Бенсон — обладатель десяти премий Grammy, причём в разных номинациях — от поп-аранжировок до джаз-вокала, а также лауреат высшей государственной награды США в области джазовой музыки — премии «Мастер джаза» Национального фонда искусств (NEA Jazz Master, 2009).

Он родился 22 марта 1943 г. в Питтсбурге (штат Пенсильвания), в восемь лет уже играл на гитаре в ночном клубе, первые собственные пластинки записал в 9-летнем возрасте (кстати, как вокалист!), был выгнан из школы за то, что в результате занятий музыкой практически перестал учиться, даже побывал в тюрьме для малолетних правонарушителей… а в 17 собрал свою собственную рок-группу, где играл на электрогитаре, которую отчим сделал ему из подручных материалов. Тогда же Джордж услышал записи джазовых электрогитаристов, сильнейшим образом повлиявших на него — Чарли Крисчена и Уэса Монтгомери, а также великого саксофониста — отца бибопа Чарли Паркера, чья фразировка в значительной степени определила манеру игры Бенсона на гитаре. Особенную роль в его судьбе сыграла встреча с Уэсом Монтгомери, который высоко оценил возможности молодого музыканта и посоветовал Джорджу продолжать профессиональные занятия гитарой. И в 1962 г. юный гитарист уже играл в ансамбле джазового органиста «Братца» Джека Макдаффа.

Джордж Бенсон в 1960-е гг.
Джордж Бенсон в 1960-е гг.

В 1965 г., когда Бенсон впервые собрал собственный джазовый состав, его заметил крупнейший «открыватель талантов» прошлого столетия — импресарио Джон Хаммонд, который устроил ему и первый сольный контракт (сразу с ведущим лейблом тех лет — Columbia), и записи с ярчайшими джазменами эпохи, включая участие в записи альбома великого Майлза Дэйвиса «Miles in the Sky» (1968). В 1968-1976 гг. Бенсон работал с одним из самых ярких и успешных продюсеров тех лет — Кридом Тейлором. Сначала Тейлор записывал Джорджа на лейбле A&M. Именно там в 1969 г. вышел интересный альбом «The Other Side of Abbey Road», на котором всего через пару месяцев после появления на прилавках последнего записанного британской группой The Beatles альбома «Abbey Road» Бенсон не только играет на гитаре, но и поёт гибким, красивым голосом джазовые версии всех песен битловского альбома.
СЛУШАЕМ: Джордж Бенсон «Here Comes The Sun / I Want You (She’s So Heavy)»

ДАЛЕЕ: продолжение биографического очерка, много музыки, ИНТЕРВЬЮ Джорджа Бенсона 

Затем началась работа на собственном лейбле Тейлора — новаторском CTI , продукция которого отражала стремление продюсера создать современно звучащий и в то же время доступный широкой аудитории джазовый стиль, ставший предвестником популярной в 1980-90-е гг. стилистики contemporary jazz. Именно на «Си-Ти-Ай» вышел высоко оцененный критиками альбом Бенсона «Beyond the Blue Horizon» (1971), где с ним играли органист Кларенс Палмер и два участника ритм-секции Майлза Дэйвиса конца 60-х — контрабасист Рон Картер и барабанщик Джек ДеДжоннетт. Как и другие работы того времени, альбом записал в своей студии в Нью-Джерси величайший джазовый звукорежиссёр второй половины прошлого века — Руди Ван Гелдер.
СЛУШАЕМ: George Benson «Beyond The Blue Horizon»

Гитарист немало записывался и на альбомах других артистов «Си-Ти-Ай» — в частности, именно Бенсон играет на гитаре на спродюсированных Кридом Тейлором записях трубача Фредди Хаббарда и саксофониста Стенли Туррентина. На собственных альбомах весь этот период Бенсон искусно балансировал между звучанием фьюжн и традиционным джазовым репертуаром: его игра, с одной стороны, звучала современно, модно, а с другой — была глубоко укоренена в джазовой традиции, что особенно хорошо слышно в его версиях джазовых стандартов.
СЛУШАЕМ: George Benson «The Shadow Of Your Smile» (концертная запись 1972 г.)

Только в 1976 г., когда Бенсон подписал контракт с «мэйджор-лейблом» — фирмой Warner Bros. — и дебютировал на этом лейбле с альбомом «Breezin’», его заметили не только знатоки джазовой гитары, но и массовая аудитория. На альбоме, среди мягких инструментальных пьес в поп-джазовой стилистике, был единственный вокальный трек — песня «This Masquerade». Именно эта изящная песенка буквально вбросила «Breezin‘» на вершину хит-парада альбомов поп-музыки в США. Именно благодаря ей альбом достиг трижды «платинового» объема продаж (сертификат «платиновый диск» в США присуждается Академией звукозаписи альбомам, проданным тиражом не менее одного миллиона экземпляров). И именно она сделала Бенсона поп-звездой.
ВИДЕО: Джордж Бенсон «This Masquerade»

В целом ряде следующих работ, продолжая ту же линию, Бенсон всё сильнее клонился в сторону поп-музыки. Кульминацией этой тенденции стал альбом «Give Me the Night», спродюсированный в 1980 г. легендарным Куинси Джонсом. Сингл с заглавной песней альбома добрался до 4 места в хит-параде поп-музыки журнала Billboard, став крупнейшим по этому показателю хитом Бенсона, а заодно — последним появлением в первой пятёрке поп-синглов США записи в стиле диско, который в начале 1980-х стремительно утрачивал популярность. В последующих записях Джорджа он искусно мигрировал в сторону более традиционного соул и ритм-н-блюза, и в течение 1980-х популярность Бенсона практически затмила его яркие джазовые возможности, и аудитория стала воспринимать его практически исключительно в контексте поп-стилистики. Только в конце десятилетия Бенсон начал вновь обращаться к джазу, возможно — потеряв в массовой популярности, но улучшив свою репутацию у специалистов и коллег, и с тех пор достаточно тонко балансирует на грани джаза и ритм-н-блюза, выпуская как достаточно удачные поп-альбомы, так и джазовые записи — особенно после перехода в 2005 г. на лейбл Concord, обычно ассоциирующийся с джазовым репертуаром.
ВИДЕО: George Benson «Affirmation» (выступление на фестивале North Sea Jazz, 2008)

В России Бенсон впервые выступил в ноябре 2002 г., дав два концерта в Москве — на открытии торгового комплекса «Крокус Сити Молл» и на следующий день в Государственном Кремлёвском дворце (см. репортаж «Джаз.Ру»).

Джордж Бенсон, Антон Баронин, Игорь Бутман (фото © Павел Корбут, 2002)
Джордж Бенсон, Антон Баронин, Игорь Бутман (фото © Павел Корбут, 2002)

Впоследствии он выступал в нашей стране на фестивале «Триумф джаза» и на «Черешневом лесе» с оркестром Игоря Бутмана, где звезда поп-джаза неожиданно для многих предстал перед публикой в амплуа традиционного джазового вокалиста, спев под аккомпанемент российского биг-бэнда несколько «вечнозелёных» стандартов и продемонстрировав сильный, качественный джазовый вокал.

Джордж Бенсон и Биг-бэнд Игоря Бутмана, 2002 (фото © Павел Корбут)
Джордж Бенсон и Биг-бэнд Игоря Бутмана, 2002 (фото © Павел Корбут)

Были и сольные концерты с гастрольным поп-джазовым ансамблем (например, в Государственном Кремлёвском дворце в ноябре 2009), но было и выступление в июле 2012 в рамках мирового турне The Guitar Man Tour. В принципе, к тому моменту многие появления Бенсона на самых разных мировых сценах убеждали в том, что если основную часть своего времени Джордж всё-таки продолжает работать в популярных жанрах, то его любовь к джазу и, главное, умение и желание его играть никуда не делись. Поэтому выход альбома «Guitar Man» (Concord, 2011) не стал такой уж неожиданностью; напротив, многие обрадовались — хватило же у выдающегося гитариста, долгие годы игравшего перед массовой публикой в основном несложные проигрыши в поп- и smooth-песнях, артистической смелости открыть альбом сложным сольным (!) исполнением на гитаре джазового стандарта «Tenderly», включить в альбом полдюжины других джазовых стандартов, а в ансамбль — целый ряд сугубо джазовых музыкантов, в том числе самого многообещающего контрабасиста последних лет — молодого Бена Уильямса, только что получившего Jazz Award в категории «Надежда года». В общем, альбом знаменовал возвращение (пусть, быть может, и временное) замечательного джазового музыканта на джазовую сцену — хотя, конечно, со сцены даже в этом туре звучал не только джаз.
СЛУШАЕМ: Джордж Бенсон — «Tenderly», первый трек альбома «Guitar Man», 2012

В один из приездов в Москву Бенсон дал обозревателю «Джаз.Ру» Григорию Дурново подробное интервью, в котором, среди прочего, попытался объяснить, чем объясняет свой отход от джаза в сторону более простых музыкальных форм.

Джордж Бенсон (фото © Лена Адашева)
Джордж Бенсон (фото © Лена Адашева)

Разделяете ли вы свое творчество на периоды в зависимости от того, какую музыку вы играли? Считаете ли вы, что всегда следовали одному пути?

— Интересно, что вы употребляете слово «периоды», это очень важно. Жизнь делится на периоды, в какой-то момент что-то становится популярным, а потом перестаёт, и что-то другое занимает его место. Если не отдавать себе в этом отчёт, никакой выгоды из своего творчества ты не извлечёшь и просто уйдешь в тень. Я всегда обращал внимание на эти вещи, и тому есть две причины. Во-первых, у меня семеро сыновей, благодаря которым я всё время могу слушать то, что ново именно сейчас. Они указывают мне на то, что я бы никогда не счёл важным, но для них-то это важно, и это-то как раз и играет роль, потому что они — новое поколение. Так они мне сообщают, каким будет будущее музыки. Вот что я пытаюсь делать — я слушаю новое и отмечаю: это мне не нравится, а вот это нравится, может быть, я смогу это использовать в своей музыке.

Сегодня, оглядываясь назад, можете ли вы сказать, что в какой-то момент резко сменили направление, потом вернулись к музыке, которую играли раньше? Например, альбом «Breezin’» — считаете ли вы его сегодня поворотным?

— Очень важно было то, что привело меня к созданию «Breezin’»: я начал осознавать, что мир не един, и чтобы мою музыку слушали и принимали массы, она должна быть узнаваема, слушатель должен легко идентифицировать себя с ней. «Breezin’» удовлетворял меня с обеих точек зрения: я по-прежнему мог делать что-то непростое, использовать свое умение импровизировать, тогда это сработало очень хорошо. А потом случилось безумие вокруг танцевальной музыки, началась эра диско, появилась Донна Саммер. Что делать, если не хочешь умирать? Чтобы выжить, приходилось внедряться — да даже и не приходилось, эти влияния сами отражались в моей музыке. Я стал понимать значение устойчивого ритма. Я обратился и к R&B, это направление позволило мне использовать и ритм, и блюзовые ходы поверх него.
ВИДЕО: George Benson «Breezin’» — концертное исполнение, 1977

Тут люди стали говорить: «Как, Джордж Бенсон был прекрасным гитаристом, а теперь Джорджа Бенсона больше нет, это кто-то другой!» Мне никогда не хотелось ничего на это отвечать, это глупо. Люди сами не знают, чего хотят. Сейчас они хотят одного, две секунды спустя они хотят чего-то другого. Появился Принц — они говорят: «Теперь нам нравится это!» Единственное основание у людей говорить что-то было связано с тем, что я не всегда использовал все свои умения. И тогда я сделал две важных вещи. Я записался с оркестром Каунта Бэйси — это была моя мечта. А кроме того, я поехал в турне с Маккоем Тайнером. Я считаю его величайшим пианистом на земле. Не хочу никого принизить, у нас много потрясающих пианистов. Но Маккой выходит из ряда, поскольку продолжает традицию Джона Колтрейна, его знание джаза и импровизации в соединении с академическим образованием делают его пианистом по-настоящему мирового уровня. Даже русским пианистам следует обратить внимание на его технические навыки.

Джордж Бенсон (фото © Лена Адашева)
Джордж Бенсон (фото © Лена Адашева)

Отзывы о нашем турне были не слишком положительны, многие хотели, чтобы я играл то, что принесло мне известность. Но концерты имели большой успех, мы проехали по Европе, съездили в Японию. Продолжать этим заниматься я не мог, потому что в таком случае я потерял бы все, что наработал к тому времени, ведь у меня были тысячи фанатов повсюду — пять лет понадобилось, чтобы вернуть их обратно. Я обращал внимание на то, что происходит вокруг, и делал правильные шаги, потому что мир продолжал меняться. Как и сегодня: неизвестно, что будет популярным завтра, конца нет.

Мне помогает слух, знания гармонии, теории, чувство ритма, я остаюсь наверху. Сейчас я слушаю произведения, которые созданы людьми какой-то новой ментальности. Новые произведения стали такими простыми! Стало легко играть быстро. Достаточно одной удачной темы, её можно повторять сорок минут, и люди будут довольны. Потом придёт парень и будет поверх этой темы что-то выкрикивать. Безумие — но реальность. Нужно слушать это по второму разу и думать, могу ли я что-то из этого использовать, оставаясь артистом. Я хочу, чтобы люди запомнили меня как артиста. Если они усвоят моё творчество — а им достаточно усвоить определённое количество процентов, — если оно выживет для следующих поколений, значит, я достиг успеха.

Возможно ли сегодня повторить этот опыт возвращения к джазу, съездить в турне с джазовыми музыкантами?

— Будет трудно — не хватает аудитории. Я в свое время с трудом пробивал окно, чтобы добиться расположения публики, и сегодня на наши концерты приходят тысячи и тысячи людей, иногда десятки тысяч. Джазом этого добиться очень трудно. Есть крупные фестивали, они позволяют джазу выживать. Если их не считать, то джаз переживает сложное время.

Джордж Бенсон (фото © Павел Корбут, 2002)
Джордж Бенсон (фото © Павел Корбут, 2002)

Как гитарист и певец, разделяете ли вы эти два ремесла, или для вас это части единого пространства?

— Я понимаю, что успех мне приносят простые формы. Для меня есть два вида музыки — хорошая и плохая. Пятьдесят лет пройдет, и никто не вспомнит названий, но главное — понравилось или нет. И когда я играю, то думаю о двух основных вещах: игре на гитаре и пении. Но они рождаются в одном мозгу. Проще говоря, я не думаю об усложнении того, что играю. Я слышу музыкальную фразу, и мой мозг знает: если я могу её спеть, значит, наверно, могу и сыграть.
ВИДЕО: Джордж Бенсон в Москве, 2015 «At The Mambo Inn»




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *