К 95-летию со дня рождения. Столп оркестрового джаза: трубач, композитор, аранжировщик Тэд Джонс

1
Thad Jones (© William Patterson University)

Очерк был написан для бумажного «Джаз.Ру» №11 (2-2008) и для сетевой публикации актуализирован на 2018 г.

28 марта 2018 исполнилось бы 95 лет трубачу (вернее, корнетисту и флюгельгорнисту) Тэду Джонсу (Thad Jones), со-лидеру одного из самых значимых биг-бэндов второй половины XX века — Thad Jones/Mel Lewis Orchestra. Оркестр продолжает работать и сейчас, в последние десятилетия — под названием The Vanguard Jazz Orchestra, и, как и при своих основателях, по-прежнему играет в старейшем нью-йоркском джазовом клубе Village Vanguard каждый понедельник.

Thad Jones
Thad Jones

Тэд Джонс (полное имя — Таддеус Джозеф Джонс, 1923-1986) принадлежал к музыкальной семье, достижения которой в джазе можно сравнить разве что с достижениями нью-орлеанской семьи Марсалисов — и то Джонсы, скорее всего, окажутся впереди. Отец семейства был инспектором древесного сырья и по совместительству — диаконом баптистской церкви в Понтиаке (штат Мичиган). Понтиак — далёкий северный пригород Детройта, который в те годы был столицей автомобильной промышленности США, огромным городом, где жила большая афроамериканская община, а значит — существовала яркая и оригинальная джазовая сцена. Из семи детей диакона Джонса трое сыновей стали прославленными музыкантами: сам Тэд, его младший брат Элвин Джонс (1927-2004, барабанщик квартета Джона Колтрейна) и старший брат Хэнк Джонс (1918-2010), прославленный бибоповый пианист — он прожил дольше своих младших братьев, уйдя из жизни в возрасте 92 лет (см. биографический очерк «Джаз.Ру» от 2010 года). Другие дети в семье тоже пробовали музыку — правда, у них дальше занятий фортепиано дело не пошло. Для полноты картины добавим, что мать пела, а отец семейства хорошо играл на гитаре.

Hank Jones, Elvin Jones, 2005 (photo © John Abbott)
Hank Jones, Elvin Jones, 2005 (photo © John Abbott)

Тэд, по его словам, решил стать трубачом, посетив концерт Луи Армстронга в Детройте. Дядя подарил мальчику подержанную трубу, но вскоре Тэд сменил её на более архаичный корнет — который стал его основным инструментом на протяжении всей жизни, хотя он регулярно записывался и на трубе.

Корнет (по-научному — корнет-а-пистон) имеет тот же строй, что и труба, однако в XIX столетии был более распространён: считалось, что играть на нём легче, чем на трубе, и проще достичь виртуозности, потому что трубы в то время имели не помповую, как корнет, а «педальную» (поворотную) механику.

Сверху вниз: корнет, педальная труба, современная помповая труба
Сверху вниз: корнет, педальная труба, современная помповая труба

Однако в XX веке конструкторы музыкальных инструментов внесли в устройство трубы радикальные изменения, и труба в результате практически вытеснила корнет из музыки: на корнетах к концу прошлого века играли либо в духовых оркестрах, либо в традиционном джазе. Диксиленд оказался одним из немногих заповедников корнета — возможно, потому, что именно на корнетах играли основоположники раннего джаза, в том числе Луи Армстронг, его учитель — Кинг Оливер, а также сам полумифический первопроходец джазовой трубы Бадди Болден. Тем не менее, некоторые трубачи современного джаза до сих пор играют на корнетах, так как этот инструмент обладает очень своеобразным, отличающимся от трубы тембром — «тёмным» (в академической музыке считалось, что «зловещим») внизу, нежным в первой октаве и довольно жёстким в верхней части диапазона. Именно на корнете и на ещё одном инструменте семейства труб — более мягком и «округлом» по звучанию флюгельгорне — Тэд Джонс играл в биг-бэндах; с более камерными ансамблями он чаще использовал трубу, но есть и записи, где он играет в малых составах на корнете и отчётливо слышно своеобразие тембра этого инструмента.

В школьном оркестре Тэда научили немногому; почти всё, чему он научился на корнете, он освоил по самоучителю. Когда ему было 16, он вместе со старшим братом Хэнком уже играл в полупрофессиональном ансамбле, обслуживавшем школьные мероприятия и танцы. Два года спустя он дебютировал как профессиональный музыкант в ансамбле Конни Коннелла, с которым гастролировал по южным штатам. Грянула Вторая мировая война, и в 1943 г. Тэд Джонс был призван в вооружённые силы США. В основном его служба заключалась в работе на армейских складах, но несколько месяцев перед самой демобилизацией Джонс успел поиграть в оркестре Восьмой военно-воздушной дивизии. В 46-м его уволили из армии; произошло это в Де-Мойне, штат Айова, и Тэд прямо там же нашёл работу в джаз-клубе Silver Slipper, а потом переехал в Оклахома-Сити, чтобы играть в оркестре талантливого мультиинструменталиста Чарлза Янга. «Это был самый талантливый чувак на свете, — вспоминал позднее Джонс. — Он играл на трубе, баритоне, фортепиано, свинговать мог на всём, пел как птица и писал музыку, как чёрт». Правда, Янг вскоре внезапно умер в возрасте 26 лет, и Тэд Джонс возглавил его оркестр. Через шесть месяцев он получил известие о болезни отца, и ему пришлось вернуться в Понтиак.

В детройтской округе Джонс тут же влился в богатую джазовую жизнь Города Моторов. Он играл во множестве детройтских ансамблей и оркестров, и среди его коллег в то время были такие будущие звёзды, как его собственный брат — барабанщик Элвин, гитарист Кенни Бёррелл, пианисты Барри Харрис и Томми Флэнеган. Прославленный контрабасист Чарлз Мингус играл с Тэдом во время своих гастролей в Детройте и отозвался о нём так: «Я только что слышал величайшего трубача в своей жизни. Он использует классическую композиторскую технику, и он первый, кто заставил её свинговать». Именно на принадлежавшем Мингусу и барабанщику Максу Роучу лейбле Debut Тэд Джонс записал свой первый альбом, «Thad Jones» (1954), где его игра звучала в составе двух ансамблей: трио с Мингусом и Роучем и квартета с Мингусом, барабанщиком Кенни Кларком и братом Хэнком на рояле. Следующие два альбома, «Detroit-New York Junction» (Blue Note, 1956) и «The Magnificent Thad Jones» (Blue Note, 1956), укрепили репутацию Тэда как одного из самых ярких молодых музыкантов эпохи.

Обложка альбома, 1956
Обложка альбома, 1956

СЛУШАЕМ альбом «The Magnificent Thad Jones» (Blue Note, 1956)
Тэд Джонс — труба, Перси Хит — бас, Макс Роуч — барабаны, Барри Харрис — фортепиано, Билли Митчелл — тенор-саксофон. Записано в студии Руди Ван Гелдера в Хакенсэке, Нью-Джерси, 14 июля 1956.

В это время — начиная с мая 1954 г. — Джонс уже был солистом оркестра Каунта Бэйси, причём едва ли не чаще всего солирующим трубачом оркестра. Особенно он прославился своим соло в классической теме Вернона Дюка «April In Paris», где иронически вставлял в импровизационную ткань цитату из старинной английской песенки «Pop Goes the Weasel».
СЛУШАЕМ: Count Basie & His Orchestra «April In Paris» (1957)

Кроме того, Джонс писал для оркестра Бэйси аранжировки и музыку: например, на альбоме 1958 г. «Chairman of the Board» (Blue Note) все аранжировки написаны им, а три пьесы им и сочинены; на альбоме 1961 г. «Count Basie & Sarah Vaughan» (Roulette) двенадцать пьес аранжированы Джонсом.

Работа у Бэйси завершилась в 1963 г., и два года Тэд Джонс работал как фрилансер, поиграв в студийном оркестре корпорации CBS и в квинтете с саксофонистом Пеппером Адамсом. А в конце 1965 г. открылась глава биографии Тэда Джонса, навсегда вписавшая его имя в историю джаза: вместе с барабанщиком Мэлом Луисом (которого в русскоязычных публикациях чаще называли Льюис) он создал собственный биг-бэнд, который, начиная с февраля 1966 г., каждый понедельник играл в клубе Village Vanguard. Он играет там и сейчас, вот уже пятьдесят два года подряд.
ВИДЕО: Thad Jones / Mel Lewis Big Band «The Groove Merchant» (1968)
соло на фортепиано — Роланд Ханна, соло на контрабасе — Ричард Дэйвис, дирижирует Тэд Джонс

Оркестр был создан как сборная высококлассных профессионалов, которым не было нужды много репетировать, своего рода побочный проект для всех его участников — коллектив, где устающие от студийной подёнщины матёрые профи могут вечерком в понедельник поиграть что-нибудь креативное; лишь со временем он стал для многих основной работой, и в его составе стали появляться более молодые музыканты, для которых работа у Джонса и Луиса становилась великолепной школой. Среди участников оркестра в разные годы были первоклассные инструменталисты: трубачи Снуки Янг и Джон Фэддис, тромбонисты Боб Брукмайер и Джимми Неппер, саксофонисты Джерри Доджион, Эдди Дэниэлс, Джо Фаррелл, Фрэнк Фостер, Пеппер Адамс, пианисты Хэнк Джонс и Роланд Ханна, басисты Ричард Дэйвис и Джордж Мраз. Сам Джонс в этот период играл в оркестре по большей части на флюгельгорне, так как его более мягкий по сравнению с трубой и тем более корнетом тембр казался Тэду очень важной частью тембровой палитры оркестра. Партитуры оркестра, выполненные в основном Джонсом, представляли собой самое последнее слово в искусстве джазовой аранжировки на тот момент, и самое главное — очень нравились молодым музыкантам, так как, с одной стороны, опирались на всё богатство джазовой традиции, а с другой — часто были основаны на современных восьмидольных ритмах, характерных для рок-музыки. С начала 1970-х аранжировки Джонса стали востребованным учебным материалом для джазовых учебных заведений, в первую очередь два самых его известных сочинения — «Central Park North» (1969) и «A Child Is Born» (1970).
ВИДЕО: Thad Jones / Mel Lewis Big Band «Central Park North» (концертное выступление в Дании, 1969)
соло: Тэд Джонс (флюгельгорн), Снуки Янг (труба), Джером Ричардсон (сопрано-саксофон), Мэл Луис (барабаны)

Нынешний пианист и музыкальный руководитель оркестра, Джим Макнили, писал:

— Кто-то сказал об Арнольде Шёнберге, что его влияние на композиторов первой половины века было исключительным — ты либо сочинял как он, либо сознательно отталкивался от него, чтобы звучать не как Шёнберг. То же самое можно сказать о музыке Тэда Джонса в конце 60-х — начале 70-х, особенно для нас, тогдашних молодых композиторов. Его текстуры, угловатость, шероховатость голосоведения, ритмический восторг, интеграция современных малых составов в контекст биг-бэнда — ты либо делал так же, либо специально уходил от Тэда в другие направления.

Обложка буклета, подготовленного к гастролям оркестра Тэда Джонса - Мэла Луиса по СССР, 1972
Обложка буклета, подготовленного к гастролям оркестра Тэда Джонса — Мэла Луиса по СССР, 1972. Из фондов Центра исследования джаза в Ярославле, коллекция Ростислава Винарова (1934-2011)

Оркестр не только играл в клубе по понедельникам, но и гастролировал: так, его приезд в СССР в апреле-мае 1972 г. по линии «культурной дипломатии» Госдепартамента США стал одним из ярчайших событий начала 70-х для советского джазового сообщества, измученного закрытостью страны за «железным занавесом» — наряду с визитом оркестра Дюка Эллингтона в 1971-м.

Трубач Андрей Товмасян и Тэд Джонс, Москва, 1972
Трубачи Андрей Товмасян и Тэд Джонс, Москва, 1972

Джем с участниками оркестра в московском клубе «Времена года» стал одним из ярчайших событий в жизни советского джазового сообщества и произвёл на советских участников такое впечатление, что, как говорят, минимум четверть из них оказалась в Нью-Йорке, как только в 1973 г. советское правительство ослабило контроль над эмиграцией из СССР.

Внутренние страницы буклета, подготовленного к гастролям оркестра Тэда Джонса - Мэла Луиса по СССР, 1972. Из фондов Центра исследования джаза в Ярославле, коллекция Ростислава Винарова (1934-2011). На фото видны автографы артистов, в том числе справа по вертикали - автограф Тэда Джонса.
Внутренние страницы буклета, подготовленного к гастролям оркестра Тэда Джонса — Мэла Луиса по СССР, 1972. Из фондов Центра исследования джаза в Ярославле, коллекция Ростислава Винарова (1934-2011). На фото видны автографы артистов, в том числе справа вверху — автограф Тэда Джонса.

А характерная сине-красная русскоязычная «госконцертовская» афиша этих гастролей и сейчас украшает стену клуба Village Vanguard прямо напротив входа.

Афиша советских гастролей оркестра видна в правой части кадра, снятого внутри клуба Village Vanguard (photo © NPR)
Афиша советских гастролей оркестра видна в правой части кадра, снятого внутри клуба Village Vanguard (photo © NPR)

Однако именно гастроли стали, как говорят, причиной драматического слома в жизни Тэда Джонса. В 1978 г. он внезапно бросил оркестр и, к огромному удивлению Мэла Луиса и оркестрантов, никому ничего не сказав, уехал в Копенгаген: в Дании в то время жило довольно много американских «джазовых эмигрантов». Поговаривали, что причиной такого решения оказались состоявшиеся незадолго до этого гастроли в Югославии, где на Джонса кто-то напал, повредив ему губу (а для трубача это поистине трагедия). Так или иначе, сам Джонс никогда так и не объяснил своё внезапное бегство. В Копенгагене он женился на живущей в датской столице подданной Швеции, возглавил оркестр Датского радио, преподавал в Королевской консерватории и время от времени записывался в малых составах, в том числе на новом для себя инструменте — вентильном тромбоне.

© Thad Jones Archive at William Paterson University
© Thad Jones Archive at William Paterson University

На фото: Тэд Джонс на церемонии получения звания почётного доктора университета им. Уильяма Паттерсона в Нью-Джерси (1979). Джонс был основателем программы преподавания джаза в этом учебном заведении в 1972 г. и принимал активное участие в работе программы до своего отъезда в Копенгаген. В настоящее время при университете создан Архив им. Тэда Джонса, собирающий связанные с его жизнью и творчеством материалы и документы. Фото любезно предоставил глава Архива д-р Дэвид Дэмзи.

Тэд Джонс со студентами Университета Паттерсона, середина 70-х (photo © Thad Jones Archive at William Paterson University)
Тэд Джонс со студентами Университета Паттерсона, середина 70-х (photo © Thad Jones Archive at William Paterson University)

Только в конце 1984 г. Тэд Джонс ненадолго вернулся в США, где после смерти Каунта Бэйси получил приглашение возглавить его оркестр. В стремлении осовременить звучание прославленного коллектива он заказал новые аранжировки штатным оркестровщикам Бэйси — Фрэнку Фостеру, Эрни Уилкинсу и Фрэнку Уэссу. Но тут у него обнаружились серьёзные проблемы со здоровьем. Тэд Джонс уволился из оркестра, вернулся в Данию и 21 августа 1986 г. умер в Копенгагене от рака в возрасте 63 лет.

12-19 февраля 2018 г. Vanguard Jazz Orchestra — так оркестр называется с 1990 г., когда из жизни ушёл его второй лидер — барабанщик Мэл Луис — играл в клубе Village Vanguard целую неделю в связи со своей 52-й годовщиной. Звучало много музыки Тэда Джонса, в том числе и той, которую Vanguard Jazz Orchestra записал на альбоме 2001 г. «Thad Jones Legacy».

ВИДЕО: документальный фильм «50 лет по понедельникам» (2015)
Фильм подготовлен к 50-летию оркестра как видеоверсия радиопрограммы «Jazz Night in America», которую ведёт на Национальном общественном радио США контрабасист Крисчен Макбрайд.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяПевица Анна Бутурлина представила в Москве новый альбом «Осторожно <музыка>»
Следующая статьяПавел Овчинников: «Триумф детский — перспективы взрослые!» Результаты конкурса и интервью худрука
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. С этим оркестром у меня многое связано, начиная с общения в Москве, встреч в Европе, и, наконец, фатальной репетиции в клубе village vanguard и кончины Мела Луиса. А главное, Тед Джонс был и остается моим великим учителем, мастером джазовой аранжировки.

Добавить комментарий для Николай Левиновский Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.